Скачать презентацию Тема Развитие психологии в эпоху Возрождения Номинализм Д Скачать презентацию Тема Развитие психологии в эпоху Возрождения Номинализм Д

номинализм д. скотта и у. уотсана.pptx

  • Количество слайдов: 14

Тема: Развитие психологии в эпоху Возрождения. Номинализм Д. Скотта, У. Оккама и испанские врачи Тема: Развитие психологии в эпоху Возрождения. Номинализм Д. Скотта, У. Оккама и испанские врачи против схоластики. Подготовили студентки 2 курса группы ПТ-21 Декола Татьяна Антончик Юлия

Развитие психологии в эпоху Возрождения Проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли Развитие психологии в эпоху Возрождения Проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли старые, возникшие в период становления научной психологии на рубеже VII-VI вв. до н. э. Как и тогда, психология стремилась преодолеть сакральность, которая возвратилась в Средневековье. Поэтому можно сказать, что период Возрождения был по сути временем возвращения (возрождения) важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей наиболее оптимального научного исследования психических (душевных) состояний. В это же время зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окончательно сформулированный уже в Новое время.

Иоанн Дунс Скотт Иоанн Дунс Скот происходит из Великобритании, из Шотландии. Родился в 1266 Иоанн Дунс Скотт Иоанн Дунс Скот происходит из Великобритании, из Шотландии. Родился в 1266 году в графстве Роксбург в Шотландии. В 1281 году он становится монахом францисканского монастыря на юге Шотландии, в 1291 году рукоположен в священники. На протяжении всего этого времени учился в Парижском и Оксфордском университетах, в 1301 году преподает в должности бакалавра в Парижском университете, потом его отзывают в Кельн, где он и умер 8 ноября 1308 года. Прозвище — «тонкий доктор» . Сочинений он написал чрезвычайно много за свою небольшую жизнь, это один из наиболее плодовитых схоластиков. Выделяется его произведение «Оксфордский труд» , который представляет собой комментарий к трудам Петра Ломбардского. Кроме «Оксфордского труда» у Иоанна Дунса Скота есть «Разнообразные вопросы» , «О первом начале всех вещей» и «Тончайшие вопросы к метафизике Аристотеля» . Возможно, наименование этой работы послужило поводом для прозвища «тонкий доктор» .

Дунс Скотт выступал за разделение границ между философией и теологией, поскольку каждая из этих Дунс Скотт выступал за разделение границ между философией и теологией, поскольку каждая из этих дисциплин обладает своим предметом, предмет теологии является Бог, а предметом философии является бытие. Знание о Боге имеет лишь сам Бог, поэтому наше знание может основываться лишь на том, что сообщит нам сам Бог. Поэтому теология основывается на откровении, а философия не может познать Бога. Бытие по мысли Скота - это одна из наиболее сложных категорий его философии, это то, что существует везде. Поэтому найти бытие мы не можем, познание материального мира видит одни единичные вещи, но мы знаем, что все вещи, существуя, имеют что-то общее, т. е. бытие. Вещи, как говорит, Иоанн Дунс Скотт, синонимичны в этом отношении другу.

Поэтому возникает сложность: с одной стороны, знания существуют, а с другой — знание возможно Поэтому возникает сложность: с одной стороны, знания существуют, а с другой — знание возможно только лишь об общем, а общего не существует, существует лишь индивидуальное. Такая же трудность была и перед Аристотелем, и сам Аристотель так же колебался, чему отдать приоритет — разуму или нашим чувствам. Отдавая приоритет разуму, Аристотель неизбежно возвращался к платонизму; отдавая приоритет чувствам, Аристотель неизбежно должен был становиться материалистом. И то и другое одинаково нежелательно, поэтому и были колебания. У Иоанна Дунса Скота мы видим другое решение принципа индивидуации и проблемы познания. Если знание существует, а знание об индивидуальном существовать не может и тем не менее существует только индивидуальное, то это показывает внеприродный, нечеловеческий, сверхъестественный характер нашего знания. Принцип индивидуальности Иоанн Дунс Скот решает также по-своему, называя этим принципом некое изобретенное им слово, по-латыне оно звучит как haecceitas, что по -русски переводится как «этовость» . Каждая вещь является « вот этим» . Этовость, исходящая от Бога и дающая принцип индивидуаци вещам, делая каждую вещь тем, чем она является, неповторимой.

Иоанн Дунс Скотт также писал о том, что материальная основа психики объединяет людей в Иоанн Дунс Скотт также писал о том, что материальная основа психики объединяет людей в общую группу, так как материя и есть то общее, что существует в вещах, в природе. Отличия же объектам придает форма; так, специфическая форма человеческого тела выделяет его из окружающего мира. Отсюда и познание должно быть направлено на познание индивидуального, конкретного в каждой вещи. Такое знание основывается на чувственном опыте, причем познавательный процесс, подчеркивал Д. Скот, это процесс активный. Душа, познавая, не только определяется предметом, но и определяет его собственной деятельностью. Разум, продолжая процесс постижения окружающего, обобщает эти данные и связывает их в понятия. Считая, что бытие совпадает с сущностью, ученый доказывал, что все понятия душа черпает из своего активного взаимодействия с внешним миром, так как, постигая бытие предметов, мы постигаем и их сущность. В то же время из этого следовало и то, что все отличающиеся друг от друга предметы отличаются и своей сущностью. Таким образом, Д. Скот ввел в психологию важное положение об активном характере ощущений и их связи с деятельностью. Связал же принцип активности с истинностью и объективностью познаваемого и дал характеристику первичным и вторичным качествам предметов только Г. В. Лейбниц.

