Скачать презентацию Тема Культурные памятники Передней Азии Цель Сформировать знания Скачать презентацию Тема Культурные памятники Передней Азии Цель Сформировать знания

Передняя Азия1.ppt

  • Количество слайдов: 34

Тема. Культурные памятники Передней Азии Цель. Сформировать знания студентов об особенностях художественной культуры народов Тема. Культурные памятники Передней Азии Цель. Сформировать знания студентов об особенностях художественной культуры народов Передней Азии.

 • План • 1. Возникновение на территории Передней Азии городов-государств и возникновение Вавилонии. • План • 1. Возникновение на территории Передней Азии городов-государств и возникновение Вавилонии. • 2. Шумеро-аккадская культура. Изобретение письменности-клинописи. Керамика, скульптура, архитектура. • 3. Музыкальная культура.

 • ЛИТЕРАТУРА • 1. Дмитриев Н. А. , Виноградова Н. А. Искусство древнего • ЛИТЕРАТУРА • 1. Дмитриев Н. А. , Виноградова Н. А. Искусство древнего мира. – М. , 1989 • 2. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. – М. , 1971. • 3. Матвеев А. Земля древнего двуречья: мифы, легенды, находки и открытия. – М. , 1986. • 4. Українська та зарубіжна культура: Навч. посіб. / М. М. Закович, И. А. Зязюн, О. М. Семашко; За ред. М. М. Закович. – К. : Знання, КОО, 2000. • 5. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Кн. для учителя. В 3 -х ч. Ч. 1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения / Сост. М. В. Алпатов и др. -4 -е изд. , испр. и доп. – М. : Просвещение, 1987. • 6. Світова художня культура: Від первісного суспільства до початку середньовіччя: Навч. посіб. / О. П. Щолокова, С. В. Шип, О. Л. Шевнюк, О. М. Семашко. -К. : Вища школа, 2004.

Месопотамия или Междуречье (в долине рек Тигра и Евфрата) На юге между двумя речками Месопотамия или Междуречье (в долине рек Тигра и Евфрата) На юге между двумя речками – Шумер и Аккад, на берегах Евфрата – Вавилон, на берегах Тигра – Ассирия.

Клинопись в начале III тис. до н. э. в Шумере, до наших времён сохранилось Клинопись в начале III тис. до н. э. в Шумере, до наших времён сохранилось более 1, 5 миллинов клинописных текстов Библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (68 -635 гг. до н. э. ) в Ниневии имела более 30 тысяч текстов из разных отраслей знаний и сфер деятельности, имела каталог и книжный знак.

Представление о мироустройстве стран Месопотамии (Древнего Восхода) отразились в мифологии и в философско-религиозной литературе: Представление о мироустройстве стран Месопотамии (Древнего Восхода) отразились в мифологии и в философско-религиозной литературе: • восприятие процесса образования Вселенной от Хаоса (беспорядка) к Космосу (правильному укладу); • четкое планировании городов, использование в строительстве геометрических форм, чьи определенность и величие воплощают идею вечности и четкой организации; • боги правят Вселенной, структура которой похожа на структуру земного государства: Ану - бог неба, верховное божество, Энлиль - бог воздуха, Энки - бог подземных вод, творец человека, Нергал – бог подземного царствия, Мардук - бог городской жизни, Нанна – бог месяца, Набу – божество мудрости, знаний, сын Мардука (у ассирийцев и вавилонян).

Цари (лугали) Шумера становились героями эпоса, как Гильгамеш, лугаль первой династии города Урук ( Цари (лугали) Шумера становились героями эпоса, как Гильгамеш, лугаль первой династии города Урук ( рубеж XXVII – XXVI в. до н. э. ) На шумерской печати и ассирийском рельефе сцена убийства небесного быка Иштар и Гильгамеш со львом

В произведениях искусства нашли отражение фантастические существа – Анзу, олицетворение судьбы, орел с головой В произведениях искусства нашли отражение фантастические существа – Анзу, олицетворение судьбы, орел с головой льва, посредник между богами и людьми, Шеду – крылатый лев с головоюй правителя, дух-охранник

В странах Месопотамии сформировалась литература как особый род творческой деятельности: 1. Священные тексты, тексты В странах Месопотамии сформировалась литература как особый род творческой деятельности: 1. Священные тексты, тексты о создании мира – «Энума элиш» ( «Когда на горе). Где росказывается о создании людей из глины, замешанной на крови, чтобы они работали за богов. 2. Эпические произведения – “Поэма о Гильгамеше”. 3. Гимны, воспевающие богов и дела, начатые ради богов. 4. Тексты морально-этического характера. 5. Тексты государственно-политического содержания.

… О праведный пастырь Гудеа, Ты правую руку протянешь — В Небе дождь я … О праведный пастырь Гудеа, Ты правую руку протянешь — В Небе дождь я кликну, . . Пусть изобилие с Неба тебе принесет он! Страна к изобилию пусть протянет руку! Пусть с закладкой фундамента моего храма Изобилие прибудет: Поля великие пусть руки к тебе поднимут, Каналы, арыки пусть склонят к тебе свои шеи, Пусть холмы — земли, откуда вода не выходит, — Воду к тебе выводят . . . Гільгамешу, куди ти рвешся? Життя, яке шукаєш, - не знайдеш ти! Боги, коли творили людину, Смерть вони судили людині, Життя собі залишили… Гимн строительству храма в честь божества царем Гудеа и фрагмент из “Поэмы о Гильгамеше”

Значительных форм в странах Месопотамии приобрело городское строительство Дур-Шаррукин (современный Хорсабад, Ирак) имел площадь Значительных форм в странах Месопотамии приобрело городское строительство Дур-Шаррукин (современный Хорсабад, Ирак) имел площадь более 28 г, из них 10 г было отведено под дворцовый комплекс, размещённый на четырнадцатиметровой платформе, которая была облицована каменными блоками.

