Социальные институты.pptx
- Количество слайдов: 22
Тема: Социальные институты. Дисциплина: Социология. Для студентов всех специальностей.
План 1. Понятие социального института. 2. Основные подходы к определению социального института. 3. Функции и структура социального института. 4. Классификации социальных институтов. 5. Основные социальные институты и их роль в жизни общества.
Социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. Их возникновение обусловлено объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и социальных отношений. В зарождающемся институте по существу опредмечивается определенный вид общественных отношений.
Институциональный подход О. Конта О. Конт рассматривал основные социальные институты (семью, государство, религию) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Социальная статика О. Конта опиралась на положение о том, что институты, верования и моральные ценности общества функционально взаимосвязаны, и объяснение любого социального явления в этой целостности подразумевает нахождение и описание закономерностей его взаимодействия с другими явлениями. Спенсеровский подход Впервые в социологической науке употребил понятие «социальный институт» Социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной Г. Спенсер различал такие виды социальных институтов, как институты родства (брак, семья), экономические (распределительные), регулирующие (религия, политические организации) Спенсер делает акцент на функциональности социального института
Подход Э. Дюркгейма Придерживался идеи о позитивности общественных институтов, которые выступают важнейшим средством самореализации человека Э. Дюркгейм высказался за создание особых институтов поддержания солидарности в условиях разделения труда - профессиональных корпораций. Корпорациями институты типа профессиональных организаций, включающих работодателей и работников, стоящих достаточно близко друг к другу, чтобы быть для каждого школой дисциплины и началом, обладающим престижем и властью Подход М. Вебера Социальные институты (государство, религия, право и т. п. ) должны «изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентируются на них в своих действиях» Подход Л. Уорда Л. Уорд рассматривал социальные институты как продукт скорее психических, чем каких-либо других сил. «Социальные силы, - писал он, - это те же психические силы, действующие в коллективном состоянии человека»
выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер наличие социально определенную специфических значимых функций (более или менее института, формализованную) социальных норм и предписаний, интегрирующих организацию регулирующих его в социальную поведение людей в систему и рамках обеспечивающих социального его участие в института процессе интеграции последней
С. Липсет, Д. Ландберги выделяли четыре основные функции, выполняемые социальными институтами Воспроизводство членов общества. Семья является главным социальным институтом, выполняющим эту функцию, отчасти к ней причастны и другие институты (государство). Социализация — передача молодому поколению установленных в обществе образцов поведения и способов деятельности (институты семьи, образования, религии и т. п. ). Производство и распределение (органы власти — экономическо-социальные институты управления и контроля). Функции управления и контроля, осуществляемые через систему социальных норм и предписаний, определяющие и регулирующие типы поведения (административные решения, моральные и правовые нормы, обычаи и т. д. ).
Американский социолог Р. Мертон, много сделавший для становления структурнофункционального подхода, первым предлагает различать “явные” и “скрытые (латентные)” функции социальных институтов. Явные Скрытые Носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей. Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца. функция закрепления и воспроизводства общественных отношений регулятивная функция интегративная функция транслирующая функция коммуникативная функция
В своей работе “Элементарные понятия социологии” Я. Щепаньский отметил, что эффективность функционирования социальных институтов зависит от следующих условий: 1. От четкого определения цели, задач и объема функций социального института. 2. От рационального разделения труда и его рациональной организации внутри социального института. 3. От степени деперсонализации деятельности и объективизации функций, выполняемых отдельными лицами. 4. От признания престижа, которым обладает социальный институт в глазах групп, общностей или общества. 5. От бесконфликтного включения социального института в глобальную систему институтов, Т. е. в общество. Я. Щепаньский выделяет следующие структурные элементы социального института: цель и сферу деятельности института функции, предусмотренные для достижения цели нормативнообусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института средства и учреждения достижения цели и реализации функций, включая соответствующие санкции
Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей “организмической теории” человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов: 1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship); 2) распределительные (или экономические); 3) регулирующие (религия, политические системы) А. А. Радугин и К. А. Радугин выделяют шесть комплексов социальных институтов: 1)экономическо-социальные институты; 2)политические институты, 3)социокультурные и воспитательные институты ; 4)нормативно-ориентирующие институты; 5)нормативно-санкционирующие институты, 6)церемониально- символические и ситуационноконвенциональные институты Западный социолог-структуралист П. Блаув основу своей классификации существующих институтов положил ценности, которые они воплощают в своей нормативной структуре: 1) интегративные институты, “увековечивающие партикуляристские ценности, поддерживают социальную солидарность и сохраняют четкий характер и идентичность социальной структуры”, Т. е. их деятельность направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярных ценностей в обществе. 2) диструбутивные институты воплощают в себе и реализуют универсальные ценности, которые выступают средством “сохранения социальных соглашений, выработанных для производства и распределения необходимых социальных льгот, вложений и различного рода вознаграждений”. 3) организационные институты используют ценности для достижения цели, они служат “увековечению авторитета и организации, необходимых для мобилизации ресурсов и координации коллективных усилий, направленных на достижение социальных целей”
