2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ.pptx
- Количество слайдов: 193
тема СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО
. Общая характеристика 1 средневекового искусства. 2. Раннехристианское искусство. 3. Искусство Византии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА. СРЕДНИМИ ВЕКАМИ НАЗЫВАЮТ ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО – ИСКУССТВО ФЕОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, В ДРЕВНЕЙ РУСИ, В СТРАНАХ ВОСТОКА. СУЩЕСТВУЕТ УСЛОВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ : - РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО. - ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО. - СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. - ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА. РЕЛИГИОЗНЫЙ ХАРАКТЕР ИСКУССТВА – ГЛАВНАЯ ЧЕРТА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВЫСТУПАЛА ГЛАВНЫМ ЗАКАЗЧИКОМ ИСКУССТВА. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ОСНОВАНО НА РЕЛИГИОЗНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА. ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА СЛОЖНЕЕ И ЭКСПРЕССИВНЕЕ ИСКУССТВА АНТИЧНОСТИ. ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВНОМУ МИРУ ЧЕЛОВЕКА – ВАЖНАЯ ЧЕРТА СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА. В ХРИСТИАНСКУЮ ЭПОХУ РОЖДАЕТСЯ ИДЕАЛ, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ИДЕАЛУ АНТИЧНОСТИ. ЧЕЛОВЕК НЕ ИДЕАЛ, КАК В АНТИЧНОСТИ, А АРЕНА БОРЬБЫ ДОБРА И ЗЛА, И БОРЬБА ПРОИСХОДИТ ЗА ЕГО ДУШУ. СИМВОЛИЧНОСТЬ ОБРАЗОВ И КАНОНИЧНОСТЬ ПЛАСТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА. Средневековый мастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре, украшающей средневековые храмы. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СУЩЕСТВОВАЛО В НЕРАЗРЫВНОМ ЕДИНЕНИИ АРХИТЕКТУРЫ, ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. КОМПЛЕКСНЫЙ (СИНТЕТИЧЕСКИЙ) ХАРАКТЕР ИСКУССТВА. Основу синтеза искусств составляла архитектура, которая являлась стилеобразующим видом искусства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА. ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА – ЭТО БЛИЗОСТЬ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество, задорный и хлесткий юмор народных карнавалов – все это наложило отпечаток на искусство средневековья, тем более что и создается оно руками ремесленников из народной среды.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА. Вероятно, ни одна эпоха развития художественной культуры не встречала столь противоречивой оценки последующих поколений, как средневековье. В ТЕЧЕНИЕ СТОЛЕТИЙ, НАЧИНАЯ С ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, СУЩЕСТВОВАЛ ВЗГЛЯД НА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО КА К НА ПЕРИОД БЕСПРОСВЕТНОГО ВАРВАРСТВА, ПРОНИЗАННЫЙ ДУХОМ НЕВЕЖЕСТВА. Эта точка зрения оставалась неизменной, пока в Западной Европе продолжалось борьба с феодализмом, что и мешало более трезвой оценке искусства этой эпохи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО– НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО В РАЗВИТИИ ИСКУССТВА, ЭТО ВРЕМЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕНННЫХ ГОСУДАРСТВ, ВРЕМЯ ГОСПОДСТВА РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ВРЕМЯ ПОИСКОВ ИСТИНЫ И КРАСОТЫ В ИСКУССТВЕ НА НОВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ.
ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА НАЧИНАТЬСЯ С ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ, КОГДА ХРИСТИАНСТВО НЕЛЕГАЛЬНО СУЩЕСТВОВАЛО В ЯЗЫЧЕСКОЙ ИМПЕРИИ, И ГДЕ ФОРМИРУЕТСЯ РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ СВОЕОБРАЗНЫМ МОСТОМ МЕЖДУ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТЬЮ И СРЕДНИМИ ВЕКАМИ.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО ПЕРИОД В ИСТОРИИ ИСКУССТВА, ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА И ПРИЗНАНИЯ ХРИСТИАНСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИЕЙ КОНСТАНТИНОМ ВЕЛИКИМ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (В 313 ГОДУ) ДО ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА В VI—VII ВЕКАХ.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО РАННИЙ ЭТАП РАННЕХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА ПРОТЕКАЛ В 2 ПЕРИОДА: 1) КАТАКОМБНЫЙ ПЕРИОД – II - III ВВ. ; 2) ПЕРЕХОД ХРИСТИАНСТВА В ГОСПОДСТВУЮЩУЮ РЕЛИГИЮ – IV - V ВВ. (НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА).
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО КАТАКОМБЫ – ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ СООРУЖЕНИЯ. ЭТО ПОДЗЕМНЫЕ ГАЛЕРЕИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГОРОДА, В ВИДЕ СЛОЖНОЙ СЕТИ ПОДЗЕМНЫХ УЛИЦ-КОРИДОРОВ И НЕБОЛЬШИХ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ЗАЛОВ – КУБИКУЛОВ. Катакомбы тянулись на многие километры и окружали Рим сплошным кольцом. В них хоронили своих собратьев первые христиане, там же совершали поминки, молились. Подземные ходы-галереи имели обычно около 1 м в ширину и до 3 -4 м в высоту.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО • Катакомбы. ОСОБОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КАТАКОМБЫ ПОЛУЧАЮТ В РИМЕ. ЗДЕСЬ ИХ ПРОТЯЖЕННОСТЬ СОСТАВЛЯЕТ БОЛЕЕ 100 КМ.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО С III ВЕКА СТЕНЫ КАТАКОМБ НАЧАЛИ РАСПИСЫВАТЬСЯ. Сюжеты росписей взяты из христианской религии, но по своей художественной форме они находятся на уровне античных росписей III в. н. э. В РОСПИСЯХ СУЩЕСТВОВАЛА СИСТЕМА ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ, СВОЕГО РОДА ТАЙНОПИСЬ Наиболее известны своими росписями катакомбы Каллиста, Себастьяна, Домитиллы, Присциллы.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО • Адам и Ева, росписи катакомбы св. Петра и Марцелина, III век. • Росписи катакомб III в. • Фрагмент росписей катакомб, 4 в. .
