1 Стебенева_Тематические направления 2015-2016 гг. и сквозные темы русской литературы.pptx
- Количество слайдов: 53
Тематические направления итогового сочинения 2015 -2016 гг. и «сквозные» темы русской литературы КАНДИДАТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ФИЛОЛОГИИ АСОУ Л. В. СТЕБЕНЕВА
Названия тематических направлений итогового сочинения 2015 2016 гг. концептуальны.
Концепт МЫСЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КОТО РОЕ ЗАМЕЩАЕТ В ПРОЦЕССЕ МЫСЛИ НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ МНОЖЕСТВО ПРЕДМЕТОВ, ДЕЙСТВИЙ, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ РОДА (КОНЦЕПТЫ РАСТЕНИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ) (С. А. АСКОЛЬДОВ-АЛЕКСЕЕВ).
Концепт обобщенная мыслительная единица, которая отражает и интерпретирует явления действитель ности в зависимости от образования, личного опыта, профессионального и социального опыта носителя языка и, является своего рода обобщением различных значений слова в индивидуальных сознаниях носителей языка (Д. С. Лихачев).
Концептосфера, по определению Лихачева, — это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. Чем богаче культура нации, ее фольклор, литература, наука, изобразительное искусство, исторический опыт, религия, тем богаче концептосфера народа.
Понимание концепта может быть культурологическим (Ю. С. Степанов): три категории — «концепт» , «культура» и «константа» — тесно связаны. Культура понимается Ю. С. Степановым как совокупность концептов и устойчивых отношений между ними, константа — как концепт, который существует «постоянно или, по крайней мере, очень долгое время» , а сам концепт — как «. . . основная ячейка культуры в ментальном мире человека» .
Семантико-когнитивное направление понимает природу концепта как «единицу мышления» (или «мыслительный образ, единицу универсального предметного кода» ), которая может и не иметь языкового выражения, своего устойчивого «номинативного поля» , рассматривает лексическую и грамматическую семантики языка как средства доступа к содержанию концептов, как средства их моделирования от семантики языка к концептосфере (Е. С. Кубрякова, Н. Н. Болдырев, Е. В. Рахилина, Е. В. Лукашевич, А. П. Бабушкин, З. Д. Попова, И. А. Стернин, Г. В. Быкова и др. ).
Лингвокультурологическое понимание концепта — исследование названных языковыми единицами концептов как элементов национальной лингвокультуры в их связи с национальными ценностями и национальными особенностями этой культуры: направление «от языка к культуре» . Этот подход связан с исчислением и описанием так называемых «ключевых слов» русского языка / русской языковой картины мира (А. Д. Шмелев, И. Б. Левонтина, А. А. Зализняк, отчасти Н. Д. Арутюнова).
В разных подходах к пониманию концепта есть сходства: концепт определяется как дискретная, объемная в смысловом отношении единица, единица мышления или памяти, отражающая культуру народа.
Концепты, отражённые в ЛИТЕРАТУРЕ, представляют собой элементы метасюжета: ДОМ как точка исхода и цель, жизнь человека как ПУТЬ, ЛЮБОВЬ как модальность, движущая сила этого жизненного сюжета. ВРЕМЯ вносит в эти понятия коррективу относительности или вневременной ценности.
Эти ключевые слова только ли элементы метасюжета в литературе? Концепты русской культуры – время, дом, любовь, путь – являются и предметом размышлений писателей на протяжении нескольких литературных эпох. Мы можем наблюдать, как в творчестве писателей развиваются темы– время, дом, любовь, путь. Так же, как и в культуре, эти ключевые слова являются универсальными, «сквозными» темами русской литературы (и не только), онтологическими, по сути. Вот почему важно научить детей видеть, «читать» и понимать концепты русской культуры в литературе.
Таким образом, концептуально названные тематические направления итогового сочинения априори предполагают обращение к личному жизненному опыту, культурной памяти, предполагают личностный подход к написанию сочинения. Художественная (и публицистическая) литература, отражающая концептуальные/ценностные понятия в великом множестве и разнообразии смыслов, даёт возможность пишущему выразить личную позицию.
ВРЕМЯ Основная трудность концепта «время» связана с тем, что время не доступно восприятию ни одного из пяти органов чувств человека. Однако поэты не хотят мириться с таким пустым концептом, они ищут и находят для него чувственно воспринимаемые образы, используя метафоры, сравнения и другие поэтические тропы.
Контексты лексемы ‘время’ в текстах писателей XVIII – первой трети XX вв. открывает множество смыслов, отсутствующих в денотативном значении слова. С ключевым словом ‘время’ часто соседствуют ВЕЧНОСТЬ и МГНОВЕНИЕ.
В ситуации переживания времени почти всегда присутствует волевой компонент – стремление удержать / остановить / «победить» время, в самом широком смысле связанный с памятью, воспоминанием.
В зависимости от оценки поэтической ситуации у разных авторов время бежит, мчится, стремится, несется, но и ползет, тащится, плетется, влачится. ( «В изношенных душах, / Едва тащится время / И каждый миг, как бремя, / Тягчится на плечах» . П. Вяземский, «К подруге» ).
В поэзии исследуемых эпох действие времени всегда оценивается, и в большинстве случаев негативно: время разрушает, уносит, истачивает, подрывает, срезает, косит, губит, убивает, пожирает пространство, царства, народы, человека, чувства.
В меньшем количестве контекстов действие времени расценивается положительно как созидательное: приносит (например, плоды – славу, честь, наслаждение и т. д. ), дает, созидает, лечит; как универсальный закон бытия, с которым лирический герой / личность согласен или смиряется, а в XVIII–XIX вв. этот закон воспринимается как благо – Божественный порядок.
Эмоциональная, волевая и аксиологическая составляющие коннотаций ключевого слова ‘время’ в русской литературе выражают субъективное восприятие времени как некоей могущественной, стремительной стихии (водной, воздушной или иной), которую невозможно удержать, ограничить формой и которой невозможно управлять, однако, воздействующей на человека.
Список повторяющихся в русской поэзии универсальных смыслов времени весьма обширен: вода / река / поток / море, воздух / туман / дым, теченье / полет, птица, крылья, персонификация (старуха, возница, пахарь, жнец, художник), косвенная персонификация (рука, зуб, челюсти, седины), змея, мифологема (смерть, Сатурн, Харон, Крон), смерть как точка времени, жизнь, судьба / рок, пространство / даль, тьма, вечность, мгновение, время (апокалипсис / последние времена, ночь, полдень, год и т. д. ), оборот / круг / кольцо, всевозможные часы и их части, предметы. Еще более внушителен список индивидуально авторских коннотаций времени (особенно в группе время – предмет).
Писатели XVIII и XIX вв. интенсивно разрабатывают поэтическую ситуацию время + поэт / герой и сопутствующие ей: время + вечность, время + мгновение, время + память / воспоминание / забвение. Интерес авторов к ситуации время + поэт появляется еще в XVIII в. и не исчезает ни в одной эпохе. Об этом свидетельствуют многочисленные поэтические манифесты, особенно стихотворения на тему бессмертия поэта и его творчества и противостояния поэта времени (традицию которых начал ещё ломоносовский перевод оды Горация и продолжили многочисленные опыты авторов этой и последующих эпох).
В элегии главная особенность времени-весны – её избыточная метафоричность или даже мифологичность: В беспечных радостях, в живом очарованьи, О дни весны моей, вы скоро утекли. Теките медленней в моем воспоминаньи. А. С. Пушкин, 1821. Именно память наделяет мифологическую весну цветом и качеством вечности – золотистостью. Пределы золотой поры колеблются от немногих лет до нескольких дней / времени суток / часов / минут. Мифическая золотая пора – весна – «живет» в воспоминании, граничащем с воображением.
Другие указания на кратковременность элегической весны-золотой поры – блистание, цветение, увядание. Краткость этого времени предполагает и забвение. Элегическому (цветочному) увяданию сопутствует мотив ранней / безвременной смерти – увядания во цвете лет.
Абсолютно логично заметное сокращение числа образных смыслов ключевого слова ‘время’ во второй и третьей эпохах XIX в. . Это связано с тяготением к «действительности в фактах» , с социальной конкретизацией литературы. Весьма симптоматична и социальная детерминированность поэзии и времени в творчестве Н. Некрасова : «Горькое время – горькие песни» , «Доброе время – добрые песни» , «Современные песни» .
Во второй и третьей эпохах XIX в. помимо отмеченных смыслов и ситуаций возникают культурно исторические коннотации времени – эпохи: новое время, современность, безвременье, оцениваемые разными авторами и положительно, и отрицательно.
Время является предметом глубокой рефлексии русских писателей. Об этом свидетельствуют и многочисленные стихотворения, посвященные новому году, новому веку, временам года, суток. Название «Время» встречается во всех литературных эпохах. В литературе начала XX столетия показательны «Атомы времени» и «Безвременье» у К. Бальмонта, «Вечность» , «Образ вечности» и дважды «Время» у А. Белого, «Образы времен» В. Брюсова, «Когда время останавливается» М. Волошина, «Добрые чувства побеждают время и пространство» М. Кузмина, «Хвала времени» М. Цветаевой и др. .
Проза репрезентирует на уровне сюжетов открытую поэзией ситуацию переживания времени, приведём примеры лишь некоторых иллюстрирующих произведений: 1. Элегическое восприятие времени и противостояние силе его воздействия (И. С. Тургенев «Стой!» , «Как хороши, как свежи были розы…» ; Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» ). 2. Время – история, испытания, выпавшие на долю народа (А. С. Пушкин «Борис Годунов» , «Капитанская дочка» , Л. Н. Толстой «Война и мир» и т. д. , и т. п. ). Кто делает историю? 3. Историческая личность и время (тема Петра I: «А. С. Пушкин «Медный всадник» , «Арап Петра Великого» , А. Н. Толстой «Пётр I» ; и тема наполеонизма, к примеру, в творчестве А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и т. д. ). 4. Революция и гражданская война – исторические испытания России (А. А. Блок «Двенадцать» , М. А. Шолохов «Тихий Дон» , Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» , И. А. Бунин «Окаянные дни» , А. Т. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции» и т. д. ). 5. Ностальгия по уходящей в прошлое Родине, грусть по уходящей дворянской культуре (А. П. Чехов «Вишнёвый сад» , И. А. Бунин «Антоновские яблоки» ).
6. Время – эпоха портрет современной автору эпохи / обличение недостатков и пороков (А. С. Грибоедов «Горе от ума» , А. С. Пушкин «Евгений Онегин» , М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ; настоящее и будущее в произведениях Н. А. Некрасова; спор поколений в романах: «Отцы и дети» И. С. Тургенева и «Война и мир» Л. Н. Толстого и т. п. ). 7. Календарное осмысление и переживание времени: переживание вновь и вновь событий предания и мифологического прошлого с «помощью» календаря (И. С. Шмелёв «Лето Господне» , В. А. Никифоров Волгин «Земля именинница» , «Дорожный посох» , цикл рождественских стихотворений И. А. Бродского, святочные (рождественские) / пасхальные рассказы и стихи русских писателей и т. п. ) 8. Время – предмет размышлений автора (А. П. Чехов «Студент» и др. ).
Выделенные смыслы позволяют не только определить проблематику размышлений о времени, но и сформировать «полку» возможных тем для системной подготовки школьников к итоговому сочинению по направлению «Время» .
ВРЕМЯ Согласны ли вы с утверждением, что прошлое уходит безвозвратно? Портрет поколенья / эпохи: кто создатель? Из какого времени родом мечта: из прошлого, настоящего или будущего? Что такое момент истины? Всегда ли время воспринимается драматично? Время. Какое оно: золотое, горькое, далёкое…? Что сильнее времени? Можно ли вернуть время? Горечь и величие военных лет. Почему нам необходима память о войне? о тяжелых временах? «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А. С. Пушкин) «У истории нет корзины для хлама» (В. Гюго)
время Когда мы чувствуем связь времён? Почему время становится историческим? Может ли человек противостоять силе времени? «Сороковые» (ВОВ в произведениях русской литературы XX века). Человек на границе сиюминутного и вечного. «Век нынешний» и «век минувший» : возможно ли согласие? В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей» ? Кто делает историю: личность или народ (общество)? Когда время быстротечно, а когда течет медленно? Когда время приносит утешение? Образы времени в русской (или мировой) литературе. Всегда ли распадается «цепь времён» ?
Что касается проблематики, можно расширить круг возможных тем, обратившись к фразеологизмам, пословицам, афоризмам. В плане содержания будущих сочинений самую общую подготовку обеспечит обращение к литературоведческим темам, выделенным курсивом (к примеру «Образы времени в поэзии Серебряного века» ). Подобную подготовительную работу можно провести по всем остальным тематическим направлениям. Представим их эскизно.
Дом – семья, гнездо, род, Родина. Представление о порядке в доме, его благоустроении даёт «Домострой» . Именно тогда в русской культуре закладывается мысль о том, что дом это прежде всего дух, закон, традиция. Эта мысль последовательно высказывается в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, «Песне о купце Калашникове…» М. Ю. Лермонтова, в домостроительстве Константина Левина в «Анне Карениной» Л. Н. Толстого, в «Белой гвардии» М. А. Булгакова, в романе «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака и др. , причём границы дома могут раздвигаться до пространства родной страны.
дом Сопутствующие мотивы – мотив возвращения в отчий дом (М. Ю. Лермонтов «Мцыри» и др. ) и мотив разрушения или утраты дома (А. С. Пушкин «Станционный смотритель» , «Дубровский» ; А. П. Чехов «Попрыгунья» , «Вишнёвый сад» , М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» ) и т. п. В русской классической литературе особо выражена «мысль семейная» , в которую входят характерные темы воспитания, семейных отношений, дурной или доброй наследственности.
дом Дом – ось мира, вокруг которой осуществляется личное бытие человека. Мысль о доме спасает (литература о Великой Отечественной войне и т. п. ). Дом – «тихая малая родина» , страна.
ДОМ Согласны ли вы со словами В. Г. Белинского: «Воспитание – великое дело; им решается участь человека…» ? Можно ли прожить без дома? Почему «тихая малая родина» нужна каждому человеку? Роль родительского наставления в жизни человека. Почему так важно сохранять связь между поколениями? Чем может быть ценен для детей опыт отцов? Что такое семейные традиции и зачем они нужны? Какую роль в становлении личности может играть семья? Что такое дом в жизни человека?
дом «Дом – это там, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь Радостным добрым, нежным злым, Еле живым, еле живым…» «Отцы» и «дети» : соперники или союзники? Важно ли человеку получить родительское напутствие? Тема воспитания в русской классической литературе (на примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» , романов А. С. Пушкина, произведений Н. В. Гоголя и др. ). Тема воспитания в современной литературе (А. Алексин, Л. Петрушевская, Д. Рубина, В. Токарева и др. ). Наш родимый очаг находится там, где нас на самом деле любят и ждут.
дом «Дом это там, где твое сердце» ( Плиний Страший) «Где любят нас лишь там очаг родимый» (Байрон) «Счастье охотнее заходит в тот дом, где всегда царит хорошее настроение» (Л. Н. Толстой. ) Путешествовать стоит хотя бы ради того, чтобы потом возвращаться домой! Самая короткая дорога в тот дом, в котором тебя любят и ждут.
Любовь как модальность, как мощный жизненный императив имеет множество направлений: любовь к действию, к идее, состояниям, любовь окружающему миру и его объектам, к природе, к родителям, детям, между мужчиной и женщиной. Напомним, как различны изображаемые чувства в разных литературных эпохах, как по разному воплощаются в произведениях разных художественных методов: в сентиментализме, романтизме, в эпоху «натуральной школы» , модерна или постмодерна.
Прогнозируя обращение большинства школьников к произведениям И. А. Бунина и А. И Куприна, отметим разность концепций любви у этих писателей. С одной стороны, в культуре Серебряного века формировалась философия любви, обоснованная в знаменитой работе Владимира Соловьева «Смысл любви» и развитая затем философами и писателями. С другой стороны, влияние учения Фрейда актуализирует в русской литературе сексуально эротические аспекты отношений между мужчиной и женщиной в дискурсе телесности. Любовь и эрос выступали в русской литературе как две разные и разнонаправленные силы. Эрос, как правило, сила разрушающая, любовь — созидающая.
Близость инстинкта жизни и смерти, открытого венским психиатром, подтверждают такие Бунинские новеллы, как: «Сын» (1916), «Митина любовь» (1924) и «Дело корнета Елагина» (1925). Эту близость обнаруживают также некоторые произведения А. И. Куприна — «Мясо» (1895), «Суламифъ» (1908), «Гранатовый браслет» (1911). При определённой схожести имеются существенные различия в развитии темы любви у этих писателей. У Бунина часто случается внезапная смерть, убийство или самоубийство: автор сталкивает друг с другом две тайны — жизни и смерти ( «Сын» (1916), «Легкое дыхание» (1916), «Митина любовь» (1924)). В этих произведениях смерть пресекает юную жизнь в момент высочайшей напряженности чувств: сильным жизненным ощущениям сопутствует состояние восторга и восхищения перед лицом смерти, которая спасает героя либо от любовного угара, либо от невыносимой боли измены. Герой будто и не испытывает чувства страха перед смертью, этот страх испытывается повествователем.
Куприн в изображении этого чувства придаёт ему вневременной характер. По мнению писателя, для настоящей любви нужен особый талант, как для музыки, живописи, скульптуры, пения, стихотворства. У этих писателей разные источники трагизма. Трагедия любви у Бунина связана, прежде всего, с психологией человека. У Куприна существенную роль играет общественно природный фактор, например, неодинаковое общественное положение, оппозиция цивилизация / натура. У Куприна любовь позволяет одинаково преодолеть как общественные барьеры ( «Суламифь» , «Гранатовый браслет» ), так и деструктивное влияние цивилизованного общества на человека ( «Олеся» ). Любовь в изображении Куприна — это символ очищения, katharsis. Главной же отличительной чертой поэтики и философии любви и эроса у этих авторов являются победа смерти над любовью у Бунина и победа любви над смертью — у Куприна. Художественная реализация любовной проблематики в творчестве Бунина опирается на попытки выявить психологию любви (Фрейд), а у Куприна преобладает воспевание любви как вечного, вневременного закона человеческого бытия.
ЛЮБОВЬ Что важнее: любить или быть любимым? В чём счастье и драма любви? Что такое любовь? (Как на это вопрос отвечают русские поэты? ) Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь. . . (Песн. 8: 6) «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий) Любовь: поединок без победителей? Вы согласны с утверждением В. Г. Белинского: «Любить истинно может только вполне созревшая душа…» ?
любовь Согласны ли вы с мнением А. И. Куприна: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей трагедией в жизни» ? Обоснуйте свою точку зрения. Согласны ли вы с мнением И. А. Бунина: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» ? «Мы в ответе за тех, кого приручили…» (А. де Сент Экзюпери) «Любовь – самая великая сила на земле!» (И. С. Тургенев) Любовь в жизни человека. Что значит любить Родину? Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Ин. 15: 13) Что важнее в любви: отдавать или получать? В чём, по вашему, должна проявляться родительская (сыновья, дочерняя) любовь? Тема любви в лирике А. Фета (и др. ). Тема любви в произведениях И. С. Тургенева (или И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. А. Булгакова).
любовь «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н. Г. Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века. ) «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века. ) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский). (По одному из произведений русской литературы XX века. ) «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XX века. ) «Поэзия — это форма любви» (М. М. Пришвин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века. ) «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт самого себя…» (Б. Л. Пастернак). (По одному из произведений русской литературы XX века. )
ПУТЬ, путешествие, преодоление пространства и приключение – самый древний сюжет эпического произведения, начиная с мифа: герой покидает дом, отправляясь в путь, переживает приключения и возвращается внутренне изменённым. Традиция приключенческого романа и романа путешествия укоренена в зарубежной литературе (Сервантес «Дон Кихот» , Д. Свифт «Приключения Гулливера» , Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо…» и т. д. ), однако, русская классика усвоила эту традицию (А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» , Н. М. Карамзин «Письма русского путешественника» , М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» , Н. В. Гоголь «Мёртвые души» ).
