Скачать презентацию Тема VI Социальная идентичность личность и гендер Скачать презентацию Тема VI Социальная идентичность личность и гендер

Антропология 2012 [6] Личность и гендер (ч.1).ppt

  • Количество слайдов: 40

Тема VI. Социальная идентичность, личность и гендер. Тема VI. Социальная идентичность, личность и гендер.

Идентичность/личность/гендер Воспитывая ребенка, родители адаптируют его личность к системе ценностей и представлений, принятых в Идентичность/личность/гендер Воспитывая ребенка, родители адаптируют его личность к системе ценностей и представлений, принятых в данном обществе. Представления того или иного общества могут весьма отличаться от того, что привычно нам. Разные способы воспитания и их влияние на индивидуальность человека представляют большой интерес для антропологов. На снимке: афганские матери и их младенцы.

Идентичность/личность/гендер 1. Дети, воспитанные животными: Амала и Камала, обнаруженные в 1920 х гг. в Идентичность/личность/гендер 1. Дети, воспитанные животными: Амала и Камала, обнаруженные в 1920 х гг. в индийских джунглях. Синдром Маугли: если дети между 2 – 5 годами изолированы от человеческого общества и воспитываются животными, то научить их человеческому языку практически невозможно, они прочно идентифицируют себя с представителями другого биологического вида. 2. Загадочная история Каспара Хаузера, который в критическом возрасте воспитывался в изоляции. Личностные проблемы его были очевидны. Синдром Хаузера.

Идентичность/личность/гендер 1. Инкультурация (enculturation) продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм Идентичность/личность/гендер 1. Инкультурация (enculturation) продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. Является ли человек tabula raca? (Джон Локк, 1690). Гены и культура. Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей и мотивов поведения. День, когда впервые пришло ко мне самосознание, – я стоял на табурете, тянулся за какой-то банкой и думал: "Я – Владимир Богомяков. Мне четыре года. Я буду вечно". Роль матери и родных. Присвоение имени (naming ceremony). 2. Самоосознание и социальное окружение (behavioral environment). Установки, задаваемые обществом: поведенческое окружение "Я" формируется с помощью разнообразных объектов, отличных от "Я", строится на отличиях, классификациях и символических образах, данных в языке. Объектная ориентация, объяснение, пространственная, темпоральная ориентации, правила и нормы. 3. Личность (personality). Личность - единство неповторимых личностных свойств, выражающихся в том, как человек мыслит, воспринимает мир и поступает. Развитие личности. Пример Маргарет Мид.

Идентичность/личность/гендер Самосознание свойственно не только человеку. Подобно ребенку, глядящему на себя в зеркало, шимпанзе Идентичность/личность/гендер Самосознание свойственно не только человеку. Подобно ребенку, глядящему на себя в зеркало, шимпанзе также узнает себя и отличает себя от других обезьян.

Культуры через призму персональных нарративов ОКЕАНИЯ Но систематическое описание человеческой деятельности проливает весьма мало Культуры через призму персональных нарративов ОКЕАНИЯ Но систематическое описание человеческой деятельности проливает весьма мало света на ментальные установки индивида. . . Мы мало знаем о его рациональном мышлении, о его дружбе и конфликтах с соплеменниками. Личная жизнь индивида почти всегда проходит незамеченной в систематических описаниях культуры народов. Франц Боас. Из предисловия к книге Маргарет Мид «Взросление на Самоа» .

Культуры через призму персональных нарративов CАМОАНСКАЯ ДЕВУШКА Дело обстоит совершенно иначе, когда мы проводим Культуры через призму персональных нарративов CАМОАНСКАЯ ДЕВУШКА Дело обстоит совершенно иначе, когда мы проводим эксперимент с девушкойподростком, принадлежащей к примитивному народу. Она говорит на языке, сами звуки которого необычны, на языке, где существительные становятся глаголами, а глаголы — существительными самым причудливым образом. Иными оказываются и все ее жизненные привычки. Она сидит на земле скрестив ноги, а усадить ее на стул — это значит сделать ее напряженной и жалкой. Она ест пальцами из плетеной тарелки и спит на полу. Ее дом — это просто круг из забитых в землю кольев, накрытый конусообразной пальмовой крышей, с полом из обточенных морем кусков кораллов.

