история этических учений и морали 1 часть.ppt
- Количество слайдов: 27
Тема лекции: История этических учений и морали (1 часть) Вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Этические учения Древней Индии. 2. Этические учения Древнего Китая. 3. Этика античности.
Этические учения Древней Индии по отношению к ведическому канону делятся на l Ортодоксальные l Неортодоксальные l Брахманизм l l Этико-философские школы (даршаны): l Буддизм Джайнизм Локаята-чарвака l l l Веданта Миманса Санкхья Йога Ньяя Вайшешика l
Индия. Дравиды. Хараппа l ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ (ведическая религия) - религия индоарийских племен, один из ранних истоков индуизма. Из ведийской религии развился брахманизм. Известна в основном по текстам Вед.
Основные постулаты брахманизма: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Мир – это соединение духовной субстанции (Брахма) с материальным началом, в результате чего образуется все сущее. Сущее имеет иерархию: боги – полубоги (асуры) – 4 касты человеческого общества (жрецы, воины, земледельцы, слуги) – животные – духи умерших и т. д. Совокупность правил поведения (драхма) определяет нравственную ценность всякого существа. Индивидуальная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое (сансара) соответственно карме (принцип посмертного воздаяния). Всякое нарушение норм – Зло. Нравственный идеал – покорность.
Индуизм – одна из наиболее крупных современных религий по числу верующих в мире. Возник в I тыс. до н. э. в Индии в ходе развития ведического и брахманского религиозных учений. В основе индуизма лежит древнеиндийское учение о перевоплощении душ (сансара), что происходит в соответствии с законом воздаяния (кармой). В данное время распространен в Индии, Бирме, на Цейлоне, в Африке.
Буддизм Статуя Будды – одна из трех мировых религий, наряду с христианством и исламом. Возник в I тыс. до н. э. в Индии. Распространился на территории Тибета, Китая, Японии, Кореи, Бурятии и др. В самой Индии буддизм практически растворился в индуизме. В 250 г. до н. э. царь Ашока из династии Маурьев возвел учение Будды в ранг государственной религии, которая в ходе активных завоеваний стала первой религией в мире. Буддой, что на санскрите значит «просветленный» , звали Гаутаму Сиддхартха, который около 500 г. до н. э. стал реформатором древнебрахманского учения.
Основные постулаты буддизма: 1. Истинный просветленный праведник (Будда) стремится к нирване – высшему блаженству, к полной остановке перерождений (реинкарнация) и слиянию с духовный первоначалом мироздания (Единое). 2. Достичь нирваны можно усвоив « 4 благородные истины» : жизнь – страдание; желания – источник страдания; нужно избавляться от желаний; «восьмеричный путь спасения» - средство избавления от желаний. 3. Нравственный идеал – безучастный ко всему мудрец (архат) или самоотверженный проповедник-монах (бодхисатва).
Этика джайнизма имеет в основе принцип ахимсы. Ахимса – понятие в мировоззрении индусов, которое означает принцип доброты и сострадания ко всему живущему на Земле (к любому живому организму). Насилие – это зло. Лучше страдать самому, чем заставлять страдать других. l Этика локаята-чарвака выстроена в материалистическом направлении, развивала гедонистические идеи. Гедонизм – этика наслаждения. l
Этические учения Древнего Китая l Ортодоксальные l Неортодоксальные l Конфуцианство l Даосизм Легизм l
l l l китайское этикополитическое, философское, религиозное учение, основателем которого является философ, историк и государственный деятель Конфуций. В II – I в. до н. э. это учение стало государственной религией, в IX в. н. э. одержало верх над буддизмом в Китае, в XI в. – над даосизмом. Конфуцианство – это культовое учение о государстве, о «благородном муже» (элите), о «гуманном правлении» , о проблемах нравственности, о почитании власти ( «сына неба» ), родителей, традиций. Конфуцианство Конфуций (Кунцзы) 551 – 479 гг. до н. э.
l Могила Конфуция l До ХХ века в Китае просуществовал официальный ритуальный культ самого Конфуция, учение которого было возведено в ранг религии и идеологии.
Этические основы конфуцианства: 1. 2. 3. 4. 5. Есть «правильный путь» , следуя которому человек будет жить в согласии с собой и другими людьми. Этот путь предписывает, что поведение людей должно строиться на основе трех основных понятий: «человеколюбие» , «золотая середина» , «взаимности» . Человеколюбие (жэнь) ориентирует людей на почитание прошлого, уважение старших. «Золотая середина» (чжун юн) – это удел мудрых правителей, сдержанных и осторожных. Взаимность (шу) – это «золотое правило нравственности» : не делай другим того, чего не желаешь себе (Конфуций).
