Скачать презентацию ТЕМА ЗАНЯТИЯ 1 Философия как система теоретического знания Скачать презентацию ТЕМА ЗАНЯТИЯ 1 Философия как система теоретического знания

Занятие 1. Пс. 6 час..pptx

  • Количество слайдов: 37

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: 1. Философия как система теоретического знания и тип мировоззрения. 2. Философия древнего ТЕМА ЗАНЯТИЯ: 1. Философия как система теоретического знания и тип мировоззрения. 2. Философия древнего мира. 3. Средневековая философия. 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 5. Философия Просвещения 6. Классический этап философии. 7. Западно - европейская философия XIX – XX веков. 8. Русская философия. Основные понятия: Философия, мировоззрение, онтология, гносеология, аксиология, антропология, методология, основной вопрос философии, идеализм, материализм, монизм, дуализм, диалектика, метафизика, гностицизм, агностицизм, рационализм, сенсуализм, буддизм, даосизм, конфуцианство, субстанция, эйдос, объективный идеализм, субъективный идеализм, теология, теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм, патристика, схоластика.

Предмет философии и ее основные задачи Философия - это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных Предмет философии и ее основные задачи Философия - это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей. Ядром философии являются экзистенциальные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть. Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек - мир» . Разделы философии : онтология - учение о бытии; гносеология - учение о познании; аксиология - учение о ценностях; социальная философия; философия истории, антропология.

Формы мировоззрений Мировоззрение - это совокупность наиболее общих взглядов на мир, основанные на этих Формы мировоззрений Мировоззрение - это совокупность наиболее общих взглядов на мир, основанные на этих взглядах убеждения и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентиры. Мировоззрение Мифологическое Религиозное Философское Научное

Основной вопрос философии Онтологический вопрос Гносеологический вопрос Что первично: бытие или сознание? Познаваем ли Основной вопрос философии Онтологический вопрос Гносеологический вопрос Что первично: бытие или сознание? Познаваем ли мир?

Решение первой стороны основного вопроса философии Что первично: бытие или сознание? Материализм Идеализм Решение первой стороны основного вопроса философии Что первично: бытие или сознание? Материализм Идеализм

 Материализм признаёт первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание Материализм признаёт первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи. Идеализм считает, что сознание предшествует материи и творит ее.

Решение второй стороны основного вопроса философии Познаваем ли мир, природа, общество? Мир познаваем Достоверное Решение второй стороны основного вопроса философии Познаваем ли мир, природа, общество? Мир познаваем Достоверное познание мира невозможно Гностицизм Агностицизм

Основные философские направления Материализм Идеализм Наивный (античный атомизм) Объективный идеализм вульгарный Субъективный идеализм естественнонаучный Основные философские направления Материализм Идеализм Наивный (античный атомизм) Объективный идеализм вульгарный Субъективный идеализм естественнонаучный диалектический

монизм дуализм деизм метафизика диалектика гностицизм рационализм агностицизм сенсуализм монизм дуализм деизм метафизика диалектика гностицизм рационализм агностицизм сенсуализм

Проблемы философии 1. Онтологическая - философия исследует наиболее общие вопросы бытия; 2. Аксиологическая - Проблемы философии 1. Онтологическая - философия исследует наиболее общие вопросы бытия; 2. Аксиологическая - определяет основные ценности; 3. Социальная философия – изучает общественную жизнь; 4. Антропологическая – рассматривает основополагающие вопросы бытия человека, происхождения человека, его сущность и основные черты; 5. Гносеологическая – рассматривает вопросы познавательной деятельности человека; 6. Методологическая – основные методы познания, исследования, творчества человека.

Этапы исторического развития философии Индийская, китайская, античная философия – этап становления древней философии. Характерные Этапы исторического развития философии Индийская, китайская, античная философия – этап становления древней философии. Характерные черты философской мысли: 1. Космоцентризм – стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. 2. Проблемы человека, этики и общественного устройства. Философия становится антропоцентричной. В качестве ценностей являются истина, добро и красота.

