Скачать презентацию ТЕМА ИРРАЦИОНАЛИЗМ ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ ПЛАН 1 ШОПЕНГАУЭР Скачать презентацию ТЕМА ИРРАЦИОНАЛИЗМ ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ ПЛАН 1 ШОПЕНГАУЭР

6 ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ.pptx

  • Количество слайдов: 18

ТЕМА. ИРРАЦИОНАЛИЗМ. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ ПЛАН 1. ШОПЕНГАУЭР – ОСВОНОВОЛОЖНИК ИРРАЦИОНАЛИЗМА. 2. НИЦШЕ – ОСНОВАТЕЛЬ ТЕМА. ИРРАЦИОНАЛИЗМ. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ ПЛАН 1. ШОПЕНГАУЭР – ОСВОНОВОЛОЖНИК ИРРАЦИОНАЛИЗМА. 2. НИЦШЕ – ОСНОВАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ 3. АНРИ БЕРГСОН.

1. АРТУР ШОПЕНГАУЭР И ИРРАЦИОНАЛИЗМ НАПРАВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ, НАСТАИВАЮЩЕЕ НА ОГРАНИЧЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА В 1. АРТУР ШОПЕНГАУЭР И ИРРАЦИОНАЛИЗМ НАПРАВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ, НАСТАИВАЮЩЕЕ НА ОГРАНИЧЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА В ПОСТИЖЕНИИ МИРА. ОН ПРЕДПОЛАГАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ МИРОПОНИМАНИЯ, НЕДОСТУПНОГО РАЗУМУ, И ДОСТИЖИМОГО ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ФЕНОМЕНЫ КАК: ИНТУИЦИЯ, ЧУВСТВО, ИНСТИНКТ, ОТКРОВЕНИЯ , ВЕРА.

ШОПЕНГАУЭР ПОДВЕРГ КРИТИКЕ ПРЕДЫДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ. ОСНОВНОЕ СВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАЗВАЛ «МИР КАК ВОЛЯ И ШОПЕНГАУЭР ПОДВЕРГ КРИТИКЕ ПРЕДЫДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ. ОСНОВНОЕ СВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАЗВАЛ «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ» (1818) «МОЙ ТРУД ЯВЛЯЕТСЯ НОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМОЙ…ТЕСНЫМ ОБРАЗОМ СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ МЫСЛЕЙ, НИКОГДА ПРЕЖДЕ НЕ ПРИХОДИВШИХ НИ В ОДНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ГОЛОВУ. » (1788 1860)

ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ: 1. В ОСНОВЕ МИРА ЛЕЖИТ НЕ РАЗУМ, А ВОЛЯ, КОТОРАЯ НЕ ИМЕЕТ ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ: 1. В ОСНОВЕ МИРА ЛЕЖИТ НЕ РАЗУМ, А ВОЛЯ, КОТОРАЯ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОЙ РАЗУМНОЙ ЦЕЛИ. ЭТО ЗЛОЕ, САМОРАЗРУ ШИТЕЛЬНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ, ГОЛАЯ И ГО ЛОДНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ. 2. История — это череда кровавых и абсолютно бессмысленных деяний. 3. Отчаянная, бессмысленная борьба — повсюду в природе и истории. 4. Мир одержим Волей и несется неизвестно куда, он непредска зуем.

5. Интуиция — это первый и важ нейший вид знания. 6. В деятель ность 5. Интуиция — это первый и важ нейший вид знания. 6. В деятель ность человеческого сознания, ввел бессознательно ирра циональные оменты. м 7. Интеллект функционирует не по своему рациональному плану, а указаниям воли 8. Воля признается единой энергийной основой объектив ного мира:

9. Реальна только одна кос мически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий 9. Реальна только одна кос мически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной 10. Мир, нелеп, воля вынуждена пожирать самое себя, так как, кроме нее, ничего нет 11. Воля – это абсолютное начало, корень всего сущего. 12. Страдание, присуще жизни неотвратимо. 13. Препятствовать страданию может – аскетизм, предполагающий отсутствие желаний

2. ФРИДРИХ НИЦШЕ – ОСНОВАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ (1844 1900) 2. ФРИДРИХ НИЦШЕ – ОСНОВАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ (1844 1900)

