Скачать презентацию Тема Архитектура Западной Европы начала XIX в Скачать презентацию Тема Архитектура Западной Европы начала XIX в

19 век.ppt

  • Количество слайдов: 93

Тема: Архитектура Западной Европы начала XIX в. Тема: Архитектура Западной Европы начала XIX в.

 • Архитектура Франции. • Ампир - парадная и торжественная архитектура эпохи Империи. • • Архитектура Франции. • Ампир - парадная и торжественная архитектура эпохи Империи. • 1. Стилевое единство архитектуры, интерьера, костюма. • 2. Следование политической моде ("египтизирующая" мода). • 3. П. Виньон: церковь Мадлен. •

 • 4. Памятники • Т. Броньяр: здание Биржи. Библиотека дворца Мальмезон, библиотека Наполеона • 4. Памятники • Т. Броньяр: здание Биржи. Библиотека дворца Мальмезон, библиотека Наполеона в Компьенском дворце Ж. Б. Лепер, Вандомская колонна в Париже, Ж. Ф. Шальгрен, Арка на площади Звезды. Ф. Ж. Бралль "Египетский фонтан " на улице Севр, фонтан на улице Сен Доминик в Париже, Б. Пуайе фасад Бурбонского дворца в Париже. Библиотека дворца Мальмезон, библиотека Наполеона в Компьеннском дворце. Ж. Ф. Шальгрен. Арка на площади Звезды. Жак Гондуэн, Ж. Б. Лепер, Вандомская колонна в Париже.

 • 5. Завершение организации центра Парижа: формирование пространственной оси Парижа от внутреннего двора • 5. Завершение организации центра Парижа: формирование пространственной оси Парижа от внутреннего двора площадь Каррузель , сады и дворец Тюильри, площадь Согласия, Елисейские поля к площади Звезды. Кризис французской архитектуры 19 в. после 1830 г.

 • Стремление к заимствованию функциональных принципов римской архитектуры. Ампир - парадная и торжественная • Стремление к заимствованию функциональных принципов римской архитектуры. Ампир - парадная и торжественная архитектура эпохи Империи. • Архитектура Франции этого времени (так называемый стиль империи — «ампир» ) представляла собой новую фазу в развитии классицистической архитектуры. Архитектура призвана была прославлять и возвеличивать захватническую политику Наполеона.

 • Создавая новый стиль, зодчие того времени исходили из архитектуры Римской империи, величественные, • Создавая новый стиль, зодчие того времени исходили из архитектуры Римской империи, величественные, триумфально-приподнятые формы которой как нельзя лучше отвечали запросам новой эпохи. Между империей римских цезарей и империей Наполеона через разделяющие их полторы тысячи лет был переброшен мост.

 • Для формирования нового стиля имели большое значение итальянские кампании второй половины 90 • Для формирования нового стиля имели большое значение итальянские кампании второй половины 90 -х годов 18 века (1796 — 1799) и египетский поход 1798— 1799 годов. Они популяризировали во Франции памятники античного Рима и Древнего Египта.

 • В наполеоновское время строительство не отличалось размахом: войны отвлекали все силы и • В наполеоновское время строительство не отличалось размахом: войны отвлекали все силы и средства страны. Большинство возводившихся сооружений представляло собой триумфальные памятники, помимо этого реконструировались некоторые старые здания и отделывались дворцовые интерьеры.

Ж. -Ф. Шальгрен. Арка Звезды в Париже. 1806— 1836. • Жан Франсуа Шальгрен. Представителем Ж. -Ф. Шальгрен. Арка Звезды в Париже. 1806— 1836. • Жан Франсуа Шальгрен. Представителем старшего поколения французских архитекторов был Жан Франсуа Шальгрен (1739— 1811), построивший «Арку Звезды» на проспекте Елисейских полей в ознаменование побед Наполеона 1805— 1806 годов. Она строилась с перерывами — с 1806 по 1836 год. Арка завершила центр Парижа, благодаря ее колоссальным размерам она видна издалека — со стороны въезда в город и с противоположной стороны — от Лувра. Вследствие своей величины и расположения на вершине холма арка воспринимается силуэтно с очень большого расстояния.

 • Арка Шальгрена, имея высоту, равную 49, 55 метра, является самой большой триумфальной • Арка Шальгрена, имея высоту, равную 49, 55 метра, является самой большой триумфальной аркой в мире. Архитектура ее вполне оригинальна; подобно арке Сен-Дени Блонделя, она лишена убранства в виде колонн. Если устои арки Сен-Дени оформлены обелисками, то здесь для этой цели применены скульптурные горельефы. • Среди последних наиболее значительна большая горельефная группа похода добровольцев 1792 года, известная под названием «Марсельезы» , работы Франсуа Рюда.