Культуры через призму персональных нарративов CАМОАНСКАЯ ДЕВУШКА Совсем другая и окружающая ее природа. Над Культуры через призму персональных нарративов CАМОАНСКАЯ ДЕВУШКА Совсем другая и окружающая ее природа. Над ее деревней колышется листва кокосовых пальм, хлебных и манговых деревьев. Она никогда не видела лошади, а из животных ей известны только свинья, собака и крыса. Она ест таро, плоды хлебного дерева, бананы, рыбу, диких голубей, полупрожаренную свинину и береговых крабов. И как необходимо было понять глубокие отличия природного окружения, повседневных привычек жизни полинезийской девушки от наших, так же необходимо было осознать, что и социальное окружение этой девушки в его отношении к сексу, детям, личности находится в столь же сильном контрасте с социальным окружением юной американки. Маргарет Мид. Взросление на Самоа.

Культуры через призму персональных нарративов Маргарет Мид и «Взросление на Самоа» Американский этнограф Маргарет Культуры через призму персональных нарративов Маргарет Мид и «Взросление на Самоа» Американский этнограф Маргарет Мид (Margaret Mead, 1901 -1978) исследовала отношения между возрастными группами в традиционных обществах с позиции этнопсихологии. В книге «Взросление на Самоа» (Coming of Age in Samoa, 1928) впервые в истории этнографии был поставлен вопрос о специальном изучении процесса социализации детей в примитивной культуре. Тираж книги превысил 2 млн. экземпляров, она была переведена на 17 языков. Опыт работы Мид на Самоа был воспринят в качестве эталона антропологического полевого исследования.

Маргарет Мид и самоанские девушки, конец 1920 -х гг. Маргарет Мид и самоанские девушки, конец 1920 -х гг.

Взросление на Самоа Место и участники действия В развитых цивилизациях исследователю понадобились бы годы, Взросление на Самоа Место и участники действия В развитых цивилизациях исследователю понадобились бы годы, прежде чем он начал бы понимать силы, действующие внутри их. Вот почему, исследуя проблему юности, я решила не ехать ни в Германию, ни в Россию, а отправилась на Самоа, на один из островов в Тихом океане, расположенный в 13 градусах от экватора и населенный смуглым полинезийским народом. Я женщина и, следовательно, могла рассчитывать на большую доверительность в работе с девушками, чем с юношами. Кроме того, женщин-этнологов мало, и потому наши знания о девушках, принадлежащих к примитивным народам, значительно более скудны, чем знания о юношах. Это и побудило меня обратить преимущественное внимание в моем исследовании на самоанскую девушку-подростка.

Взросление на Самоа Распорядок дня [1] Вся деревня, сонная, непричесанная, начинает шевелиться, протирать глаза Взросление на Самоа Распорядок дня [1] Вся деревня, сонная, непричесанная, начинает шевелиться, протирать глаза и, спотыкаясь, бредет к берегу. «Талофа!» , «Выход в море назначен на сегодня? » , «Ваша милость изволила собраться на ловлю бонито? » . Молодежь сходится со всех концов деревни, держа в руках палки для вскапывания земли, готовая отправиться в глубь острова, на огороды. Люди повзрослее приступают к своим более уединенным занятиям, и под конической крышей каждой хижины воцаряется обычная утренняя жизнь. Женщины несут кипы белья к морю или к ручью на дальнем конце деревни либо отправляются в глубь острова за материалом для плетения. Девочки постарше идут ловить рыбу на риф или усаживаются за плетение новых циновок.

Взросление на Самоа Распорядок дня [2] Солнце поднимается выше над горизонтом, тени, отбрасываемые плетеными Взросление на Самоа Распорядок дня [2] Солнце поднимается выше над горизонтом, тени, отбрасываемые плетеными крышами, густеют, песок начинает жечь, цветы гибискуса вянут на изгородях, а маленькие дети, оставшиеся дома, кричат своим младшим братишкам и сестренкам: «Уходи с солнца!» . Закрывшись циновками от разящего солнца, все, кто остался в деревне, завертывают головы в простыни и ложатся спать. Деревня сонна и мертва. Слова с большим трудом пробиваются через зной. Но вот солнце постепенно садится в море. Спящие просыпаются, может быть разбуженные криком «Лодка!» , прокатившимся через деревню. Рыбаки, усталые и измученные жарой, устанавливают на берегу свои каноэ. Рыбы ярких расцветок разбрасываются на полу или складываются в кучу перед домом, пока женщины не польют на них воду, чтобы снять с них табу.

