Тема террора в романе Ф.pptx
- Количество слайдов: 12
Тема террора в романе Ф. Достоевского «Бесы» О «НАРОДНОЙ РАСПРАВЕ»
Ф. Достоевский «БЕСЫ» «Бесы» В 1870 – 1871 гг. , живя за границей, Достоевский из газет узнает о деятельности тайного общества «Народная расправа» . Стоявшего во главе «Народной расправы» террориста Сергея Нечаева в России романтизировали, считали чуть ли не «передовым человеком» . Достоевский решает написать роман на злобу дня. Для Достоевского Нечаев – это провозвестник революционного терроризма, а его мораль – идеология будущей смуты. Черты Нечаева угадываются в образе главного «беса» Петра Верховенского. «Бесы» писались как хроника убийств и самоубийств: из 22 персонажей умирают 13. Такая картина возмутила демократов и либералов, книгу сочли реакционной.
Народная расправа нелегальная революционно-заговорщическая организация, созданная в Москве осенью 1869 С. Г. Нечаевым (1847— 1882) цель- свержение существовавшего социального строя и создания нового общества, основанного на началах принудительного равенства. Труд в новом обществе, по мнению Нечаева, должен был стать обязательным под страхом смерти. Успех переворота Нечаев обусловливал наличием строго законспирированной, централизованной, построенной на началах слепой дисциплины организации. В центральную «пятёрку» входили И. Г. Прыжов, П. Г. Успенский, А. К. Кузнецов, Н. И. Николаев. В своей деятельности Нечаев широко пользовался обманом и шантажом. Приёмы Нечаева вызвали протест среди членов организации. Студент Петровской академии И. И. Иванов обвинил его в шарлатанстве. Опасаясь разоблачения, Нечаев, в свою очередь, обвинил Иванова в предательстве и с помощью других членов центральной «пятёрки» убил его 21 ноября 1869 в парке академии. Убийство было раскрыто, организация «Народной расправы» разгромлена. Самому Нечаеву удалось эмигрировать. В 1872 он был выдан швейцарскими властями русскому правительству. 8 января 1873 Московская судебная палата приговорила Нечаева к 20 годам каторги.
Ненависть к обывателю, обществу и его морали Вера в легенду, обман и шантаж новоиспеченн ых «революцион еров» . Они скорее не единомышле нники, а само общество Катехизис революцион ера Догматический материализм, нигилизм, Анархия
— Стало быть, тот бог есть же, повашему? — До гориллы? — Если будет всё равно, жить или не жить, то все убьют себя, и вот в чем, может быть, перемена будет. — Его нет, но он есть. В камне боли нет, но в страхе от камня есть боль. Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет бог. Тогда новая жизнь, тогда новый человек, всё новое… Тогда историю будут делить на две части: от гориллы до уничтожения бога и от уничтожения бога до… — …До перемены земли и человека физически. Будет богом человек и переменится физически. И мир переменится, и дела переменятся, и мысли, и все чувства. Как вы думаете, переменится тогда человек физически? — Это всё равно. Обман убьют. Всякий, кто хочет главной свободы, тот должен сметь убить себя. Кто смеет убить себя, тот тайну обмана узнал. Дальше нет свободы; тут всё, а дальше нет ничего. Кто смеет убить себя, тот бог. Теперь всякий может сделать, что бога не будет и ничего не будет. Но никто еще ни разу не сделал. Кто убьет себя только для того, чтобы страх убить, тотчас бог станет.
Верховенский и Ставрогин. Диалог подговорите четырех членов кружка укокошить пятого, под видом того, что тот донесет, и тотчас же вы их всех пролитою кровью, как одним узлом, свяжете. Рабами вашими станут, не посмеют бунтовать и отчетов спрашивать.
Программа «конечного разделения вопроса» разделение человечества на две неравные части. Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратиться вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного рая, хотя, впрочем, и будут работать.
Катехизис революционера (С. Г. Нечаев) § 1. Революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью —революцией. § 2. Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира.
Первая категория — неотлагаемо осужденных на смерть. Да будет составлен товариществом список таких осужденных по порядку их относительной зловредности для успеха революционного дела, так чтобы предыдущие номера убрались прежде последующих. К третьей категории Четвертая категория состоит из государственных честолюбцев и либералов с разными оттенками. С ними можно конспирировать по их программам, делая вид, что слепо следуешь за ними, а между тем прибрать их в руки, овладеть всеми их тайнами, скомпрометировать их до нельзя, так чтоб возврат был для них невозможен, и их руками и мутить государство. Вторая категория должна состоять именно из тех людей, которым даруют только временно жизнь, дабы они рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта. принадлежит множество высокопоставленных скотов или личностей, не отличающихся ни особенным умом и энергиею, но пользующихся по положению богатством, связями, влиянием и силою. Надо их эксплуатировать всевозможными манерами и путями; опутать их, сбить их с толку, и, овладев, по возможности, их грязными тайнами, сделать их своими рабами. Их власть, влияние, связи, богатство и сила сделаются таким образом неистощимой сокровищницею и сильною помощью для разных революционных предприятий. категория — доктринеры, конспираторы и революционеры в праздноглаголющих кружках и на бумаге. Их надо беспрестанно толкать и тянуть вперед, в практичные головоломныя заявления, результатом которых будет бесследная гибель большинства и настоящая революционная выработка немногих. Пятая Шестая категория – женщины ( товарищи лишь те, кто принял програм му)
Напрасная надежда на спасение И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него (Лк, 8: 30). И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. От Луки (Лк. 8: 26 -33)
Реакция и критика
«Народная расправа» и Нечаев VS Верховенский Достоевского Сходства Различия За основу романа была взята реальная криминальная история С. Нечаева. Лурье: реальная жизнь Нечаева демонстрирует такие бездны, что теперь можно бы упрекать писателя в некотором приглаживании-приукрашивании темных сторон действительности. . . Относительно «комического лица» Петра Верховенского Достоевский в процессе работы над романом изменил свою точку зрения по мере поступления сведений о деяниях Нечаева. «Спешу оговориться: ни Нечаева, ни Иванова, ни обстоятельств того убийства я не знал и совсем не знаю, кроме как из газет. Да если б и знал, то не стал бы копировать. Я только беру совершившийся факт. Моя фантазия может в высшей степени разниться с бывшей действительностью, и мой Петр Верховенский может нисколько не походить на Нечаева; но мне кажется, что в пораженном уме моем создалось воображением то лицо, тот тип, который соответствует этому злодейству. » «Сбылось все по Достоевскому» Нечаев не сам убил студента, в романе Шатова убивает сам Верховенский, но заставляет взять на себя вину Кириллова Идентичная дальнейшая судьба обоих главных героев
Тема террора в романе Ф.pptx