Антропология 2012 [11] Власть и насилие.pptx
- Количество слайдов: 30
Тема XI. Политическая антропология. Власть и насилие.
Как различаются системы власти и политической организации? Любые социальные отношения предполагают использование власти, т. е. способности индивида или групп влиять на других людей. Возможность устанавливать и поддерживать социальный порядок, решать конфликты требует политической организации, под которой понимаются способы, которыми общество поддерживает в целостности свою структуру, и с помощью которых решает задачи, связанные с другими обществами. Децентрализованные и неформальные (бэнд, племя), централизованные и формальные системы политической организации (вождество и государство). Темы лекции
Темы лекции Как формируется политический порядок? Как он работает? "Внутренние" и "внешние" формы социального контроля. Санкции и закон. Использование насилия. Как политические системы приобретают поддержку населения? Роль лояльности и кооперации в децентрализованных системах. Роль насилия и принуждения в централизованных.
1. Власть и политическая организация • Внимание, термины! *власть - способность индивидуумов или групп влиять на деятельность и поведение других людей, даже против их воли, посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. *политическая организация общества - способы, с помощью которых власть распространяется в обществе и становится его составной частью, механизмы, с помощью которых общество создает и поддерживает социальный порядок. Политическая организация общества: определение. Четыре основных типа политических систем: бэнд, племя, вождество и государство (см. таблицу). i. Децентрализованные политические системы. Малочисленные общества, основанные на присваивающем хозяйстве. В то время, как их лидеры не обладают реальной силой, и не способны принуждать членов общества к соблюдению правил, в самом обществе существуют представления, способные выполнять эту функцию. Эгалитарный принцип: место индивидуума в decision making. *технология - совокупность приемов производства и использования орудий труда
1. Власть и политическая организация *технология - совокупность приемов производства и использования орудий труда
2. Политика в децентрализованных обществах • Внимание, термины! *Бэнд, группа (band) - ранняя форма политической организации. Небольшая по численности (от 30 до 50 человек) группа охотников и собирателей, населяющая определенную территорию и периодически разбивающаяся на малые расширенные семейные группы, обладающие полической независимостью. Бэнд объединяет людей, связанных кровными узами, характеризуется отсутствием строгого разделения труда и статусной иерархии. Бэнд: определение. Наименее сложная и наиболее древняя система политической организации. Собирательство и кочевое скотоводство. Группы политических независимых домохозяйств на общей территории. Кровнородственный принцип. Размер: несколько сот индивидуумов. Отсутствие формальной политической системы. Эгалитарный принцип, стремление к консенсусу. Неформальное лидерство. Пример калахарских бушменов. Группы семей, живущих поблизости, связанных родством, имеющие лидера. Лидер (kxau, 'владелец') символически воплощает право всей общины на владение землей/ресурсами, направляет *технология - совокупность пути ее миграций. Не обладает правом на суд. приемов производства Роль публичного мнения, осуждения, слухов. и Роль индивидуальной орудий труда использования мобильности.
2. Политика в децентрализованных обществах Самая известная схема эволюции политических систем типа band - tribe chiefdom - state в современной антропологии была предложена американским антропологом Маршаллом Салинзом (Marshall Sahlins) в работе 1960 г. "Эволюция и культура". *технология - совокупность приемов производства и использования орудий труда
2. Политика в децентрализованных обществах • Внимание, термины! *Племя (tribe) - термином определяется широкий круг кровнородственных групп, объединенных на политическом уровне. Члены племени, как правило, возводят себя к одним и тем же предкам, обладают общей идентичностью, культурой, языком и территорией. Племя: определение. Сложность определения (применялось для описания всякого не-европейского опыта, имело оценочный характер и т. д. ). Зерновое земледелие и пастбищное скотоводство. Размер: высокая плотность населения (выше 1 человека/м 2 - 250 м 2). Общины, обладающие суверенитетом и экономической независимостью, способные образовывать альянсы для разных целей. При достижении цели альянс разваливается. Часто: клановая основа. Неформальное лидерство. Унифицирующие факторы: старейшины кланов. Система линиджей. Система возрастных статусов. Система ассоциаций. Примеры: индейцы навахо (ю-з CША): местные лидеры, обладающие авторитетом, но не - контроля и имеющие *технология формальных средств совокупность приемов производства принуждения. Механизмы принятия групповыхи решений. Бигмены Меланезии (tonowi). использования орудий труда