Философские школы Индии и Китая: 1. Буддизм (Индия) - проблема человека, избавление его от Философские школы Индии и Китая: 1. Буддизм (Индия) - проблема человека, избавление его от страданий путём отказа от желаний и достижение нирваны (просветления). 2. Даосизм (Китай) – все меняется в зависимости от соотношения двух начал – Инь и Ян – источников всякого развития. 3. Конфуцианство (Китай) – философия связана с проблемами этики и воспитания.

Античная философия Период с V в. до н. э. до V в. н. э. Античная философия Период с V в. до н. э. до V в. н. э. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Ксенофан, Эпикур, Пифагор, Сократ, Платон и Аристотель. Основные проблемы философии: - Строение мироздания; Место человека в космосе; Соотношение хаоса и порядка; Проблема причин и источников развития; Проблема идеального устройства государства и правильного поведения граждан.

Материя понималась как общая основа (субстанция) всего существующего, например: 1. Фалес полагал, что всё Материя понималась как общая основа (субстанция) всего существующего, например: 1. Фалес полагал, что всё создано из воды; 2. Гераклит видел в основании мира – огонь; 3. Анаксимен определил в качестве начала – воздух; 4. Анаксимандр вводит абстрактное понятие апейрона; 5. Демокрит вводит понятие атома.

Сократ, Платон и Аристотель Сократ «опускает философию с неба на землю» , создает основу Сократ, Платон и Аристотель Сократ «опускает философию с неба на землю» , создает основу нравственной философии. Платон – представитель объективного идеализма. Он высказывает идею о существовании двух миров. Вводит понятие «эйдоса» . Каждая идея ведет независимое существование, она вечна и неизменна. Аристотель – представитель непоследовательного объективного идеализма. Каждая единичная вещь есть единство «материи и формы» . Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Предельная форма - Бог, пребывающий вне мира.

Средневековая философия II в. – XIV в. Этапы развития I. Патристика (II – VIII Средневековая философия II в. – XIV в. Этапы развития I. Патристика (II – VIII в. ) – Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Августин Аврелий. 1. Апологетика (II – III в. ) – защита и оправдание христианского вероучения 2. Классическая патристика (IV – V вв. ) – систематизация христианского учения 3. Заключительный период (VI – VIII вв. ) – стабилизация догматики

 II. Схоластика (IX – XIV) Периоды схоластики: 1. Ранняя (IX – XI) - II. Схоластика (IX – XIV) Периоды схоластики: 1. Ранняя (IX – XI) - Эриугена, Ансельм Кентеберийский; 2. Зрелая или классическая (XII – XIII) – Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин; 3. Поздняя (XIII - XIV) - Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам , Мейстер Экхарт Основные вопросы схоластики: проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, вопросы бытия Бога, возможности спасения души, спор об универсалиях

Характерные черты философии средневековья: 1. Теоцентризм- Бог есть центр мира. 2. Креационизм – вера Характерные черты философии средневековья: 1. Теоцентризм- Бог есть центр мира. 2. Креационизм – вера в то, что всё существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего. 3. Провиденциализм – вера в божественную предопределённость всего существующего. 4. Эсхатологизм – вера в конец света и действенное ожидание его.

