2. История политологии ..ppt
- Количество слайдов: 49
ТЕМА: История становления и развития политологии 1. Предыстория политологии 2. Становление политологии как научной дисциплины 4. Основные политологии парадигмы современной 5. Становление и развитие политологии в России
1. Предыстория политологии Основные этапы Особенности и характерные черты Основные представители Социально-политические учения Древнего Востока (Вавилон, Ассирия, Египет, Иран, Индия, Китай) Социально-политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, господствовало божественное происхождение человека, общества, государства и власти. Хаммурапи, Заратустра, Куатильи, Конфуций, Шан Ян, Лао Цзы Социально-политические Постепенное освобождение социальноучения Древней Греции и политических взглядов от мифологической Древнего Рима формы. Анализ устройства государства, классификация его форм, социальной структуры общества. Гомер, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Полибий, Цицерон Социально-политические учения средневековья Развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей. Обоснование теологической теории общества и политической власти Социально-политические Развитие гуманистических начал в учения эпохи Возрождения и представлениях об обществе, Реформации государстве и власти Социально-политические учения Нового времени Формирование либеральной политической идеологии, концепций гражданского общества и правового государства, прав и свобод человека, народного суверенитета Аврелий Августин, Фома Аквинский М. Падуанский, Н. Макиавелли, М. Лютер, Ж. Боден, Т. Гоббс, Дж. Локк Э. Бёрк, Ш. Монтескье, Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Б. Франклин, Т. Мэдисон, А. Толквит.
КОНФУЦИЙ (КУН ЦЗЫ) 551 – 479 гг. до н. э. Основатель этического учения, философ, знаменитый древнекитайский педагог Изречения собраны в книге «Лунь-юй» ( «Суждения и беседы» ). Основные идеи: 1. В основе управления и регулирования общественных отношений – моральнонравственные нормы. 2. Патерналистская концепция государства. 3. Идеи меритократии и легитимности.
На протяжении многих веков книга «Лунь-юй» оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических. Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ( «сына неба» ) уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социальнополитическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди» , «простолюдины» , «низкие» , «младшие» должны подчиняться «благородным мужам» , «лучшим» , «высшим» , «старшим» . Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.
ШАН ЯН 390 – 338 гг. до н. э. Древнекитайский мыслитель, государственный деятель, основатель школы легистов. Мысли его изложены в трактате «Книга правителя области Шан» Основные идеи: 1. В основе управления и регулирования общественных отношений – закон и система строгих регламентов и наказаний. 2. Государство, осуществляющее систематический контроль за поведением и умонастроением людей, – смысл и цель существования общества.
ЛАО ЦЗЫ (ЛИ ЭР) VI в. до н. э Древнекитайский мыслитель, основатель даосизма, ему приписывается книга «Дао дэ цзин» . Основые идеи: 1. Жизнь человека и общества должна строится в гармонии с дао – первопричиной и законом развития Вселенной. 2. Основной метод достижения этого – недеяние, бездействие (у-вэй). 3. В этой связи – резкая критика государства и власти, осуждение богатства, знатности, достижений цивилизации. 4. Призыв к уходу от политики, к простоте первозданной природы, естественному существованию.
Взгляды Лао-цзы (VI в. до н. э. ). изложены в произведении «Дао дэ цзин» ( «Книга о дао и дэ» ). В отличие от традиционнотеологических толкований дао как проявления «небесной воли» Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.
Ø Все недостатки современной ему культуры, социально- политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т. д. Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. «Небесное дао, – утверждал он, – напоминает натягивание лука. Когда Лао-цзы (VI в. до н. э. ). понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято» . Ø В такой трактовке дао выступает как естественное право непосредственного действия.
Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда обусловило не только рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но и создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Кроме того, активное развитие политических теорий было востребовано самим полисом уникальной формой организации общественной жизни. Ø Полис - это город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В таком государстве занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были для них весьма актуальны. Ø
ПЛАТОН 427 – 347 гг. до н. э. Древнегреческий философ, родоначальник платонизма. Главные работы: «Государство» , «Политик» , «Законы» . Основные идеи: 1. О существовании единого закона Вселенной, крупицей которой является личность и государство. 2. Об идеальном государстве, действующим в интересах общего блага и всего общества. 3. О необходимости жесткой регламентации всех сторон жизни. 4. О необходимости законности как важнейшем атрибуте политической организации.
