ПЭ и СЭ тема 2.ppt
- Количество слайдов: 27
ТЕМА: МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Подготовил: Доцент кафедры философии Зуева О. В.
План лекции • Структура и важнейшие социальные функции морали. • Моральные нормы и моральные ценности. • Соотношение морали и права с иными регуляторами поведения человека. Связь морали и права с политическим режимом в государстве. • Государство как механизм ограничения насилия.
1. Структура и важнейшие социальные функции морали. • Мораль функционирует в обществе как единое целое, в котором выделяются три структурных элемента: • моральное сознание; • нравственные отношения; • нравственная деятельность.
Моральное сознание • представляет собой совокупность моральных принципов, убеждений, взглядов личности, имеющих специфический объ ект отражения: взаимоотношения между обществом и человеком; взаимоотношения между людьми в обществе. • Моральное сознание определяется следующими факторами: • культурный ценз личности; • внутренняя мотивация, побуждающая наследовать нравственные устои социума и придерживаться их.
МОРАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ • нравственная оценка личностью окружающего мира через призму собственных убеждений, идеалов, прин ципов. • Нравственные отношения подразделяются на следующие виды: • нравственные отношения личности и общества; • нравственные отношения личности и личности; • нравственные отношения личности к самой себе; • нравственные отношения личности и человечества.
МОРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПРАКТИКА) • важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Только поступок, точнее, только совокупность поступков, характеризующая пове дение ичности, дает представление л о подлинной ее моральности. Таким образом, только деятельность, только практическая реали зация моральных принципов и норм дают личности право на признание ее моральной воспитанности, на наличие у нее под линной моральной культуры.
ФУНКЦИИ МОРАЛИ • • Воспитательная, Идеологическая, Коммуникативная, Мировоззренческая, Мотивационная, Познавательно-ориентирующая, Регулятивная, Ценностно-императивная.
2. Моральные нормы и моральные ценности. • Моральные нормы - это наиболее простые формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку. • Моральные нормы позволяют, с одной стороны, совершать пра вильный выбор действий и поступков в типичных ситуациях, а с другой стороны осуществлять оценку и контроль за этими действиями и при по мощи общественного мнения регулировать поведение людей.
В научной литературе различают позитивные и негативные нормы морали • Позитивные нормы предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям. • Негативные нормы запрещают какие либо действия, ограничивают выбор поступка.
АКСИОЛОГИЯ Аксиология (от др. греч. ἀξία – ценность) – теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае – показать возможности практического разума в общей структуре бытия.
Моральные ценности система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиции добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей.
Моральные ценности Добро и зло, Счастье, Долг и совесть, Честность и справедливость, Свобода и ответственность, Смысл жизни, Стыд и вина и т. д.
3. Соотношение морали и права с иными регуляторами поведения человека. Связь морали и права с политическим режимом в государстве. Любая из 10 ти возможных форм проявления цивилизованного (цивилизационного) общественного сознания и его реализации на практике – мифологического, религиозного, морального, экономического, политического, правового, идеологического (если идеологию не рассматривать как уровень общественного сознания), философского, научного и искусства – может быть использована в качестве регулятора общественных отношений.
Моральные, правовые и политические (а, следовательно, и идеологические), в традиционном обществе ещё и религиозные регуляторы, принято относить к регуляторам прямого действия.
Религиозный регулятор поведения имеет • В общий с моралью и правом характер и это проявляется в следующем. • Во-первых, религиозная норма выступает как масштаб, образец для поведения верующих людей в той или иной обстановке, как эталон определенных отношений. • Во-вторых, ее предписания относятся не к конкретному индивиду, а к более или менее широкому кругу людей: к последователям данной религии (членам церкви, деноминации, секты, толка) или к какой-то части их (священнослужителям, мирянам и т. п. ). .
• Непостоянные экономические и политические регуляторы поведения переворачивают систему ценностей, сложившуюся в течение жизни многих поколений людей. • «Крутая» смена ценностных установок и ориентиров не может пройти для морали безболезненно.
• В ситуации неизбежной его частичной или глобальной деморализации, политика нередко приходит на помощь праву, которому просто не на что «опереться» в сложившейся ситуации. Государство через свою «политическую волю» реализует жёсткий режим правления, направленный на стабилизацию общественного порядка, в процессе которого неизбежны злоупотребления политической верхушки, когда у политической элиты возникает ощущение всевластия и безнаказанности, совесть не подвержена прямому воздействию общественного мнения в связи с его нивелировкой.
• Сдерживающим фактором здесь выступают почти исключительно внутренние нравственные установки личности субъекта управления и субъектов управленческого воздействия, которые могут начать воспринимать себя простыми орудиями этой политической воли, т. е. , опять же, – моральный фактор, – как специфическая мера проявления нравственных сил отдельного индивида, а, значит и всей совокупности индивидов – общества в целом. .
4. Государство как механизм ограничения насилия. • Важным качественным скачком в ограничении насилия стало возникновение государства. Отношение государства к насилию, в отличие от первобытной практики талиона, характеризуется тремя основными признаками. • Государство монополизирует насилие, институционализирует его и заменяет косвенными формами.
• Государство означает такую стадию развития общества, когда предоставление его безопасности становится особой функцией в рамках общего разделения труда. С этой целью право на насилие сосредоточивается в руках группы некоторых лиц и осуществляется по установленным правилам. • Появляются стражи (воины, полицейские), которые призваны оберегать жизнь и собственность людей от их взаимных посягательств и от внешних врагов.
• С появлением государства безопасность делается обязанностью особой структуры, которая является монопольным держателем права на насилие. Принцип «не убий» , рассмотренный в конкретном историческом содержании, как раз был направлен на то, чтобы изъять право насилия у самого населения (соплеменников) и передать его государству. Он прежде всего был призван блокировать действия требующих справедливого возмездия людей, гарантировать в обмен то, что государство накажет и защитит.
• Насилие, которое практикует государство, основывается на аргументах разумных и характеризуется беспристрастностью, таким образом, оно достигает, по сравнению с талионом, качественно более высокий уровень институционализации. Государство сделало также еще один важный шаг в ограничении насилия.
• В государстве насилие часто заменяется угрозой насилия. • Немецкий исследователь Р. Шпееман выделяет три типа воздействия одного человека на другого: • 1) собственно насилие; • 2) речь; • 3) общественная власть.
• Насилие является физическим воздействием. • Речь является воздействием на мотивацию. • Общественная власть представляет собой действие на обстоятельства жизни, которые определяют поведение.
• Государственное насилие является не просто ограничением насилия. Это такое его ограничение, которое создает предпосылки для решительного преодоления и перехода к принципиально ненасильственному общественному устройству.
• ЛИТЕРАТУРА: • 1. Профессиональная этика и служебный этикет [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Зарубина. - Екатеринбург : Уральский юридический институт МВД России, 2012. • 2. Профессиональная этика и служебный этикет [Текст] : учебник / ред. В. Я. Кикоть. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012
ПЭ и СЭ тема 2.ppt