Бигмен (Республика Вануату, Новые Гебриды, Меланезия) 2. Политика в децентрализованных обществах *технология - совокупность приемов производства и использования орудий труда
Sahlins M. Poor Man, Rich Man, Big Man, Chief; Political Types in Melanesia and Polynesia // Comparative Studies in Society and History. Vol. 5. No. 3. P. 285 -303. 1963. Cравнение политического устройства обществ Меланезии (Новая Гвинения - Фиджи, децентрализованные общества) и Полинезии (Новая Зеландия - Гавайи, вождества). Меланезия. Этно-культурные единства, состоящие из множества автономных самоуправляющихся равных по статусу родовых групп. Бигмены. Персональная власть. Достижение статуса бигмена - производная целой серии действий, которые возвышают личность над остальной массой. Не политический , но персональный статус. Бигмен имеет группу последователей (ок. 80 человек). Только в ней он имеет настоящую власть над людьми, за ее пределами он имеет только славу и косвенное влияние. Соперничество с другими лидерами: символические траты и реципрокность. Бигмен создает и использует социальные отношения, позволяющие ему одержать победу в соперничестве с другими, перераспределять ресурсы в интересах себя и этой группы. Нестабильность группы. Полинезия. Все отдельные группы включены в иерархию, пирамиду, каждое из отделений которой управляется своим вождем. Вожди. Иерархическая система, где одни вожди (линиджи) подчиняются другим. Верховный король контролирует большую территорию. Статус полинезийского вождя связан не с властью над конкретными людьми, но с его лидерством над политическими группами. Власть надперсональна, это система, которая существует независимо от конкретных людей. Претенденты на власть за нее сражаются, "приходят к власти", но не сама их личность порождает власть над группой. Ранг и статус. Устойчивость группы.
3. Политика в централизованных обществах • Внимание, термины! • Вождество (chiefdom) - региональная автономная политическая единица, включающая в себя несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя. Статус индивидуума в вождестве обусловлен тем, насколько близким родственником вождя он является. Централизованные политические системы. Сложные общества: обилие населения, сложные технологии, разделение труда и рынок, позволяющие получить переизбыток продукта. В этих условиях индивид (вождь) или группа (государство) могут получить право контроля над остальными. Вождество: определение. Региональная политическая единица, в которой локальные группы объединяются властью одного вождя. Размер: 5000 - 20000 человек. Статус вождя: пожизненный и наследуемый. Иерархичность системы. Место индивида в иерархии определяется близостью по отношению к вождю. Институт старост. *технология - совокупность Редистрибутивный характер и "суперсложные приемов производства и вождества". использования орудий труда
3. Политика в централизованных обществах Кпелле, народ в Либерии (600 тыс. человек, 1992) и Гвинее (280 тыс. человек) Вожди как судьи, исполнительная власть, осуществляющая надзор, чиновники либерийского правительства, осуществляющие контакт между ним и группой, сборщики налогов и т. п. Дары и подношения. Символы статуса: полигиния, одежды, запрет ручного труда. Каждый из таких вождей располагает сетью вассалов, географически весьма распространенной. *технология снимке: решение совокупность На споров - важная приемов производства и обязанность вождя у использования орудий труда кпелле.
3. Политика в централизованных обществах • Внимание, термины! Государство: определение. *Государство - централизованная политическая система, включающая в себя большое количество людей, проживающих на единой территории. Люди разделены на социальные классы и управляются правительством, обладающим правом и возможностью издавать законы, использовать силу для защиты существующего социального порядка. Централизованная власть: разветвленный административный аппарат (бюрократия), военные силы, и (обычно) официальная религия. Аграрные и индустриальные общества. Узаконенное насилие. Тенденция к нестабильности и изменчивости. *Нация - люди, разделяющие коллективную идентичность, основанную на общих культуре, языке, территории и истории. Проблема cоотношения нации (определение) и государства: мультинациональный характер государств (200 государств на 5000 наций). Исключения: Исландия, Япония, Свазиленд. 73% государств в мире мультинациональны. Курды в Турции и *технология - совокупность Ираке, палестинцы в Израиле. приемов производства использования орудий труда и
3. Политика в централизованных обществах Пример Свазиленда (Южная Африка): национальное государство Свази (народность банту). Фермеры и скотоводы. Символическая роль скота. Двойная монархия (король и его мать), наследственная аристократия. Ритуалы. На обед по случаю Бриллиантового юбилея Елизаветы II король Мсвати III взял старшую жену из четырнадцати.