Одним из выдающихся мыслителей античности был Платон (427 -347 гг. до н. э. ). Свои политические идеи он изложил в диалогах “Государство”, “Политик”, “Законы”. Платон был объективным идеалистом: он полагал, что сам по себе, объективно существует вечный и неизменный мир идей, а мир явлений представляет собой лишь его искаженную копию. Общество Платон понимал как отражение вечных идей, которые существуют независимо от людей и окружающей их действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества является государство. Философ стремился дать картину идеальных общества и государства. В труде “Государство” он нарисовал образ идеального общества, которое состоит из трех сословий: правителей - философов, воинов-стражей, ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество, а ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. Первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи.
Ø Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал современную аристократию - правление философов-мудрецов. Именно при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных представителей общества. Другие четыре формы государства - тимократия (правление военных), олигархия (правление богатых), демократия, тирания - являются несовершенными. Важно отметить, что Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства и социальных изменений (разделения труда, появление классов, неравенства).
АРИСТОТЕЛЬ 384 – 322 гг. до н. э. Древнегреческий ученыйэнциклопедист, основатель перипатетической школы. Главные работы: «Политика» , «Никомахова этика» . Основные идеи: 1. Человек – «животное политическое» . 2. Государство - продукт естественного развития. 3. Обусловленность форм государства социальными различиями и общественным разделением труда. 4. О роли среднего класса в жизнедеятельности общества. 5. О необходимости использования эмпирических методов в изучении политики.
Аристотель был учеником Платона. Его учение более реалистично, чем учение Платона, поскольку он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов. Свои выводы он изложил в работе “Политика”. Ø Аристотель отрицал возможность существования идеального государства, так как полагал, что государство результат естественного развития, а не божественного промысла. Философ считал город - государство высшей формой общения людей, отражением сущности человека как “политического животного”, в котором заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, отражением чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение “лучшей жизни”, общего блага для всех граждан. Ø
Ø Государство Аристотеля менее едино, чем у Платона. В нем есть место частной собственности, семье. По Аристотелю, государство - воплощение справедливости, закона, сфера выражения общего интереса свободных граждан. Однако не все существующие формы государства способны в равной мере справедливо распределять блага согласно достоинству лиц. Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1) количество правящих и 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он считал правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан. Неправильные формы государства (тирания, олигархия, демократия) служат корыстным интересам правителей. Лучшей формоф государства Аристотель называл политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития была конкретной формой воплощения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Говоря современным языком, полития - это правление в интересах среднего класса.
МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦИРОН 106 – 43 гг. до н. э. Древнеримский политический деятель, философ, выдающийся оратор. Главные работы: «О государстве» , «Законы» , «Об обязанностях» . Основные идеи: 1. Справедливость и законность – основа стабильности общества. 2. Религиозное сознание (идеология) и наличие общего интереса – главные условия стабильности государства. 3. О наилучшей форме государства (смешенное устройство) и образе идеального правителя. 4. О роли и значении права в функционировании государства.
АВГУСТИН АВРЕЛИЙ 354 – 430 гг. Епископ Гиппонский, один из создателей христианской политической теории, представитель западной патристики. Главные работы: «О граде Божием» , «Исповедь» . Основные идеи: 1. Государство – часть универсального порядка, созданного и управляемого Богом. 2. О разделении церковной и государственной властей. 3. Об ответственности и обязанностях христиан перед обществом и государством. 4. О предопределении человека.
ФОМА АКВИНСКИЙ (АКВИНАТ) 1224 – 1274 гг. Католический теолог и философ, крупнейший представитель схоластики, основатель томизма. Главные работы: «Сумма теологии» , «О правлении государей» Основные идеи: 1. О вечном, естественном, человеческом и Божественном законах. 2. О происхождении, предназначении государства и его формах 3. О власти духовной и роли Церкви в жизнедеятельности общества.
