Тема. Вера. Религия. Наука любви к Богу.
Шрила Прабхупада определяет веру как ≪доверие к чему-то возвышенному≫. Вера лежит в области эмоций, ее нельзя объяснить рационально. Ее вообще нельзя объяснить, потому эмоции относятся к функции ума, а объяснения - к функции разума. Эмоции, вера, доверие, любовь, предпочтения, привязанности, ценности - все это вещи одного порядка. Вера означает, что мне что-то нравится, а что-то не нравится. Почему? А не почему!
Каким образом появляется вера? Вспомним, что вера - это положительные эмоции к какому-либо объекту. Что нас будет привлекать, будет зависеть от состояния нашего сознания. Кого-то привлекает бутылка водки, кого-то деньги, кого-то классическая музыка, а кого-то повторение Харе Кришна мантры. Поэтому Кришна говорит, что вера может быть четырех видов - в добродетели, страсти, невежестве и трансцендентная. Но состояние нашего сознание само находится под влиянием тех живых существ и предметов, которые находятся рядом с нами. Оно никогда не пассивно. Цикл восприятия - переживания - волеизъявления действия постоянно продолжается.
В Хари Бхакти Судходайе есть знаменитый стих, который гласит: ≪Человек подобен кристаллу хрусталя, который отражает свойства объектов, находящихся рядом с ним. Поэтому следует общаться со святыми личностями, которые более продвинуты, чем вы, любят вас и имеют сходный образ мыслей≫. Вигьяна
Однако в жизни мы видим, что это не всегда так. Причин этому может быть две: • Во-первых, мы можем находиться под влиянием столь глубоких привязанностей, что для того, чтобы они изменились под влиянием окружения, потребуется очень длительное время, быть может, не одна жизнь. • Во-вторых, у живого существа всегда остается свобода выбора и поэтому оно может отвергнуть влияние, которое оказывает на него окружение. Поэтому даже в самом развращенном обществе всегда находятся святые люди
Возникновение веры в сознании Кришны путь садхана- бхакти • Вера начинается, когда человек получает знание • появляется интерес к общению с чистыми преданными. он получает посвящение от духовного учителя и начинает совершать преданное служение под его руководством • он освобождается от нежелательных привычек и крепко утверждается в преданном служении • После этого он достигает вкуса и привязанности • Постепенно усиливаются духовные эмоции, и, наконец, пробуждается любовь.
Сомнения - одна из самых важных функций интеллекта. Прежде чем человек обретает способность составить верное представление о своей природе, ему потребуется понять ложность телесной концепции жизни, подвергнув сомнению ее истинность. Однако сомнения не будут благом тогда, когда речь идет об информации, полученной из авторитетного источника (ШБ 3. 26. 30). Сомнения в отношении духовного пути рассеиваются в процессе преданного служения. (БГ 8. 28 ком. ) Фанатизм
Зарождение веры в преданное служение происходит, благодаря восприятию человеком чистой, не оскверненной трансцендентной вибрации, исходящей от святого человека (садху) в форме его слов, мыслей, рассказов о Кришне, проповеди и т. д. Это исключительная милость Кришны и Его преданного. Ее может привлечь накопленное человеком благочестие в форме неосознанного преданного служения (агьята-сукрити). Благодаря ему в сердце человека при встрече с чистым преданным могут произойти перемены. (ШБ 5. 3. 14).
Причинами ослабления, а зачастую, разрушения веры являются: 1) в первую очередь, оскорбления, особенно вайшнавов (НП стр. 102 -103, 181); 2) близкое общение с атеистами и майявади (НН стр. 44 -45); 3) пренебрежение регулирующими принципами преданного служения, которое также скрывает ясное видение высшей цели (ШБ 5. 8. 8 -9); 4) неконтролируемые материальные желания, которые могут остановить процесс развития веры, из-за них человек временно может сойти на пути кармы, гьяны и йоги (ШБ 5. 8. 14 - 15).
Религия (санатана-дхарма) - это вечная деятельность вечных живых существ во взаимоотношениях с вечным Господом, это вечные обязанности живого существа В сущности, религия представляет собой свод законов, который дан Самой Личностью Бога.
Религия –это наука В ≪Бхагавад-гите≫ сказано, что, как только принципами религии начинают грубо зло- употреблять или пренебрегать, Сам Верховный Господь нисходит, чтобы восстановить их.
Религия – знать и повиноваться Верховному повелителю Религия обучает тому, как повиноваться Верховному повелителю. Религия подразумевает научное понимание верховного повелителя; знать верховного повелителя и повиноваться Ему - только и всего.
Религия - это воля Бога. Он повелевает, а мы исполняем Его волю. Это простая религия. Если нет Бога, нет повелений Бога, то откуда взяться религии? Люди не имеют представления о Боге и потому не понимают, что такое религия. Это деградация, и поскольку религия приходит в упадок, люди все более и более походят на животных.
Жизнь без религии - это и есть животное существование. Таким образом, люди, которых не интересует религия, ничуть не лучше животных. Человеческое общество без религии - общество животных. Это очевидный факт. Почему люди сейчас так несчастны? Потому что у них нет религии. Они пренебрегают ею.
Настоящая религия - это наука. Знания, переданные в ≪Бхагавад-гите≫, можно проверить. Об этом говорит Господь Кришна во втором стихе девятой главы пратйакшавагамам дхармйам (Б. Г. 9. 2). Любая религия без философской основы – просто сентиментализм, любая философия без религии - бесполезные умственные спекуляции. ≪Бхагавад-гита≫ - это научное соединение философии и истинной религии.
