2_Istorich_tipy_klass_filosofii.ppt
- Количество слайдов: 30
Тема: Исторические типы классической философии. 1. Генезис и развитие философии. 2. Философия Древней Индии. 3. Философские учения Древнего Китая.
1. Генезис и развитие философии.
Истоки философии Мифология (от греч. mythos—предание, сказание и logos—понятие, учение). Миф –ранняя форма духовной культуры человека –объединял в себе зачатки знания, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства. Религия (от лат. religio—святыня, предмет культа). Религия – вера в осуществление той или иной разновидности сверхъестественных сил или в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.
Социальные истоки философии связаны: - С образованием первых цивилизаций; - С появлением классов, государства; - С развитием земледелия, ремесла, торговли; - С накоплением различных знаний. Новые знания приходили в противоречие с мифологическирелигиозным мировоззрением
Поступательное движение теоретического мышления развивается от неразвитого, не всегда существенного знания к развитому, существенному
Философия возникает в VI-V веке до н. э. в Древней Греции. Классическими произведениями философского знания стали труды Платона (427 -347 гг. до н. э. ) и Аристотеля (384 -322 гг. до н. э. ). Именно в этих трудах были поставлены и обстоятельно рассмотрены проблемы, получившие с тех пор название философских.
2. Философия Древней Индии.
Все философские школы Индии разделились на: • Ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед), это Веданта, Упанишады, Миманса, Санкхья, Ньяя, Йога, Вайшешика. • И неортодоксальные (т. е. не признающие авторитет Вед), это Джайнизм, Буддизм, Чарвака.
Философия ведического периода: ВЕДЫ (буквально «ведение» , «знание» ) состоят из 4 -х сборников гимнов, магических заклинаний, песнопений, молитв и т. п. : Ригведы; Самаведы; Яджурведы; Атхарваведы. Толкователями и знатоками Вед считались жрецы высшей касты –брахманы.
Философия Упанишад: Первоначально Упанишады означали сидение вокруг учителя, затем – тайное учение. - Развивается тематика Вед; - развивается идея единства всего сущего; - космологическая тематика; - поиск причинно-следственных связей явлений; - познание и самопознание. Жизнь рассматривается как процесс смены различных жизней.
Философия эпического периода: (этот период начинается в V 1 В. ДО Н. Э. ) • Усиливается критика ведического брахманизма (от санскр. brahman – молитва); • Внутри самой философии ПОЯВЛЯЮТСЯ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ И ВРАЖДУЮЩИЕ МЕЖДУ СОБОЙ ШКОЛЫ И СИСТЕМЫ.
Чарвака: • ОТРИЦАЕТ КОНЦЕПЦИЮ БРАХМАНА; • ОСНОВОЙ ВСЕГО СУЩЕГО ВЫСТУПАЕТ МАТЕРИЯ В ВИДЕ 4 -Х ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ: ЗЕМЛИ, ВОДЫ, ОГНЯ И ВОЗДУХА; • ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ ЭТИХ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ; • МАТЕРИЯ МОЖЕТ МЫСЛИТЬ, СМЕРТЬ – КОНЕЦ ВСЕМУ; • ОСНОВА ПОЗНАНИЯ – ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА; • РЕЛИГИЯ – ЭТО ГЛУПОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ; • В ОСНОВЕ ЭТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЧАРВАКА ЛЕЖИТ НАСЛАЖДЕНИЕ –ГЕДОНИЗМ
Джайнизм: В центре этого направления — бытие личности. Сущность личности – двуедина: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между ними– карма. Душа постоянно перерождается. Джайнизм разработал правила и нормы поведения человека. Этическое воспитание –основное. Карма решает все, но правильная жизнь может изменить воздействие прошлого. Правильная жизнь связывается с аскетическим поведением.
Буддизм(основатель—принц • • Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будды): жизнь человека от рождения до смерти неразрывно связана со страданиями; существует причина страдания, которой является жажда бытия, ведущая через радости и страсти к перерождению; существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т. е. устранение этой жажды бытия; существует путь, ведущий к освобождению от страданий, отвергающий как чувственные наслаждения , а также аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей.
Веданта (завершение Вед): • признает Брахмана как абсолютную духовную сущность мира; • только через познание или любовь к Богу можно достичь спасения; • основной путь к достижению истинного знания – соблюдение нравственных норм и медитация (т. е. размышление над проблемами Вед). Здесь важна помощь учителя.