Взросление на Самоа Распорядок дня [3] Мужчины возвращаются домой из леса, мрачные, нагруженные тяжелой Взросление на Самоа Распорядок дня [3] Мужчины возвращаются домой из леса, мрачные, нагруженные тяжелой ношей. Они кричат, приближаясь к деревне, и их приветствует хор звонких, высоких голосов тех, кто остался дома. Затем они собираются в доме для гостей, чтобы выпить вечерней кавы. Эхо разносит по всей деревне мягкие хлопки в ладоши и громкий голос вождя, подноcящего каву. Девушки собирают цветы, чтобы сплести ожерелья; дети, освеженные сном и свободные от домашних забот, ведут свои хороводы в полутенях угасающего дня. После ужина стариков и маленьких детей спроваживают в постель. Если у молодых людей гости, то им уступают переднюю часть дома, ибо день — время советов стариков и трудов юности, а ночь предназначена для более легкомысленных дел.

Взросление на Самоа Распорядок дня [4] Если над деревней светит луна, то группки молодых Взросление на Самоа Распорядок дня [4] Если над деревней светит луна, то группки молодых людей обоего пола, но двое, по трое, идут через деревню, а стайки ребятишек ловят береговых крабов или шумно гоняются друг за другом среди хлебных деревьев. Группа юношей может пуститься в пляс в честь какой-нибудь девы, прибывшей из соседней деревни. Многие из тех, кто уже лег спать, привлеченные звуками веселой музыки, накидывают на себя свои простыни из тапы и отправляются смотреть на танцующих. Толпа, одетая в белое и какая-то призрачная, собирается вокруг ярко освещенного дома — кольцо людей, от которого время от времени отделяются парочки и уходят в тень деревьев. Иногда деревня не спит далеко за полночь. Но затем уже наконец слышен мягкий рокот воды у рифа и шепот влюбленных. Деревня же спит до рассвета.

Взросление на Самоа Воспитание девочки [1] М. Мид характеризует время младенчества и детства самоанской Взросление на Самоа Воспитание девочки [1] М. Мид характеризует время младенчества и детства самоанской девочки как самый тяжелый по количеству обязанностей период жизни. От рождения до четырех-пяти лет воспитание ребенка сводится к необходимым запретам. Ребенок должен быть абсолютно послушным, чего, однако, трудно достичь, ибо, как правило, никто не обращает внимания на то, чем занимаются маленькие дети. К шести -семи годам девочка хорошо усваивает главные запреты, и потому ей можно поручить заботу о младшем. Таким образом, ответственность за младшего служит инструментом дисциплины и социализации старшего ребенка. Главная нянька — обычно девочка шести-семи лет. У нее не хватит сил даже поднять ребенка, которому более полугода.

Взросление на Самоа Воспитание девочки [2] Основное дело девочки - обязанности няньки. Воспитание девочек Взросление на Самоа Воспитание девочки [2] Основное дело девочки - обязанности няньки. Воспитание девочек по сравнению с воспитанием мальчиков менее всесторонне: мальчики не только проходят дисциплинирующую школу нянченья малышей, но и быстро получают богатые возможности научиться эффективно сотрудничать под руководством своих старших товарищей. У девочек высоко развито чувство индивидуальной ответственности, но их окружение мало учит их эффективной кооперации. Это особенно заметно, когда молодежь проводит какое-нибудь совместное мероприятие. . . Когда девочка набирается достаточных сил, чтобы переносить тяжести, забота о детях перекладывается на плечи ее младшей сестры. Но в этот период на ее попечении продолжает оставаться домашнее хозяйство.

