3_Ist_tipy_klss_filos.ppt
- Количество слайдов: 36
Тема: Исторические типы классической философии. 1. Периодизация античной философии. 2. Возникновение и становление античной философии. 3. Классический период древнегреческой философии. 4. Философия Платона. 5. Философия Аристотеля. 6. Философия эллинистической эпохи.
1. Периодизация античной философии.
Античная философия зародилась в конце VII-нач. VIв. до н. э. и просуществовала до V в. н. э. Лат. слово «antiguus» означает «древний» . Этим термином обозначают не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима.
Этапы античной философии: • Первый этап охватывает период с V 11 до V вв. до н. э. Этот период в науке называется досократовским. К этому периоду относятся милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).
• Второй этап охватывает период примерно с половины V в. и до конца IVв. до н. э. Он характеризуется как классический. Этот период связан с именами Сократа, Платона, Аристотеля. • Третий этап в развитии античной философии – закат и затем ее упадок (III в. до н. э. – V в. н. э. ) обычно обозначается как эллинистический.
Предпосылки становления античной философии: • Развитие греческого классического рабовладения в (VII-VI вв. до н. э. ). Это время разложения остатков родового строя и утверждения раннего рабовладельческого общества. • Место родовой общины заняла гражданская община – полис , город-государство. • Все это привело к смене способов мышления (мышление родового общества носило мифологический характер). • При распаде мифологического сознания выделились религия, философия, литература, искусство.
2. Возникновение и становление античной философии.
Основные философские школы античного периода развития философии. 1. Милетская школа; 2. Пифагорейская школа; 3. Гераклит Эфесский. 4. Элейская школа; 5. Демокрит.
Милетская школа. Философское учение Милетской школы заключалось в поиске первоначала многообразия мира. Основой всего сущего считалась вода. Все начинается с воды и в нее все возвращается.
Фалес (625 -547 до н. э. ) • Один из семи мудрецов; • Его называли «первым философом» , «первым математиком» , «первым астрономом» ; • Первым начал доказывать геометрические теоремы; • Впервые предсказал затмение солнца; • Определил годовое движение солнца; • Разделил год на 365 дней , а месяц – на 30;
Изречения Фалеса: • Древнее всего сущего –Бог, ибо он не рожден. • Прекраснее всего –мир , ибо он сотворение Бога. • Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все. • Быстрее всего – ум , ибо он обегает все. • Сильнее всего – неизбежность, ибо она раскрывает все. • Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.
Пифагорейская школа. (основоположник – Пифагор 576 – 496 до н. э. ) • Разделяли веру в переселение душ. • Душа, по мнению пифагорейцев, –гармония. Пифагор: 1)превратил математику из эмпирической в теоретическую; 2)доказал «теорему Пифагора» ; 3)открыл явления несоизмеримости; 4)открыл косое положение зодиака и т. д.
Гераклит (520 -460 гг. до н. э. ) • Один из основоположников диалектики; • Первоначалом сущего считал огонь, с ритмичной пульсацией которого можно объяснить мировые процессы; • Космос – это простое единство, согласие противоположностей; • Идея борьбы противоположностей сочеталась с происходящими в мире изменениями ( «Все течет, все изменяется» ); • Большое значение придавал детерминизму (все определяется судьбой, необходимостью)
Элейская школа. • Поставлены проблемы теории познания. • Логическое прояснение сложившихся философских представлений. • Выработаны новые философские понятия. • Рассмотрены проблемы соотношения бытия и небытия.
Элейская школа • Парменид (540 -470 гг. до н. э. ) – впервые выработал философское понятие «бытие» . В центре внимания Парменида были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. • Зенон (490 – 430 гг. до н. э. ) – доказывал невозможность движения бытия. Считается создателем диалектики как искусства постижения истины посредством спора.
Философско-правовые взгляды Демокрита Всё сущее состоит из атомов и пустоты Всё происходящее естественно необходимо Соединение различных атомов образуют многообразие природы Живое происходит из неживого Ничто не происходит из ничего Душа как и все сложные образования существует временно
В основе познания - ощущения Чувственно воспринимаемое осязаемо Ощущения дают тёмное знание Разумное познание дано в чувственном восприятии Цель познания – достижение истины Демокрит отстаивал власть рабовладельческой демократии Движущейся силой истории являются материальные потребности Источник социальных противоречий в дурном характере людей Счастье человека в хорошем расположении духа
3. Классический период древнегреческой философии.
Софизм (от греч. sophisma—знаток, мастер, мудрец, хитрая уловка • Главный вопрос: соотношение мира и знания. • С помощью хитросплетений речи можно легко доказать, что «черное» - это «белое» и наоборот. • Нет объективной истины, она зависит от времени, условий и самого человека, т. е. субъективна, а следовательно, мир непознаваем. • Выдвинули утверждение об относительности нравственных норм – что кому выгодно, то и хорошо (часто такая позиция перерастала в аморализм).