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ЭТАП РАННЕХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА НАЧАЛСЯ ПОСЛЕ МИЛАНСКОГО ЭДИКТА О ВЕРОТЕРПИМОСТИ (313 Г. ), КОГДА ХРИСТИАНСТВО СТАЛО ОФИЦИАЛЬНОЙ РЕЛИГИЕЙ, И КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ НАЗЕМНЫМИ. ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ – БАЗИЛИКИ. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся царскими служебными помещениями, где хранились архивы и происходили судебные заседания, а после признания христианства в качестве государственной религии Римской империи многие базилики были отданы христианским общинам для богослужения.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Санта-Мария Маджоре в Риме. 432 -440. Реконструкция. БАЗИ ЛИКА (в пер. с греч. – «царский дом» ) – вытянутое по оси запад-восток прямоугольное здание с входом с западной стороны и алтарём с восточной и разделенное рядами колонн на продольные коридоры, именуемых нефами или кораблями. Для освещения базилики центральный неф делали выше и оконные проемы в нем устраивали над кровлею боковых нефов.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Перед входом в базилику иногда находился обширный прямоугольный двор — АТРИЙ (атриум), Схема раннехристианской базилики Св. Петра в Риме. (не сохранилась) окруженный колоннадой. В атриуме оставались те, кто еще не прошел обряда крещения и поэтому не имел права входить в храм. Посредине атриума ставилась купель для омовения.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО БАЗИЛИКА СВЯТОГО ПЕТРА, САН-ПАОЛО-ФУОРИ-ЛЕ-МУРА, САН-ДЖОВАННИ ИН ЛАТЕРАНО, САНТА-МАРИЯ МАДЖОРЕ – КРУПНЕЙШИЕ ПАТРИАРШИЕ БАЗИЛИКИ РИМА ЭПОХИ КОНСТАНТИНА
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Базилика Святого Петра в Риме — раннехристианский храм, на протяжении IV — XVI веков располагавшееся на месте современного Собора Святого Петра в Риме. Строительство базилики, расположенной на месте, занимаемом амфитеатром Нерона, началось по приказу императора Константина между 318 и 322 гг. и заняло ок. 30 лет. Алтарь собора был размещен над могилой, со II века считаемой захоронением Схема раннехристианской базилики Святого Петра, принявшего в 66 году Святого Петра в Риме. мученическую кончину в цирке Нерона. (не сохранилась)
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Гравюра XIX века, изображающая вид базилики Святого Петра в 1450 году. В течение последующих 12 веков базилика Святого Петра постепенно приобрела огромное влияние, став главным центром паломничества в Риме. В базилике проходили папские коронации. В 800 г. Карл Великий был коронован в ней как император Священной Римской империи. В 846 году базилика была разграблена и частично разрушена сарацинами
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО САН-ПАОЛО-ФУОРИ-ЛЕ-МУРА «Базилика Святого Павла за городскими стенами» ОДНА ИЗ ЧЕТЫРЁХ ВЕЛИКИХ, ИЛИ ПАТРИАРШИХ, БАЗИЛИК РИМА, РАСПОЛОЖЕНА ЗА АВРЕЛИАНОВЫМИ СТЕНАМИ, В ЮЖНОЙ ЧАСТИ ВЕЧНОГО ГОРОДА. ЗАЛОЖЕНА ИМПЕРАТОРОМ КОНСТАНТИНОМ НА МЕСТЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО ЗАХОРОНЕНИЯ СВЯТОГО ПАВЛА
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО САН-ПАОЛО-ФУОРИ-ЛЕ-МУРА «Базилика Святого Павла за стеной» В 386 Г. ФЕОДОСИЙ I СЧЁЛ ПЕРВУЮ БАЗИЛИКУ НЕДОСТОЙНОЙ СТОЛЬ СВЯЩЕННОГО МЕСТА И НАЧАЛ СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРАЗДО БОЛЕЕ ВНУШИТЕЛЬНОГО ХРАМА. КОГДА ПАПА ЛЕВ I В V В. ЗАКОНЧИЛ СТРОИТЕЛЬСТВО, В РИМЕ НЕ БЫЛО БОЛЕЕ ПРОСТОРНОЙ БАЗИЛИКИ.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО САН-ПАОЛО-ФУОРИ-ЛЕ-МУРА «Базилика Святого Павла за стеной»
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО САН-ПАОЛО-ФУОРИ-ЛЕ-МУРА «Базилика Святого Павла за стеной»
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО САН-ПАОЛО-ФУОРИ-ЛЕ-МУРА «Базилика Святого Павла за стеной»
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО В ОТЛИЧИЕ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ПАТРИАРШИХ БАЗИЛИК, СОБОР СВЯТОГО ПАВЛА ЗА СТЕНОЙ НЕ ПРЕТЕРПЕЛ СУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НИ ВО ВРЕМЕНА ВОЗРОЖДЕНИЯ, НИ В ЭПОХУ БАРОККО, ОДНАКО 15 ИЮЛЯ 1823 Г. ВЫГОРЕЛ ПОЧТИ ДОТЛА.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Сан-Паоло-фуори-ле-Мура «Базилика Святого Павла за стеной» После пожара 1823 г. восстановление храма продолжалось до 1840 г. , ПРИЧЁМ БЫЛ ВЫСТРОЕН СОВЕРШЕННО НОВЫЙ КЛАССИЦИСТИЧЕСКИЙ ФАСАД. Малахит и лазурит для воссоздания алтаря прислал царь Николай I
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Сан-Паоло-фуори-ле-Мура ( «Базилика Святого Павла за стеной» )
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО БАЗИЛИКА САН-ДЖОВАННИ ИН ЛАТЕРАНО Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме в Риме КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ГОРОДА РИМА И МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ КАФЕДРЫ РИМСКОГО ЕПИСКОПА (А ТАКЖЕ ПАПСКОГО ТРОНА). В КАТОЛИЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ ЭТА ЦЕРКОВЬ НОСИТ ТИТУЛ «BASILICA MAIOR» И СТОИТ ВЫШЕ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ХРАМОВ МИРА, НЕ ИСКЛЮЧАЯ И СОБОРА СВ. ПЕТРА, О ЧЁМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ НАДПИСЬ НАД ВХОДОМ: «СВЯТЕЙШАЯ ЛАТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ВСЕХ ЦЕРКВЕЙ ГОРОДА И МИРА МАТЬ И ГЛАВА» .
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО БАЗИЛИКА САН-ДЖОВАННИ ИН ЛАТЕРАНО Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме. В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Император Константин подарил Латеранский дворец римскому епископу. Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X в. её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча. В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов. Храм был убран драгоценными подарками императоров, получив прозвание «золотой базилики» ; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке. Главная реликвия храма - «Святая лестница» — лестница, привезённая св. Еленой из Иерусалима и якобы происходящая из дворца Пилата. По церковному преданию, именно по этой лестнице Христос взошёл на судилище, предшествовавшее распятию. Среди других реликвий базилики выделяются часть Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО БАЗИЛИКА САН-ДЖОВАННИ ИН ЛАТЕРАНО Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме. В XIV В. БАЗИЛИКА ДВАЖДЫ ГОРЕЛА. РИМСКИЕ ПАПЫ ОБОСНОВАЛИСЬ В ВАТИКАНЕ, А ОБВЕТШАВШИЙ ЛАТЕРАНСКИЙ ДВОРЕЦ БЫЛ СНЕСЁН. СИКСТ V ПОВЕЛЕЛ СНЕСТИ И ДРЕВНЮЮ БАЗИЛИКУ, РЕШИВ ПОСТРОИТЬ ХРАМ БОЛЕЕ КРУПНЫЙ ПО РАЗМЕРАМ И БОЛЕЕ БОГАТО УКРАШЕННЫЙ. МНОГИЕ ПОКОЛЕНИЯ АРХИТЕКТОРОВ ОСТАВИЛИ СЛЕД В ЕГО АРХИТЕКТУРЕ; ВЕДУЩАЯ РОЛЬ СРЕДИ НИХ ПРИНАДЛЕЖИТ БАРОЧНЫМ ЗОДЧИМ ДОМЕНИКО ФОНТАНЕ И ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ. СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАВЕРШИЛОСЬ В 1735 ГОДУ, КОГДА АЛЕССАНДРО ГАЛИЛЕИ ПРИСТРОИЛ К СОБОРУ КОЛОССАЛЬНЫХ ПРОПОРЦИЙ ФАСАД, БОЛЕЕ ПОДОБАЮЩИЙ ДВОРЦУ, ЧЕМ ХРАМУ.