ВОЗЗРЕНИЯ НИЦШЕ : ЖИЗНЬ НЕЛЬЗЯ ПОНЯТЬ РАЗУМОМ, ЕЕ МОЖНО ЛИШЬ ПЕРЕЖИВАТЬ НАИБОЛЕЕ ЯРКО ОНА ВОЗЗРЕНИЯ НИЦШЕ : ЖИЗНЬ НЕЛЬЗЯ ПОНЯТЬ РАЗУМОМ, ЕЕ МОЖНО ЛИШЬ ПЕРЕЖИВАТЬ НАИБОЛЕЕ ЯРКО ОНА ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАСТЯХ, ЖЕЛАНИЯХ, ЭКСТАЗЕ, «ВОЛЕ К ВЛАСТИ» , ИНСТИНКТЕ САМОСОХРАНЕНИЯ, ТВОРЧЕСТВЕ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ СВОБОДНОЙ ЖИЗНИ, ПРЕДПОЧИТАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, СТАДНОСТЬ, ПОДЧИНЕНИЕ ЛИДЕРАМ И ЛИЦЕМЕРНУЮ МОРАЛЬ. НЕОБХОДИМО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЛОЖНЫХ НОРМ И РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЮ «ВОЛЮ К ВЛАСТИ» , Т. Е. НАЧАТЬ ЖИТЬ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ. В ЭТОМ – ПУТЬ К ЧЕЛОВЕКУ БУДУЩЕГО – «СВЕРХЧЕЛОВЕКУ» .

В основе мира активная жизненная сила это воля. Она не разумна, не рациональна, представляет В основе мира активная жизненная сила это воля. Она не разумна, не рациональна, представляет собой слепую, стихийную активность. Страсть, необузданность, отвага, мужество, сила занимают в этом мире достойное место, рассматриваются как изначальные свойства жизни. Все, что их сдерживает и подавляет, есть признак слабости и болезни. Мораль, религия, разум антиценности. Глубинная жизненная сила стремление к господству, воля к власти Воля к власти, к господству основа жизни. Она определяет мир наших желаний и страстей, наших инстинктов. Теперь не разум правит миром. Миром никто не правит. Он есть воля, темная слепая сила.

ИДЕЯ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА» Сверхчеловек – новый, более высокий биологический вид, превосходящий Homo sapiens. Он должен ИДЕЯ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА» Сверхчеловек – новый, более высокий биологический вид, превосходящий Homo sapiens. Он должен быть создан путем усовершенствования, строгого отбора и сознательного воспитания новой породы людей. Сверхчеловек должен соединить в себе качества: сильную волю, страсть, гордость, жизнерадост ность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание и, в то же время, творчество, созидание нового, умение раздавать и дарить, жертвовать собой. Это соединение в одном лице мудреца философа и завоевателя аристократа, Сократа и Александра Великого.

Идеал сверхчеловека противопоставляется современному человеку, массовому индивиду. Он считал, что необходимо развенчать все прежние Идеал сверхчеловека противопоставляется современному человеку, массовому индивиду. Он считал, что необходимо развенчать все прежние ценности, поскольку они противоречат самой жизни.

АНРИ БЕРГССОН Представите ль интуитивизма и философии жизни. (1859— 1941) АНРИ БЕРГССОН Представите ль интуитивизма и философии жизни. (1859— 1941)

Наиболее важно его учение об: интенсивности ощущений; о времени; о свободе воли; о памяти Наиболее важно его учение об: интенсивности ощущений; о времени; о свободе воли; о памяти в ее соотношении со временем; о творческой эволюции; роли интуиции в постижении сущего. Значимо в его концепции стремление построить картину мира, которая по новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека в их единстве.

А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, Материя, отождествляемая с прерыв А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, Материя, отождествляемая с прерыв ностью, пространством и миром «твердых тел» , оказывает сопротив ление жизни и становлению. Сущность жизни, по Берг сону, ости п жима лишь с помощью интуиции. Ин туиция онималась как самопос п тижение жизни, т. е. познание ею самой же себя.

Бергсон призывал обратиться к жизни нашего сознания: ведь она дана нам непосредственно в нашем Бергсон призывал обратиться к жизни нашего сознания: ведь она дана нам непосредственно в нашем самосозна нии, а оно пока зывает, что тончайшая ткань психической жизни есть длите ль ность , т. е. непрерывная изменчи вость состояний. Длительность — атрибут времени, трактуемый как «живое» время, обла дающее особой энергией спонтанного порыва.

Берг сон трактовал жизнь как некий «жизненный порыв» , как могучий поток творческого формирования, Берг сон трактовал жизнь как некий «жизненный порыв» , как могучий поток творческого формирования, при этом по мере ослабления напряжения этого порыва жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, ко торую он рассматривал как неодушевленную массу — вещество.

Человек же являет собой творческое существо, и через него про ходит путь «жизненного порыва» Человек же являет собой творческое существо, и через него про ходит путь «жизненного порыва» . Великий дар творчества, по Бергсону органически связан с иррациональной интуицией, а она есть божественный дар и дается лишь избранным.

 «Жизненный порыв, о котором мы говорим, состоит по существу в потребности творчества. Он «Жизненный порыв, о котором мы говорим, состоит по существу в потребности творчества. Он не может творить без ограничения, потому что он сталкивается с материей, то есть с движением, обратным его собственному. Но он завладевает этой материей, которая есть сама необходимость, и стремится ввести в неё возможно большую сумму неопределённости и свободы» . Анри Бергсон, Творческая эволюция, М. , 1998 г.