Спор об универсалиях 1. Реалисты (от лат. реалес – вещь) считали, что общие понятия Спор об универсалиях 1. Реалисты (от лат. реалес – вещь) считали, что общие понятия (человек вообще, дом вообще) существуют в реальности, наряду с единичными явлениями. Представители: Эриугена, Ф. Аквинский, А. Кентеберийский. 2. Номиналисты (от лат. номина – имя) полагали, что реальны только единичные вещи, а общие понятия – это лишь слова, названия, с помощью которых люди обобщают единичное. Представители: И. Росцелин, У. Оккам. 3. Концептуализм - реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Представитель – П. Абеляр

Характерные черты эпохи Возрождения: 1. Антисхоластический характер 2. Вопросы, связанные с устройством природы; пантеизм Характерные черты эпохи Возрождения: 1. Антисхоластический характер 2. Вопросы, связанные с устройством природы; пантеизм как главный принцип мировоззрения 3. Антропоцентризм 4. Первые социалистические утопии

Философия Нового времени XVII – XVIII Представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Р. Философия Нового времени XVII – XVIII Представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Д. Беркли, Д. Юм Основные проблемы: - Учение о бытии, учение о познании: субстанция мира и ее свойства; - Соотношение материальной и духовной единиц бытия; - Методы познания, уровни познания; - Причины заблуждений

Характерные черты философии Нового времени (XVII в. ) 1. В центре внимания – человек Характерные черты философии Нового времени (XVII в. ) 1. В центре внимания – человек и его познавательные способности 2. Гносеология становится центром философствования 3. Построение универсального метода и универсальной науки.

Два основных направления философской мысли Нового времени Эмпиризм (сенсуализм) в качестве единственного источника познания Два основных направления философской мысли Нового времени Эмпиризм (сенсуализм) в качестве единственного источника познания признавал опыт, а познавательную способность – сенситивную. Метод - индукция. (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс) Рационализм в качестве метода определил дедукцию; достоверное знание возможно только из разума, который является познавательной способностью человека. . (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)

Философия эпохи Просвещения XVIII в. Представители: Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Философия эпохи Просвещения XVIII в. Представители: Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Монтескье. Основные вопросы: 1. Гносеологическая проблема; В вопросах о природе просветители проводят принципы детерминизма и механистического материализма. 2. Антропологическая проблема. Культурным проектом эпохи явилась «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Д. Дидро, где собраны все достижения и знания человечества.

 Просвещением называют течение в области культурной и духовной жизни, целью которой является замена Просвещением называют течение в области культурной и духовной жизни, целью которой является замена взглядов, основанных на религиозных и политических авторитетах на такие, которые вытекают из требований человеческого разума. Просветители полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и только путём просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах.

Классический этап философии Нового времени (к. XVIII – н. XIX в. ) Просвещение – Классический этап философии Нового времени (к. XVIII – н. XIX в. ) Просвещение – культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Просвещению свойственны демократизм, рационализм, исторический оптимизм. Представители: И. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Л. Фейербах. Их заслуга в формировании целостной, системной картины мира и в разработке диалектического метода его познания.

Основные течения западной философской мысли XIX – XX вв. Период носит название постклассической философии, Основные течения западной философской мысли XIX – XX вв. Период носит название постклассической философии, включает два направления: Рационализм и иррационализм К рационализму относятся: Марксизм, позитивизм, структурализм и др. К иррационализму относятся: экзистенциализм, психоанализ, русская религиозная философия и др. Основные школы: философия воли, философия жизни, неокантианство, марксизм, позитивизм, прагматизм.

Иррационализм Центральными аспектами духовной жизни становятся воля, ощущение, интуиция, бессознательное, воображение, инстинкт. Представители: Шопенгауэр, Иррационализм Центральными аспектами духовной жизни становятся воля, ощущение, интуиция, бессознательное, воображение, инстинкт. Представители: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон, Дильтей, Зиммель, Шпенглер.

Философия воли и философия жизни А. Шопенгауэр создатель философии воли и иррационализма. Сущность жизни Философия воли и философия жизни А. Шопенгауэр создатель философии воли и иррационализма. Сущность жизни и человека он обнаруживает в воле. Воля - бесконечное стремление без цели. Общий взгляд идей объединяет философию Ф. Ницше, А. Бергсона, В. Дильтея – это отказ от понимания бытия в качестве философской категории и замена его понятием «жизнь» . Жизнь есть спонтанный поток становления, который невозможно познать и зафиксировать в рациональных понятиях. Рассудок совершенно беспомощен и должен быть заменён на инстинкт и интуицию.