А. П. Лимаренко, с точки зрения содержания исполняемых функций, делит социальные институты следующим образом: 1)экономические институты (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др. ); 2)политические институты (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды); 3)институты воспитания и культуры (школа, семья, театр и др. ); 4)социальные, в узком смысле, институты (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации) М. О. Мнацаканян, один из авторов книги “Социология: Парадигмы и темы”, подразделяет социальные институты по главным сферам общественной деятельности и выделяет прежде всего политические институты, правовые и правоохранительные институты, а также институты экономические И. И. Лейманв зависимости от выполняемых функций делит институты на следующие группы: экономические; политические; воспитательные и культурные, включая науку; социальные институты в узком смысле слова (добровольные общества, клубы, товарищеские объединения и т. п. )
Социальные институты — это символ порядка и организованности в обществе. Ни одно современное общество не может существовать без социальных институтов, без институционализации. Как указано в “Современном словаре иностранных слов”, институционализация — это “учреждение каких-либо новых социальных институтов, правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений”, институциональный — это “связанный с социальными институтами, имеющий отношение к ним” Подробно процесс институционализации, т. е. образование социального института, рассмотрен С. С. Фроловым. Данный процесс состоит из нескольких последовательных этапов: 1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий 2) формирование общих целей 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами 5) институционализация норм и правил, процедур, т. е. их принятие, практическое применение 6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института
У каждого социального института есть как свои специфические особенности, так и ряд определенных общих черт и признаков, характерных для всех социальных институтов, или, так называемых институциональных признаков. С. С. Фролов объединил общие для всех институтов признаки в пять групп. Семья Государство Бизнес Образование Религия 1. Установки и образцы поведения Привязанность, лояльность, уважение Послушание, лояльность, субординация Производительность, экономичность, производство прибыли Любовь к знаниям, посещаемость Почтительность, лояльность, поклонение Фабричная марка, патентный знак Школьная эмблема, школьные песни Крест, иконы, святыни, гимн 2. Символические культурные признаки Обручальное кольцо, брачный ритуал Флаг, печать, герб, национальный гимн 3. Утилитарные культурные черты Дом, квартира, мебель Общественные здания, общественные работы, бланки и формы Магазин , фабрика, Классы, библиотеки, оборудование, бланки и стадионы формы Церковные здания, церковный реквизит, литература Контракты, лицензии Вера, церковные запреты 4. Кодекс устный и письменный Семейные запреты и допущения Конституция, законы Правила учащихся 5. Идеология Романтическая любовь, Государственное право, Монополия, свободная Академическая свобода, Православие, баптизм, совместимость, демократия, торговля, право на труд прогрессивное протестантизм индивидуализм национализм образование, равенство при обучении
Наиболее полная классификация основных функций современной семьи разработана М. С. Мацковским : репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, сферу первичного социального контроля, сферу духовного общения, социально-статусную, досуговую, эмоциональную и сексуальную функции. Специфические и неспецифические функции. Специфические функции раскрывают сущность семьи, ее особенности как социального явления. Неспецифические функции — это функции, которые она выполняет только в каких-то определенных исторических условиях. Эволюция общества, изменения требований, предъявляемых к семье как социальному институту, изменяют как само содержание семьи, так и ее социальные функции. При всех изменениях общества неизменно остаются следующие специфические функции семьи — репродуктивная функция и функция социализации детей Неспецифические функции семьи отражают исторический характер связи между семьей и обществом. Их сравнение позволяет установить, какие изменения происходили в семье на разных исторических этапах. Т. е. функции - хозяйственно-бытовую, экономическую, сферу духовного общения, досуговую, эмоциональную и сексуальную функции. Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные. Полигамный (групповой) брак - самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния. Полиандрия - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова. Полигиния (нам знакома как гарем) - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.
В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие. Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной - семья с ребенком без одного из супругов. Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений. Семьи различаются: - по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, - малодетные, многодетные (3 и более ребенка); - по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара; - по географическому признаку: сельская и городская семья; - по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная. Представляет интерес и деление семьи по иным критериям: - аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, - основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям; - супружеская семья. В последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским. В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а личностными взаимоотношениями партнеров.
Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни. Дистантная семья. От слова дистанция, таким семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, связанное с особенностью профессии (моряки, военные и т. п. ). В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов проживает отдельно от семьи по различным мотивам (кроме случая развода). Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место. По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные. Патриархальный тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи. Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.