Даосизм – философское учение, обожествляющее силы космоса в самом себе (в личности), отрицающее культ предков. Основателем его считается легендарный Лао-цзы (VI в. до н. э. ) Этические основы даосизма: l l l Дао – (Бог, путь, разум, слово, смысл) – центральное понятие в мировоззрении китайцев, отраженное в китайской философии. Согласно Лао-Цзы, «Дао» означает всеединое, «глубочайшие врата рождения» , корень Неба и Земли, отождествляется с рождающей пустотой, которая скрывает в себе неисчерпаемые потенции любых форм. Это вечно единое само не меняется, но является причиной всех изменений. Цель человеческого бытия – постижение великого пути-Дао. Принцип «деятельного недеяния» : человек «ничего не делая – всего достигает» , не вмешиваясь в течение событий с помощью медитаций, физического и психического самосовершенствования.
- Легизм Дракон – тотем «детей моря» в Китае - - одна из трех основных философских школ Древнего Китая (VII – III вв. до н. э. ). Ее представители Гуань Чжун, Цзы-чан, Шан Ян и Хань Фей-цзы. Выступали против родовых отношений, против конфуцианства, ритуала, идей гуманности, справедливости и всеобщей любви. Главную роль отводили единому закону в государстве, который делает излишними моральные нормы. Люди склонны ко злу, а упорядочить их жизнь должна «несвобода» . Самый пагубный порок – ослабление власти твердых законов. Главное мерило человеческих достоинств – преданность государю и беспрекословное подчинение закону.
Этика античности l l l l Формировалась в VIII – IV вв. до н. э. Была, прежде всего, учением о добродетелях и о добродетельной личности. Исходила из убеждения, что нравственное совершенство личности доступно ей самой. Основные школы: - софисты (Протагор, Горгий и др. ); - Сократа; - Аристотеля; - Эпикура (эпикурейцы); - стоики (Сенека, Эпиктет и др. )
Основные этические школы Древней Греции: l l l - Софисты (Протагор, Горгий и др. ); - Сократ; - Аристотеля; - Эпикура (эпикурейцы); - Cтоики (Сенека, Эпиктет и др. ) Лаокоон. Родосские скульпторы Агесандр, Афанодор, Полидон. 1 в. до н. э. Мрамор.
Этические школы Древнего Рима: Амфитеатр Флавиев (Колизей) I в. l l l Эпикуреизм (Тит Лукреций Кар) Скептицизм Стоицизм
Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Продик и др. ) - профессиональные греческие учителя философии и красноречия конца V начала IV вв. до н. э. Родоначальником и самым ярким представителем софистов был Протагор (490 - ок. 420 до н. э. ). Их интересовала проблема происхождения моральных ценностей: даны они от природы и, следовательно, объективны и неизменны либо это - субъективно-изменчивые законы, возникшие благодаря человеческим устремлениям. Сущность этического релятивизма: Каждый человек может иметь собственную мораль и предлагать ее в качестве общезначимой, если он сумеет убедить в своей правоте остальных людей. Софисты указывали на противоположность нравственных представлений у разных народов, подчеркивали относительность Добра и Зла, стремились опровергнуть абсолютность моральных установок, узаконенных многовековыми традициями прошлого. По свидетельству Платона, Протагор первым выдвинул теорию, согласно которой возможно воспитание добродетелей.
Сократ (470/469 - 399 до н. э. ) древнегреческий философ, родоначальник диалектики, развивавший учение о «моральной философии» . Моральные нормы существуют объективно, задача человека – познать их, чтобы соотносить с ними свое поведение и достичь добродетели, а следовательно, счастья. Соединив эвдемонизм и рационализм (знание, добродетели, счастье) Сократ стал основоположником этического рационализма, который развит в европейской этике Нового времени. Разработал метод диалога – «майевтика» . Основной задачей познания провозгласил самопознание: «познай самого себя» . Согласно одному из сократовских парадоксов, намеренное, сознательное зло лучше зла ненамеренного, слепого.