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО БАЗИЛИКА САН-ДЖОВАННИ ИН ЛАТЕРАНО Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО БАЗИЛИКА САН-ДЖОВАННИ ИН ЛАТЕРАНО Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО БАЗИЛИКА САН-ДЖОВАННИ ИН ЛАТЕРАНО Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО БАЗИЛИКА САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ ОДНА ИЗ ЧЕТЫРЁХ ГЛАВНЫХ БАЗИЛИК РИМА. С ЕЁ ОСНОВАНИЕМ СВЯЗАНА ЛЕГЕНДА: В ОДНУ ИЗ ЛЕТНИХ НОЧЕЙ 352 ГОДА ПАПЕ ЛИБЕРИЮ И РИМЛЯНИНУ ДЖОВАННИ ПАТРИЦИО ЯВИЛАСЬ ВО СНЕ МАДОННА И ПРИКАЗАЛА ПОСТРОИТЬ НА ТОМ МЕСТЕ, ГДЕ НАЗАВТРА ВЫПАДЕТ СНЕГ, ЦЕРКОВЬ. НА СЛЕДУЮЩЕЕ УТРО, 5 АВГУСТА 352 ГОДА, НА ЭСКВИЛИНЕ ЛЕЖАЛ СНЕГ. НА ЭТОМ МЕСТЕ СТАЛИ ВОЗВОДИТЬ ЦЕРКОВЬ.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Санта Мария Маджоре в Риме. 432 -440. Реконструкция. ПЕРВУЮ ЦЕРКОВЬ СМЕНИЛА БАЗИЛИКА, ПОСТРОЕННАЯ В 440 -Х ГГ. ПАПОЙ СИКСТОМ III И ПОСВЯЩЁННАЯ БОГОМАТЕРИ. МНОГИЕ ПАПЫ, СТРЕМЯСЬ СДЕЛАТЬ ЭТУ ПОЧИТАЕМУЮ РИМСКУЮ ЦЕРКОВЬ ЕЩЁ ПРЕКРАСНЕЙ, ДОСТРАИВАЛИ И УКРАШАЛИ ЕЁ. КОЛОКОЛЬНЯ, САМАЯ ВЫСОКАЯ В РИМЕ (75 М), ДАТИРУЕТСЯ 1377 ГОДОМ. НЫНЕШНИЙ ФАСАД С ПОРТИКОМ И ЛОДЖИЕЙ ПОСТРОИЛ В 1740 -Х ГГ. ФЕРДИНАНДО ФУГА.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО БАЗИЛИКА САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ В РИМЕ
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО ИНТЕРЬЕР САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ, НЕСМОТРЯ НА ПОЗДНЕЙШИЕ ПЕРЕДЕЛКИ, ДАЁТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОГРОМНОЙ РАННЕХРИСТИАНСКОЙ БАЗИЛИКЕ, ОТЛИЧАЮЩЕЙСЯ СОВЕРШЕНСТВОМ ПРОПОРЦИЙ, ГАРМОНИЕЙ И ТОРЖЕСТВЕННОСТЬЮ. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ПРЕДСТАВЛЯЮТ МОЗАИКИ V ВЕКА, УКРАШАЮЩИЕ ЦЕРКОВЬ.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО БАЗИЛИКА САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ В РИМЕ
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО БАЗИЛИКА САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ В РИМЕ
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Базилика Константина в Три ре ( «Северный Рим» , Германия). ре возведена Константином в 310 г. в качестве тронного зала.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО В Средние века базилика Константина служила резиденцией архиепископа.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Внутри зал был украшен мрамором, в нишах располагались статуи.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО • БАЗИЛИКА САНТА-САБИНА В РИМЕ. построена в 422 -32 гг. КЛАССИЧЕСКИЙ ТИП ПОЗДНЕРИМСКОЙ БАЗИЛИКИ.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО НАРЯДУ С БАЗИЛИКАМИ В РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ВРЕМЯ СТРОИЛИСЬ КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ ЦЕНТРИЧЕСКОГО ТИПА, КОТОРЫЕ ПРОДОЛЖАЮТ РАЗВИТИЕ АНТИЧНЫХ ТРАДИЦИИ КРУГЛОГО ХРАМА(РОТОНДЫ) И МАВЗОЛЕЯ. ( Великим купольным сооружением Древнего Рима был Пантеон) ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ (КРУГЛЫЕ, ГРАНЕНЫЕ, КРЕСТООБРАЗНЫЕ) ИСПОЛЬЗУЮТСЯ КАК БАПТИСТЕРИИ И МАРТИРИИ.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО БАПТИСТЕРИЙ (ОТ ГРЕЧ. - «КРЕСТИТЬ» , КРЕСТИЛЬНЯ)— КУЛЬТОВОЕ СООРУЖЕНИЕ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ КРЕЩЕНИЯ. МАРТИРИЙ (МАРТИРИУМ, МАРТИРОН) — КУЛЬТОВОЕ СООРУЖЕНИЕ (ХРАМ, ЧАСОВНЯ), ПОСТРОЕННОЕ НАД МЕСТОМ ГИБЕЛИ ИЛИ ЗАХОРОНЕНИЯ МУЧЕНИКА.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ МАРТИРИЙ — РОТОНДА НАД ГРОБОМ ГОСПОДНИМ В ИЕРУСАЛИМЕ. ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС СОСТОЯЛ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ, ВЫТЯНУТЫХ С ЗАПАДА НА ВОСТОК: КРУГЛОГО ХРАМА-МАВЗОЛЕЯ , НАЗВАННОГО АНАСТАСИС (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО ЗНАЧИТ «ВОСКРЕСЕНИЕ» ), В ЦЕНТРЕ КОТОРОГО БЫЛ РАСПОЛОЖЕН ГРОБ ГОСПОДЕНЬ , ПОД ШЕСТИГРАННЫМ ШАТРОВЫМ НАВЕСОМ, ДАЛЕЕ РАСПОЛАГАЛАСЬ БАЗИЛИКА — ВЕЛИКАЯ ЦЕРКОВЬ. ВНУТРИ БАЗИЛИКИ БЫЛА ОБОРУДОВАНА КРИПТА, ОТМЕЧАЮЩАЯ МЕСТО ОБРЕТЕНИЯ КРЕСТА. МЕЖДУ АНАСТАСИСОМ И БАЗИЛИКОЙ БЫЛИ УСТРОЕНЫ ПЕРИСТИЛЬНЫЕ ДВОРЫ. СООРУЖЕНИЕ БЫЛО БОГАТО УКРАШЕНО РАЗНЫМИ ПОРОДАМИ МРАМОРА, МОЗАИКОЙ И ДРАГОЦЕННЫМ ЛИТЬЕМ. ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ БЫЛ ТОРЖЕСТВЕННО ОСВЯЩЁН В ПРИСУТСТВИИ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА 13 СЕНТЯБРЯ 335 ГОДА
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ИЕРУСАЛИМЕ (ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ). 325/326 год
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме Гроба Господня
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО ШИРОКО ИЗВЕСТНОСТЕН МАВЗОЛЕЙ КОНСТАНЦИИ В РИМЕ— КРУГЛЫЙ ХРАМ-МАВЗОЛЕЙ, ДИАМЕТРОМ 29 МЕТРОВ, ПОСТРОЕННЫЙ В IV В. КАК МЕСТО УПОКОЕНИЯ ДОЧЕРИ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО — КОНСТАНТИНЫ.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО ПАНТЕОН В РИМЕ МАВЗОЛЕЙ КОНСТАНЦИИ В РИМЕ ПРЕДСТАВЛЯЛ СОБОЙ РОТОНДУ, В КОТОРОЙ БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ ОБЪЕМ БЫЛ ПЕРЕКРЫТ КУПОЛОМ. БАРАБАН КУПОЛА ОПИРАЛСЯ НЕ НА СТЕНЫ СООРУЖЕНИЯ, А НА КОЛЬЦО ВНУТРЕННИХ ПАРНЫХ КОЛОНН. ОСВЕЩЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ ЧЕРЕЗ ОКНА В БАРАБАНЕ.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО МАВЗОЛЕЙ КОНСТАНЦИИ В РИМЕ В 1254 Г. БЫЛ ОБРАЩЁН В ЦЕРКОВЬ ЕЁ ИМЕНИ (ИТАЛ. САНТА-КОНСТАНЦА).
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО ГЛАВНЫМ СОКРОВИЩЕМ МАВЗОЛЕЯ КОНСТАНЦИИ В РИМЕ ЯВЛЯЮТСЯ МОЗАИКИ IV В. , ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ТРАНСФОРМАЦИЮ ЯЗЫЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ В ХРИСТИАНСКИЕ ОБРАЗЫ.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО МОЗАИКА МАВЗОЛЕЯ КОНСТАНЦИИ В РИМЕ
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПЕРВОНАЧАЛЬНО ФУНКЦИИ ЦЕНТРИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И ХРАМОВ-БАЗИЛИК, В КОТОРЫХ СОВЕРШАЛАСЬ ЛИТУРГИЯ, ЧЕТКО РАЗЛИЧАЛИСЬ. НО ПОСТЕПЕННО, С V ВЕКА, ЦЕНТРИЧЕСКИЕ ХРАМЫ, УВЕНЧАННЫЕ КУПОЛОМ, СТАНОВЯТСЯ ВТОРОЙ РАЗНОВИДНОСТЬЮ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМА.
В 395 ГОДУ, ПОСЛЕ СМЕРТИ ИМПЕРАТОРА ФЕОДОСИЯ I, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНО РАЗДЕЛИЛАСЬ НА ДВЕ ЧАСТИ – ЗАПАДНУЮ И ВОСТОЧНУЮ. В 476 (480) ГОДУ ЗАПАДНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРЕКРАТИЛА СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, ОСТАВИВ ВОСТОЧНУЮ РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПРЕЕМНИЦЕЙ ДРЕВНЕГО РИМА НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОЧТИ ДЕСЯТИ СТОЛЕТИЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ВПОСЛЕДСТВИИ ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ ВИЗАНТИ ЙСКАЯ ИМПЕ РИЯ ИЛИ ВИЗАНТИ Я НАЗВАНИЕ «ВИЗАНТИЙСКАЯ» ПРОИСХОДИТ ОТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАЗВАНИЯ ГОРОДА КОНСТАНТИНОПОЛЯ — ВИЗА НТИЙ, КУДА РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН ПЕРЕНЕС В 330 ГОДУ СТОЛИЦУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ, ОФИЦИАЛЬНО ПЕРЕИМЕНОВАВ ГОРОД В «НОВЫЙ РИМ» , ОДНАКО ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ ИМПЕРАТОРА ГОРОД СТАЛИ НАЗЫВАТЬ КОНСТАНТИНОПОЛЕМ. ВИЗАНТИЙ БЫЛ РАСШИРЕН И ОКРУЖЁН КРЕПОСТНЫМИ СТЕНАМИ. В НЁМ ВОЗВОДЯТСЯ ФОРУМ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА, В НЁМ ВОЗВОДЯТСЯ ИППОДРОМ, ДВОРЦЫ И ХРАМЫ. СО ВСЕЙ ИМПЕРИИ В ГОРОД СВОЗЯТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА.