Взросление на Самоа Воспитание девочки [3] Разжечь очаг или трубку, принести питье, успокоить ребенка, Взросление на Самоа Воспитание девочки [3] Разжечь очаг или трубку, принести питье, успокоить ребенка, выполнить поручение капризного взрослого — все эти требования преследуют их с утра до ночи. Попытка введения обязательного обучения на Самоа, при которой дети должны были удаляться из дома на большую часть дня, привела к полной дезорганизации хозяйства островитян. Переложив тяжелое бремя домашних обязанностей на младших, девочка начинает приобретать сложные трудовые навыки (плетение, помощь на кухне, сбор растений). Как только на девочку начинают смотреть как на существо, способное на какую-то длительную и целенаправленную деятельность, ее вместе со взрослыми посылают в океан за рыбой. В доме же главная задача девочки — научиться плести. Samoan weaving.

nn nn

Взросление на Самоа Cоциальный статус девушки-подростка [1] М. Мид указывала на то, что в Взросление на Самоа Cоциальный статус девушки-подростка [1] М. Мид указывала на то, что в старшем подростковом возрасте (17 лет) девушка ловко маневрирует между репутацией ученицы и статусом взрослой женщины, в то время как юноша того же возраста испытывает серьезное социальное давление, что связано с большей вовлеченностью юношей в общие дела деревни и более широким диапазоном профессиональных возможностей, открывающимся перед ним. Юноша поэтому стоит перед более трудным выбором, чем девушка. Вот почему девушка успокаивается, получив «посредственную» оценку, юношу же подстегивают на большие усилия. Но девушка в семнадцать лет и не хочет выходить замуж, еще нет. Ведь лучше жить девицей, жить, не неся никакой ответственности, жить, испытывая все богатство и разнообразие чувств.

Взросление на Самоа Cоциальный статус девушки-подростка [2] Это лучший период ее жизни. Под нею Взросление на Самоа Cоциальный статус девушки-подростка [2] Это лучший период ее жизни. Под нею столько же низших, которых она может обижать, сколько и высших над нею, тиранящих ее. Потери в престиже компенсируются большей свободой. Она очень мало нянчится с детьми. Ее глаза не слезятся от непрерывного плетения, у нее не болит спина от долгих дней, проведенных над доской с тапой. Длительные выходы в море, долгие часы работы в поле или в лесу, где она собирает сырье для плетения, — все это и превосходные возможности для свиданий и встреч. Мастерство означало бы для нее больше работы, более раннее замужество, а замужество есть нечто такое, чего нельзя избегнуть, но что нужно стараться отодвинуть как можно дальше во времени.

Взросление на Самоанская деревня [1] 30 или 40 семейств. Во главе каждого из них Взросление на Самоанская деревня [1] 30 или 40 семейств. Во главе каждого из них старейшина (матаи). Критерием, определяющим принадлежность к семейству является проживание под защитой общего матаи. Состав семейств варьирует от малой семьи, куда входят только родители и дети, до семей из пятнадцати-двадцати членов, то есть больших семей, связанных с матаи или его женой по крови, браку или усыновлению, не имеющих часто никаких близкородственных связей с другом. Cемейство — строго локальная единица самоанского общества. Человек, постоянно проживающий в другой деревне, не может считаться членом семейства.

Взросление на Самоанская деревня [2] Внутри семейства дисциплинарную власть дает скорее возраст, чем родственные Взросление на Самоанская деревня [2] Внутри семейства дисциплинарную власть дает скорее возраст, чем родственные отношения. Самый младший ребенок в семействе такого рода подчинен всем его остальным членам, и его положение ни на йоту не улучшается с возрастом, до тех пор пока не родится следующий младший по возрасту ребенок. Но положение самого младшего члена в большинстве самоанских семей очень кратковременно. Племянники, племянницы, сильно нуждающиеся молодые кузены постоянно вливаются в семью, меняя ее ранговые возрастные отношения. В подростковом возрасте девушка оказывается как раз в середине этой ранговой иерархии: ей должны подчиняться ровно столько же людей, скольким должна подчиняться она.