ВОЗРОЖДЕНИЕ Ø В истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (в Италии – 14 -16 вв. , в других странах – конец 15 -16 вв. ). Ø Наиболее отличительные черты культуры Возрождения – светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, как бы «возрождение» его (отсюда и название «Возрождение» ). Были подвергнуты критическому пересмотру авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралась средневековая мораль; провозглашено право на свободу научного исследования. Возникли светская наука, литература и искусство. Ø С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей был связан и антропоцентризм (от греч. Ánthrōpos - человек) нового мировоззрения. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый отныне как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой ( «универсальной» ) творческой личности. Ø Эпоха Возрождения отмечена возникновением нового взгляда на человеческое общество и его историю, на государство и право. Крупнейшие политические мыслители 16 в. (Н. Макиавелли, Ж. Боден) порвали с их феодально-теологической трактовкой как божественносверхъестественных установлений и стали рассматривать их как результат деятельности самих людей, поставили вопрос о закономерностях исторического развития, Боден подчеркивал влияние естественной среды на формирование общества, Макиавелли считал политическую борьбу и материальный интерес главной движущей силой общественной жизни. Проблемы государства, наилучшей формы государственного устройства, стали играть первостепенную роль в политических теориях. Поиски основ национального объединения, выступления против сепаратизма феодальной знати, засилья папства и католической церкви нашли отражение в произведениях Макиавелли (Италия), У. фон Гутгена (Германия), А. Моджевского (Польша). В эпоху Возрождения возникли первые произведения утопического социализма (Т. Мор в Англии, Т. Кампанелла в Италии).
МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ 1275/80 – 1342 гг. Итальянский политический мыслитель. Главный труд: «Защитник мира» . Основные идеи: 1. О соотношении церковной и светской власти (светская власть выше духовной) 2. О возникновении государства в результате общественного договора. 3. О социальных конфликтах в обществе и способах их регулирования. 4. О народном суверенитете.
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ 1469 – 1527 гг. Итальянский политический мыслитель, общественный деятель, историк. Главные работы: «Государь» , «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» , «История Флоренции» . Основные заслуги: 1. Создал новый «научный метод» , основанный на прагматическом и рациональном подходе к политике, анализу общественной жизни. 2. Заложил основы доктрины моральной целесообразности. 3. Разработал теорию политического управления. 4. Заложил основы теории политического республиканизма.
РЕФОРМАЦИЯ Ø Разнородное социально-политическое и идеологическое движение XVI – XVII вв. в большинстве стран Западной и Центральной Европы, направленное против власти католической Церкви. Ø В узком смысле – пересмотр основных догматов, который привел к возникновению нового направления христианства – протестантизма. Ø Важнейшая идея Реформации – необходимость личной ответственности человека перед Богом без посредства церковной иерархии. Ø Результатом Реформации был отказ от принципов каталитического теократизма и централизма, государство освободилось от церковной опеки, а сама религия стала орудием государственной власти. Ø Результатом религиозных реформ явились свобода совести, отделение Церкви от государства, мирское признание христианина. Ø Реформация была подготовлена выступлениями Дж. Уиклифа и Я. Гуса. Идейное оформление она получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина и Т. Мюнцера.
ГЛАВНЫЕ ИДЕОЛОГИ РЕФОРМАЦИИ
ГЛАВНЫЕ ИДЕОЛОГИ РЕФОРМАЦИИ
ПРОСВЕЩЕНИЕ Ø Политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества Ø По своему существу это рационалистическое движение XVIII – начала XIX в. в области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической идеологии, права, религии, искусства, морали и вере в возможность широкого использования человеческого разума для реализации социального прогресса. Ø Возникнув в Англии (Дж. Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции (Ш. Монтескье, Гельвеций, Гольбах, Вольтер), развивается в Северной Америке (Б. Франклин, Гамильтон, Дж. Мэдисон), Германии (Лессинг, Кант), России (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, Я. П. Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы.
