Скачать презентацию Тема Философская антропология План лекции 1 Сущность Скачать презентацию Тема Философская антропология План лекции 1 Сущность

философская антропология 7.pptx

  • Количество слайдов: 30

Тема: Философская антропология Тема: Философская антропология

План лекции: 1. Сущность человека. Биологическое и социальное в развитии человека 2 Смысл и План лекции: 1. Сущность человека. Биологическое и социальное в развитии человека 2 Смысл и назначение человеческого бытия 3. Индивидуальность. Личность 4. Деятельность и ее основные виды

Ключевые понятия: человек, индивидуальность, личность, гедонизм, аскетизм, утилитаризм, прагматизм, этика долга, Ключевые понятия: человек, индивидуальность, личность, гедонизм, аскетизм, утилитаризм, прагматизм, этика долга,

Ключевые понятия: деятельность, потребность, целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, аффективное действие, традиционное действие. Ключевые понятия: деятельность, потребность, целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, аффективное действие, традиционное действие.

Вопрос 1. Биологическое и социальное в развитии человека Ø человек (Homo sapiens) – органический Вопрос 1. Биологическое и социальное в развитии человека Ø человек (Homo sapiens) – органический вид, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Ø человек – это живая система, представляющая единство трех составляющих: ü биологического (физиологические характеристики), ü психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и др. ), ü социального (мировоззрение, ценности, знания и др. )

Природа человека: Ø целостность человека проявляется в единстве физического, психического и духовного начал; Ø Природа человека: Ø целостность человека проявляется в единстве физического, психического и духовного начал; Ø универсальность человека проявляется в способности к любому виду деятельности; Ø уникальность человека заключается в открытости миру, стремлении к самосовершенствованию и самоопределению. Характеристики универсальности и уникальности практически не вызывают сомнений у ученых. Целостность как качество человека – проблема, широко дискутируемая в философии.

Биологическое и социальное в развитии человека: Ø индивидуальный человек – часть живой природы, он Биологическое и социальное в развитии человека: Ø индивидуальный человек – часть живой природы, он неповторим в силу своих биологических особенностей; Ø стать человеком он может только в обществе: овладеть речью, навыками общения, обучиться труду; Ø человек по своей природе и биологическое, и социальное существо. Проблема соотношения биологического и социального начал – это предмет научных дискуссий, основные подходы: ü биологизаторский – абсолютизирует биологическую природу человека, ü социологизаторский – абсолютизирует социальную природу человека.

Биологизаторская концепция: Ø природа человека определяется биологическим началом; Ø игнорируется влияние общества или собственный Биологизаторская концепция: Ø природа человека определяется биологическим началом; Ø игнорируется влияние общества или собственный выбор личности. Мнение Т. Мальтуса (ХVIII в. ): ü общественная жизнь – арена борьбы отдельных людей за свое существование, где побеждают сильнейшие, а слабые обречены на гибель (по аналогии с животным миром). Позиция социал-дарвинизма (рубеж XIX-XX вв. ): ü продолжают идею Т. Мальтуса, вооружившись учением Ч. Дарвина о естественном отборе и эволюции.

Биологизаторская концепция: Позиция социобиологии в ХХ в. : ü в оценке человека акцент ставится Биологизаторская концепция: Позиция социобиологии в ХХ в. : ü в оценке человека акцент ставится на генетической наследственности: поведение человека так же, как и животного, генетически определено и никто не может преодолеть влияние своей наследственности. Расистские концепции: ü утверждается превосходство одних людей над другими по признаку принадлежности к «высшим» или «низшим» расам (идеи «расовой чистоты» , «расовой гигиены» ), ü идеи основываются на евгенике – учении о том, какими средствами и каким образом можно достигать «высшего качества наследственности человека» .

Биологизаторская концепция: Позиция фрейдизма: ü культура понимается как сублимация сексуальных влечений. Биологизаторская концепция: Позиция фрейдизма: ü культура понимается как сублимация сексуальных влечений.

Социологизаторская концепция: абсолютизируется влияние общества на формирование человека: какова социальная среда, окружающая человека, таков Социологизаторская концепция: абсолютизируется влияние общества на формирование человека: какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам; Ø в человеке, как в зеркале отражаются и пороки общества, и его добродетели; Ø злым человека делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание; Ø человеку необходимо создать идеальные условия, и он будет совершенным; Ø данные идеи наполняют установку всего социального утопизма, начиная с эпохи Просвещения, заканчивая К. Марксом; Ø

Социологизаторская концепция: Критика социологизаторской концепции: Ø человек – это не tabula rasa (чистая доска), Социологизаторская концепция: Критика социологизаторской концепции: Ø человек – это не tabula rasa (чистая доска), на которой общество пишет свои письмена (какие захочет); Ø концепция не учитывает генетические особенности индивида, сознательный свободный выбор ценностей. Вывод: факторы формирования человеческой личности: ü биологические задатки, ü социальное воспитание, ü собственный выбор (Я). Ø все факторы важны в формировании человеческой личности, т. о. человек представляет собой целостную систему, открытую миру и возможностям.

Вопрос 2. Смысл и назначение человеческого бытия Аксиомы: Ø вопрос о смысле жизни человека Вопрос 2. Смысл и назначение человеческого бытия Аксиомы: Ø вопрос о смысле жизни человека интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии; Ø смысл жизни не дан человеку извне, каждым человеком он открывается по-своему; Ø найти смысл жизни единый для всех времен и народов невозможно, т. к. наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – надежды каждой данной эпохи. Смысл жизни – самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни.

Основные концепции смысла жизни: Ø гедонизм: смысл жизни – наслаждение; Ø аскетизм: жизнь – Основные концепции смысла жизни: Ø гедонизм: смысл жизни – наслаждение; Ø аскетизм: жизнь – отречение от мира ради близости к богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира; Ø этика долга: жизнь – самопожертвование ради высоких идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей и т. д. ); Ø утилитаризм: жить – извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей;

Основные концепции смысла жизни: Ø эвдемонизм: жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению Основные концепции смысла жизни: Ø эвдемонизм: жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека; Ø прагматизм: жизнь подчинена принципу – цель оправдывает любые средства ее достижения.

Вопрос 3. Индивидуальность. Личность Понятия «индивид» , «индивидуальность» , «личность» характеризуют человека с разных Вопрос 3. Индивидуальность. Личность Понятия «индивид» , «индивидуальность» , «личность» характеризуют человека с разных сторон: Индивид – характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность – характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Ø индивидуальность включает в себя унаследованные и приобретенные свойства.

Вопрос 3. Индивидуальность. Личность – характеристика человека как носителя социальных качеств. Ø человек становится Вопрос 3. Индивидуальность. Личность – характеристика человека как носителя социальных качеств. Ø человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта общества (социализация); Ø только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью; Ø личность – это итог взаимодействия человека и общества; Ø личность неоднородна, что позволяет говорить о ее структуре.

Структура личности: физическая личность (физическое Я) – телесная организация человека: ü существование физического Я Структура личности: физическая личность (физическое Я) – телесная организация человека: ü существование физического Я во многом определяется духовной стороной жизни человека; Ø социальная личность – совокупность социальных ролей человека, которые он играет в различных социальных группах. ü все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, семье, дружбе, любви и т. д. формируют социальную структуру личности; Ø

Структура личности: Ø духовная личность – ценности и идеалы, составляющие ядро личности: ü духовный Структура личности: Ø духовная личность – ценности и идеалы, составляющие ядро личности: ü духовный стержень придает силу человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях, ü утрата духовного стержня ведет к саморазрушению личности, потере смысла жизни.

Социальные типы личности: Ø «деятели» – охотники, рыболовы, ремесленники, земледельцы, рабочие, руководители: ü главная Социальные типы личности: Ø «деятели» – охотники, рыболовы, ремесленники, земледельцы, рабочие, руководители: ü главная характеристика личности – активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя. Ø «мыслители» : ü главная характеристика личности – наблюдение и размышление. Ø «люди чувства и эмоций» – деятели литературы и искусства, ü главная характеристика личности – творчество. Ø «гуманисты» – люди, видящие свое предназначение в любви к людям, ü главная характеристика – активная помощь людям.

Вопрос 4. Деятельность и ее основные виды Аксиомы: Ø живые существа являются активными, взаимодействуют Вопрос 4. Деятельность и ее основные виды Аксиомы: Ø живые существа являются активными, взаимодействуют с окружающей средой; Ø животные приспосабливаются к окружающей среде; Ø человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и активно преобразует ее; Ø человек в процессе деятельности создает искусственную среду; Ø человек совершает многие виды действий, которые выходят за рамки его непосредственных биологических потребностей.

Деятельность и ее основные виды Деятельность – специфическая человеческая форма активности по отношению к Деятельность и ее основные виды Деятельность – специфическая человеческая форма активности по отношению к окружающей природе, другим людям и обществу, посредством которой человек целесообразно преобразует окружение в своих интересах. Классификация деятельности: Ø материальная и интеллектуальная, Ø трудовая и нетрудовая (свободная от утилитарных потребностей), Ø рутинная и творческая.

 Функции и структура деятельности: Функции деятельности: Ø производство средств существования (пища, одежда, жилье Функции и структура деятельности: Функции деятельности: Ø производство средств существования (пища, одежда, жилье и др. ) → хозяйственная, экономическая деятельность; Ø социальное взаимодействие, общение → социальная деятельность; Ø создание искусственной реальности → культурная деятельность. Структура деятельности: Ø субъект – человек, осуществляющий деятельность. Ø объект – то, на что направлена деятельность (природа, материальные и духовные ценности, человек и др. )

 Цель деятельности: Цель деятельности – вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение Цель деятельности: Цель деятельности – вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность. Ø в соответствии с целью выбираются средства деятельности, Ø целесообразная деятельность разбивается на отдельные действия – этапы общей программы деятельности. Потребность – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности. Мотивы – побуждения к деятельности, связанные с потребностями.

 Классификация потребностей (I): Основание – соответствие определенной стороне природы человека. Ø материальные потребности Классификация потребностей (I): Основание – соответствие определенной стороне природы человека. Ø материальные потребности – соответствуют биологической природе человека, Ø социальные потребности – соответствуют социальной природе человека, Ø духовные потребности – соответствуют духовной природе человека.

 Классификация потребностей (II): А. Маслоу – американский психолог. Ø первичные потребности: ü физиологические Классификация потребностей (II): А. Маслоу – американский психолог. Ø первичные потребности: ü физиологические потребности : • воспроизводство рода, • обеспечение пищей, одеждой, жилищем и др. , ü экзистенциальные потребности: • безопасность, • стабильность существования, • уверенность в завтрашнем дне и др. ;

 Классификация потребностей (II): Ø вторичные потребности: ü социальные потребности: • потребность в общении, Классификация потребностей (II): Ø вторичные потребности: ü социальные потребности: • потребность в общении, • потребность в дружбе, • потребность в саморефлексии и др. , ü престижные потребности: • потребность в уважении и признании со стороны других, • потребность в достижении высокого социального статуса, ü духовные потребности: • потребность в самовыражении, самореализации, • потребность в творчестве.

 Классификация потребностей (II): Выводы: Ø вторичные потребности – потребности более высокого уровня; Ø Классификация потребностей (II): Выводы: Ø вторичные потребности – потребности более высокого уровня; Ø человек переходит к более высоким потребностям, когда удовлетворяются первичные потребности.

 Типология социального действия: Макс Вебер – немецкий социолог. Ø целерациональное действие – действие, Типология социального действия: Макс Вебер – немецкий социолог. Ø целерациональное действие – действие, совершаемое при рациональном обдумывании целей и средств их достижения. ü например, действия ученого-исследователя; Ø ценностно-рациональное действие – рационально обдуманное действие, мотивируемое необходимостью следования ценности (самоценное действие): ü например, выполнения долга; Ø традиционное действие – действие, совершаемое по привычке, обычаю, ритуалу: ü например, традиционные приемы труда; Ø аффективное действие – действие, совершаемое под влиянием сильных аффектов и чувств.

 Типология социального действия: Выводы: Ø «рационализация мира» – процесс возрастания в развитом обществе Типология социального действия: Выводы: Ø «рационализация мира» – процесс возрастания в развитом обществе доли целерациональной деятельности (в экономике, политике и др. ); Ø человек – деятельное существо (создание условий жизни, культуры, совершенствование самого человека).