Этика Сократа может быть сведена к трем основным положениям: начинается с эвдемонистической аксиомы, согласно которой благо тождественно удовольствиям, пользе, счастью; ее теоретическим центром является тезис о том, что добродетель есть знание; завершается нормативным выводом: я знаю, что ничего не знаю. Тезисом «добродетель есть знание» Сократ определяет нравственность как пространство ответственного поведения индивида. (Мистерия К. Кедрова и Ю. Любимова «Сократ/Оракул» , где Ксантиппа: «Опять привел двух бродяг. Да еще утверждает, что это его ученики Платон и Аристотель. Какие ученики? ! Весь базар смеется. Философы-дерьмософы. Пошли вон отсюда. » )
Школы Сократа: мегарская (Евклид из Сократ в отличие от софистов Мегар); киники (Антисфен); киренаики (и это было одно из (гедонизм IV –III вв. до н. э. ). основных его разногласий с ними) считал, что Статуя Сократа в Греции возле академии (Афины) добродетели нельзя научить. Этика Сократа есть этика индивидуальной личностной ответственности. Основной сформулированный Аристотелем упрек против этического интеллектуализма Сократа в том, что он отождествляет добродетель с разумной частью души, игнорируя тем самым ее неразумную часть.
Киники – проповедники аскетизма: грязные (их не страшила никакая грязь), нечесаные, грубые циники были настоящими подвижниками, аскетами, теоретиками вечного, неустанного «упражнения» и «усилия» . l Все, что не есть разум, они объявили простым и пустым «воображением» . l Добродетели можно научить и для нее не требуется ничего, кроме силы духа; путь к добродетели и способ добродетельной жизни – это самоограничение, когда человек живет в простоте и ни в чем и ни в ком не нуждается. l Цель – поиск самодостаточности как специфического признака счастья. Уго да Карпи. Диоген. Гравюра на дереве.
Эпикуреизм (341 -270 гг. до н. э. ) – нравственный принцип и направление в истории этики и моральных учений античности, согласно которому высшее благо – это - древнегреческий философсостояние блаженства, материалист, создатель наслаждения. эпикуреизма, индивидуалистической этики. Все моральные добродетели связаны с попытками - Основал школу в Афинах под избежать страданий и со стремлением человека к названием «Сад Эпикура» , на наслаждениям. воротах которой была надпись: «Странник, здесь тебе будет Центральный тезис эпикурейской этики: предел хорошо; здесь высшее благо – величины наслаждений есть наслаждение» . устранение всякой боли.
Стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) - это направление античной этики, основанное Зеноном из Китина ок. 300 г. до н. э. , противоположное эпикуреизму и развивавшееся в полемике с ним. - Это также нравственный принцип, основой которого стала «этика долга» . Стоицизм учит как должное принимать любые, даже самые жестокие удары судьбы. Все сущее стоики разделили на три класса: Благо; Зло и Безразличие (адиафора).
Основа стоицизма: - Чувство собственного достоинства; - Твердое осознание человеком личной добродетели и моральных ценностей; - Отрешенность от внешнего мира – апатия. Идеал: мудрец, воплотивший добродетели, который выше страданий, судьбы и обстоятельств. Он живет во внутреннем согласии с собой и природой. Его домом и полисом является космос (он – космополит в античном понимании).
Контрольные вопросы: Каким тысячелетием датируются самые древние из известных этических норм? 2. Какие этические учения Древней Индии вы знаете? 3. Назовите этическое учение Древней Индии, выстроенное на гедонистической идеи. 4. Как называется принцип посмертного воздаяния в брахманизме? 5. Опишите основные этические постулаты буддизма. 6. Какие этические учения Древнего Китая вы знаете? 7. Какая этическая школа Китая утверждала главенство закона? 8. Опишите этические основы даосизма. 9. Назовите основные этические школы Древней Греции. 10. Какие этические школы Древнего Рима Вы знаете? 11. Кто такие софисты? 12. Назовите основные этические школы Сократа. 1.
ЛИТЕРАТУРА • • Основная: Зеленкова И. Л. Этика: Учебное пособие. – Мн. , 2003. История этических учений: Учебник / Под ред. А. А. Гусейнова. – М. : Гардарики, 2003. (элек. вариант) Иванов В. Г. История этики Древнего мира. – СПб. , 1998. (элек. вариант) Этика: Учебное пособие. Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич – Мн. , 2002. (элек. вариант) Дополнительная: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Аристотель. Сочинения: В 4 т. - Т. 4 - М. , 1984. Асмус В. Ф. Античная философия. М. , 1976 Гусейнов А. А. История этических учений. –М. : Гардарики, 2003. – 911 с. Лукиан. Избранное. М. , 1987. Лукреций. О природе вещей. Т. 1— 2. М. , 1946— 1947. Овидий. Метаморфозы. М. , 1977. Плaтон. Соч. : В 3 т. М. , 1968. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 11 -3. М. , 1961— 1964. Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М. , 1993. Сенека Л. А. Письма к Луцилию. Трагедии. М. , 1986. Цицерон М. Т. Избранные произведения. М. , 1975. Цицерон М. Т. Философские трактаты. М. , 1985.