Миманса: (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях) Система миманса касается объяснения ритуала Вед. Учение Вед здесь тесно связано с драхмой – идеей долга, исполнение которого предполагает жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.
Санкхья В основе этого направления лежит независимый опыт и размышления. Первопричиной мира является материя, природа (пракрита). Одновременно признается существование абсолютной души (пуруши). При соединении пракрита и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные (воздух, вода, земля), так и духовные (интеллект, сознание и т. д. ).
Йога: (философия этой школы направлена на практическое освобождение от страданий) Основное место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, ступенями которой являются: самонаблюдение (яма), овладение дыханием при разных позах тела (асана), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара), концентрация мысли (дхарана) медитация (дхьяна), состояние отторжения (самадхи).
Вайшешика: • все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы – шаровидные атомы (ану); • атомы вечны, никем не созданы и многокачественны и из них возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы; • движущей силой развития мира является Бог.
Ньяя: (учение о формах мышления) В этой системе главное исследование проблем при помощи логики. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. Условия и методы истинного познания могут быть определены с помощью логики и ее законов.
3. Философские системы Древнего Китая.
Истоки философии Китая: 1. Мифологическое мышление, где выделяется принцип, управляющий миропорядком. 2. Памятники китайской письменности в знаменитой «Книге перемен» ( «И цзин» ), комментарии к которой и положили начало философии Китая.
В «Книге перемен» : • нашли отражение древние мифы Китая о двух началах (духах) – Инь и Ян, которые приобретают понятийную форму трех мировых сил: Небо –Земля – Человек; • Ян – это мужское, светлое и активное начало. Оно управляется небом; • Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляется землей; • чередование Ян и Инь называется путем (дао), который проходят все вещи.
Основные философские школы : 1. Конфуцианство (школа служилых людей); 2. Даосизм (центральная категория – дао); 3. Моизм (последователи Мо-цзы); 4. Легизм (школа законников).
Конфуцианство. Основатель – Конфуций (551 -479 до н. э. ) – Самый знаменитый педагог Китая. Главный Его труд –книга «Лунь юй» ( «Беседы и суждения» ). В центре его учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение.
• Благородный муж живет в согласии со всеми. Низкий человек ищет себе подобных. • Благородный муж беспристрастен и не терпит групповщины. Низкий человек любит сталкивать людей и сколачивать клики. • Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается. • Благородный муж с достоинством ожидает велений Небес. Низкий—надеется на удачу. • Благородный муж в душе безмятежен. Низкий – всегда озабочен. • То, что ищет благородный муж, находится в нем самом. То, что ищет низкий человек, находится в других.
Даосизм (от кит. Дао цзя—школа дао) Даосизм возник во второй половине 1 тыс. до н. э. Основатель – Лао-цзы (VI-V вв. до н. э. ) В центре учения даосизма находится категория Дао (буквально – путь, дорога). Дао имеет два значения: 1)Как первичное творческое начало мира и как причина его возникновения; 2)Как единый мировой закон, гарантирующий существование мира и поддержание его в данном состоянии.
Моизм (школа моистов) Основатель Мо-цзы (около 479 -391 гг. до н. э. ) Эта школа была подобна строго построенной военизированной организации, где все подчинено приказам главы. Трактат «Мо-цзы» ( «Трактат учителя Мо» отражает основные положения философии моизма: почитание мудрости, почитание единства, всеобщая любовь, об экономии и расходах, отрицание музыки и веселья, отрицание воли Неба.
Легизм (в VI-II вв. до н. э. от лат. lex—закон) Это учение шкоды законников, в котором раскрывается этико-политическая концепция об управлении человеком, обществом государством. Они утверждают приоритет закона перед моралью. Основные положения легизма: -политика несовместима с моралью; -правитель должен воздействовать на массы при помощи поощрения и наказания; -развитие государства может быть только через развитие земледелия, укрепления армии и вместе с тем одурачивания народа (теория деспотического государства).
Литература: 1. Асмус В. Ф. Античная философия. -М, ; Выс. школа, 2001. 2. Введение в философию. В 2 -х частях. М. , 1989. 3. Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье. История философии. М. , 2000. 4. История философии. Ростов-на-Дону, 1999. 5. История философии. Мн. , Новое знание, 2001. 6. Новая философская энциклопедия. В 4 -х т. -М. , Мысль, 2001. 7. Спиркин А. Г. Философия. М. , 2001. 8. Философский словарь студента. -Мн. , 2003