Tema_Islam_pravovoe_izmerenie.ppt
- Количество слайдов: 50
Тема: Ислам: правовое измерение
Ислам (араб. — ﺍﻹﺳﻼﻡ ) монотеистическая авраамическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу» , «покорность» , «подчинение» . Ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия и предание сотоварищей Аллаху.
Исламский мир В мире на данный момент насчитывается, по разным оценкам, от около 1, 2 до 1, 57 млрд. мусульман (то есть 22, 74 % населения Земли). Исламские уммы охватывают более 120 стран, в основном в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке, в 35 странах из которых они составляют большинство населения, а в 28 – являются государственной религией.
Философское измерение исламского права Обосновывая неприемлемость отхода от ислама, указывает, что из верующих образуется исламское общество, укрепляемое сводом религиозных законов и учений, охватывающих все происходящее в обществе. «Работа веры в этих учениях подобна функции души в теле. Ее элементы создают фундамент, на котором основывается исламский мир со всеми общественными системами, установленными традициями и образцами поведения» . Мухаммад ал-Газали ученыйбогослов
Ислам в целом, и исламское право, в частности, нередко воспринимается как «обращенное в прошлое» , «учение, оправдывающее слепой фанатизм, нетерпимость и ограниченность» .
Модернизация исламского права Исламско-правовая доктрина по -прежнему стремится к приведению положений классического исламского права в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Например, в постановлениях и рекомендациях Совета Исламской академии правоведения (фикха) содержатся положения, способствующие адаптации норм классического исламского права к сложным проблемам современного общества.
Исламская философия «Исламская философия постоянно должна быть нацелена на преобразование действительности в сторону ее гуманизации и всестороннего улучшения. Для этого она должна быть проникнута жизнеутверждающим духом, быть нравственным стержнем человеческой натуры и олицетворять собой убедительную победу человеческого разума над интеллектуальным бессилием и ограниченностью, пессимизмом и суевериями» . Абдуллахи Ахмед Ан-Наим
Исламский характер правовой системы, порожденной исламской цивилизацией, проявляется, прежде всего, в том, что ее ядро образовали религиозные нормы, которые составляют ее идейную основу и обеспечивают единство ее регулирующего воздействия на общественные отношения.
Значение Корана Для большинства западных исследователей характерно рассмотрение Корана как исключительно религиозного документа, в котором нет ничего ни философского, ни правового. Подобные утверждения представляются неверными, так как Коран для мусульман — это не просто и не только религиозный документ.
Значение Корана «Коран формирует идеологию и психологию, образ жизни и мышления, как для каждого верующего, так и для всей исламской общины. Он охватывает и регулирует все стороны человеческой жизни — от концепции и практики государственной жизни, до мельчайших подробностей быта» . Аль-Мансури
Исламская цивилизация «Общее воздействие ислама на многие элементы культуры — язык, искусство, литературу, этику, политику, социальную структуру, право и т. д. — настолько значительно, что невозможно отрицать наличие особой цивилизации, в которой ислам – не просто один из элементов, а определяющий фактор» . Р. Бруншвиг
Шариат и фикх В исследованиях, посвященных исламу, достаточно часто встречается синонимичное употребление понятий «шариат» и «фикх» . Для правоведов, исследующих исламское право, необходимо провести четкую грань между данными терминами. Без такого разграничения трудно будет раскрыть сущность и природу такого сложного феномена, как исламское право.
Шариат В буквальном смысле, шариат — это «прямой, правильный путь» , характеризующийся как комплекс закрепленных, прежде всего, Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
Шариат — это сложное многогранное явление, содержащее не только вопросы теологии, не только свод правил поведения, описывающих способы поклонения Аллаху, но и вопросы нравственности. Шариат является мерилом, определяющим, что правильно, а что неправильно, что дозволено, а что нет.
Фикх как учение разделяется на две части: фуру аль-Фикх ( – ﻓﺮﻭﻉ ﺍﻟﻔﻘﻪ разветвления фикха (практическое право) и Усуль аль-Фикх ( – ﺍﺻﻮﻝ ﺍﻟﻔﻘﻪ основы, корни фикха (теоретическое право). Когда речь заходит о фикхе, обычно подразумеваются его разветвления (фуру).