Философско-правовые воззрения Сократа(469 – 399 гг. до н. э. ) - Этический антропологизм, нравственная сущность человека. Философия человека и его деяний. Познай самого себя; - Человек как основная мировоззренческая категория. Только исходя из человека можно уяснить сущность природы, общества и мышления; - Диалог – основной метод нахождения истины. Искание истины выше побуждений; - Принцип «майевтики» . Я знаю, что ничего не знаю. Невежество считать будто знаешь то, чего не знаешь.
- Понятие – это образ, замещающий рассматриваемую реальность. От частного к общему, чтобы превратить понятие в инструмент открытия истины; - Человек – общественное и нравственное существо. Человек, знающий что такое добро, не станет поступать дурно; - Власть в государстве должна принадлежать «лучшим» - нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам. Афинская демократия достойна суровой критики; - Избежать смерти не трудно, труднее избежать нравственной порчи. Не затыкать рта другим, а стараться быть как можно лучше.
4. Философия Платона.
Философско-правовые взгляды Платона (427 – 347 до н. э. ) - Мир идей - Бессмертная душа - Учение о государстве
Неизменный мир идей, мир «истинного бытия» как господство общего, существующего вне единичного и над единичным. Изменчивый мир вещей Идея есть активное, формообразующее начало. Материя существует как страдательное начало Идея + материя = мировая душа, Демиург, как высшая идея Душа человека есть отраженный свет мировой души
Источник познания – воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело Душа включает: Разум Волю и страсть Чувства и вожделения Чувственное познание ориентировано на мнение. Интеллектуальное познание – на знание как припоминание с помощью интуиции
Государство подобно человеку, а человек – государству. Нравственно совершенным человек может быть только в совершенном государстве Государственное устройство основано на социальном неравенстве. Социальное неравенство ведёт к противостоянию и ослаблению общества. Демократия исключает персональную ответственность Демократическое государство вырождается в тираническое, где чрезмерная свобода трансформируется в чрезмерное рабство Выделил 4 типа несправедливого государства: тимократию, олигархию, демократию и тиранию.
5. Философия Аристотеля.
Философско-правовые взгляды Аристотеля (384 -322 до н. э. ) - Единство «материи» и «формы» ; - Учение о познании; - Учение об обществе и видах государства
Всякая вещь есть единство «материи» и «формы» Высшая «форма» - Бог, «перводвигатель» мира Учение о «форме» - объективный идеализм Жизнь предполагает свою материю и форму: материей является тело, формой душа Есть три души: - Растительная - Животная (чувственная, ощущающая) - Разумная (человеческая)
Учение о познании: - Диалектическое познание как область «мнения» - Аподиктическое познание как область достоверного знания Диалектика движется в области несовместимых противоположностей - Знание должно быть приобретено из опыта; - Убеждение должно быть доказано умозаключением;
Учение об обществе и видах государственной власти: - Деление общества на рабов и рабовладельцев соответствует законам природы; - Хорошие формы правления: монархия, аристократия и «полития» (смешение олигархии демократии); - Дурные формы правления: тирания, олигархия и демократия; - Человек – социальное животное, обнаруживающее своё качество лишь в государстве.
6. Философия эллинистической эпохи.
Эпикуреизм. • • (основатель школы – Эпикур (312 -270 до н. э. ) Развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую жизнь. Главная задача философии –практическая помощь человеку в преодолении страха перед смертью. Цель Эпикура –помочь разобраться человеку в том, как следует жить. Для счастливой жизни человеку нужны три составляющие: отсутствие телесного страдания, невозмутимость души, дружба (как альтернатива политическим отношениям).
Скептицизм. (основан Пирроном (360 -270 до н. э. ) • Идеалом для скептиков были: покой, невозмутимость, безмятежность, предельный случай которых – смерть. • Главный противник человека – его тяга к знанию. • Познание – разрушительная сила. • В русле скептицизма разрабатывались идеи вероятностного характера наших знаний, анализировался ряд логических процедур.
Стоицизм. • • • (возник в конце IVв. до н. э. и просуществовал до III в. н. э. ) Человек должен во всем следовать природе – отрешиться от волнений, хаоса жизни и т. д. Идеальное состояние мудреца –апатия (от греч. — отсутствие страданий, бесстрастие). Если мудрец не может упорядочить жизненный хаос, он должен добровольно уйти из жизни. Все, что совершает человек, он должен делать осознанно и по собственной воле. Никакая внешняя сила не может лишить человека права свободного принятия решения.
Литература: 1. Асмус В. Ф. Античная философия. -М, ; Выс. школа, 2001. 2. Введение в философию. В 2 -х частях. М. , 1989. 3. Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье. История философии. М. , 2000. 4. История философии. Ростов-на-Дону, 1999. 5. История философии. Мн. , Новое знание, 2001. 6. Новая философская энциклопедия. В 4 -х т. -М. , Мысль, 2001. 7. Спиркин А. Г. Философия. М. , 2001. 8. Философский словарь студента. -Мн. , 2003