Взросление на Самоанская деревня [3] Очень немногие дети постоянно живут в одном и том Взросление на Самоанская деревня [3] Очень немногие дети постоянно живут в одном и том же доме. Большинство их постоянно пробуют иные возможные места жительства. И все это можно делать под предлогом хождения в гости, не вызывая при этом никаких упреков в уклонении от семейных обязанностей. В ту минуту, когда дома возникает малейший конфликт, одна только возможность подобного бегства смягчает дисциплину и снимает остроту чувства зависимости у ребенка. Ни один самоанский ребенок, исключая таупоу и закоренелых малолетних преступников, никогда не испытывает чувства, что он загнан в угол. У него всегда есть родственники, к которым можно убежать. К этой возможности неизменно и сводится ответ, который дает самоанец, когда перед ним развертывают картину какогонибудь семейного тупика: «Но она может перейти жить к другому родственнику» . А запас таких родственников теоретически неисчерпаем.

Взросление на Самоа Принятые формы сексуальных отношений [1] М. Мид подробно рассматривает вопрос о Взросление на Самоа Принятые формы сексуальных отношений [1] М. Мид подробно рассматривает вопрос о становлении полового сознания самоанских подростков и социальных нормах, регулирующих отношения между полами в пубертатный период. В тринадцать-четырнадцать лет у девочек и у мальчиков происходит постепенный распад детских групп, в которые дети (девочки и мальчики — отдельно) объединяются для совместных игр, развлечений и работы. Взаимный антагонизм начинает заменяться симпатией. У молодежи до брака существуют три формы любовных отношений: (1) тайные свидания «под пальмами» , (2) открытое бегство с возлюбленной ― аванга ― и (3) церемониальное ухаживание, когда «юноша сидит перед девушкой» .

Взросление на Самоа Формы ухаживания [1] Во всех трех принятых случаях юноше нужен поверенный Взросление на Самоа Формы ухаживания [1] Во всех трех принятых случаях юноше нужен поверенный и посланник, которого называют соа. Иногда юноша и его соа бывают друзьями, иногда соа получает плату за свои нематериальные услуги. Если его посредничество приводит к браку, то жених обязан вручить ему особенно красивый подарок. Выбор соа труден: если выбрать неопытного, но надежного посланника, то можно загубить все дело; если выбрать опытного сердцееда, то он сам может увести девушку. Лучшие соа — брат или какая-нибудь девушка. При такой связи любовник никогда не показывается в доме возлюбленной. С ней встречается его соа: его задача — произнести панегирик во славу своего друга, успокоить страхи девушки, опровергнуть ее возражения и, наконец, добиться у нее согласия на свидание.

Взросление на Самоа Формы ухаживания [2] (1) Любовные свидания на краю деревни. «Под пальмами» Взросление на Самоа Формы ухаживания [2] (1) Любовные свидания на краю деревни. «Под пальмами» — вот принятое обозначение любовных встреч такого рода. Часто девушка боится выйти ночью из дома, ибо ночь полна призраков и дьяволов. Тогда влюбленный отважно прокрадывается в дом. (2)Церемониальное ухаживание, которое рассматривается как сватовство. Юноша приносит дар матаи дома, в котором живет девушка. Если его дар принимают, то это означает, что семья девушки благосклонно относится к сватовству. Юноша не приближается к девушке, но зато его соа нашептывает ей в ухо хвалебные оды в честь своего друга. (3) Обычай похищения девушки восходит к нормам, связанным с жизнью принцесс (таупоу) и дочерей вождей. Честь, выпадающая на долю деревни, одному из жителей которой удалось похитить таупоу, очень велика. А так как похититель обычно принадлежит к юношам высокого ранга, то обиженная деревня, хотя и с горечью, идет на компромисс.

Взросление на Самоа Формы ухаживания [2] Содержание любовных песен, длинные и цветистые любовные письма, Взросление на Самоа Формы ухаживания [2] Содержание любовных песен, длинные и цветистые любовные письма, обращение к звездам, луне, морю в речах, адресованных возлюбленной, — все это придает самоанскому ухаживанию поверхностное сходство с нашим. Но романтическая любовь в том ее виде, в каком она встречается в нашей цивилизации, неразрывно связана с идеалами моногамии, однолюбия, ревности, нерушимой верности. Такая любовь незнакома самоанцам. Наше чувство — это некая смесь, конечный продукт многих сходящихся линий развития западной цивилизации: института моногамии, идей эпохи рыцарства, этики христианства. Так как у самоанцев отсутствуют подавление полового чувства, его сложная индивидуализированность, то есть все то, что делает браки по расчету такими мучительными в нашей цивилизации, то семейное счастье здесь можно строить и на другой основе, а не на преходящей страстной привязанности. Решающим фактором здесь тогда оказывается пригодность партнеров другу и целесообразность.