3. Политика в централизованных обществах Свазиленд: Церемония Умхланга, где десятки тысяч свазилендских девственниц танцуют перед королем. 2006 г. Мсвати III - король Свазиленда с 25 апреля 1986.
4. Политические системы и вопрос легитимности • Внимание, термины! *Легитимность - делегированное на добровольных основаниях группой/обществом право политических лидеров на управление ею. Легитимность лидеров зависит от того, насколько режим их управления соответствует ожиданиям общества, его представлениям о социальной справедливости и гармонии. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Степень реального участия в принятии решений: децентрализованные общества - высокая: высокая личная ответственность. централизованные общества - низкая: принуждение как способ соблюдения порядка. Легитимность: опеределение. Также как и насилие, легитимация есть способ поддержания политической системы, но, в отличие от насилия, она основана на ценностях, которые разделяют все члены данного общества (короли Англии и Франции считали, что имеют божественное право на свой трон и т. д. ). Власть, основанная на легитимности, имеет символический характер и зависит от того, насколько правление соответствует общим ожиданиям членов группы.
5. Политика и религия. Политика и гендер. Политика и религия. Тесная связь. Влияние на право. Влияние на политический порядок (короли Англии и Франции считали, что имеют божественное право на свой трон и т. д. ) Политическое лидерство и гендер. Второстепенное положение женщин. Эквивалентная мужчинам роль в некоторых обществах. Роли "за сценой". Общества с гендерным (равноправием) в политике: ирокезы, igbo в Нигерии. Генрих IV, отлученный от церкви Император Священной Римской Империи у ворот замка папы Григория VII, Каносса, 1077 г.
6. Политическая организация и поддержание социального порядка Способы, которыми разные общества поддерживают социальный порядок. Бэнды и племена: -отсутствие централизованной власти. -зависимость от слухов, критики и страха сверхъестественного. Уапе (Новая Гвинея) Вера в то, что духи предков оберегают дичь от охоты. Стрелок: ружье и патроны ему покупает вся община, а он снабжает ее мясом. Если он промахнется, значит тот, кто дал ему патроны, как-то провинился. Удачная охота зависит от правильного образа жизни всех жителей деревни. Вождества и государства: Насилие и принуждение, регулирующие социальные отношения. *
7. Культурный (внутренний) и социальный (внешний контроль). a) Внутренний (культурный) контроль (Internalized Controls). Бэнд и племя. • Внимание, термины! Контроль посредством верований и ценностей, составляющих часть мировоззрения индивида. Стыд, страх божьего наказания, магических воздействий. (Вера христиан в адские муки). *Культурный контроль - контроль, связанный с представлениями и ценностями, свойственными мировоззрению отдельного индивида. b) Внешний (социальный) контроль (Externalized Controls). *Cоциальный контроль - внешний контроль посредством принуждения. Любое общество. Существует в форме смешения культурного и социального контроля. Социальный контроль - контроль над группой средствами принуждения. Санкции как способ контроля за соблюдением социальных норм. Позитивные санкции (вознаграждение). Негативные санкции (наказание). Формальные и неформальные санкции. Человек в шортах в церкви. Голый человек в церкви. Закон (определение) как система формальных санкций. *Санкция - внешний социальный контроль, направленный на то, чтобы деятельность соответствовала социальным нормам. * Закон - формальные правила социального поведения, нарушитель которых подвергается санкциям.
8. Формы социального контроля: примеры Социальный контроль с помощью ведьм. Азанде (Судан). Никто не хочет прослыть колдуном, поэтому все стараются вести себя прилично. *
9. Закон как система социального контроля Функции закона a) Закон определяет отношения между членами общества и их поведение в разных обстоятельствах. Знание закона позволяет каждому определить пределы своих прав и обязанностей по отношению к другим членам общества. b) Оговаривает правила применения насилия в случае применения санкций. В обществах с централизованной политической системой насилие делегируется правительству и судебной систему. В обществах с децентрализированной системой право использования насилия делегируется пострадавшей стороне. c) Закон способен определять новую расстановку сил в новых обстоятельствах, чутко реагировать на изменения общественных отношений. «Старые правила не работают, давайте их изменим» .