ОТ ФОРУМА ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ЧАСТИЧНО УЦЕЛЕЛА ТОЛЬКО КОЛОННА КОНСТАНТИНА, ПОСТРОЕННАЯ ОКОЛО 330 ГОДА. ИЗНАЧАЛЬНО КОЛОННА БЫЛА ВЫСОТОЙ 35 МЕТРОВ И СЛУЖИЛА ПОСТАМЕНТОМ ДЛЯ СТАТУИ ИМПЕРАТОРА, НО ВО ВРЕМЯ УРАГАНА 1106 г. СТАТУЯ БЫЛА РАЗРУШЕНА.
КОЛОННА ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ. ОКОЛО 330 Г.
САМИ ВИЗАНТИЙЦЫ НАЗЫВАЛИ СЕБЯ РИМЛЯНАМИ — ПО-ГРЕЧЕСКИ «РОМЕЯМИ» , А СВОЮ ДЕРЖАВУ — «РИМСКОЙ ( «РОМЕЙСКОЙ» ) ИМПЕРИЕЙ» ИЛИ КРАТКО «РОМАНИЕЙ» . ЗАПАДНЫЕ ИСТОЧНИКИ НА ПРОТЯЖЕНИИ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИСТОРИИ ИМЕНОВАЛИ ЕЁ «ИМПЕРИЕЙ ГРЕКОВ» ИЗ-ЗА ПРЕОБЛАДАНИЯ В НЕЙ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. В ДРЕВНЕЙ РУСИ ВИЗАНТИЮ ОБЫЧНО НАЗЫВАЛИ «ГРЕЧЕСКИМ ЦАРСТВОМ» , А ЕЁ СТОЛИЦУ — ЦАРЬГРАДОМ.
НАИБОЛЬШИЕ ВЛАДЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ИМЕЛА ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ЮСТИНИАНЕ I (527 - 565), ВЕРНУВ СЕБЕ НА НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ ЧАСТЬ БЫВШИХ ЗАПАДНЫХ ВЛАДЕНИЙ РИМА И ПОЛОЖЕНИЕ САМОЙ МОГУЩЕСТВЕННОЙ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ ДЕРЖАВЫ. В ДАЛЬНЕЙШЕМ, ПОД НАТИСКОМ ВРАГОВ ГОСУДАРСТВО ПОСТЕПЕННО УТРАЧИВАЛО ЗЕМЛИ, И ЗАНИМАЛА ЛИШЬ ТЕРРИТОРИЮ ГРЕЦИИ И МАЛОЙ АЗИИ. НЕКОТОРОЕ УСИЛЕНИЕ В IX—XI ВЕКАХ СМЕНИЛОСЬ СЕРЬЁЗНЫМИ ПОТЕРЯМИ В КОНЦЕ XI ВЕКА. ЗАТЕМ БЫЛ РАСПАД СТРАНЫ ПОД УДАРАМИ КРЕСТОНОСЦЕВ, ВЗЯВШИХ КОНСТАНТИНОПОЛЬ В 1204 Г. , ПОТОМ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИМПЕРИИ МИХАИЛОМ ПАЛЕОЛОГОМ, И, НАКОНЕЦ, ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ГИБЕЛЬ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СЕРЕДИНЕ XV ВЕКА (1453 г. ) ПОД НАТИСКОМ ТУРОК-ОСМАН.
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО – ЭТО ИСТОРИКОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТИП СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА, СУЩЕСТВОВАВШЕЕ С V ПО XV ВЕКА.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО, В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА, СОХРАНЯЛА И РАЗВИВАЛА АНТИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ. ВИЗАНТИЮ НЕ ЗАТРОНУЛО НАШЕСТВИЕ ВАРВАРОВ. ОТ РИМА ВИЗАНТИЯ ВЗЯЛА ФОРМУ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА, ВО ГЛАВЕ КОТОРОГО БЫЛ ИМПЕРАТОР И ЦЕРКОВЬ. ВИЗАНТИЙСКИЕ ГОРОДА (КОНСТАНТИНО ПОЛЬ, АЛЕКСАНДРИ Я, АНТИОХИ Я, ЭФЕ С, РАВЕ ННА) ОСТАВАЛИСЬ Я, АНТИОХИЯ, ЭФЕС, РАВЕННА) ОСТАВАЛИСЬ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИМИ ПО ФОРМЕ И ПО ДУХУ. СЮДА БЫЛА ПРИВЕЗЕНА АНТИЧНАЯ СКУЛЬПТУРА, ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ОБЛАДАЛА НЕ ТОЛЬКО РЕЛИГИОЗНЫМ ХАРАКТЕРОМ. БОГОСЛОВИЕ В ГОСУДАРСТВЕ НАХОДИЛОСЬ ПОД ВЛИЯНИЕМ СВЕТСКИХ ИНТЕРЕСОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАЧ, ИМПЕРАТОРСКОГО ДВОРА.
ВИЗАНТИЙСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ФОРМИРУЕТСЯ НА ТРАДИЦИЯХ ЯЗЫЧЕСКОГО АНТИЧНОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРИНЦИПОВ ХРИСТИАНСТВА. НА СМЕНУ НЕПРИМИРИМОСТИ ХРИСТИАНСТВА К ЯЗЫЧЕСТВУ ПРИХОДИТ КОМПРОМИСС МЕЖДУ ХРИСТИАНСКИМ И АНТИЧНЫМ МИРОСОЗЕРЦАНИЕМ. В ЦЕНТРЕ ИХ ФИЛОСОФИИ НАХОДИТСЯ ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ КАК СОВЕРШЕНСТВА. РОЖДАЕТСЯ НОВАЯ ЭСТЕТИКА И СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ, МЕНЯЕТСЯ И САМ ЧЕЛОВЕК, ЕГО ОТНОШЕНИЕ К МИРУ.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА * ПОЗДНЕАНТИЧНЫ Й ПЕРИОД – IV - V ВЕКА, * РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД – VI - VII ВЕКА , "ЗОЛОТОЙ ВЕК « ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА I; * ИКОНОБОРЧЕСКИЙ ПЕРИОД – VIII – НАЧАЛО IX ВЕКА, ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ «ТЕМНОЕ ВРЕМЯ» ; * КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД – IX - XI ВЕКА , РАСЦВЕТ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА; * ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД – XII – XV ВЕКА
ДЛЯ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА IV – V ВЕКОВ ( ПОЗДНЕАНТИЧНЫЙ ПЕРИОД ), ХАРАКТЕРНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРИМСКИХ ТРАДИЦИЙ И СОЗДАНИЕ НОВЫХ ПРИЕМОВ В АРХИТЕКТУРЕ , ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРНЫХ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ СОХРАНЯЛИСЬ ТРАДИЦИИ РЕГУЛЯРНОЙ ПЛАНИРОВКИ, АНТИЧНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, ПРОСТРАНСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ, ГОРОДСКИХ ДВОРЦОВ И ЗАГОРОДНЫХ ВИЛЛ. ДВОРЦОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ СОХРАНИЛИСЬ ПЛОХО, В ОСНОВНОМ ФРАГМЕНТЫ ЗДАНИЙ. ЛУЧШЕ СОХРАНИЛИСЬ МОЩНЫЙ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ СТЕНЫ ГОРОДОВ.
БЕССМЕННОЙ СТОЛИЦЕЙ И ЦЕНТРОМ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ БЫЛ КОНСТАНТИНОПОЛЬ, ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. КОНСТАНТИНОПОЛЬ. РЕКОНСТРУКЦИЯ
ПОСЛЕ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО, УЖЕ ЧЕРЕЗ ПОЛВЕКА, С 408 ПО 413 ГОДЫ, ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ФЕОДОСИИ, ДЛЯ ЗАЩИТЫ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ОТ ВАРВАРОВ ВОЗВОДЯТСЯ НОВЫЕ ГОРОДСКИЕ СТЕНЫ, ДЛИНОЙ 5630 МЕТРОВ, СОХРАНИВШИЕСЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ, ЗАКЛЮЧИЛИ В СЕБЯ УЖЕ СЕМЬ ХОЛМОВ — СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО В РИМЕ.