Фикх – «практическое правоведение» Фикх занимается формулировкой конкретных правовых норм. Иначе это можно назвать «практическим правоведением» .
Усуль аль-Фикх Это слово является множественным числом от асл ( )ﺍﺻﻞ и соответствует таким смысловым значениям, как основа, корень, суть, субстрат. Термин Усуль используется в значениях раджих (предпочтительный - ( , )ﺭﺍﺟﺢ каида (правило – ( , )ﻗﺎﻋﺪﺓ мустасхаб (привлеченный – ( )ﻣﺴﺘﺼﺤﺐ и далиль (довод, признак, доказательство – (. )ﺩﻟﻴﻞ
Усул ал-фикх – «теоретическое правоведение» Усул ал-фикх занимается вопросами, связанными с теорией права и методологическими принципами, которыми следует руководствоваться при формулировке правовых норм. Эту дисциплину можно назвать «теоретическим правоведением» .
Фикх Слово фикх означает «знаниечего-либо» , «понимание» . В Коране слово фикх приобретает значение познания явления, исходя из его сути и доказательной основы. Терминологически ханафиты дали определение фикха как «практическое понимание» шариатских решений, вынесенных за или против, исходя из действий человека.
Фикх обозначает «глубокое понимание, знание» и определяется как «исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле). «Фикх является теоретическим обоснованием и осмыслением шариата — правильного пути жизни мусульманина» . Энциклопедический словарь по исламу
Фикх «Фикх создан людьми, а шариат самим Аллахом. Особенности шариата показывают его превосходство над фикхом: шариат создан Аллахом, который знает природу своих подопечных, шариат ниспослан в виде всеобщих принципов, принципы шариата универсальны и всеобъемлющи, социальные принципы шариата носят прогрессивный характер» . Саид Кутб (1906 — 1966 гг) египетский писатель и философ, идеолог ассоциации «Братья-мусульмане» .
Структура Фикха 1) ибадат — правила религиозного культа; 2) муамалат — нормы, взаимоотношения людей. регулирующие
Фикх и шариат Фикх является частью шариата, который создан Аллахом, но интерпретируется людьми. Основные положения установлены Аллахом, а их конкретное воплощение зависит от воли людей. Во втором случае имеет место интерпретация мусульманами фикха.
Шариат и фикх Различия между шариатом и фикхом отчетливо проявляются при рассмотрении их структуры. Если структура шариата состоит из трех составляющих — ильм (знания), амал (практики), ихлас (искренности), то структура фикха состоит из амал и ильм.
По степени абстрактности и конкретности правовых норм формулирует следующие различия между шариатом и фикхом: 1) шариат — это единая совокупность предписаний, содержащихся в Коране и в сунне, а фикх — это совокупность норм, выведенных на основе шариата применительно к конкретным ситуациям, непосредственнаятрактовка которых в шариате отсутствует; Абу Амина Билял Филипс исламский учёныйпроповедник и писатель
2) шариат является раз и навсегда установленным и неизменным, а фикх изменяется сообразно обстоятельствам, к которым он применяется; 3) предписания шариата большей частью имеют общий характер: они закладывают основополагающие принципы. Нормы же фикха имеют конкретную направленность: они показывают, как применяются основополагающие принципы шариата в конкретных обстоятельствах» . Абу Амина Билял Филипс
Шариат и фикх «. . . шариатские принципы сформулированы скорее как моральные обязательства, выполнение или невыполнение которых влечет за собой религиозные санкции, а не как юридические права и обязанности, регулируемые специфическими земными средствами. Все сферы человеческой деятельности были при этом разделены на категории халал или мубах (допустимое или разрешенное) и харам (недопустимое или запрещенное)» . Абдуллахи Ахмед Ан-Наим
Шариат и исламское право С исламской точки зрения шариат и исламское право в какой-то мере совпадают: сюда входят нормы, относящиеся ко всем сторонам жизни мусульманина; шариат включает в себя наряду с религиозными, духовно-нравственными и др. нормами, также правовые нормы, а исламское право – наряду с правовыми, также религиозно-ритуальные, духовно-нравственные и др. нормы.
