e00c3e12e2c2cf4e58fefbe46fe2c13f.ppt
- Количество слайдов: 29
Тема: История села Дмитровский Погост. Село Дмитровский Погост – моя малая Родина! Выполнили: Ученицы 10 «Б» класса МОУ Коробовской СОШ Соколова Елена Стружкова Анастасия. 2009 год.
Россия – наша большая Родина, а вот малая Родина – это наше родное село Дмитровский Погост. Здесь мы родились, здесь живут друзья и родные, здесь наш дом, наша улица, школа… Интересно! А что мы, коробовчане, знаем об истории и природе нашего села с древних времен и до сегодняшнего дня!? Связана ли история села с историей Родины? Чем я могу гордиться, и «навсегда» ли наше село для нас?
И вот, что мы узнали…
В далёком прошлом ( примерно в VII веке) привёл Карпат на когда – то остановленные под натиском кочевников родные земли легендарный славянский князь Вячко своё непокорное и свободолюбивое племя, глубже всех славянских племён ушедших на северо– восток, в наш край, да так и оставшиеся на этой благодатной земле. Видно крепко полюбились им наши озёра богатые рыбой, перелески богатые пушным зверем, грибами и ягодами. До наших дней на территории района берегут память о первых поселенцах молчаливые свидетели тех далеких времен – курганы вятичей около Кривандина, Коренца и Великодворья. Сразу же по расселении им пришлось вступить в схватку с могучим и враждебным соседом –Хазарией, и одно время вятичи платили ей дань : « А хазары брали…с вятичей по серебряной монете и по белке от дома» (Повесть Временных лет). И когда на наши земли приходил Святослав ( его имя хранит данные Свято – озеро), вятичи вливались в его дружину и наносили удар по Хазарии с севера. В жестокой битве было наголову разбито войско хазар, погиб и их каган (царь). Хазария прекратила своё существование.
Непокорные вятичи не желали признавать над собою никакую власть, даже киевские князья не могли совладать с ними. Недаром сообщение Ильи Муромца о том что он проехал «дороженькой прямоезжею» (т. е. через земли вятичей), воспринимается в Киеве как подвиг. B XII веке наши земли входят в состав Владимирского княжества, затем переходят под руку московского князя Ивана Калиты, и в 1380 году в составе объединённых русских сил наши сражались на Куликовском поле. Много воинов полегло в этой битве, но главное было сделано: разгром татарских полчищ возвестил всему миру о рождении нового великого государства Московской Руси России. В 1782 году наши земли, ставшие частью Егорьевского уезда, вошли в состав вновь образованной Рязанской губернии, да так и остались вплоть до 4 мая 1922 года. Но в какие бы земли и губернии не входил бы наш край, наши земляки всегда помнили, что они часть России, и в годину тяжелых испытаний всегда вставали на её защиту!
Более 70% названий населённых пунктов произошли от имён собственных. В разное время по-разному называлось наше село. Жители его помнят 4 названия, а вместе с ними рассказывают интересные легенды и предания. Первоначальное название села – Муромское сельцо ( связанное с его местоположением- на Муромской дорожке). Официальное название – Дмитровский Погост ( слово Погост на старославянском означает : кладбище, церковь с кладбищем, храм.
Одно из преданий гласит, что первый деревянный храм в честь Дмитрия Солунского был основан в Муромском сельце Иваном Грозным, когда он шел на Казань. Возвращаясь с похода он мог побывать здесь и участвовать в закладке храма. В пользу этого говорит факт: в храме долгое время хранилась личная икона Ивана Грозного – Спас Нерукотворный.
А другая легенда утверждает, что Дмитрий Донской, купив после Куликовской битвы Мещеру, приезжал погостить и останавливался в нашем селе. Это тоже вполне могло быть. Дмитрий Донской мог быть в Мещерском крае в 1382 году и присутствовать на освящении храма в честь своего любимого святого: как раз через эти места кружным путём возвращались в Москву некоторые его дружины после Куликовской битвы, шли обозы с ранеными. Основной путь в Москву через Коломну был перекрыт литовцами.
В истории существует железное правило: отсчет истории населённого пункта начинается с первого письменного упоминания о нём, хотя оно может быть основано и значительно раньше. В письменных источниках первое упоминание о нашем селе появляется в духовной грамоте Великого князя Московского Василия Дмитриевича в 1423 году. Он завещал Мещерские земле княжне Софье Викторовне. На Руси издавна повелось: как бы ни называлось село, идущие в храм богомольцы поминали имя святого, в честь которого была поставлена церковь. а не название населения. Говорили: иду не в Дмитровский Погост, а ко Дмитрию Солунскому. Сначала в разговоре, а потом это название переходит на бумагу и становится официальным.
На заметку: Воин- великомученик Дмитрий Солунский был родом из Солуни. Он после смерти отца был поставлен начальником города. Движимый ревностью к вере христовой, он стал открыто преподавать христово имя, учить истинной вере жителей Солуни, которые поклонялись идолам. За это император Максимилиан повелел заключить святого Дмитрия в темницу, где его проткнули копьями в 306 году. Великомученик Дмитрий является одним из самых почитаемых Русской православной церкви.
Многие жители называют наше село Коробово. Название хотя и не официальное, но более употребительное, чем все остальные. С 1939 по 1959 год Дмитровский Погост являлся районным центром. В произношении это название было не удобным. Район называли Коробовским по близлежащей деревне Коробовская.
Что же представляло из себя само село?
Небольшое деревянное поселение в центре которого стояла маленькая деревянная церковь с прицерковным кладбищем внутри ограды. Земля и леса вокруг были собственностью церкви. В 1861 году открывается церковно-приходское училище для 60 мальчиков и 8 девочек. Это одна из самых старых школ Московской области. Школу посещали дети духовенства, богатых крестьян. Дети крестьянские оставались неграмотными. Село было богатым, торговым, купеческим. Постоянно в селе производились ярмарки.
После войны в 1963 году был образован колхоз «Коробовский» . В селе развернулось строительство домов, школ, детских садиков, новой больницы.
строительство пятиэтажных домов сельский универмаг построен в 1962 году. виды села много лет назад
За 5 веков изменилось многое. Возрожден и вновь действует храм в селе. Жители села любят свой Дом Культуры с его танцевальным коллективом. Для сельских детей работает «школа Искусств» . Значит будут свои Шостаковичи и Репины в селе.
Родное село!
Родное село!
Изучая историю села, задумываешься о его судьбе! У села богатая история. А у предков можно многому поучиться, перенять их опыт. Наши редки – способный, трудолюбивый и мудрый народ. Ими совершено столько великих открытий и подвигов! Что же происходит сейчас? Почему в селе жизнь умирает? Заглохло строительство, зарастают травой поля, закрывают фермы, совхозы. Молодежь уезжает из родного села, а это значит деревня. Село теряет перспективу своего развития. Разрушение деревень идет стремительно. И то, что строят в деревнях богатые дачи, это не возрождение, а искоренение самобытного уклада сельской жизни. Её духовности и святости.
Мы любим своё село, любим своих односельчан! Вглядываясь в деревенские избы с резными наличниками, пожелтевшее фотографии, вслушиваемся…С нами разговаривает история, с нами разговаривают жившие здесь прежде. нет, не мёртвые они, пока мы живы. И не будем мёртвыми мы, пока будут жить люди, помнящие о нас!
Всё помнит земля – встань пред ней на колени К устам её теплым устами коснись. Узнаешь грядущих судьбу поколений, Вперед устремляясь, назад оглянись…