В Вавилоне середины I тыс. до н. э. преобладало строительство укреплений и храмов. Город В Вавилоне середины I тыс. до н. э. преобладало строительство укреплений и храмов. Город был обнесен четырьма кольцами стен (высота – 12 м, ширина – до 7 м). Через каждые 50 м были поставлены башни

Зиккурат (від вавилонського “sigguratu” – “верхівка”) – ступенчатое культовое сооружение в Шумере, Аккаде, Эламе, Зиккурат (від вавилонського “sigguratu” – “верхівка”) – ступенчатое культовое сооружение в Шумере, Аккаде, Эламе, Ассирии, Вавилоне, сформировавшееся в конце IV тис. до н. э. 1. Зикурат в городе Ур. XXI в. до н. э. 2. Реконструкция формы зиккурата. 3. Зиккурат Дур-Унташ. XIII в. до н. э.

Изобразительное искусство 1) Рельефы, которые украшали внутренние стены дворцов ассирийских правителей. Тематика рельефов: a. Изобразительное искусство 1) Рельефы, которые украшали внутренние стены дворцов ассирийских правителей. Тематика рельефов: a. Придворная жизнь царя и его приближённых, b. Батальные сцены, c. Сцены охоты на диких животных.

Штандарт из «царской» гробницы в Уре. Шумер. Около 2600 г. до н. э. • Штандарт из «царской» гробницы в Уре. Шумер. Около 2600 г. до н. э. • В гробницах Ура найдены также образцы мозаичного искусства, среди которых лучшим является так называемый «штандарт» . Эта мозаика из ляпис-лазури, раковин и сердолика образует красочный орнамент. Трехъярусные мозаичные пластинки передают картины битв и сражений, повествуют о триумфе войска города Ура, о захваченных рабах и дани, о ликовании победителей. Тематика этого «штандарта» , призванного прославить военную деятельность правителей, отражает военный характер государства.

Штандарт из «царской» гробницы в Уре. Шумер. Около 2600 г. до н. э. Фрагмент, Штандарт из «царской» гробницы в Уре. Шумер. Около 2600 г. до н. э. Фрагмент, мозаика.

Панель войны Панель войны

Панель мира Панель мира

Бог Мардук – покровитель городского способа жизни в Вавилоне, Ассирии. Символи – сирруш (дракон), Бог Мардук – покровитель городского способа жизни в Вавилоне, Ассирии. Символи – сирруш (дракон), спис

Большая львиная охота. 9 в. до н. э. Большая львиная охота. 9 в. до н. э.

Настенные рельефы со сценами охоты на диких животных. Настенные рельефы со сценами охоты на диких животных.

Настенные рельефы со сценами охоты на диких животных. Настенные рельефы со сценами охоты на диких животных.

2) Рельеф мемориального характера Победная стела царя Нарамсина. XXIII до н. э. Высота 2 2) Рельеф мемориального характера Победная стела царя Нарамсина. XXIII до н. э. Высота 2 м, выполнена из красного песчаника.

Стела царя Хаммурапи. Вавилон. 18 в. до н. э. Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского Стела царя Хаммурапи. Вавилон. 18 в. до н. э. Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи. Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша.

Стела царя Хаммурапи. Вавилон. 18 в. до н. э. Стела царя Хаммурапи. Вавилон. 18 в. до н. э.

Скульптура Адоранты (молящиеся) - это небольшие (30 см) статуэтки людей. Их ставили в храмах, Скульптура Адоранты (молящиеся) - это небольшие (30 см) статуэтки людей. Их ставили в храмах, чтобы постоянно умолять богов о ниспослании всяческих благ тому лицу, по заказу которого они были сделаны.

Скульптура Сановник Эбих-Иль. Шумер. III тыс. лет до н. э. Шумерской скульптуре в отличие, Скульптура Сановник Эбих-Иль. Шумер. III тыс. лет до н. э. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древнеегипетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность - это условность изображения.

С середины III тыс. до н. э. распространились статуи с изображением правителей, внешний вид С середины III тыс. до н. э. распространились статуи с изображением правителей, внешний вид которых был воплощён очень реалистично 1. Голова Саргона I Древнейшего, 2 -я пол. III тыс. до н. э. (Шаррукин - Настоящий царь, объединил Шумер и Аккад в единое государство). Метал. 2. Гудеа - правитель Лагаша (2200 до н. э. ). Диорит.

Голова богини Иштар из Урука. Начало III тыс. лет до н. э. Голова богини Иштар из Урука. Начало III тыс. лет до н. э.

4. Музыкальное искусство • Высокий уровень развития • Инструменты: арфа, барабан, тарелки, двойной гобой, 4. Музыкальное искусство • Высокий уровень развития • Инструменты: арфа, барабан, тарелки, двойной гобой, продольные флейты, лютни, лиры, колокольчики. Лира, найденная в усыпальнице царицы Шубад

Арфа с головой быка Арфа с головой быка

Глиняная табличка со списком 23 музыкальных инструментов Глиняная табличка со списком 23 музыкальных инструментов

Вопросы и задания по теме 1. Определите ведущие темы изобразительного искусства ПА. Какими обстоятельствами Вопросы и задания по теме 1. Определите ведущие темы изобразительного искусства ПА. Какими обстоятельствами они были обусловлены? 2. Расскажите о музыкальной культуре ПА. Какие музыкальные инструменты пользовались особой популярностью?