10. Преступность Важная функция негативных санкций: предотвращение нарушения социальных норм. Западные общества: преступления против государства, преступления против частных лиц. Другие общества: этого разделения не существует; все преступления направлены против индивидуумов, семей и т. п. Цель юридических процедур в этих обществах: не наказание преступника, но восстановление социальной гармонии. Как этого можно достигнуть? a) Негоциация (переговоры с достижением консенсуса), медиация (+ третья сторона, не имеющая права решения) b) в вождествах и государствах адъюдикация (adjudication) правосудие представляет собой третью сторону, которой делегировано право выносить решение. Глухой глухого звал к суду судьи глухого, Глухой кричал: "Моя им сведена корова!""Помилуй, - возопил глухой тому в ответ: Сей пустошью владел еще покойный дед". Судья решил: "Чтоб не было разврата, Жените молодца, хоть девка виновата".
10. Преступность Сьюдад-Хуарес называют самым криминогенным городом мира 2009 года, ведь только за первые 10 дней 2010 года в Сьюдад-Хуаресе были убиты, по неофициальным данным, более ста человек. По данным генеральной прокуратуры штата Чиуауа, только за октябрь 2009 года в Сьюдад-Хуарес были убиты 195 человек. Среднегодовая цифра убийств достигла 133 случаев на 100 тысяч жителей города. Для сравнения, в Нью-Йорке на 100 тысяч жителей приходится шесть убийств. С 1993 года в этом городе было зверски убито около 400 женщин. Даже наиболее хорошо развивающаяся отрасль города, похоронная, находится в кризисе после целого ряда угроз, нападений и убийств во время поминок. А остальные 4. 450 трупов? Этот вопрос «Брешь» задала адвокату Оскару Майнесу: «Если убийство было совершено при помощи автоматического или полуавтоматического оружия, то считается, что это было сведение счётов между наркоторговцами, и это дело не рассматривается» .
10. Преступность
10. Преступность Цель юридических процедур в этих обществах: не наказание преступника, но восстановление социальной гармонии. • Если кому-то причинено зло, он хочет отомстить, и в этом нет ничего предосудительного. Иногда месть исцеляет, иногда - нет. С точки зрения цивилизации месть недопустима, поскольку, в противном случае, она запустит механизм эскалации, который вряд ли удастся обуздать. Преступления наказываются. . . Для жертвы наказание имеет колоссальное значение. Не потому, что удовлетворяет его потребность в возмездии - как правило, этого не случается, - а потому, что наказание демонстрирует солидарность с жертвой» . • Эти слова написаны Ианом Филипом Реемстма, которого 33 дня удерживали в заложниках на цепи в маленьком темном подвале. Выйдя на свободу, он написал книгу. В ней - о, ирония - лучше, чем в учебнике и кодексах, представлено состояние человека, оказавшегося в затруднительном положении - в любом затруднительном положении.
10. Преступность Может ли наказание преступника восстановить гармонию в душе пострадавшего? Восстановительное правосудие не стремится любой ценой простить правонарушителя и примирить с ним жертву. Восстановительное правосудие не служит решению мелких проблем. Восстановительное правосудие - не альтернатива тюремному заключению. Восстановительное правосудие не является заменой действующей системы правосудия. Восстановительное правосудие основывается на трех принципах: 1. Право потерпевшего получить компенсацию. 2. Получение от правонарушителя обязательства взять на себя ответственность за свои деяния и возместить причиненный ущерб. 3. Участие сторон и местной общественности в процессе, ставящем своей целью возмещение правонарушителем причиненного потерпевшему ущерба. Восстановительное правосудие рассматривает преступление прежде всего как нанесение вреда, причинение ущерба потерпевшему, а не как в первую очередь нарушение норм уголовного права. Преступление понимается как нарушение равновесия в местном сообществе вследствие причиненного потерпевшему зла.
10. Преступность 10 -летние наблюдения за «выпускниками» тюрьмы на острове Бастой показали, что они менее склонны к рецидиву, чем их «коллеги» из других норвежских тюрем. Немецкий журнал «Шпигель» приводит статистику: в течение 2 -х лет 16% людей с Бастоя совершают рецидив против 20% в среднем по Норвегии (в Германии – 50% после 3 -х лет). За 11 лет на острове зэки не совершили ни одного тяжкого преступления, не зафиксировано ни одного самоубийства.