путь Эта тема является сквозной в русской литературе. Её герои – герои пути, поиска смысла жизни, духовных исканий. Причины скитаний и странствий зачастую противоположны: одни герои русской литературы покидают родной дом и скитаются от внутренней неустроенности (традиция байроновского романтизма), другие, не имея угла, странствуют в поисках дома горнего, Отчизны Небесной… Наконец, за судьбами героев проясняется мысль русских писателей о пути России: историческом, метафизическом, мессианском.
ПУТЬ Почему люди странствуют? Путешествие – поиск новых впечатлений или открытие себя? «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» (В. Г. Белинский) Поиски смысла жизни героями русской литературы. «Выхожу один я на дорогу…» (М. Ю. Лермонтов) Какую жизнь можно считать прожитой не зря? Можно ли утверждать, что вера в судьбу отрицает личную ответственность?
путь Почему человек решается идти наперекор судьбе? Можно ли жить без цели? Что делает человека подлинно счастливым? Почему странствия можно назвать возвращением? Что человеку даёт путешествие? Путешествия и скитания в русской литературе. Тема путешествия в мировой художественной литературе. Почему так значима тема странствий и скитаний в русской литературе? Согласны ли вы с мыслью о предначертанности жизненного пути человека? Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?
ГОД ЛИТЕРАТУРЫ Какое произведение русской литературы мы можем назвать «книгой о книгах» ? Какие произведения русской (мировой) литературы мы можем назвать «книгами о книгах» ? Круг моего чтения. Моя любимая книга. Книга, которая меня удивила. Книга-событие в моей жизни. Роль книги в моей семье. На какие вопросы помогла мне ответить литература?
ГОД ЛИТЕРАТУРЫ С каким литературным героем мне хотелось бы встретиться? О чём был бы наш разговор? Книга, которая меня изменила. Какую книгу я бы посоветовал прочесть инопланетянину, чтобы понять человека? Человечество? Произведение А. П. Чехова (и др. : любого автора-юбиляра), которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором. Какие нравственные проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова (и др. : любого автора-юбиляра), Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) Почему многие писатели говорили об очистительной силе страдания? Произведение, которое Вам хотелось бы обсудить с друзьями.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ 1. Гайворонская Л. В. Семантика ключевого слова ‘время’ в русской литературе XVIII – первой трети XX вв. // Вестник МГОУ. Сер «Русская филология» № 5, 2011. С. 89 94. 2. Гайворонская Л. В. Семантика времен года в творчестве А. С. Пушкина: Учебное пособие для вузов. Воронеж: НАУКА ЮНИПРЕСС, 2011. 196 с. 3. Гайворонская Л. В. Память в контексте поэтического у Пушкина // Аспекты литературной антропологии и характерологии. – Воронеж: Воронежский гос. университет; Издательский дом Алейниковых, 2009. С. 82 – 92. 4. Гайворонская Л. В. «Мысль семейная» в творчестве А. С. Пушкина // Семья – малая церковь: Материалы III Задонских Свято Тихоновских образовательных чтений (5 6 декабря 2008 г. ; г. Липецк –Задонск). – Липецк, 2009. – С. 258– 266. 5. Методические рекомендации по подготовке выпускников общеобразовательных организаций к написанию итогового сочинения / сост. Н. А. Левитская, Л. В. Стебенева, Т. М. Фалина, Т. Г. Крапотина; под ред. Т. Г. Крапотиной, Л. В. Стебеневой. – АСОУ, 2015. – 100 с. 6. Попова З. Д. , Стернин И. А. Когнитивная лингвистика и литературоведческий анализ // Универсалии русской литературы. Воронеж: ВГУ, 2009. С. 591 599. 7. Шимоник Д. Любовь versus эрос: проблема универсалий в творчестве Ивана Бунина и Александра Куприна // Универсалии русской литературы. Воронеж: ВГУ, 2009. С. 485 495.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! ВОПРОСЫ? lvstebeneva@mail. ru