 • Крупнейшим мастером, творчество которого составляет вершину французской романтической скульптуры, был Франсуа Рюд • Крупнейшим мастером, творчество которого составляет вершину французской романтической скульптуры, был Франсуа Рюд (1784— 1855).

Ф. Рюд. Марсельеза. 1837. Арка на площади Звезды в Париже. • Шедевр Рюда и Ф. Рюд. Марсельеза. 1837. Арка на площади Звезды в Париже. • Шедевр Рюда и всей романтической скульптуры горельеф «Песнь отправления в поход» , или «Марсельеза» (1837).

 • В этом произведении скульптор нашел синтез всего лучшего, что было свойственно классической • В этом произведении скульптор нашел синтез всего лучшего, что было свойственно классической и романтической пластике того времени. Рюд внес в решение горельефа многие классические моменты, создающие впечатление монументального величия и необходимые для связи с архитектурой Шальгрена. Волонтеры 1792 года, отстоявшие жизнь республики в битве под Вальми, представлены как древние галлы.

Ф. Рюд. Марсельеза. Фрагмент. • Однако бурное движение, развертывающееся в нижней группе и завершаемое Ф. Рюд. Марсельеза. Фрагмент. • Однако бурное движение, развертывающееся в нижней группе и завершаемое стремительной фигурой Марсельезы, летящей над головами воинов, несет в себе пламя революционной романтики.

 • В 1806 году Жак Гондуен и Жан Батист Лепер приступили к возведению • В 1806 году Жак Гондуен и Жан Батист Лепер приступили к возведению другого триумфального памятника — Вандомской колонны на площади того же названия (закончена в 1810 г. ), на месте находившегося здесь памятника Людовику XIV. Колонна эта явно подражает и по пропорциям и по убранству колонне Траяна в Риме; так же как и античная колонна, она обвита спиральной лентой рельефов.

Б. Виньон. Церковь Мадлен в Париже. 1806— 1842. • Наиболее крупными сооружениями наполеоновского времени Б. Виньон. Церковь Мадлен в Париже. 1806— 1842. • Наиболее крупными сооружениями наполеоновского времени явились Парижская Биржа и церковь Мадлен (Магдалины). Биржа, построенная в 1808 году Александром Теодором Броньяром, — безупречно, в профессиональном отношении, выполненное, но холодное и бесстрастное классицистическое произведение.

 • Церковь Мадлен была построена по проекту Бартельми Виньона (1762— 1846) в виде • Церковь Мадлен была построена по проекту Бартельми Виньона (1762— 1846) в виде римского периптерального храма. Наполеон задался мыслью возвести на месте ранее существовавшей здесь купольной церкви «храм Славы» .

 • Сооружение было начато в 1806 году; после падения Наполеона оно было превращено • Сооружение было начато в 1806 году; после падения Наполеона оно было превращено Виньоном в церковь. • Внешний облик здания, воспроизводящего форму античного храма, совершенно не выражает функционального его назначения. • Церковь содержит один неф, который перекрывается тремя плоскими куполами на парусах, опирающимися на выдвинутые вперед коринфские колонны. • Полностью церковь была завершена лишь в 1842 году.

 • Строгий и монументальный портик храма перекликается с фасадом Бурбонского дворца на противоположном • Строгий и монументальный портик храма перекликается с фасадом Бурбонского дворца на противоположном берегу Сены.

 • • • В рассматриваемое время была осуществлена перестройка ранее возведенного Бурбонского дворца • • • В рассматриваемое время была осуществлена перестройка ранее возведенного Бурбонского дворца в здание Палаты депутатов. Здание обогатилось новым десятиколонным коринфским портиком (1804— 1807), автором которого явился архитектор Бернар Пуайе. В этом сооружении, так же как и в других архитектурных памятниках наполеоновского времени, холодный и отвлеченный классицизм совершенно вытеснил черты национального своеобразия французского зодчества.

 • Шарль Персье и Пьер Фонтэн. • Основными представителями архитектуры ампира были Шарль • Шарль Персье и Пьер Фонтэн. • Основными представителями архитектуры ампира были Шарль Персье (1764— 1838) и Пьер Фонтэн (1762— 1853) — придворные архитекторы Наполеона. Хотя Персье и Фонтэн, работавшие совместно, и построили ряд сооружений, в основном они все же были декораторами, и большая часть их деятельности связана с оформлением интерьеров и работами для художественной промышленности.

Триумфальная арка • Персье Шарль. Площадь Каррузель, Париж. Триумфальная арка • Персье Шарль. Площадь Каррузель, Париж.

 • В 1806 году Персье и Фонтэн построили на площади Каррузель, ограниченной с • В 1806 году Персье и Фонтэн построили на площади Каррузель, ограниченной с боковых сторон крыльями Лувра, триумфальную арку, представляющую собой, по существу, несколько видоизмененную и уменьшенную копию античной римской арки Септимия Севера.

Замок Мальмезон Перестройка Персье и Фонтена • Площадь Каррузель, Париж Замок Мальмезон Перестройка Персье и Фонтена • Площадь Каррузель, Париж

 • Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже — монумент в стиле ампир, • Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже — монумент в стиле ампир, возведённый перед дворцом Тюильри по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806— 1808 годах.

 • От арки на восток была проложена 9 километровая историческая ось. • От арки на восток была проложена 9 километровая историческая ось.

 • Отправным пунктом исторической оси является Лувр. • Отправным пунктом исторической оси является Лувр.

затем она проходит через сад Тюильри затем она проходит через сад Тюильри

площадь Согласия Вид на церковь Сен-Мадлен с площади Согласия площадь Согласия Вид на церковь Сен-Мадлен с площади Согласия

 • вдоль Елиссейских полей • вдоль Елиссейских полей

через площадь Звезды через площадь Звезды

 • и авеню Великой Армии до заставы Майо (фр. Porte Maillot). • и авеню Великой Армии до заставы Майо (фр. Porte Maillot).

 • В коммуне Нёйи-сюр-Сен ось продолжается вдоль авеню Шарля де Голля и моста • В коммуне Нёйи-сюр-Сен ось продолжается вдоль авеню Шарля де Голля и моста Нёйи.

 • Нёйи -сюр-Сен (фр. Neuilly-sur. Seine— «Нёйи на Сене» ) — коммуна в • Нёйи -сюр-Сен (фр. Neuilly-sur. Seine— «Нёйи на Сене» ) — коммуна в департаменте О-де. Сен, на юге примыкающая к Булонскому лесу — западной окраине Парижа. Население около 60 341 чел. (на 2008 год).

 • Главная улица Нёйи, авеню Шарля де Голля, является естественным продолжением Елисейских Полей. • Главная улица Нёйи, авеню Шарля де Голля, является естественным продолжением Елисейских Полей. Через Сену в Нёйи переброшен мост XVIII века — выдающийся памятник инженерной мысли того времени (расширен в 1935— 40 годах). • В XX веке это предместье стало приютом состоятельных жителей Парижа, в особенности бизнесменов и представителей творческой интеллигенции. • На местном кладбище покоятся художники Василий Кандинский и Пюви де Шаванн , писатели Анатоль Франс и Андре Моруа, режиссёры Рене Клер и Франсуа Трюффо

 • и в заключении пересекает квартал Дефанс. • Большая арка Дефанс. • и в заключении пересекает квартал Дефанс. • Большая арка Дефанс.

 • Историческая ось (фр. axe historique), проходящая из центра Парижа представляет собой ряд • Историческая ось (фр. axe historique), проходящая из центра Парижа представляет собой ряд памятников, зданий и улиц, находящихся на одной линии. Другие названия оси — Триумфальный путь (фр. voie triomphale), Королевская перспектива (фр. perspective royale).

 Сады Тюильри. Чуть поодаль видны Луксорский обелиск и Триумфальная арка Сады Тюильри. Чуть поодаль видны Луксорский обелиск и Триумфальная арка

 • Своё начало ось берёт у Лувра, а заканчивается Большой аркой в современном • Своё начало ось берёт у Лувра, а заканчивается Большой аркой в современном деловом квартале Дефанс.

 • Название Дефанс происходит от названия памятника La Défense de Paris, который был • Название Дефанс происходит от названия памятника La Défense de Paris, который был поставлен в честь солдат, защищавших город во время франкопрусской войны 1870 года.

 • Из работ Персье и Фонтэна наиболее значительной была реконструкция Лувра (с 1805 • Из работ Персье и Фонтэна наиболее значительной была реконструкция Лувра (с 1805 г. ). Здесь они построили половину северного флигеля, примкнувшего к Тюильри, и произвели отделку ряда дворцовых интерьеров.

 • Помимо этого, Персье и Фонтэн оформляли интерьеры в Тюильри, Сен-Клу и других • Помимо этого, Персье и Фонтэн оформляли интерьеры в Тюильри, Сен-Клу и других дворцах. Персье и Фонтэн составили себе имя главным образом как рисовальщики. Они делали эскизы для внутренних отделок, мебели, художественных тканей, ваз, фарфора, художественных изделий из металлов.

Персье, Шарль Фонтэн, Пьер - Вид Новой лестницы в Музее Наполеона • I Персье, Шарль Фонтэн, Пьер - Вид Новой лестницы в Музее Наполеона • I

 • Обладая графической ловкостью и изобретательностью, Персье и Фонтэн создавали композиции на основе • Обладая графической ловкостью и изобретательностью, Персье и Фонтэн создавали композиции на основе компиляции преимущественно римскопомпейских декоративных мотивов. Проекты Персье и Фонтэна в области прикладного искусства приобрели широкую известность в европейских художественных кругах и способствовали таким образом распространению стиля ампир по всей Европе.