Наиболее крупным социальным институтом является государство. Государство возникает из определенных социальных потребностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социального института. В государстве уже четко разделяется управляющая и управляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества ) принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат — это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публичновластной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти. Главная функция государства состоит в формировании такой с оциальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собственников. Другой не менее важной функцией государства является подавление сопротивления угнетенных классов, установление отношений господства и подчинения. Господство — это не что иное, как навязывание воли класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осуществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства. Государству присуще все признаки и функции социальных институтов.
Бизнес как социальный институт представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество адаптируется к изменениям условий своего существования. Можно выделить три основных типа экономической организации: примитивную, аграрную, индустриальную. Примитивная экономическая организация присуще первобытному обществу, она отличалась коллективной формой собственности на землю, орудия и средства производства. В аграрном типе экономической организации главная роль принадлежит сельскохозяйственному труду, а владение землей является источником власти, богатства, престижа. Индустриальная экономическая система радикально отличается от предшествующих. Для нее характерны углубленное разделение общественного труда, развитая материально-техническая база, наличие класса наемных рабочих, юридически свободных и получающих за свой труд заработную плату, размер которой зависит от качества и количества произведенного продукта. Основная функция экономической системы - способствовать адаптации и выживанию общества в условиях изменяющейся среды. Эта функция конкретизируется в деятельности экономической системы по производству различных товаров и услуг, которые потребляются населением для удовлетворения различных материальных потребностей. Среди других функций экономической системы общества можно выделить интегральную. Общество выполняет эту функцию по той причине, что она является движущей силой разделения общественного труда, которое, как показал еще Э. Дюркгейм, обеспечивает органическую солидарность между членами. Однако экономическая система может выполнять и дезинтегративные функции Марксистская концепция отразила определенные реалии раннего капитализма - эпохи свободного предпринимательства. В современном индустриальном обществе конфликт между предпринимателем и рабочими в значительной степени ослаблен, так как государство регулирует отношения между трудом и капиталом.
Утвержденные, устойчивые, регулярные, упорядоченные социальные взаимодействия в социальных институтах — прямая противоположность случайных, спонтанных, хаотичных, спорадичных и неорганизованных связей между людьми и социальными группами Э. Дюркгейм: Основная функция образования — передавать ценности господствующей культуры. Образовательные учреждения выполняют функцию социализации. Образовательные учреждения являются также и средством социального контроля. Образование выполняет также и стратификационную функцию: распределяет людей по социальным статусам в соответствии с их достоинствами. Образовательные учреждения способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить ü учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, ü социальные общности (педагоги и учащиеся), ü учебный процесс как вид социокультурной деятельности Признаками института образования являются: 1. установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посещаемость 2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни 3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы 4. кодекс правил учащихся 5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
Функции образования. 1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Посредством института образования происходит передача от поколению к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям). 2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. 3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся. 4. Социальное и культурное изменения. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами: во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов; во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности. Третий момент, сближающий образование с формальной организацией сложного типа, заключается в стандартизации учебного процесса.
Религия -- совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) ее сторонников. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов, с помощью которых определенная группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. Как всякий социальный институт религия существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Э. Дюркгейм считал, что основная функция религии -- отражение и укрепление групповых связей. Главными же атрибутивными признаками религии являются: 1. Обязательное наличие группы верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида). 2. Религии присуще наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы. В каждой религии практически существуют свои священные предметы. Так, в Европе коровы относятся к объектам повседневной жизни, в случае заразного заболевания (коровье бешенство) их безжалостно уничтожают. В Индии же корова считается священным животным, она связана с богом Вишну, поэтому некоторые члены сект не могут носить кожаную обувь, индус не может есть говядины. В Древнем Египте обожествлялась кошка, в Монголии -- лошадь. Список с акрального (священного) можно продолжить до бесконечности.
3. Религия как всякий социальный институт имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии. Распятие, полумесяц, звезда Давида -- символы определенных религий. Православный храм -- святое место, считается, что здесь нельзя арестовать человека, поскольку каждый находится в храме как бы под покровительством Бога. В православии ряса -- верхняя одежда духовенства, молитва, икона являются элементами культа. (Икона Казанской божьей матери, например, считается покровительницей и заступницей Москвы). 4. Религия опирается на определенную систему институциональных норм, систему верований -- вероисповедание. Эти верования объясняют и человеческую натуру, и окружающую природу, и сверхъестественные силы. Так, с точки зрения большинства религиозных людей, человек в случае смерти предстанет перед Богом и там будет решаться его судьба -- попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни. 5. Религия имеет особую совокупность действий, или ритуалов. Ритуалы – это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам. Так, заходя в храм, православный снимает головной убор и крестится. Вся жизнь верующего человека -- от рождения до смерти -- как бы направляется церковью. 6. Большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести. Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал, что основная социальная функция религии связана с тем, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов благодаря именно совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды остро переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и низменного.