Взросление на Самоанские танцы [1] Танцы устраиваются по самым различным поводам: естественно, во время Взросление на Самоанские танцы [1] Танцы устраиваются по самым различным поводам: естественно, во время больших праздников маланги (нанесения визита) или свадьбы, но обычно имеют форму сивы (танцевального вечера), который устраивается в честь прибытия двух-трех молодых людей из другой деревни. Участники такой сивы делятся на гостей и хозяев, по очереди развлекающих друга танцами и музыкой. Молодые люди — главные участники и судьи происходящего, садятся перед домом. Матаи, его жена и все взрослые сидят позади них, в противоположность обычному порядку, согласно которому место молодых людей — сзади. Танцы начинают маленькие дети (7 -8 лет), изображающие таупоу и ее ораторов. Затем вступают юноши и девушки.

Взросление на Самоанские танцы [2] Значение танца в воспитании и социализации самоанских детей двояко. Взросление на Самоанские танцы [2] Значение танца в воспитании и социализации самоанских детей двояко. Во-первых, танец эффективно компенсирует систему строжайшей подчиненности ребенка, в которой он постоянно находится. Дети в танцах — действительный центр группы, а не едва терпимая периферия. Родители в таких случаях щедры на похвалы, в которых подчеркивается превосходство их детей над детьми соседей или же гостей. Каждый ребенок — личность, и он, каковы бы ни были его пол и возраст, должен внести свой вклад в общее дело. Это — подлинная оргия энергичного утверждения личности. Эта тенденция, столь явно демонстрируемая на импровизированных вечеринках, не портит совершенства парадного церемониального танца, когда сама торжественность события умеряет страсть самоутверждения у партнеров. Во-вторых, само участие в танцах снижает порог застенчивости. Если наш очень застенчивый ребенок вообще избегает огней рампы, то ребенок на Самоа, страдая и мучась, все же танцует. Выход на сцену для него неизбежен, и каждый ребенок здесь должен сделать усилие, подняться и принять участие хотя бы в нескольких фигурах танца.

Взросление на Самоа Выводы М. Мид [1] Развивающаяся девочка — постоянный фактор и в Взросление на Самоа Выводы М. Мид [1] Развивающаяся девочка — постоянный фактор и в Америке и на Самоа; цивилизации Америки и Самоа отличаются друг от друга. Верно ли, что процесс взросления, в ходе которого маленькая девочка становится взрослой женщиной, с его внезапными и бросающимися в глаза физическими изменениями, приводящими к половой зрелости, сопровождается спазматическим, эмоционально отягченным развитием, пробуждением религиозного чувства, расцветом идеализма, большой жаждой самоутверждения перед лицом авторитета? Можем ли мы считать, что юность — это такое время в жизни каждой девочки, которое столь же обязательно связано с синдромами конфликта и стресса, как и с физическими изменениями ее тела? Наблюдая самоанских девушек во всех проявлениях их жизни , мы старались ответить на все эти вопросы и пришли к выводу, что ответ может быть только отрицательным. Юная девушка на Самоа отличается от своей сестры, еще не достигшей половой зрелости, в одном существенном отношении: у нее произошли определенные физиологические изменения, которые отсутствуют у ее младшей сестры. За этим исключением мы не нашли никаких других существенных различий, которые позволили бы отграничить группу девушек, проходящих через пубертатный период, от группы, которая созреет через два года, или от группы, которая прошла через этот период два года назад.

