Скачать презентацию Тема поэта и поэзии в творчестве М Ю Скачать презентацию Тема поэта и поэзии в творчестве М Ю

Тема поэта и поэзии.ppt

  • Количество слайдов: 40

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова Путь поэтапуть одиночества… Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова Путь поэтапуть одиночества…

Он душу в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни Он душу в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался без слов, но живой

Тема поэта и поэзии • Тема традиционна, возникает как продолжение пушкинской традиции. • В Тема поэта и поэзии • Тема традиционна, возникает как продолжение пушкинской традиции. • В центре - мысль об избранности, об особом пути поэта, о его трагической судьбе. • Важнейшие мотивы и образы здесь - поэт и толпа, назначение творчества, свобода, поэт и эпоха, вдохновение, одиночество.

 « Поэт» , «Кинжал» , «Пророк» « Поэт» , «Кинжал» , «Пророк»

Прочитайте отрывок из письма В. Г. Белинского русскому писателю В. П. Боткину: «. . Прочитайте отрывок из письма В. Г. Белинского русскому писателю В. П. Боткину: «. . . страшно сказать, а мне кажется, что в этом юноше готовится третий русский поэт и что Пушкин умер не без наследника» . ДУЭЛЬ ПУШКИНА С ДАНТЕСОМ С картины П. Ф. Соколова. Почему критику «страшно сказать» о том, что у Пушкина есть преемник?

1832 - «Я жить хочу! Хочу печали. . . » • Жизнь поэта без 1832 - «Я жить хочу! Хочу печали. . . » • Жизнь поэта без страданий, как океан без бури, - это не жизнь. • Поэтическое творчество - жизнь «ценою муки» , а награда - земная слава и способность слышать «звуки неба» . • Любовь, счастье, спокойствие - не тот желанный удел, которого ищет лирический герой; настоящая жизнь для него проникнута печалью и невозможна без страданий.

 • «Я жить хочу! Хочу печали…» Михаил Лермонтов • Я жить хочу! хочу • «Я жить хочу! Хочу печали…» Михаил Лермонтов • Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию на зло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? — Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

1837 - «Смерть Поэта» • Распространялось в списках, не было опубликовано до 1858 года. 1837 - «Смерть Поэта» • Распространялось в списках, не было опубликовано до 1858 года. • По жанру - сочетание признаков оды ( «На смерть. . . » ), скорбной элегии, эпитафии, надгробного слова и гражданской инвективы, обличительного памфлета, высокой сатиры. • По настроению - богатство интонаций (негодование, презрение, грусть, элегическая скорбь, размышление, страсть, сарказм, горечь, гнев проклятий) • По способу отражения мира - это и попытка создать нечто вроде исторического документа, посвященного гибели конкретного человека, и аллегория: Поэт - не только Пушкин, но и Поэт вообще. .