Представители гражданской концепции общества, государства и политики (Ж. Боден, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье) концентрировали свое внимание на таких понятиях, как «общественный договор» , «естественные права» , «разделение властей» , «народный суверенитет» , «конституционализм» , «права и свободы человека» . Данная концепция содействовала процессу образования современных европейских государств
Представители социальной концепции политики (Ж. Ж. Руссо, Э. Бёрк, И. Бентам, Дж. Мэдисон, А. Толквит Дж. Милль) главное внимание уделяли роли социальных групп в политическом процессе, роли государства в экономической и социальной жизни общества
МАКС ВЕБЕР 1864 – 1920 Немецкий философ, социолог, историк, основоположник «понимающей социологии» . Разрабатывал: 1. Теорию социального действия. 2. Учение об «идеальном типе» и принцип свободы от ценностных суждений. 3. Теорию рациональности, в частности рациональной бюрократии. 4. Взаимосвязь хозяйственной жизни, общества, материальных и идеальных интересов различных социальных групп с религиозным сознанием. 5. Проблемы власти и легитимности. 6. Проблемы функционирования политических и государственных институтов. Заложил основы ряда отраслевых социологий: экономики, политики, культуры, религии, искусства, истории.
МАРКСИЗМ КАРЛ МАРКС 1818 – 1883 Основоположник революционной экономической и социально-политической теории. Его научные труды и публикации сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и получили название «марксизм» . В социально-политической области разработал: Теорию общественно-экономических формаций Теорию властных отношений Теорию социальных конфликтов и революции
Бихевиористский подход В 40 -е годы 20 века в политологии широко стал применяться бихевиористский подход, введенный американским специалистом Д. Фарром. Он предлагал сосредоточить внимание на реальном поведении, а не на дискуссии о том, каким должно быть идеальное государство. Происходило переосмысление роли формальных институтов государственного управления.
Основные идеи поведенческого подхода - В политическом поведении выявляются элементы повторяемости, которые поддаются обобщению. - Использование количественных методов исследования (тесты, эксперименты, интервью, анкетные опросы, наблюдения, математическое моделирование и др. ) - Признание связи политологии с другими социальными науками. - Теория и эмпирическое исследование рассматривается как связанные и взаимопереплетающиеся части конкретного знания, которое должно быть прикладным и упорядоченным.
Структурно- функциональный подход С точки зрения структурного функционализма общество рассматривается как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Однако, в этой социальной среде можно выявить устойчивые элементы, которые и образуют структуру. Функции - это то, что исполняется структурными элементами. Один из самых известных американских политологов, функционалист Г. Алмонд, полагает, что понятие «политическая система» охватывает «все типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений» .
Постбихевиоризм В конце 60 -х годов возник постбихевиоризм в политологии, его основные идеи изложены в книге «Кредо применимости» , написанной Д. Истоном: Сущность должна предшествовать технике исследования. Более важно понимать отношение к актуальным социальным проблемам и их смысл, чем в совершенстве владеть техникой исследования. Слишком последовательное применение бихевиоралистского подхода ведет к разрыву с политической реальностью. Задача постбихевиорализма заключается в том, чтобы помочь политической науке стать на службу действительным проблемам человека и общества. Знать - значит нести ответственность за действие, а действовать – значит участвовать в переустройстве общества.
Теория рационального выбора Представители теории рационального выбора (У. Райкер, Э. Даунс, Р. Карри, Л. Уэйд, К. Шепсл) предложили исходить из того, что политический процесс может быть основан на теории обмена и полезности в условиях конкуренции на рынке и необходимости выбора при ограниченных ресурсах и возможностях. Целью любого участника политического процесса в этом случае является максимизация «прибыли» и минимизация «издержек» . Процесс «торга» происходит по установленным правилам игры, обусловленными системой права, культурными традициями и ценностной ориентацией.
Основные принципы рационального выбора : Методологический индивидуализм - признание того, что социальные и политические структуры, политика и общество в целом вторичны по отношению к индивиду. Эгоизм индивида - это его стремление максимизировать свою выгоду. Рациональность индивида - это способность выстраивать свои предпочтения в соответствии с максимальной выгодой для себя. Обмен деятельностью - индивид живет в обществе, поэтому его поведение определяется конкретными институциональными условиями, при этом индивид пытается даже не столько приспособиться к институтам, сколько изменить эти институты в соответствии со своими интересами.
Новый институционализм Название «новый институционализм» было введено в оборот в 1984 г. В статье с одноименным названием, написанной Дж. Марчем и Й. Ольсеном. Представители этого направления не противопоставляют поведенческие постулаты организационным схемам, полагая, что политическое поведение необходимо анализировать в условиях и возможностях существующих институтов. Самая привлекательная черта нового институционализма состоит в том, что в его рамках не происходит отрицания всего предшествующего, а наблюдается интеграция разных школ и направлений.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