Экзистенциализм Основатель – С. Кьеркегор. Экзистенциализм (философия жизни) от лат. экзистенция – жизнь, существование. Экзистенциализм Основатель – С. Кьеркегор. Экзистенциализм (философия жизни) от лат. экзистенция – жизнь, существование. Представители: Ж. П. Сартр, К. Ясперс, А. Камю. М. Хайдеггер. За исходное они принимали переживания человека, его интенции, его противоречивое отношение к объективному бытию. Смысл жизни видели или в бунтарстве, или в уходе от жизни (самоубийство, пассивность, «игра со смертью» ).

Позитивизм Основоположник - О. Конт, в истории человеческой мысли выделил три этапа: теологический, метафизический, Позитивизм Основоположник - О. Конт, в истории человеческой мысли выделил три этапа: теологический, метафизический, позитивный. Позитивный этап – этап, когда все явления люди начинают объяснять на основе опыта, эксперимента, положительных данных науки. В XX в. идеи позитивизма развивали: Э. Мах, Р. Авенариус, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап. Основные принципы позитивизма: 1. Опыт – единственный источник знаний; 2. Каждая наука вырабатывает свои принципы исследования объекта; 3. Задача философии – изучение языка и методов науки.

Прагматизм Основатель – И. Бентам. Ввел принцип утилитарности, полезности как основания оценки всех явлений Прагматизм Основатель – И. Бентам. Ввел принцип утилитарности, полезности как основания оценки всех явлений жизни. Представители: У. Джемс, Д. Дьюи, С. Хук, Ч. Пирс. Прагматизм (от греч. прагма – практика, действие, дело) в качестве истины утверждает принцип полезности, практической ценности тех или иных научных положений. «Истинно то, что выгодно, что приносит пользу» .

Марксизм Включает три составные части: философию, политэкономию, теорию научного социализма. В них отражены три Марксизм Включает три составные части: философию, политэкономию, теорию научного социализма. В них отражены три вида классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией: идеологическая, экономическая, политическая. Сущность экономического учения – теория прибавочной стоимости. Сущность политического учения – учение о пяти формациях развития человеческого общества. Теоретической и методологической базой политэкономии и теории социализма является философия в форме диалектического и исторического материализма.

Русская философия Этапы развития русской философии: 1. Становление русской философии XI – XVII вв. Русская философия Этапы развития русской философии: 1. Становление русской философии XI – XVII вв. 2. Русская философия XVIII – первой четверти XIX вв. 3. Русская философия XIX – первая половина XX вв. В первый период сформировалось три направления: религиозное, нравственное, историософское. Второй период – влияние западного просвещения, формируются светский характер философии, материалистические традиции в науке и философии, антропологическая проблема. Третий период - появление двух направлений – западничество и славянофильство.

 «Славянофильство» Представители: И. Кириевский, А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин. Фундаментом мировоззрения является «Славянофильство» Представители: И. Кириевский, А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин. Фундаментом мировоззрения является православие; идеальной моделью правления – монархия; идеальной экономической структурой – крестьянская община.

 «Западничество» Представители: М. Бакунин, В. Белинский, А. Герцен Фундаментом мировоззрения является «философия индивидуальности» «Западничество» Представители: М. Бакунин, В. Белинский, А. Герцен Фундаментом мировоззрения является «философия индивидуальности» : Гуманистические идеи французского просвещения; Идеи исторического развития Гегеля; Основной ценностью и целью общества должен стать индивид, а государство призвано защищать его права и свободы.

Современная западно-европейская философия (XX-XXI вв. ) Получили дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ Современная западно-европейская философия (XX-XXI вв. ) Получили дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т. д. Западно-европейская философия выдвигает ряд идей, в частности идею изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа.