Антропология 2012 [0] Вводная лекция.pptx
- Количество слайдов: 25
Тема I. Об определениях антропологии.
Этнография/этнология/антропология Лидия Тегако — доктор медицинских наук, заведующая отделом антропологии и экологии Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси; Ежи Кметинский — профессор, преподаватель исторической и культурной антропологии в Лодзинском и Люблинском университетах, директор учебного центра восточных исследований (Лодзь) Тегако, Л. Антропология: учеб. пособие / Л. Тегако, Е. Кметинский. 2 -е изд. , испр. М. : Новое знание, 2008. 400 с.
Как не надо давать определения! (с. 4) Антропология (от греч. anthropos — человек и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека, наследственности и изменчивости, структуре и численности человеческих популяций во времени и пространстве, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Но тут же у авторов возникала необходимость поправить себя! Современная антропология изучает человека с позиций диалектического единства его двойственной природы: ♦ как представителя биологического вида (живой организм); ♦ как представителя определенной социальной среды. В советской науке содержание антропологии раскрывалось рядом наук, среди которых ведущая роль принадлежала археологии и этнографии. Человек — существо биосоциальное, поэтому антропологию отличает от других наук о человеке обращение к связям его биологических особенностей и различных социальных факторов. Используя данные ряда естественных и социальных наук, антропология выступает как интегративная наука. Наиболее тесно связаны с антропологией такие разделы биологических знаний, как генетика, сравнительная морфология, сравнительная физиология, общая биология, общая экология, из гуманитарных наук — археология, этнология, психология, демография и др.
Этнография/этнология/антропология/ История и методология антропологии: Учебное пособие / Ответственный редактор Е. Г. Пономарев. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. 292 с. Из содержания: Философская антропология. Культурная (социальная) антропология. Историческая антропология. Политическая антропология. Педагогическая антропология. Лингвистическая антропология… Васильев М. И. Введение в культурную антропологию. Учебное пособие. Великий Новгород: Изд-во Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 156 с. >>>
Этнография/этнология/антропология/ Утверждение о том, что культурная антропология является новой наукой в России и традиционной дисциплиной в зарубежной науке, верно лишь при самом широком рассмотрении. При более близком приближении оказывается, что термин «культурная антропология» не является общепринятым и за рубежом: он характерен лишь для ряда национальных традиций, и прежде всего США, где он и возник. US. В США культурной антропологией называют часть универсальной науки о человеке и его культуре – антропологии. В последнюю входит, помимо культурной, физическая антропология, которая изучает телесные параметры человека (антропометрию, соматологию, расовую антропологию и др. ), включая эволюцию человека. В краткой трактовке культурную антропологию делят на археологию, лингвистику и этнологию. UK/FR. В Великобритании и Франции дисциплина называлась первоначально «этнологией» , а в XX веке более распространенным стал термин «социальная антропология» (social anthropology), введенный Дж. Фрезером. DE. В немецкоязычных странах традиционно различают Völkerkunde, изучающую заморские культуры, и Volkskunde, ориентированную на европейские страны, на собственные народные культуры. RUS. В России под термином «антропология» традиционно понимали только физическую антропологию. Культурно -антропологические аспекты изучения различных культур и субкультур входили в комплексную дисциплину, которую более ста лет обозначали термином «этнография» . В начале 1990 -х гг. традиционный термин заменили на новый − «этнологию» . Причиной нововведения стала зарубежная номенклатура наук, в которой «этнография» и «этнология» понимаются как родственные, но самостоятельные научные дисциплины. ПУТАНИЦА!
Asinus Buridani inter duo prata ЛЬНО Я А СОЦИ ОФСКА С Я ФИЛО ПОЛОГИлина) О ип АНТР дисц ая офск ос (фил ? СО (КУ ЦИАЛ АН ЛЬТУ ЬНА Я Р (эт ТРО ног ПО НАЯ) раф ЛО ия/ этн ГИЯ ол оги я) Я РНА Я) ТУ УЛЬ АЛЬНА К Я УР ЛЬТ ОЛОГИ лина о (КУ ОП цип НТР ьная дис) А л ре ните культу рав (с КУЛЬ ТУРН АНТ АЯ РОП (ист ОЛО орич еска ГИЯ я со циол огия ? )
Культурная (социальная) антропология!!! ! для последних десятилетий характерно сближение американской «культурной» и английской «социальной» антропологий. Результатом подобного сближения стало появление нового объединяющего названия науки – social and cultural anthropology ( «культурная/социальная антропология» или «социально-культурная антропология» )
Этнография/этнология/антропология/ Елена Николаевна Хрисанфова (19272003) на протяжении многих лет преподаватель, профессор МГУ им. Ломоносова. Вела ряд общих и специальных курсов по антропологии на биологическом факультете МГУ. Направления научной деятельности: антропогенез, физиологическая антропология, возрастная антропология, эндокринологические аспекты эволюции человека. Занималась разработкой проблем антропогенеза, в частности, эволюционной морфологией посткраниального скелета, ранними стадиями антропогенеза, вопросами возникновения современного вида человека. Один из основателей направления физиологической антропологии. Результатом ее исследований явились реконструкции гормонального статуса неандертальцев и эволюции ростовых процессов в ряду предков современного человека. Хрисанфова Е. Н. Антропология: учебник / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. 4 -е изд. М. : Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. 400 с.
Этнография/этнология/антропология/ Широкое толкование антропологии как универсальной науки о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, физической организации, материальной и духовной культуре, психологии, языке и т. д. , восходит к взглядам французских просветителей XVIII в. По существу речь в этом случае должна идти о целой системе наук о человеке, включающей и такие сферы его изучения, которые впоследствии выделились в самостоятельные научные дисциплины. (c. 7) Современная антропология — это наука о человеке как биологическом виде: его происхождении и биологической изменчивости во времени и пространстве. Одновременно человек изучается и как биосоциальный феномен, поскольку проявления его биологической природы во многом опосредованы социальной средой. Сущность антропологического подхода к комплексным междисциплинарным проблемам Homo sapiens выражается в концепции множественности ≪норм≫, вытекающей из высокого уровня внутри- и межпопуляционной изменчивости (полиморфизма) человека как биологического вида.
Этнография/этнология/антропология/ Андрей Александрович Белик - доктор философских наук, специалист в области психологической антропологии, истории культурной антропологии, антропологии религии. Заведующий Сектором религиоведения Института Этнографии и Антропологии РАН. Профессор Центра социальной и культурной антропологии Российского Государственного Гуманитарного Университета. Белик А. А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие. М. : РГГУ, 2009. 613 с.
Этнография/этнология/антропология/ (с. 39) В 1970 -1990 -х годах. . получил распространение интегрированный подход к антропологическому знанию, который выражается в несколько иной классификации дисциплин, объединенных под названием «общая антропология» , или просто «антропология» . В качестве субдисциплин включаются социокультурная (культурная антропология), археологическая, биологическая и лингвистическая антропология. Культурная антропология состоит из этнографии, основанной на полевых исследованиях, и этнологии, базирующейся на кросскультурных сравнениях. Главный предмет исследования культурной антропологии - общее и особенное в различных культурах. Антропология в целом трактуется как изучение человеческого разнообразия. Культура же определяется как исключительно человеческое качество, передающееся путем обучения и состоящее из традиций и обычаев, которые определяют поведение и верования людей.
Этнография/этнология/антропология/ William A. Haviland studied anthropology at the University of Pennsylvania, where he received his Ph. D in 1963. He is now professor emeritus at the University of Vermont, where he founded the Department of Anthropology. Previously he taught at Hunter and then Barnard College in New York City. He has done archaeological work in Belize, Guatemala, South Dakota, and Vermont. He studied the bones of kings and commoners at the ancient Maya city of Tikal and carried out ethnographic and ethnohistorical research in Maine and Vermont. His one hundred or so publications include ten books, among these five textbooks, one on Vermont Indians (co-authored with Marjorie Power) and two monographs on work done at Tikal, Guatemala. Haviland W. A. , Prins H. E. , Walrath D. , Mc. Bride B. Сultural Ahthropology: The Human Challenge. 12 th ed. Wadsworth Publishing, 2005.
Этнография/этнология/антропология/ (p. 3) Anthropology, the study of humankind everywhere, throughout time, produces knowledge about what makes people different from one another and what they all share in common. Anthropologists work within four fields of the discipline. While physical anthropologists focus on humans as biological organisms (tracing evolutionary development and looking at biological variations), cultural anthropologists investigate the contrasting ways groups of humans think, feel, and behave. Archaeologists try to recover information about human cultures—usually from the past—by studying material objects, skeletal remains, and settlements. Meanwhile, linguists study languages — communication systems by which cultures are maintained and passed on to succeeding generations. Practitioners in all four fields are informed by one another’s findings and united by a common anthropological perspective on the human condition.
Тема II. Антропология как наука.
Развитие антропологии (1) • • • a) Причины сравнительно позднего оформления А. как науки: --- ограниченность технологий (ограниченность географического горизонта человечества, малодоступность путешествий и пр. ) --- недостаточность концептуального аппарата (открытие «общечеловеческого» измерения требовало времени).
Антропологический подход(2) • Внимание, термины! • b) Междисциплинарность и холистический принцип антропологического знания (на смену европо-центричной парадигме приходит принцип описания многообразия культур силами их собственных представителей). • • Кросс-культурный метод Эволюционный метод • Универсальная теория человеческого образа жизни не может быть культурноспецифична. *Холистический принцип: основополагающий принцип антропологии. Каждый отдельный феномен человеческой культуры и биологии должен рассматриваться в максимально широком контексте. Таким образом достигается полнота понимания их взаимных связей и зависимостей. *Культурно-специфичный (сulturebound): феномен, обусловленный представлениями, действующими внутри одной культуры, но претендующий на всеобщность и универсальность. Cм. случай истерии и шизофрении.
Антропологический подход(2) Дети в США, как правило, спят отдельно от родителей, но кросс-культурные исследования демонстрируют, что это культурно-специфичный феномен, и для большинства человеческих обществ, правилом, скорее, является, обратное. с) Антропология, как наука, способная идентифицировать и преодолевать культурно-специфичные представления, служит тестовой лабораторией для других социальных наук, способна проверять универсальность их выводов.
Предметные области антропологии (3) • d ) четыре области антропологии: • Внимание, термины! *Прикладная антропология: использование антропологических знаний для решения практических проблем. *Физическая антропология: систематическое изучение человека как биологического существа. Нечеткие границы! пример: отношение к пересадке органов в США и Японии. *Палеоантропология: исследование происхождения человека, истории предшествовавших homo sapiens биологических видов.
Предметные области антропологии (3) -- 1/4 Физическая антропология (палеоантропология, расология, cудебная антропология, приматология) -- 2/4 Культурная антропология (повседневные модели человеческого поведения, мышления, исследование человека как культурного и социального существа). Этнография (описание, работа в поле + включенное наблюдение) и этнология (кросс-культурные сравнения и теории, объясняющие функции культурных практик). * Включенное наблюдение (participant observation): изучение жизни людей посредством социального участия и персонального наблюдения, интервью и т. п. в течении определенного, как правило, продолжительного, времени. • Внимание, термины! *Культура: совокупность идей, которые разделяются и транслируются всеми членами общества, придают смысл повседневному опыту, порождают социальное поведение и находят свое выражение в этом поведении. *Этнография: детальное описание конкретной культуры, основанное на полевой работе. *Этнология: cистематическое кросскультурное сравнение, порождающее антропологические теории, объясняющие сходства или различия групп.
Предметные области антропологии (3) -- 3/4 Археология (методы, позволяющие изучать культуру не только в доисторический период, но и верифицировать теории, объясняющие поведенческие модели в исторический период: пример 1973 г. о потреблении алкоголя и говядины в Аризоне, Garbage Project). --4/4 Лингвистическая антропология (описание языка, исследование его эволюции, язык в социальных и культурных контекстах). Прикладные формы исследования языка. • Внимание, термины! *Археология: исследование материальных останков и данных окружающей среды позволяет проследить эволюцию форм человеческой деятельности в длительной перспективе. *Охрана культурного наследия (сultural resource management): участие археологов и этнографов в соответствующих государственных проектах. *Лингвистическая антропология: изучает структуру языков, их историю и языковые варианты, возникающие в разных социальных и культурных контекстах)
Антропология в связи с естественными и гуманитарными науками (4) e) Самая естественная из гуманитарных и самая гуманитарная из естественных. --- количественные методы, но признание роли индивидуальности --- недостаточность наблюдения, необходимость опыта. Антропология – эмпирическая социальная наука, основанная на наблюдениях за человеком. С помощью разнообразных научных методов антропологи стремятся обнаружить логику структурных процессов, пронизывающуючеловеческиймир. Поиск скрытых или неясных принципов социальной жизни, или законов. Гипотезы в антропологии. *Предположения о возможных связях между наблюдаемыми фактами. Большое количество достоверно сгруппированных данных позволяет выдвигать антропологические теории. Теория – объяснение, которое опирается на значительный массив данных, демонстрируя связи между фактами в значительной географической или временной перспективе.
Работа в поле/Fieldwork(5) • f) Культурно-специфичный опыт, представления, свойственные для собственного мира исследователя могут влиять на постановку научных вопросов. • Избежать этого возможно при максимально полном погружении в исследуемый материал. • Полевая работа требует удаления исследователя из комфортной культурной зоны и ставит перед ним целый ряд проблем – физических, социальных, политических, этических, но придает отношениям исследователя и субъекта истинно человеческое измерение. С. Леклер-Мадлала: целители народа зулу в Южной Африке (Свазиленд, Лесото) и СПИД.
Сравнительный метод в антропологии (6) Вопросы этики (7) • • j) Конечным продуктом антропологического исследования является комплексный отчет о человеческой группе, на основе которого может быть построена модель, объясняющая те или иные закономерности мировоззрения, поведения или биологии исследуемых. Предполагается, что данные конкретного исследования должны быть сопоставлены (иметь возможность сравнения) с другими подобными отчетами (пример 1948 г. о досуге австралийских аборигенов) • h) Многочисленные вопросы: для * кого, в чьих целях осуществляются антропологические исследования? Для самих этих групп? корпораций? государственных органов? • Проблема конфиденциальности полученных данных ( «Statement of Ethics» Американской Ассоциации Антропологов). • Обязательства антрополога перед теми, кого он изучает, теми, кто финансирует экспедиции, коллегами, ожидающими результатов.
Вопросы этики (7) • Этический кодекс Американской Ассоциации Антропологов. * • http: //www. aaanet. org/committees/ethics/ethcode. htm • http: //www. jourssa. ru/2000/1/14 codex. html • III, 1 • Антропологи-исследователи имеют основные этические обязательства перед изучаемыми людьми, биологическими видами и материалами и перед людьми, с которыми они работают. Эти обязательства могут превысить по значимости цель поиска нового знания и могут привести к решениям не предпринять или прекратить исследовательский проект, если основное обязательство находится в противоречии с другими обязанностями, например, перед спонсорами или клиентами.
Антропология и глобализация (8) • • i) Холистический принцип антропологического познания, увлеченность антропологов масштабными (как в географической, так и в исторической перспективе) вопросами развития человечества, делают эту науку весьма актуальной при обращении к процессам глобализации. Технологические инновации, дешевый транспорт, легкая коммуникация. • Амбивалентный характер глобализации. • Проблемные ситуации: примеры (раса, гомосексуальные браки, отождествление нации и государства). • Внимание, термины! *Глобализация: всемирная взаимосвязанность, выражающаяся в процессах оборота природных ресурсов, товаров, человеческого труда, финансового капитала, информации, инфекционных заболеваний.
Антропология 2012 [0] Вводная лекция.pptx