Санатана-дхарма Санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. У нее нет ни начала, ни конца. На пример, у воды нельзя отнять то, что она жидкая, так же как тепло нельзя отделить от огня. Аналогичным образом, у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность. Санатана-дхарма - это обязанность всех людей в мире, а точнее, всех живых существ во вселенной. Санатана-дхармой каждого является служение.
Сознание Кришны – это Санатана-дхарма Движение сознания Кришны проповедует истинную религию - дхарму. Самое простое определение дхармы гласит, что дхарма является законом Верховного Господа. А поскольку Всевышний, или Бог, един, то и закон Его должен быть единым для всех. Сознание Кришны - это не вера, это наука. Сознание Кришны - это серьезная наука, а не обычная религия.
Сознание Кришны представляет науку о том, как можно познать Кришну, Верховную Личность Бога, осуществляя на практике учение ≪Бхагавад-гиты≫ и ≪Шримад. Бхагаватам≫. Когда мы задумываемся над вопросами: ≪Каковы мои взаимоотношения с Богом? Какова цель жизни? - нас называют сознающими Кришну.
Люди ошибочно понимают под религией веру. Значение слова ≪религия≫ несколько отличается от понятия санатанадхарма. Слово ≪религия≫ несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно сменить. Кто-то из нас сегодня может верить в один путь, а завтра перестать верить в него и начать верить во что-то другое. Между тем санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. Это вечная деятельность вечного живого существа, его вечные обязанности.
Санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. Тем не менее, люди заявляют о своей принадлежности к той или иной вере, в зависимости от времени, места и обстоятельств, и потому объявляют себя индусами, мусульманами, христианами, буддистами или членами какойнибудь секты. Все эти названия не имеют отношения к санатана-дхарме. Индус, сменив веру, может стать мусульманином, мусульманин - индусом, а христианин - кем-то еще.
Многообразие религий Многообразие же религий создано для того, чтобы соответствовать природным склонностям всех людей, как деградировавших, так и духовно продвинутых. Ислам и христианство возникли в соответствии со временем, местом и обстоятельствами
Вьясадева, Иисус Христос и Мухаммед были в одинаковой степени духовно продвинуты и уполномочены. Но, в силу своего божественного благоразумия, они открыли истину ровно настолько, насколько общество могло ее принять. Суть всех священных писаний одна и сводится к следующему: 1) Бог один и Он есть Любовь; 2) Послушание законам Бога; 3) Служение Богу; 4) Возможность возвращения в Царство Бога; 5) Отказ от греховных действий; 6) Слава Святого Имени; 7) Отказ от материальных удовольствий; 8) Принятие духовного наставника.
Собственно человеческая жизнь начинается с религии. Еда, сон, совокупление и оборона - четыре принципа животной жизни, которым следуют и животные, и люди. Но религия является особым видом деятельности, который свойствен только человеку.
На низших ступенях человеческой цивилизации постоянно идет борьба за господство над материальной природой, или, иначе говоря, непрекращающееся соперничество за удовлетворение своих чувств. Движимый таким сознанием человек обращается к религии. Преследуя материальные цели, он совершает благочестивые действия или религиозные обряды. Но если материальных целей можно достичь иными способами, то так называемую религию забывают. Таково положение дел в современной цивилизации: преуспевая экономически, люди теперь не слишком интересуются религией.
Это на практике доказывает, что к религии обращаются лишь ради экономической выгоды, которая нужна для удовлетворения чувств. Нередко случается, что тот, кто потерпел неудачу в погоне за чувственными наслаждениями, начинает задумываться о спасении и пытается слиться с Верховным Господом.
Чистое преданное служение Садхана (бхакти) - это практика преданного служения, осуществляемая при помощи чувств и позволяющая пробудить бхаву (НП. гл. 2; БГ 12. 9; ШБ 5. 5. 27). Ваидхи-бхакти - ≪это служение, совершаемое из чувства долга, когда человек служит Господу, выполняя волю своего духовного учителя или следуя указаниям священных писаний, и не имеет еще привязанности к Господу или внутреннего побуждения к любовному служению Ему≫ (НПстр. 48).
Садхья - результат садханы. Результат садхана-бхакти - бхава, према. Рагануга-садхана предназначена для возвышенных преданных, которые в значительной степени свободны от анартх, то есть уже находятся на ступени ништхи, (НП стр. 163) и обладают жадным желанием (лаульям), внутренним побуждением заниматься преданным служением Господу. Эта жадность указывает на то, что преданный уже достиг, по крайней мере, уровня ручи и асакти, то есть привязанности к Кришне (НП стр. 47 -48). Для практики ваидхи садханы достаточно иметь желание обрести бескорыстное служение Господу (НП стр. 55; ШБ 4. 24. 46). Пракрита-сохаджыя - притворство, подражание поверхностных преданных эмоциям и действиям возвышенных преданных и Кришны, склонность сохранять дурные привычки и анартхи, считая, что они помогают преданному служению, тенденция к сентиментальным отклонениям от истинных философских выводов вайшнавов. (≪Вайшнавизм: открытый форум≫ № 3 стр. 34; НН стр. 48) Правила и предписания и практика.
Развитие преданности характеризуется двумя одновременно проходящими процессами: 1) развитие веры (артха-правритти); 2) уменьшение анартх (анартха-нивритти). Оба процесса важны, однако, развитие вкуса к слушанию о Кришне и воспеванию святых имен является основой развития бхакти, так как привязанность к Кришне позволяет с легкостью отказаться от вредных привычек (анартх). В то время как чрезмерное внимание к своим недостаткам и пренебрежение общением с Кришной, посредством кришна-катхи, приводит к осквернению гьяной и остановке роста преданности (ШИ 18 конецком. ; ШБ 2. 3. 12).