9 Философия Нового времени-'Бэкон Декарт.ppt
- Количество слайдов: 22
Тема: Философия Нового времени Лекция № 2: Проблемы гносеологии. u Проблема метода (эмпиризм, рационализм, сенсуализм); u Проблема границ рационального познания. Агностицизм И. Канта.
1. Проблема метода. l Метод – путь познания. l Проблема метода – проблема основ познания и критерия истины. l Новое время: эмпиризм, рационализм и сенсуализм.
Эмпиризм Ф. Бэкона (1561 -1626). Английский философ, политик, писатель. l Основной труд – «Новый Органон» . l Эмпиризм – философская концепция, основу познания и критерий истины, усматривающая в ОПЫТЕ. l
Эмпирический метод: l Ф. Бэкон: «метод пчелы» , основанный на тесном союзе чувств и рассудка. l Чувства могут обманывать: необходимость эксперимента. l Активность субъекта познания (против созерцательности). l Метод «истинной индукции» (против «детской индукции» )
Концепция «идолов» познания: l Идолы – препятствия на пути к истине. Идолы рода l Идолы пещеры l Идолы площади (рынка) l Идолы театра. l
Рационализм Р. Декарта (1596 -1650). Рассуждение о методе…» , «Первоначала философии» l Рационализм – философская концепция, усматривающая основу познания и критерий истины в РАЗУМЕ (от Платона). l Французский философ, математик, физик. l
Правила метода Р. Декарта: Первое (правило интеллектуальной интуиции): за основу познания надо взять только бесспорные, очевидные, не требующие доказательств. l Необходимость универсального сомнения l
Правила метода Р. Декарта. : l «Человеку, исследующему истину необходимо хоть раз в жизни усомниться во всех вещах…» l «Мы не можем сомневаться в том, что пока мы сомневаемся, мы существуем: это – первое, что мы познаем в ходе философствования» : «Cogito ergo sum» .
Правила метода Р. Декарта: Второе правило (анализа): сложное делить на простое l Третье правило (дедукции): восходить от простого – к сложному. l Четвертое (полноты и последовательности). l
Последователи Р. Декарта в его учении о методе: l Бенедикт Спиноза l Готфрид Вильгельм Лейбниц
Сенсуализм Дж. Локка (1632 -1704). Английский философ, политик. l Последователь Ф. Бэкона l «Опыт о человеческом разуме» l Сенсуализм основу познания усматривает в ЧУВСТВЕННОМ восприятии. l
Сенсуализм Дж. Локка Против рационализма (критика «врожденных идей» ); l Сознание человека от рождения – чистая доска (tabula rasa); l «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» l
Сенсуализм Дж. Локка: l Ощущение – основа всякого познания. l На основе внешнего опыта возникают «чувственные идеи» , на основе внутреннего – «рефлексии» . Оба вида опыта приводят к образованию лишь простых идей. l Для получения общих идей необходимо размышление. Размышление – не сущность, а только свойство души.
Дж. Беркли Субъективноидеалистическое завершение сенсуалистической философии l Материи не существует l Вещи существуют только в нашем восприятии. l
Давид Юм – основоположник агностицизма l Агностицизм – философская концепция, отрицающая возможность рационального постижения сущности вещей.
Немецкая классическая философия: Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.
И. Кант (1724 -1804) Основоположник немецкой классической философии l Агностик l «Критика чистого разума» l
Агностицизм И. Канта В рамках чистого разума мир как «вещь-в-себе» не постигаем. Постигаема только «вещь-для-нас» . l Постижение сущности вещей доступно только для практического разума (воли) l
Как возможна наука? l Как возможны априорные синтетические суждения? чувства Математика Априорные формы чувтвенности рассудок естество знание Априорные категории рассудка разум филосо фия ?
Антиномии чистого разума: тезис Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Сложное состоит из простого Свобода есть Анти-тезис Мир бесконечен и вечен Бог есть Бога нет Нет ничего простого: все - сложное Все детерминировано
Практический разум Априорные идеи: бог, свобода, бессмертие души. l Нравственность – основа религии l Человек как противоречивое единство эмпирического характера и трансцендентной личности. l
Спасибо за внимание Следующая лекция: диалектические учения.
9 Философия Нового времени-'Бэкон Декарт.ppt