Прочитай стихотворение Лермонтова, сделавшее его настолько знаменитым Замолкли звуки ПОЭТА песен, СМЕРТЬ чудных Отмщенья, Прочитай стихотворение Лермонтова, сделавшее его настолько знаменитым Замолкли звуки ПОЭТА песен, СМЕРТЬ чудных Отмщенья, государь, им опять: Не раздаваться отмщенья! Паду к ногам твоим: Что ж? веселитесь. . . — он мучений Будь справедливугрюм и тесен, накажи могилой, И он убит — ии взятубийцу, Приют певца в позднейшие века Чтоб казнь его Последних вынести не мог: Твой правый суд потомству возвестила, Сраженный, на устах его печать. И Чтоб виделион, безжалостной рукой. как и злодеи в ней пример. Угас, как светоч, дивный гений, Зачем Погиб вы, надменные потомки — от мирных нег и дружбы простодушной А поэт! — невольник чести Увял торжественный венок. Вступил он в этот свет, прославленныхдушный Известной подлостью завистливый и отцов, Пал, оклеветанный удар. . . спасенья нет: Его убийца хладнокровно Навелмолвой, Для С свинцом в груди пламенных страстей? Пятою рабскою поправшие обломки сердца вольного и и жаждой мести, Пустое сердце бьется ровно. Зачем он. Поникнув клеветникам ничтожным, Игрою счастия обиженных родов! руку дал гордой головой!. . В руке не дрогнул пистолет. И что за диво? . , издалека, Зачем поверил он словам и ласкамтрона, Вы, жадною толпой стоящие у ложным, Не вынесла душа поэта Подобный сотням беглецов, Он, с юных лет мелочных обид, людей? . . Свободы, Гения и Славы палачи! Позора постигнувший На ловлю счастья и чинов И прежний снявон противони венец терновый, Таитесь вы под сению закона, Восстал венок, —по воле рока; Заброшен к нам мнений света Пред вами суд и прежде. . . ивсё молчи!. . Увитый лаврами, надели убит! Один, как правда — на него: Смеясь, он дерзко презирал Но есть и Но иглы тайные сурово разврата! божий суд, наперсники Убит!. , кчужойтеперь рыданья, Земли чему язык и нравы; Есть грозный ненужный хор Язвили славное чело; Пустых похвал суд: он ждет; Не мог щадить он нашей славы; Отравленыдоступен звону мгновенья Он не его последние злата, Не И жалкий лепет оправданья? мог понять в сей миг кровавый, Коварным шепотом насмешливых невежд, И мысли исвершился приговор! дела он знает наперед. Судьбы он руку поднимал!. . На что Тогда. Неон — ссперва так злобно злословью! И умер вы ль напрасной жаждой мщенья, напрасно вы прибегнете к гнали С досадойвам не поможет вновь, Оно свободный, смелый дар Его тайною обманутых надежд. И вы не смоете потехи раздували кровью И для всей вашей черной Поэта праведную кровь! Чуть затаившийся пожар?

1837 год- гибель А. С. Пушкина Гибель Пушкина отразила трагедию поэта в обществе, в 1837 год- гибель А. С. Пушкина Гибель Пушкина отразила трагедию поэта в обществе, в среде равнодушного света, безразличного к истории и славе России. «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» Тютчев «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтова

Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда- все молчи!. . . Но есть и божий суд, наперстники разврата! Есть грозный суд: он ждет…

 «Божий суд» «Грозный суд» Не только суд Судьбы и совести- это суд потомков. «Божий суд» «Грозный суд» Не только суд Судьбы и совести- это суд потомков. Стихотворение являет собой одновременно сатиру и элегию. Оно преисполнено гнева и ненависти к виновникам смерти Пушкина, восхищения мятежностью поэта и грустного осознания напрасности его одинокого бунта.

Композиционно выделяется 3 части: 1. Образ Поэта и история его гибели глазами Лермонтова. Это Композиционно выделяется 3 части: 1. Образ Поэта и история его гибели глазами Лермонтова. Это не просто гибель, а убийство. Рассуждения об историческом смысле трагедии. За образом убийцы встает более значимый образ всех врагов и гонителей «свободного, смелого дара» 2. Надгробная элегия. Рисуется яркий поэтический облик Пушкина, здесь отзвуки пушкинских тем и образов. Муки поэта перед гибелью символически уподобляются мукам Христа перед казнью. 3. Политический памфлет. Адресатами оказываются люди, приближенные ко двору. Обвинения вырастают в проклятия. Тема возмездия, суда (высший суд - Божий суд, суд Истории)

Почему Лермонтов назвал свое стихотворение «Смерть Поэта» , а не «Смерть Пушкина» ? Для Почему Лермонтов назвал свое стихотворение «Смерть Поэта» , а не «Смерть Пушкина» ? Для ответа на этот вопрос можно использовать известные строки В. Кюхельбекера: Горька судьба поэтов всех племен; Тяжеле всех судьба казнит Россию. Понимал ли поэт, на что он себя обрекает, когда писал это стихотворение?

1841 - «Пророк» • Судьба христианского пророка осмыслена Лермонтовым в связи с евангельским рассказом 1841 - «Пророк» • Судьба христианского пророка осмыслена Лермонтовым в связи с евангельским рассказом апостола Павла • Стихи являются своеобразным откликом на пушкинские • Образ Пророка - гонимый, непонятый, его слышит лишь природа; он несет в мир ученье любви, правды, но встречает лишь насмешки и гонения. • Груз насмешек самолюбивой пошлости, не способной понять высокого, аскетического инакомыслия, а способной лишь презирать его, - такова судьба Божьего избранника в изображении Лермонтова.

Пророк 1841 год. Пророк- это человек, посланник Бога, призванный открыть истину людям. В основе Пророк 1841 год. Пророк- это человек, посланник Бога, призванный открыть истину людям. В основе сюжета: конфликт между поэтом и толпой. С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви Никто не понимает, И правды чистые ученья: его преследует В меня все ближние мои всеобщая вражда Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Ожидает изгнание и Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, пустыня Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: В бездуховном Глупец, хотел уверить нас, мире поэт Что бог гласит его устами! обречен на Смотрите ж, дети, на него: одиночество Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»

 «ПРОРОК» А. С. ПУШКИНА. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И «ПРОРОК» А. С. ПУШКИНА. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт,

 И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный , и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк , и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И , обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей» .

ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ: К то такие пророки? (люди, наделённые сверхъестесственным даром-предвидеть и предсказывать события ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ: К то такие пророки? (люди, наделённые сверхъестесственным даром-предвидеть и предсказывать события , предостерегать людей от ошибок). Кто выступает в качестве пророков в стихотворениях Пушкина и Лермонтова? (поэт). Схожи ли сюжеты? Что лежит в их основе? (сюжеты разные. У Пушкина-становление пророка, у Лермонтоважизнь поэта, ставшего пророком. В стихотворении Лермонтова трагический сюжет , непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить).

Как создаётся образ поэта-пророка Пушкиным и Лермонтовым? (пушкинский пророк преображается духовно, у Лермонтова есть Как создаётся образ поэта-пророка Пушкиным и Лермонтовым? (пушкинский пророк преображается духовно, у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен, лермонтовский суров). Что открылось поэту-пророку в стихотворениях Пушкина и Лермонтова? (у Пушкина гармония мира, он готов к встрече с людьми, готов «глаголом жечь сердца людей» . Лермонтовский герой увидел «страницы злобы и порока» , он не принят людьми, изгнани из их общества). Что общего у пророков, если иметь в виду их миссию? (пророки-посланники Бога, они не принадлежат себе, их миссияпророчествовать).

 Каков пророк Лермонтова? Какова его миссия? (его миссия двояка: исправлять род людской-разоблачение злобы Каков пророк Лермонтова? Какова его миссия? (его миссия двояка: исправлять род людской-разоблачение злобы и порока и поучать в любви и истине). Почему поэт-пророк отвергнут толпой? Почему истинное предназначение он обрёл в пустыне? Почему города и пустыни противопоставлены? Какие чувства испытывает поэт-пророк в городе?

Поэт Пушкина и Лермонтова. «Я памятник воздвиг…» Пушкин верит, что он пророк, что поэзия Поэт Пушкина и Лермонтова. «Я памятник воздвиг…» Пушкин верит, что он пророк, что поэзия будет воспринята народом Поэт-пророк, но он одинок, непонят, отвергнут обществом. Пушкин и Лермонтов представляют поэта как пророка, но судьба поэта- пророка изображается ими по-разному.

Каково назначение поэзии в стих. Пушкина «Пророк» ? Глаголом жечь сердца людей Выберите из Каково назначение поэзии в стих. Пушкина «Пророк» ? Глаголом жечь сердца людей Выберите из антонимических пар необходимую лексику для характеристики поэзии Пушкина. Активность поэзии- пассивность поэзии, действенность поэзии- бездейственность поэзии, вмешиваться в жизньравнодушно взирать на жизнь, влиять на умы и чувствабыть незаметной для восприятия ума и сердца. А какой должна быть поэзия, по мнению Лермонтова, в чем ее главная цель?

 «Пророк» Пушкина «Пророк» Лермонтова Преображение человека в пророка Общество отвергает пророка Ясный, гармоничный «Пророк» Пушкина «Пророк» Лермонтова Преображение человека в пророка Общество отвергает пророка Ясный, гармоничный мир Мир страданий и слез Торжество настоящей и будущей жизни Контраст света и тени, добра и зла Цель – «глаголом жечь сердца людей» Цель – «воспламенять бойца для битвы»

1838 - «Поэт» • стихотворение о смысле и назначении поэзии, о месте поэта в 1838 - «Поэт» • стихотворение о смысле и назначении поэзии, о месте поэта в обществе. • В основе текста композиционный прием сравнения. • Аналогия поэзии и оружия. Понимание того, что литература в любую эпоху является мощным средством воздействия на читателей, средством формирования общественной позиции. • В стихотворении аллегорически изображается кризис современной поэзии, объясняемый социальной апатией. • Гимн активной гражданской литературной позиции, беспощадная оценка светской черни, которая тешится блестками и обманом.

Прочитайте стихотворение «Поэт» (1840 год) • Как построено стихотворение? • Почему образ поэта ассоциируется Прочитайте стихотворение «Поэт» (1840 год) • Как построено стихотворение? • Почему образ поэта ассоциируется с образом кинжала? • От чего зависит «судьба » кинжала? • От чего зависит роль поэта в обществе? • Каким был поэт в прошлом? • Кем он стал теперь? • На какой антитезе построено стихотворение?

 «Поэт» 1838 год. Вопрос: какова цель поэзии? Ответ: идейное содержание стих. «Поэт» Определите «Поэт» 1838 год. Вопрос: какова цель поэзии? Ответ: идейное содержание стих. «Поэт» Определите особенности композиции, от нее выйдите к определению жанра и системе образов. Предложение для формулировки идейного содержания. В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему…. И утверждает мысль….

Тезис. В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему поэта и назначение поэзии и утверждает мысль Тезис. В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему поэта и назначение поэзии и утверждает мысль об активности и действенности поэзии как главной ее ценности, поэзия должна вмешиваться в жизнь, влиять на умы и чувства граждан. Док-ва. 1. Жанр. Через какой прием утверждается мысль? аллегория Каковы особенности композиции? Сюжет + размышления Аллегорически раскрываемое идейное содержание стихотворения и особенности композиции приближают его к жанру притчи, где автор выступает в качестве обличителя человеческих пороков.

Сколько частей? 1 часть- сюжетная. Рассказ о судьбе булата , служившего «наезднику» много лет, Сколько частей? 1 часть- сюжетная. Рассказ о судьбе булата , служившего «наезднику» много лет, «не зная платы за услугу» . 2 часть- горькие размышления автора о назначении поэзии и роли поэта. Система образов. Образ клинка и поэзии Множество бытовых деталей: 1 часть -золотая отделка, наездник, кольчуга, Терек, казак, труп, лавка армянина, стена и др. Воссоздают обычный путь боевого кинжала, которым некогда дорожил хозяин и который оказался в роли украшения, попав в чужие руки.

Какие выражения называют «звук. . могучих слов» , «стих» , «гордый …язык» поэзию? Кинжал Какие выражения называют «звук. . могучих слов» , «стих» , «гордый …язык» поэзию? Кинжал «таинственный» Какова сила клинка? Какова сила поэзии? (цитаты) Какова судьба клинка? Какова судьба поэзии? Какие чувства испытывает Лирический герой? Поэзия сравнивается с «божьим духом» Так же как клинок, попавший в чужие руки, становится не нужным, «бесславным и безвредным» , «игрушкой золотой» , так и поэт в новом «изнеженном» веке лермонтовского поколения «свое утратил назначенье» Чувство горечи и возмущения.

Какие средства помогают понять внутреннее состояние героя? Какой еще образ создает автор? Какие приемы Какие средства помогают понять внутреннее состояние героя? Какой еще образ создает автор? Какие приемы использует автор при создании характеристики? Высокая лексика, сравнение и эпитеты, риторические вопросы и обращение Образ поколения. Эпитет «ветхий» и олицетворение «морщины прятать под румяны…» говорят о мире современников поэта как мире разрушающемся , лицемерном, скрывающем свои проблемы, не способного к восприятию правды-» простого и гордого… языка» .

Ритм Четырехстопный и шестистопный ямб создают особый энергичный ритм. Торжественность Тональность. Горестное размышление Отчаянный Ритм Четырехстопный и шестистопный ямб создают особый энергичный ритм. Торжественность Тональность. Горестное размышление Отчаянный призыв Сомнения

1840 - «Есть речи - значенье. . . » • Стихотворение посвящено «слову, рожденному 1840 - «Есть речи - значенье. . . » • Стихотворение посвящено «слову, рожденному из пламя и света» . Судьба поэзии трагична и высока. • «Средь мирского шума» слово поэта затеряно и безответно, но в храме и средь боя оно может и должно быть услышано. • Поэт обращается к чувству, а не к разуму. Искусство воздействует на душу в большей степени, чем на сознание.

Человек и окружающий мир, герой и общество, попытки осмысления жизни • Лирика Лермонтова глубоко Человек и окружающий мир, герой и общество, попытки осмысления жизни • Лирика Лермонтова глубоко романтична. • Герой - сильная, яркая личность, он живет высокими идеалами и могучими страстями, но не находит в мире понимания и сочувствия, он в непримиримом конфликте с действительностью в ее самых разных проявлениях. • Горечь одиночества - одно из самых сильных чувств поэта, мотив одиночества - один из самых характерных для лермонтовских стихов. • Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности, сомнения в смысле и ценности человеческой жизни. • Основа романтического миропонимания поэта - осознание конфликта мечты и реальности, осознание недостижимости идеала, несовершенства человеческой природы и земного мира, утрата смысла жизни.

1830 - «Нищий» • Аллегория. Образы камня и хлеба символичны. • Сюжет первой строфы 1830 - «Нищий» • Аллегория. Образы камня и хлеба символичны. • Сюжет первой строфы разворачивается «у врат обители святой» , что делает всю картину более драматичной. • Однако первая строфа менее важна, чем вторая, она (первая) дана, главным образом, для того, чтобы усилить впечатление от второй, так как страдания нищего и лирического героя оказываются сопоставлены. • Стихи эти и о безответной любви, и о жестокости, и о человеческой разобщенности, неспособности к состраданию, о боли отвергнутого влюбленного. • Композиционный прием, который лежит в основе стихотворения, - развернутое сравнение, делающее смысл стихотворения аллегоричным (образ нищего и образ лирического героя).

1831 - «Чаша жизни» • В основе стихотворения - развернутая метафора. • Человеческая жизнь 1831 - «Чаша жизни» • В основе стихотворения - развернутая метафора. • Человеческая жизнь представлена в виде напитка, который пьет человек с повязкой на глазах все свои годы из чаши с золотыми краями. • Красота, блеск, богатство жизненных впечатлений - все это оказывается иллюзией, может быть, сладкой, утешительной, но иллюзией, которая рушится перед смертью. • Обольстительная прелесть жизни - лишь мечта, которой тешится слепец, не видящий, не знающий правды. Правда открывается герою перед смертью, и эта правда горька.

1830 - «Мой дом» • Декларация того, что пространство, в котором живет лирический герой, 1830 - «Мой дом» • Декларация того, что пространство, в котором живет лирический герой, безгранично, как космос. • Дом поэта - это вселенная без начала и конца, его кровля и стены - лишь условные границы того пути, который нельзя измерить ни взглядом, ни шагами, а только душой, кровля достигает звезд. • Лермонтовский лирический герой бездомен в привычном, земном понимании этого слова, но лишь потому, что его дом - «везде, где есть небесный свод» . В этом доме не тесно, в нем есть место чувству правды, которое названо «святым зерном вечности» ; в нем же он страдает и находит утешение. • В этом стихотворении звучат довольно редкие для лермонтовской лирики слова благодарности всемогущему Творцу за его творение; этот «прекрасный дом» описывается как божественный подарок.

 «Молитва» 1829 год творчество «всесожигающий костер» поэзия- «страшная» «Молитва» 1829 год творчество «всесожигающий костер» поэзия- «страшная»