Шариат и исламское право С точки зрения светскости, соотношение шариата и исламского права выглядит по-иному, а именно основывается на различении собственно правовых норм, с одной стороны, и религиозных, этических и других норм – с другой.
Фикх и исламская этика Всё, характеризующее духовную сторону поведения мусульман, называется тасаввуфом (исламской этикой), т. е. духовная составляющая исламского права относится к сфере исламской этики. Исламская этика — это оценка послушания и искренности мусульманина, в то время как фикх детально регулирует внешнюю сторону исполнения предписаний.
Исламское право как персональное право исламской общины Персональный характер исламского права заключается в том, что мусульманин, независимо от места своего проживания, должен соблюдать нормы исламского права и сохранять верность исламу. Исламское право, возникнув первоначально как система норм, регулирующих взаимоотношения внутри исламской уммы, по мере расширения границ халифата и утверждения ислама распространяет свое действие на новые территории, становясь крупной правовой системой.
Исламское право – явление средневековой цивилизации Исламское право является составляющей исламской цивилизации, которая продолжает существовать не только на огромной территории, но и в рамках общин мусульман, находящихся за пределами «исламского мира» . Это означает, что даже после падения Арабского халифата исламское право не потеряло своего значения.
Религиозный фактор «Религиозный фактор является общим и центральным элементом в жизни мусульманских народов, в том числе и правовой. В отличие от других важнейших мировых религий, ислам со времен его основателя отождествлялся с государством, и уверенность в единстве государства и религии накрепко вошла в память и сознание верующих мусульман из их священного Писания, истории и опыта» . Бернард Льюис — британский и американский историк, востоковед
Сочетание религиозного и юридического начал Как правовое явление, исламское право сформировалось в результате исламизации правовой практики, придания религиозной формы рациональной систематизации юридических принципов, норм и индивидуальных решений. Переплетение иррационального и рационального моментов во многом предопределяет и идейную основу исламского права, пронизывающую его ценности.
Сверхисторический характер исламского права предопределяет восприятие форм права, прежде всего, в пространстве, а не во времени. Исламская концепция права исходит из того, что основой исламского права является Коран. Его эволюция и модернизация возможны в тех пределах, которые предопределены Кораном.
Синкретический, нерасчлененный характер норм исламского права Как и многие традиционные правовые системы, исламское право возводит правила сугубо личной жизни на уровень правовых норм. Понятие правонарушения в этих условиях отождествляется с нарушением веры, за что взыскивает государство, выступающее в данном случае как община верующих. Кроме «земных» наказаний нарушение норм права по представлениям исламских законоведов карается также «потусторонними» санкциями.
Межнациональное религиозное единство «Одним из выдающихся достоинств ислама, и как его составляющей — исламского права, является преодоление исламом расового сознания. Межнациональное религиозное единство в условиях существования множества независимых исламских государств рассматривается многими исламскими народами как надежда на сохранение их устойчивости и самобытности» . А. Дж. Тойнби (1889 - 1975 гг. ) британский историк, философ истории, культуролог и социолог
Ислам – объединяющий национальные силы «Ислам служит надежной связью, объединяющей национальные силы отдельных народов в одно могущественное целое. Если житель племени в Восточной Африке принимает ислам, то племенем своим он считает уже ислам. Араб братается с обращенным негром, а в религиозном центре Мекки сходятся все нити этого крупного узла. В противовес Европе магометане всего мира чувствуют себя объединенными. Предисловие к Маджалле
Универсальность сферы регулирования исламского права Оно выступает в качестве всеохватывающего инструмента нормативного регулирования всех без исключения сторон общественной жизни и личного
Тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями «Многочисленные исламские общества, в которых признают в качестве одного из символов веры совершенство и авторитет исламского права, могли существовать веками и продолжают существовать, главным образом руководствуясь обычаем… Само собою разумеется, что некоторые обычаи могут быть незаконными с точки зрения исламского права, но многие обычаи могут существовать, не вызывая упреков» . Р. Давид (1906— 1990 гг. ) французский ученый
Исламское право сегодня Использование исламского права сегодня уже не ограничивается лишь исламскими странами, где оно является в большей или меньшей степени составной частью правовых систем, но и выходит за пределы исламского мира в результате появления мусульманской среды в странах Европы и других частей мира.