ВНЕШНЯЯ ГОРОДСКАЯ СТЕНА БЫЛА МЕНЬШЕ ВНУТРЕННЕЙ И ПО ВЫСОТЕ И ПО ШИРИНЕ. ИЗ 96 БАШЕН ВНЕШНЕЙ СТЕНЫ 10 БАШЕН БЫЛИ ПРОЕЗДНЫМИ.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА — ПАРАДНЫЕ ВОРОТА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ СТЕН, СОСТОЯЛИ ИЗ ТРЁХ МРАМОРНЫХ ТРИУМФАЛЬНЫХ АРОК И УВЕНЧАННЫХ КРЫЛАТОЙ АЛЛЕГОРИЕЙ ПОБЕДЫ. ПРООБРАЗ ОДНОИМЁННЫХ СООРУЖЕНИЙ В КИЕВЕ И В ЛАДИМИРЕ.
КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ. СОВРЕМЕННЫЙ ВИД
КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ. СОВРЕМЕННЫЙ ВИД
В СВЯЗИ С ПРЕВРАЩЕНИЕМ ХРИСТИАНСТВА В ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕЛИГИЮ НОВЫЕ ХАРАКТЕРНЫЙ ЧЕРТЫ ВИЗАНТИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПРОЯВЛЯЮТСЯ , ПРЕЖДЕ ВСЕГО, В ХРАМОВОМ ЗОДЧЕСТВЕ. РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ДВА ТИПА КУЛЬТОВОГО СООРУЖЕНИЯ – БАЗИЛИКАЛЬНЫЙ И ЦЕНТРИЧЕСКИЙ ХРАМЫ.
ХРАМЫ БАЗИЛИКАЛЬНОГО ТИПА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ПОЧТИ НЕ СОХРАНИЛИСЬ. ВСЕ ОНИ ПОЗЖЕ БЫЛИ ПЕРЕСТРОЕНЫ ИЛИ РАЗРУШЕНЫ. БАЗИЛИКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ СОХРАНИЛИСЬ В ПРОВИНЦИЯХ ИМПЕРИИ, НАПРИМЕР, БАЗИЛИКА СВЯТОГО ДИМИТРИЯ В ГОРОДЕ САЛО НИКИ, ГОРОДЕ (ФЕССАЛО НИКИ, ГРЕЦИЯ), ПОСТРОЕННАЯ НА МЕСТЕ РИМСКИХ ТЕРМ, ГДЕ, СОГЛАСНО ПРЕДАНИЮ, ПОГИБ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ.
БАЗИЛИКА СВЯТОГО ДИМИТРИЯ В САЛО НИКАХ (ФЕССАЛО НИКИ, ГРЕЦИЯ). ПЕРВОНАЧАЛЬНО НА ЭТОМ МЕСТЕ БЫЛ СООРУЖЁН МАРТИРИЙ, КОТОРЫЙ ЗАТЕМ СМЕНИЛА ТРЁХНЕФНАЯ БАЗИЛИКА. В VII ВЕКА БЫЛО ВОЗВЕДЕНО ПЯТИНЕФНОЕ ЗДАНИЕ БАЗИЛИКИ. ВО ВРЕМЯ ТУРЕЦКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА, В 1493 ГОДУ, БЫЛА ОБРАЩЕНА В МЕЧЕТЬ. ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ГОРОДА ГРЕКАМ, С 1912 ГОДА В БАЗИЛИКЕ ВОЗОБНОВИЛИСЬ ХРИСТИАНСКИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ. ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА 1917 ГОДА ЗДАНИЕ ПОСТРАДАЛО. В 1930 - 40 е гг. ПРОВЕДЕНЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
БАЗИЛИКА СВЯТОГО ДИМИТРИЯ В САЛО НИКАХ (ФЕССАЛО НИКИ, ГРЕЦИЯ).
БАЗИЛИКА СВЯТОГО ДИМИТРИЯ В САЛО НИКАХ (ФЕССАЛО НИКИ, ГРЕЦИЯ).
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО В ВИЗАНТИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИМ СТАЛ НЕ БАЗИЛИКАЛЬНЫЙ, А ЦЕНТРИЧЕСКИЙ ТИП ХРАМА. КУПОЛ СТАЛ ВАЖНЕЙШИМ ЭЛЕМЕНТОМ ВИЗАНТИЙСКОГО ХРАМА. ВТОРОЙ ВАЖНЕЙШЕЙ ОСОБЕННОСТЬЮ СДЕЛАЛОСЬ КРЕСТООБРАЗНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНТЕРЬЕРА ХРАМА. НА ПРОТЯЖЕНИИ V—VIII ВВ. В ВИЗАНТИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ПРОИСХОДИЛО ФОРМИРОВАНИЕ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ТИПА ХРАМА.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ОДНАКО, ПРЕЖДЕ ЧЕМ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ТИП ХРАМА ПОЯВИЛСЯ В ЗАКОНЧЕННОМ ВИДЕ, БЫЛО СОЗДАНО МНОЖЕСТВО РАЗНООБРАЗНЫХ ЦЕНТРИЧЕСКИХ ПОСТРОЕК, БЛАГОДАРЯ КОТОРЫМ МОЖНО УВИДЕТЬ РАЗВИТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЯ ОБРАЗА ХРИСТИАНСКОГО ХРАМА.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ЦЕНТРИЧЕСКИМ ХРАМОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ СЕРГИЯ И ВАКХА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ, ПОСТРОЕННАЯ В 527— 529 ГГ. ХРАМ ЯВЛЯЛСЯ ОДНОВРЕМЕННО И МАРТИРИЕМ (МЕСТОМ ХРАНЕНИЯ МОЩЕЙ ЭТИХ СВЯТЫХ), И ХРАМОМ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ. В ПЛАНЕ ХРАМ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КВАДРАТ С ВПИСАННОЙ ОКРУЖНОСТЬЮ — ПОДКУПОЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ. КУПОЛ НЕСУТ ВОСЕМЬ ОПОР, МЕЖДУ КОТОРЫМИ СДЕЛАНЫ НИШИ. ПО УГЛАМ ОНИ ПОЛУКРУГЛЫЕ, А ПО СТОРОНАМ СВЕТА — ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ. ХРАМ ИМЕЕТ ВНУТРЕННИЙ КРУГОВОЙ ОБХОД С ХОРАМИ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ СЕРГИЯ И ВАКХА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ПОЗДНЕЕ ПО ОБРАЗЦУ ЦЕРКВИ СВЯТЫХ СЕРГИЯ И ВАКХА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ БЫЛА ВОЗВЕДЕНА ЗНАМЕНИТАЯ ЦЕРКОВЬ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕ ННЕ (527— 548). ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД РАВЕННА БЫЛ В ТО ВРЕМЯ ВОЗВРАЩЕН ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, И ПОСТРОЙКА НОВОГО ХРАМА ЗНАМЕНОВАЛА ПОБЕДЫ ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИА НА НА ЕЁ ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦАХ. ЦЕРКОВЬ ИМЕЕТ ФОРМУ ДВУХ ВОСЬМИГРАННИКОВ, ВПИСАННЫХ ОДИН В ДРУГОЙ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ЦЕРКОВЬ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕ ННЕ (527— 548). Н НЕ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СТРОИТЕЛЬСТВО ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СОПРОВОЖДАЛОСЬ ШИРОКИМ РАЗВИТИЕМ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. ИНТЕРЬЕРЫ ХРАМОВ УКРАШАЮТСЯ ФРЕСКАМИ И МОЗАИКАМИ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ЦЕРКОВЬ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕ ННЕ Н НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ СРЕДИ РАННЕХРИСТИАНСКИ Х ПАМЯТНИКОВ РАВЕННЫ СОВЕРШЕНСТВОМ СВОИХ МОЗАИК, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЮТ СЕБЕ РАВНЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ. МОЗАИКИ АПСИДЫ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ. (546 -548)
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ЦЕРКОВЬ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО МОЗАИКИ АПСИДЫ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО МОЗАИКИ КОНХИ АПСИДЫ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО МОЗАИКИ КОНХИ АПСИДЫ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ИМПЕРАТОР ЮСТИНИА Н СО СВИТОЙ» МОЗАИКА АПСИДЫ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ИМПЕРАТОР ЮСТИНИА Н СО СВИТОЙ» МОЗАИКА АПСИДЫ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ИМПЕРАТОР ЮСТИНИА Н СО СВИТОЙ» МОЗАИКА АПСИДЫ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «Император Юстиниан со свитой» . Мозаика апсиды церкви Сан Витале в Равенне. «Юстиниан» Фрагмент. «Максимилиан» . Фрагмент.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «Император Юстиниан со свитой» . Мозаика апсиды церкви Сан Витале в