Говоря о материи, Иоанн Дунс Скот вслед за Аристотелем различает несколько видов материи. Во-первых, Говоря о материи, Иоанн Дунс Скот вслед за Аристотелем различает несколько видов материи. Во-первых, есть некая универсальная и первичная субстанция, которая существует без формы и лежит в основе всего сущего. Эта материя и составляет предмет метафизики и получила у Иоанна Дунса Скота название «перво-первая материя» . Кроме перво-первой материи существует и второ-первая материя. Это качественно-определеная материя, из которой состоят предметы материального мира. Эта второ-первая материя составляет предмет натурфилософии, т. е. естественных наук. И третье-первая материя есть тот материал, из которого человек делает окружающие его вещи, она является предметом механики.

Уильям Оккам (ок. 1300 -1349/50). Уильям Оккам родился в Великобритании, недалеко от Лондона, учился Уильям Оккам (ок. 1300 -1349/50). Уильям Оккам родился в Великобритании, недалеко от Лондона, учился и преподавал в Оксфорде. Также был монахом францисканского ордена. После вступления во францисканский орден учился в Оксфордском университете, где получил степень доктора теологии и должность инцептора, или бакалавра. Последние годы жизни он провел в Италии. Среди его произведений выделяют «Распорядок» , «Избранное» и «Свод всей логики» .

Уильям Оккам стремился к максимальному обособлению знания от веры, полагая, что человек, познавая, должен Уильям Оккам стремился к максимальному обособлению знания от веры, полагая, что человек, познавая, должен максимально опираться на свои естественные способности — разум и чувство. Но при этом способы решения логико-философских проблем у него были подчинены теологическим задачам. Этот парадоксализм делает проницаемой перегородку между Божественной и человеческой творческой деятельностью, что дает человеку возможность действовать и в земном мире, и в божественном творческом мире.

Уильям Оккам вошел в историю человеческой мысли во многом благодаря так называемой «бритве Оккама» Уильям Оккам вошел в историю человеческой мысли во многом благодаря так называемой «бритве Оккама» . «Бритва Оккама» — это методологический принцип, помогающий мыслить правильно, не впадая в заблуждения. и гласивший: «Сущностей не следует умножать без необходимости» . Иначе говоря, если в какой-нибудь науке все может быть истолковано без допущения той или иной гипотетической сущности, то и нет никакой нужды ее допускать. В сущности своей этот принцип ведет свое происхождение от знаменитого спора Аристотеля с Платоном. Аристотель возражал Платону, что вводя свои идеи, тот удваивает количество сущностей, необходимых для объяснения. Так же поступил и Оккам. Если у нас имеется чувственный мир, то для его объяснения нет никакой необходимости придумывать какие-то универсалии, идеи, формы и т. д.

Поэтому не существует ни идей, ни универсалий, есть лишь познающий субъект и объект. Если Поэтому не существует ни идей, ни универсалий, есть лишь познающий субъект и объект. Если бы универсалии существовали, то они были бы единичными вещами, что самопротиворечиво. Универсалии возникают в душе человека в результате интенции, т. е. направленности субъекта на объект. Поэтому универсалия есть не что иное, как интенция души. Человек направляет свое познание на некоторый предмет, и таким образом образуются универсалии. Универсалия — это знак для многих знаков и вещей. Другие универсали и условны, искусств енны, как наши слова ест ь знаки вещей. Мы слится не непосредственн о предмет, а его зн ак, понятие. Всего быв ает два типа поняти й: знаки вещей и зна ки знаков. Общее н е имеет реальности. Поскольку универса лий нет нигде, в том чи сле и в божественн ом уме, то Бог познае т их через человек а.

В силу этого Оккам считает, что наше знание всегда единично, что мы всегда познаем В силу этого Оккам считает, что наше знание всегда единично, что мы всегда познаем конкретные и индивидуальные предметы. Общим это знание становиться лишь в нашем уме, в соответствии с тем или иным значением, которое мы ему придаем. Поэтому универсалии принимают характер этого значения, и Оккам развивает учение о знаках, ведь универсалия, по Оккаму, есть ничто иное, как знак. Одни из знаков естественны, как, например, дым есть знак огня, а смех есть знак радости.

В Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике. В Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, врач Хуан Луис Вивес (1492 -1540) в ставшей знаменитой книге "О душе и жизни" доказывал, что природа человека познается путем наблюдения и опыта, позволяющих, опираясь на теорию, правильно воспитывать ребенка. Другой врач Хуан Уарте (ок. 1530 -1592), также отвергая умозрение и схоластику, требовал применить индуктивный метод "исследования способностей к наукам" (так называлась его книга). Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми для определения их пригодности к различным профессиям. . Еще один испанский врач, Перейра (1500 -1560), предвосхитив на целый век Декарта, показал, что поведение животных управляется не душой, а воздействиями внешней среды и внутрителесными изменениями, и предложил считать организм животного своего рода машиной, которая не нуждается для работы в участии души.