«Фикх мусульманских меньшинств» Проблемы, с которыми встречаются мусульмане в этих странах, явились основанием для разработки в 1990 -х гг. отдельного направления фикха, учитывающего специфику условия жизни мусульманских меньшинств в немусульманском государстве и получившего название «фикх мусульманских меньшинств» . Это направление фикха было основано двумя видными учеными – шейхом Таха Джабиром аль-Альвани из Вирджинии, и шейхом Юсуфом аль-Карадави из Катара.
Исламское возрождение Возрастание роли исламского права, вызываемое исламским возрождением, процессы преобразования и демократизации мусульманских обществ, а также прямые контакты исламской и западной культур приводят к сложному, порой напряженному, взаимодействию исламских традиций права с современными реалиями как самих мусульманских государств.
Исламское право в светских обществах Использование исламского права в светских обществах стало одной из часто обсуждаемых проблем в современных политических дебатах и научных исламских дискурсах. Причем, в этих дискурсах акцент делается в основном на характеристике исламского права как нормативной системы.
Светский характер права С точки зрения секуляризма, право, как и государство, носит светский характер, значит, религиозно-правовые нормы по определению не могут быть составной частью светской правовой системы. В противном случае для обозначения явления, полученного от комбинации светского и религиозного права, мы были бы вынуждены употреблять довольно противоречивое, «неуклюжее» понятие «светское религиозное право» .
Использование исламского права в светских (особенно немусульманских) государствах Все попытки использования исламского права в светских (особенно немусульманских) государствах сопряжены со многими проблемами. В частности, применение исламского права в светских государствах, где мусульмане проживают в качестве меньшинств, приведет к созданию параллельного правового пространства в рамках правовых систем этих государств. Непростой задачей станет также устранение конфликта между стремлением мусульман следовать исламскому праву и одновременно соблюдать законы страны проживания. В условиях конкурирующих правовых систем не исключается правовое отчуждение мусульман.
Исламское право как позитивное право В современных исламских дискурсах акцент делается в основном на характеристике исламского права как нормативной системы. В то же время высказано мнение против использования исламского права как позитивного в условиях светского общества. Правда, тут же отмечается, что секуляризм не означает полного исключения ислама из общественной жизни.
Позитивное исламское право Безусловно, нормативная сторона является важнейшей частью, своего рода стержнем исламского права. Между тем, в любой правовой системе, кроме нормативного, имеются и другие элементы (правосознание, правовая культура и т. д. ). В частности, не менее важными, чем нормативный элемент, являются фундаментальные ценности исламского права, огромный созидательный потенциал которых почему-то остается еще достаточно невостребованным.
Ислам в постсоветских странах Если проблемы, касающиеся применения исламского права в этих странах не так срочно нуждаются в решении, как в некоторых западных странах, то увеличение присутствия ислама в общественной жизни и наличие серьезных недостатков в их правовых системах предвещают, что в ближайшее время невозможно будет избежать вызовов обозначенной проблемы и в этих странах.
Позитивное исламское право Светские общества (даже с мусульманским большинством) могут жить без исламского права как нормативной системы, но это не означает что в этих обществах использование исламского права как нормативной системы невозможно; если применение исламского права как позитивного права в правовых системах светских государств не имеет будущего, то этого нельзя сказать в отношении фундаментальных ценностей исламского права; при использовании исламского права в светских обществах первостепенное значение имеют ненормативные элементы исламского права, нежели нормативные.
Tema_Islam_pravovoe_izmerenie.ppt