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ИМПЕРАТРИЦА ФЕОДО РА СО СВИТОЙ» МОЗАИКА АПСИДЫ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ. До 547 г.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ИМПЕРАТРИЦА ФЕОДО РА СО СВИТОЙ» МОЗАИКА АПСИДЫ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ. До 547 г.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ИМПЕРАТРИЦА ФЕОДО РА СО СВИТОЙ» МОЗАИКА АПСИДЫ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ. До 547 г.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ИМПЕРАТРИЦА ФЕОДО РА СО СВИТОЙ» МОЗАИКА АПСИДЫ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ. До 547 г.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ИМПЕРАТРИЦА ФЕОДО РА СО СВИТОЙ» МОЗАИКА АПСИДЫ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ. До 547 г.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ИМПЕРАТРИЦА ФЕОДО РА СО СВИТОЙ» . МОЗАИКА АПСИДЫ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ. «Феодора» Фрагмент.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаики хоров из церкви Сан Витале в Равенне. «СЦЕНЫ ИЗ ЖИЗНИ АВРААМА»
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаики хоров из церкви Сан Витале в Равенне. «СЦЕНЫ ИЗ ЖИЗНИ АВРААМА»
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаика хоров из церкви Сан-Витале в Равенне. «Ветхозаветная Троица и Жертвоприношение Авраама» (фрагмент)
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаика хоров из церкви Сан-Витале в Равенне. «Ветхозаветная Троица и Жертвоприношение Авраама» (фрагмент)
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаика хоров из церкви Сан-Витале в Равенне. «Ветхозаветная Троица и Жертвоприношение Авраама» (фрагмент)
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаика хоров из церкви Сан-Витале в Равенне. « «Иеремия и Иоанн Богослов»
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаики хоров из церкви Сан Витале в Равенне. «Моисей обретает скрижали на горе Синай»
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаики хоров из церкви Сан Витале в Равенне. «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВЕЛЯ И МЕЛЬХИСЕДЕКА»
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаики хоров из церкви Сан Витале в Равенне. «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВЕЛЯ И МЕЛЬХИСЕДЕКА»
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаики хоров из церкви Сан Витале в Равенне. «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВЕЛЯ И МЕЛЬХИСЕДЕКА»
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаики хоров из церкви Сан Витале в Равенне.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаики хоров из церкви Сан Витале в Равенне.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаики свода церкви Сан-Витале в Равенне
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаики свода церкви Сан-Витале в Равенне
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаики свода церкви Сан-Витале в Равенне
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаики хоров из церкви Сан-Витале в Равенне. Свод. Орнамент из животных и цветов
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ПОСТРОЙКА ОШИБОЧНО ПРИПИСЫВАЕТСЯ ГАЛЛЕ ПЛАЦИДИИ, ДОЧЕРИ ИМПЕРАТОРА ФЕОДОСИЯ ВЕЛИКОГО, МАВЗОЛЕЙ НЕ СТАЛ МЕСТОМ ЕЁ ПОГРЕБЕНИЯ. РЯДОМ С ЦЕРКВЬЮ САН-ВИТАЛЕ РАСПОЛОЖЕН МАВЗОЛЕЙ ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ В РАВЕННЕ (ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ V В. ). ЭТО ПРИМЕР РАННЕХРИСТИАНСКОГО КРЕСТОВОКУПОЛЬНОГО СООРУЖЕНИЯ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО МАВЗОЛЕЙ ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ В РАВЕННЕ В ПЛАНЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ (ДЛИННАЯ ОСЬ — 12, 75 М, ПОПЕРЕЧНАЯ — 10, 25 М). ЦЕНТР ЗДАНИЯ УВЕНЧАН КУБИЧЕСКОЙ БАШНЕЙ, В КОТОРУЮ ИЗНУТРИ ВПИСАН КУПОЛ, НЕВИДИМЫЙ СНАРУЖИ ЗДАНИЯ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО МАВЗОЛЕЙ ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ В РАВЕННЕ УКРАШЕН САМЫМИ РАННИМИ ИЗ СОХРАНИВШИХСЯ РАВЕННСКИХ МОЗАИК.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО • Равенна. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии. 5 в. .
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО • Христос — Добрый Пастырь. Мозаика в люнете мавзолея Галлы Плацидии. 5 в. Равенна, Италия. .
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО • Христос — Добрый Пастырь. Мозаика в люнете мавзолея Галлы Плацидии. Фрагмент. 5 в. Равенна, Италия. .
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ЗНАМЕНИТА УНИКАЛЬНЫМИ РАННЕХРИСТИАНСКИМИ И ВИЗАНТИЙСКИМИ МОЗАИКАМИ БАЗИЛИКА САНТ-АПОЛЛИНАРЕ-НУОВО В РАВЕННЕ (ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АПОЛЛИНАРИЯ НОВОГО). ПОСТРОЕНА В КОНЦЕ V — НАЧАЛЕ VI ВЕКОВ ОСТГОТСКИМ КОРОЛЁМ ТЕОДО РИХОМ ВЕЛИКИМ, КАК ЕГО ПРИДВОРНАЯ Р ИХОМ ВЕЛИКИМ, КАК ЕГО ПРИДВОРНАЯ ЦЕРКОВЬ. ПОЗЖЕ (В IX В. ) ОСВЯЩЕНА В ЧЕСТЬ НЕБЕСНОГО ПОКРОВИТЕЛЯ РАВЕННЫ СВ. АПОЛЛИНАРИЯ (ОТСЮДА НАЗВАНИЕ). ОДНА ЧАСТЬ МОЗАИК ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ ТЕОДОРИХА, А ДРУГАЯ — К ЭПОХЕ ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА,
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ПРОЦЕССИЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ» . Церковь Сан Аполлинаре Нуово в Равенне. 6 в
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ПРОЦЕССИЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ» . Церковь Сан Аполлинаре Нуово в Равенне. 6 в
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ТИП ХРАМА – БАЗИЛИКА, ПОЛУЧИВШИЙ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ, ТАКЖЕ ПОДВЕРГСЯ НЕКОТОРОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, БЫЛ СОЕДИНЕН КАК С КРЕСТООБРАЗНЫМ В ПЛАНЕ ПРОСТРАНСТВОМ, ТАК И С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУПОЛА.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ЦЕРКОВЬ СВЯТ ОЙ ИРИНЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ НОВЫЙ ДЛЯ VI В. ТИП БАЗИЛИКИ В ФОРМЕ КРЕСТА. ПЕРВАЯ БАЗИЛИКА НА ЭТОМ МЕСТЕ БЫЛА ВОЗВЕДЕНА В IV В. ПРИ ИМПЕРАТОРЕ КОНСТАНТИНЕ И ЯВЛЯЛАСЬ ГЛАВНЫМ ХРАМОМ ДО ПОСТРОЙКИ СВЯТОЙ СОФИИ. В VI В. ЦЕРКОВЬ БЫЛА СОЖЖЕНА, А ЗАТЕМ БЫЛА ОТСТРОЕНА ПРИ ЮСТИНИАНЕ В 532 Г. ВНУТРИ СТОИТ САРКОФАГ, В КОТОРОМ, ПО ПРЕДАНИЮ, ПОКОЯТСЯ ОСТАНКИ КОНСТАНТИНА.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ЦЕРКОВЬ СВЯТ ОЙ ИРИНЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (2 ПОЛОВИНА XI В. )
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ВЕЛИЧАЙШИМ ХРАМОМ, В КОТОРОМ СОЕДИНИЛИСЬ БАЗИЛИКАЛЬНЫЙ ПЛАН И КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ЦЕНТРИЧНЫЙ ТИП СООРУЖНИЯ, СТАЛ СОФИЙСКОЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ, (СОБО Р СВЯТО Й СОФИ И — ПРЕМУ Д РОСТИ БО Ж ИЕЙ, СВЯТАЯ СОФИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ) ВОЗВЕДЕННЫЙ В 532— 537 ГГ. (ЗОДЧИЕ - ИСИ ДОР МИЛЕ ТСКИЙ И АНФИ МИЙ ТРА ЛЛЬСКИЙ) Д ОР МИЛЕ Т СКИЙ И АНФИ М ИЙ ТРА Л ЛЬСКИЙ) СИМВОЛ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» ВИЗАНТИЙСКОГО ЗОДЧЕСТВА
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО БОЛЕЕ 1000 ЛЕТ СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ОСТАВАЛСЯ САМЫМ БОЛЬШИМ ХРИСТИАНСКИМ ХРАМОМ, ВПЛОТЬ ДО ПОСТРОЙКИ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ. ВЫСОТА СОФИЙСКОГО СОБОРА — 65 М. , ДЛИНА – 77 М. , ДИАМЕТР КУПОЛА 31, 5 МЕТР.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО В ПЛАНЕ СОБОР ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОДОЛГОВАТЫЙ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК (75, 6 М ДЛИНЫ И 68, 4 М ШИРИНЫ), ОБРАЗУЮЩИЙ ТРИ НЕФА (КОРАБЛЯ): СРЕДНИЙ — ШИРОКИЙ, БОКОВЫЕ — БОЛЕЕ УЗКИЕ. СЕРЕДИНА ЦЕНТРАЛЬНОГО НЕФА, КВАДРАТНАЯ В ОСНОВАНИИ, ОГРАНИЧЕНА ПО УГЛАМ ЧЕТЫРЬМЯ МАССИВНЫМИ СТОЛБАМИ, ПОДПИРАЮЩИМИ ГРОМАДНЫЕ АРКИ, И ПОКРЫТА ДОВОЛЬНО ПЛОСКИМ КУПОЛОМ 30 М В ДИАМЕТРЕ, ВЕРШИНА КОТОРОГО ОТСТОИТ НА 51 М ОТ ПОЛА. К ЭТОМУ ПОДКУПОЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ ПРИМЫКАЮТ С ВОСТОКА И ЗАПАДА ДВЕ КОЛОССАЛЬНЫЕ НИШИ С ПОЛУСФЕРИЧЕСКИМ ВЕРХОМ: В ВОСТОЧНУЮ НИШУ ОТКРЫВАЮТСЯ СВОИМИ АРКАМИ ЕЩЁ ТРИ МЕНЬШИЕ НИШИ, ИЗ КОТОРЫХ СРЕДНЯЯ, СЛУЖИВШАЯ АЛТАРНОЙ АПСИДОЙ, ГЛУБЖЕ ОСТАЛЬНЫХ И ВЫСТУПАЕТ ИЗ ОБЩЕГО ПЛАНА ХРАМА В ВИДЕ ПОЛУКРУЖИЯ; К ЗАПАДНОЙ БОЛЬШОЙ НИШЕ ПРИМЫКАЮТ ТАКЖЕ ТРИ НИШИ; ИЗ НИХ СРЕДНЯЯ ВЕДЕТ В ПРИСТРОЕННЫЕ К ХРАМУ ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ПРИТВОРЫ, ВПЕРЕДИ КОТОРЫХ НЕКОГДА НАХОДИЛСЯ ДВОР, ОБНЕСЕННЫЙ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ВО ВРЕМЕНА ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ СОФИЙСКИЙ СОБОР НАХОДИЛСЯ В ЦЕНТРЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ РЯДОМ С ИМПЕРАТОРСКИМ ДВОРЦОМ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НАХОДИТСЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ СТАМБУЛА. ПОСЛЕ ЗАХВАТА ГОРОДА ОСМАНАМИ СОФИЙСКИЙ СОБОР БЫЛ ОБРАЩЁН В МЕЧЕТЬ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО В ХРАМЕ БЫЛА РЕШЕНА ЗАДАЧА СОЕДИНЕНИЯ КУПОЛА КРУГЛОЙ ФОРМЫ С КВАДРАТНЫМ В ПЛАНЕ ОСНОВАНИЕМ ПРИ ПОМОЩИ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ПАРУСОВ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ПАРУСА – ЭЛЕМЕНТЫ КУПОЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ В ФОРМЕ СФЕРИЧЕСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПЕРЕХОД ОТ КВАДРАТНОГО ПОДКУПОЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА К ОКРУЖНОСТИ КУПОЛА ИЛИ ЕГО БАРАБАНА.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ « СВЯТАЯ БОГОРОДИЦА» МОЗАИКА В АПСИДЕ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ « ДЕ И СУС» . МОЗАИКА
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ «ХРИСТОС– ПАНТОКРА Т ОР» « ДЕ И СУС» . МОЗАИКА 2 ЧЕТВ. XII В.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ХРИСТОС– ПАНТОКРА Т ОР» . МОЗАИКА ДЕ И СУСА. СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ СО ФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ. « ДЕ И СУС» . МОЗАИКА
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ИМПЕРАТОР ЛЕВ VI ПРЕКЛОНЯЕТ КОЛЕНИ ПЕРЕД ИИСУСОМ ХРИСТОМ. МОЗАИКА
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ИМПЕРАТОР ЛЕВ VI ПРЕКЛОНЯЕТ КОЛЕНИ ПЕРЕД ИИСУСОМ ХРИСТОМ. МОЗАИКА
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ИМПЕРАТОРЫ КОНСТАНТИН И ЮСТИНИАН ПЕРЕД БОГОРОДИЦЕЙ. МОЗАИКА
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ИМПЕРАТОРЫ КОНСТАНТИН И ЮСТИНИАН ПЕРЕД БОГОРОДИЦЕЙ. МОЗАИКА
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ИМПЕРАТОРЫ КОНСТАНТИН И ЮСТИНИАН ПЕРЕД БОГОРОДИЦЕЙ. МОЗАИКА
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ИМПЕРАТОР ИОАНН II ВЕЛИКИЙ КОМНИ Н И ИМПЕРАТРИЦА ИРИНА ПЕРЕД БОГОРОДИЦЕЙ» МОЗАИКА СОФИЙСКОГО СОБОРА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ИМПЕРАТОР ИОАНН II ВЕЛИКИЙ КОМНИ Н И ИМПЕРАТРИЦА ИРИНА ПЕРЕД БОГОРОДИЦЕЙ» (1118) МОЗАИКА СОФИЙСКОГО СОБОРА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО МОЗАИКИ СОФИЙСКОГО СОБОРА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ПОСЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА СОФИЙСКОГО СОБОРА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ В ВИЗАНТИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИМ СТАНОВИТЬСЯ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ТИП ХРАМА. В ДАЛЬНЕЙШЕМ ХРАМЫ ДАННОГО ТИПА БУДУТ ВОЗВОДИТЬСЯ КАК В СТОЛИЦЕ ИМПЕРИИ, ТАК И В ЕЕ ПРОВИНЦИЯХ.
КРЕСТО ВО-КУ ПОЛЬНЫЙ ХРАМ АРХИТЕКТУРНЫЙ ТИП ХРИСТИАНСКОГО ХРАМА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ СОБОЙ ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ (КВАДРАТНЫЙ) ОБЪЕМ, У КОТОРОГО ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО С ПОМОЩЬЮ 4 СТОЛБОВ В ПЛАНЕ ОБРАЗУЕТ КРЕСТ. ПЕРЕКРЫТИЕМ ХРАМА ЯВЛЯЮТСЯ КРЕСТООБРАЗНО РАСПОЛОЖЕННЫЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ СВОДЫ, С КУПОЛОМ В ЦЕНТРЕ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ЦЕРКОВЬ МИРЕЛЕЙОН В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (930 -е)
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ФЕО Д ОРА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (2 ПОЛОВИНА XI В. )
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОМАТЕРИ В МОНАСТЫРЕ ДАФНИ БЛИЗ АФИН (1060 -1070) БЛИЗ АФИН
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОМАТЕРИ В МОНАСТЫРЕ ДАФНИ БЛИЗ АФИН (1060 -1070) БЛИЗ АФИН
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ХРИСТОС– ПАНТОКРА Т ОР» . МОЗАИКА. 1160 -1170 ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОМАТЕРИ В МОНАСТЫРЕ ДАФНИ БЛИЗ АФИН
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» . МОЗАИКА. ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОМАТЕРИ В МОНАСТЫРЕ ДАФНИ БЛИЗ АФИН
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «КРЕЩЕНИЕ» . МОЗАИКА. 1100 -е ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОМАТЕРИ В МОНАСТЫРЕ ДАФНИ БЛИЗ АФИН
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ПРЕОБРАЖЕНИЕ» . МОЗАИКА. ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОМАТЕРИ В МОНАСТЫРЕ ДАФНИ БЛИЗ АФИН
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «КУПАНИЕ МЛАДЕНЦА ХРИСТА» . МОЗАИКА. ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОМАТЕРИ В МОНАСТЫРЕ ДАФНИ БЛИЗ АФИН
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО КРОМЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В ВИЗАНТИЙСКОМ ИСКУССТВЕ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛУЧАЕТ И СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО КРУПНЕЙШИМ ДОСТИЖЕНИЕМ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА В СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ ЯВЛЯЕТСЯ И КОНОПИСЬ (ОТ ИКОНА И ПИСА Т Ь) — ИКОНОПИСАНИЕ, ИКОННОЕ ПИСАНИЕ, ВИД СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЖИВОПИСИ, РЕЛИГИОЗНОЙ ПО ТЕМАМ И СЮЖЕТАМ, КУЛЬТОВОЙ ПО НАЗНАЧЕНИЮ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Лазарев В. Н. «История византийской живописи» М. : Искусство, 1986.
«ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ» . ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА 12 В.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ХАРАКТЕРНЫМИ ОБРАЗЦАМИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ ЯВЛЯЮТСЯ ТАКЖЕ МИНИАТЮРЫ РУКОПИСНЫХ КНИГ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРА В ВИЗАНТИЙСКОМ ИСКУССТВЕ УПОТРЕБЛЯЛОСЬ УМЕРЕННО, ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ НЕБЛАГОСКЛОННО СМОТРЕЛА НА СТАТУИ, СЧИТАЯ ПОКЛОНЕНИЕ ИМ В НЕКОТОРОМ РОДЕ ИДОЛОПОКЛОНСТВОМ, И ЕСЛИ ДО IX ВЕКА КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА ЕЩЁ БЫЛА ТЕРПИМЫ В ХРАМАХ, ТО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ НИКЕЙСКОГО СОБОРА 842 Г. ОНА БЫЛА ЗАПРЕЩЕНА. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ГЛАВНЫЙ АКЦЕНТ В РАЗВИТИИ СКУЛЬПТУРЫ ПЕРЕНОСИТСЯ НА СОЗДАНИЕ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЙ ПЛАСТИКИ – ОРНАМЕНТАЛЬНОГО РЕЛЬЕФА.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ОБРАЗЦОМ РЕЛЬЕФНОЙ ПЛАСТИКИ ЯВЛЯЮТСЯ КОНСУЛЬСКИЕ ДИ ПТИХИ (ДР. -ГРЕЧ. ΔΊΠΤΥΧΟΣ «СЛОЖЕННЫЙ ВДВОЕ» ) — ТАБЛИЧКИ ДЛЯ ЗАПИСЕЙ, ПРЕДСТАВЛЯВШИЕ СОБОЙ ДВЕ ПЛАСТИНЫ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ, СОЕДИНЁННЫЕ ДРУГ С ДРУГОМ, ВРУЧАВШИЕСЯ КОНСУЛАМ В ОЗНАМЕНОВАНИЕ ИХ ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ. ДЛЯ ЗАПИСЕЙ ПРЕДНАЗНАЧАЛИСЬ ВНУТРЕННИЕ СТОРОНЫ СКЛАДНЯ, ВНЕШНИЕ ЖЕ СТОРОНЫ МОГЛИ ПОКРЫВАТЬСЯ РАЗНОГО РОДА УКРАШЕНИЯМИ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО НА КОНСУЛЬСКИХ ДИПТИХАХ ПОМЕЩАЛОСЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ НАЗНАЧЕННОГО КОНСУЛА (В ПОЛНЫЙ РОСТ ИЛИ ПОГРУДНО) В ОБРАМЛЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА. КРОМЕ ЭТОГО ВСТРЕЧАЮТСЯ В ОТДЕЛЬНЫХ МЕДАЛЬОНАХ ЦИРКОВЫЕ СЦЕНЫ, СОСТЯЗАНИЯ КОЛЕСНИЦ НА ИППОДРОМЕ, БОРЬБА С ДИКИМИ ЗВЕРЯМИ, ТЕАТРАЛЬНЫЕ АКТЁРЫ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО КОНСУЛЬСКИЙ ДИПТИХ АРЕОБИНДУСА (506 г. )
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО КОНСУЛЬСКИЙ ДИПТИХ АРЕОБИНДУСА СТВОРКА (506 г. )
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО КОНСУЛЬСКИЙ ДИПТИХ АРЕОБИНДУСА ФРАГМЕНТ СТВОРКИ (506 г. )
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО КОНСУЛЬСКИЙ ДИПТИХ АНАСТАСИЯ (517)
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО КОНСУЛЬСКИЙ ДИПТИХ МАГНУСА СТВОРКА (518 г. )
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО КОНСУЛЬСКИ Й ДИПТИХ ФИЛОКСЕНИЯ (525 г. )
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ТРИУМФ ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА ДИПТИХ БАРБЕРИНИ V — VI ВВ. СЛОНОВАЯ КОСТЬ. 34, 2 × 26, 8 см ЛУВР, ПАРИЖ
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ДИПТИХ БАРБЕРИНИ ( V — VI ВВ. )
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ВЫСОКОГО РАЗВИТИЯ В ВИЗАНТИЙСКОМ ИСКУССТВЕ ПОЛУЧАЕТ И ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. ЭТО , ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА И ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО, РЕЗЬБА И ИСКУССТВО ЭМАЛИ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ОСОБЕННО ИСКУСНЫ БЫЛИ ВИЗАНТИЙСКИЕ МАСТЕРА В ЭМАЛЬЕРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ДВА ВИДА: ПРОСТАЯ ЭМАЛЬ И ПЕРЕГОРОДОЧНАЯ ЭМАЛЬ. В ПЕРВОЙ НА ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛА ДЕЛАЛИСЬ С ПОМОЩЬЮ РЕЗЦА УГЛУБЛЕНИЯ СООТВЕТСТВЕННО РИСУНКУ, И В ЭТИ УГЛУБЛЕНИЯ НАСЫПАЛСЯ ПОРОШОК ЦВЕТНОГО СТЕКЛОВИДНОГО ВЕЩЕСТВА, КОТОРОЕ ПОТОМ СПЛАВЛЯЛОСЬ НА ОГНЕ И ПРИСТАВАЛО ПРОЧНО К МЕТАЛЛУ; ВО ВТОРОЙ РИСУНОК НА МЕТАЛЛЕ ОБОЗНАЧАЛСЯ ПРИКЛЕЕННОЙ К НЕМУ ПРОВОЛОКОЙ, И ПРОСТРАНСТВА МЕЖДУ ПОЛУЧИВШИХСЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ ПЕРЕГОРОДОК ЗАПОЛНЯЛИСЬ СТЕКЛОВИДНЫМ ВЕЩЕСТВОМ, ПОЛУЧАВШИМ ПОТОМ ГЛАДКУЮ ПОВЕРХНОСТЬ И ПРИКРЕПЛЯВШИМСЯ К МЕТАЛЛУ ВМЕСТЕ С ПРОВОЛОКОЙ ПОСРЕДСТВОМ ПЛАВЛЕНИЯ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ВЕЛИКОЛЕПНЕЙШИЙ ОБРАЗЕЦ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВО ЭМАЛИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПАЛА Д’ОРО (PALA D’ORO, ЗОЛОТОЙ АЛТАРЬ) — РОД МАЛЕНЬКОГО ИКОНОСТАСА С МИНИАТЮРАМИ (ОКОЛО 250) В ТЕХНИКЕ ПЕРЕГОРОДЧАТОЙ ЭМАЛИ, УКРАШАЮЩИЙ СОБОЙ ГЛАВНЫЙ АЛТАРЬ В СОБОРЕ СВ. МАРКА В ВЕНЕЦИИ. ВЫПОЛНЕН ВИЗАНТИЙСКИМИ МАСТЕРАМИ В X—XII ВЕКАХ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ПАЛА Д’ОРО» . СОБОР СВ. МАРКА В ВЕНЕЦИИ. X—XII ВВ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ПАЛА Д’ОРО» . СОБОР СВ. МАРКА В ВЕНЕЦИИ. X—XII ВВ.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО «ПАЛА Д’ОРО» . СОБОР СВ. МАРКА В ВЕНЕЦИИ. X—XII ВВ.
2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ.pptx