Взросление на Самоа Выводы М. Мид [2] Если доказано, что период полового созревания необязательно Взросление на Самоа Выводы М. Мид [2] Если доказано, что период полового созревания необязательно привносит с собою особые трудности в жизнь девушки (а это можно считать доказанным, если находится общество, где дело обстоит именно так), то с чем тогда связаны бури и стрессы у американских подростков? На этот вопрос сразу же можно было бы дать совсем простой ответ: в этих двух цивилизациях должно быть заложено нечто такое, что и объясняет существование этого различия. Ведь он один и тот же в обоих случаях. Отличается здесь только социальное окружение, и именно в нем мы должны искать объяснений. Что же тогда есть на Самоа, чего нет в Америке, и что есть в Америке, чего нет на Самоа, основываясь на чем можно было бы объяснить это различие?

Взросление на Самоа Выводы М. Мид [3] Причины этих различий глубоки и включают в Взросление на Самоа Выводы М. Мид [3] Причины этих различий глубоки и включают в себя два основных компонента. Первый из них связан со специфически самоанскими условиями, второй — с условиями жизни примитивного общества вообще. Самоанский фон, делающий рост детей таким легким и та ким простым делом, — это общий стихийный характер всего общества. Самоа — это место, где никто не делает очень больших ставок и не платит очень больших цен. Здесь никто не страдает за свои убеждения и не бьется насмерть во имя определенных целей. Конфликт между родителями и ребенком здесь решается чем, что ребенок переселяется жить на другую сторону улицы, между деревней и взрослым — тем, что взрослый уезжает в соседнюю деревню, между супругом и соблазнителем его жены — несколькими парами циновок тонкой работы. Ни бедность, ни несчастья не угрожают этим людям, и потому они не борются так судорожно за жизнь и не трепещут от страха перед будущим. В этом своем спонтанном отношении к жизни, в стремлении избежать конфликтов и острых ситуации Самоа резко отличается не только от Америки, но и от большинства других примитивных цивилизаций. И сколь бы предосудительными нам ни казались такие установки и сколько бы мы ни утверждали, что такое неглубокое общество не может порождать ни значительных личностей, ни великого искусства, мы все же должны признать, что именно здесь и заложена главная причина безболезненного превращения самоанской девочки в женщину.

Взросление на Самоа Выводы М. Мид [4] К этому надо сразу добавить и другое. Взросление на Самоа Выводы М. Мид [4] К этому надо сразу добавить и другое. Все изолированные примитивные цивилизации и многие цивилизации нового времени разительнейшим образом отличаются от нашей по числу возможных выборов, дозволенных каждому индивидууму. Наши дети сталкиваются с полудюжиной противоречащих другу моральных стандартов: здесь и разные половые морали для мужчин и для женщин, и требование единых норм в этом вопросе; одни группы признают полную свободу половых отношений, другие — абсолютную моногамию. Пробный брак, брак-товарищество, брак-сделка — все это возможные решения, выходы из семейного тупика, которые громко заявляют о себе нашим подрастающим детям. Самоанский ребенок не сталкивается ни с какими дилеммами подобного рода. Здесь секс — естественное, несущее удовольствие явление. Его полная свобода ограничена только одним фактором — социальным статусом. Дочери и жены вождя не должны пускаться во внебрачные приключения. У серьезных людей, у глав и матерей семейств должно быть слишком много важных дел и забот, чтобы у них оставалось время на случайные амурные похождения. С этим половым кодексом согласна вся община.

Взросление на Самоа Выводы М. Мид [5] Во всех этих сопоставлениях самоанской и американской Взросление на Самоа Выводы М. Мид [5] Во всех этих сопоставлениях самоанской и американской культуры многие выводы полезны для нас лишь в ограниченном смысле: они проливают дополнительный свет на нашу собственную практику. В некоторых же из них, однако, можно найти и указания на то, в каких направлениях следует ее изменять. Безотносительно к тому, одобряем или не одобряем мы решения человеческих проблем, предлагаемые другими народами, наше отношение к собственным решениям должно значительно обогатиться и углубиться сопоставлением их с теми же самыми решениями у других. Поняв, что наши собственные методы не суть ни необходимые условия человеческой природы вообще, ни предустановления Бога, но плод долгой и бурной истории, мы сможем хорошо проанализировать каждый из наших институтов. На фоне других цивилизаций они будут выглядеть рельефнее, и, спокойно оценив их, мы не побоимся найти и их недостатки.