 • Тематика ампира основывается на античности с внесением мотивов, заимствованных из помпейских росписей • Тематика ампира основывается на античности с внесением мотивов, заимствованных из помпейских росписей и египетского искусства. В орнаменте ампира применялись акант, меандр, пальметки и другие римские мотивы, триумфальные темы — гирлянды и лавровые венки, военные римские доспехи и предметы вооружения, императорские орлы, египетские сфинксы и обелиски.

 • Колорит ампира основан на глубоких интенсивных тонах: пурпуровом, малиновом, синем, зеленом, белом • Колорит ампира основан на глубоких интенсивных тонах: пурпуровом, малиновом, синем, зеленом, белом цветах. В отделке помещений широко применялась позолота. Для оформления интерьеров применялись, так же как и в 18 веке, шелковые ткани, которыми обивались стены. Для мебели использовалось красное дерево с бронзовыми орнаментальными деталями. Для прорисовки убранства ампирных интерьеров характерны были жесткость, суховатость форм. Росписи отличались графичностью и часто давались в виде ленточных силуэтных композиций.

 • В архитектуре Франции начала 19 века впервые ясно проявляются эклектические тенденции. Об • В архитектуре Франции начала 19 века впервые ясно проявляются эклектические тенденции. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники, ретроспективно воспроизводящие композиции античных сооружений. Несравненно более оригинален и значителен был ампир во внутренних отделках зданий того времени.

 • Буржуазные революции, развитие капитализма в Европе. Развитие науки и техники, рост городов, • Буржуазные революции, развитие капитализма в Европе. Развитие науки и техники, рост городов, как тенденция к кризису стиля классицизм. Возникновение эклектики (слияния стилей), как периода необходимого для выработки нового языка в архитектуре. Особенности градостроительства в 19 веке.

 • • • Эклектика в архитектуре Западной Европы середины XIX в. Особенности градостроительства • • • Эклектика в архитектуре Западной Европы середины XIX в. Особенности градостроительства в период эклектики. Утрата ансамблевого мышления. Роль развивающейся сети транспорта в градостроительстве. Изменение типологии гражданской архитектуры. Распространение типа доходного дома, в котором внимание уделяется украшению главного фасада. Использование «новых» материалов в архитектуре – железобетона, стекла, цемента. Взаимовлияние промышленной и жилой архитектуры. Формирование эклектизма в архитектуре Франции. Ш. Персье - Искупительная капелла в Париже(1815 -1826), И. Леба , церковь Нотр Дам де Лоретт в Париже, Ж. Бийо , ротонда в галерее Кольбер в Париже, Ф. Делануа - пассаж Вивьен в Париже, П. Бальтар "Дворец правосудия " в Лионе , А. Лабруст - Библиотека св, Женевьевы, Национальная библиотека в Париже, Ж. Осман , Площадь Звезды, Э. Виолле ле Дюк, замок Пьерфон, В. Бальтар, Центральный рынок в Париже, Ш. Гарнье, Большая Опера в Париже. Эклектизм в архитектуре Англии: стилизаторство, неоготика. Джон Нэш, Джон Соун. Английский банк, Риджент - стрит, Парк- Кресент, Карлтон - хаус террас, госпиталь в Челси. Т. Хамильтон. Королевская высшая школа в Эдинбурге. Льис Уильям Уайетт, усадебный дом Вилли - холл. Т. Телфорд, Мост через пролив Меней. Ф. Уэбб. "Красный дом " в Бексли-хит. У. Баттерфилд, церковь Олл-сентс в Лондоне. Дж. Пакстон "Хрустальный дворец" в Сейденхеме. Л. Кабитт, Вокзал Кинг - Кросс в Лондоне. Архитектура Германии: эклектизм (псевдоготика), поздний классицизм. К. Ф. Шинкель. Новая караульня, Драматический театр в Берлине. Строительная академия в Берлине. Л. Кленце. Пропилеи в Мюнхене. Ф. Гертнер. Развитие эклектизма. Ф. Хициг. Биржа в Берлине, П. Валлот. Рейхстаг в Берлине. Ю. Рашдорф. Собор в Берлине. Имперский суд в Лейпциге, Л. Хофман. Г. Земпер. Театр в Дрездене.

 • Развитие западноевропейской архитектуры в первой половине 19 века характеризовалось постепенным отходом от • Развитие западноевропейской архитектуры в первой половине 19 века характеризовалось постепенным отходом от стиля классицизма и широким использованием эклектического метода.

 • Изменившиеся под воздействием крепнувшего капитализма условия жизни, появление новых типов зданий, усложнение • Изменившиеся под воздействием крепнувшего капитализма условия жизни, появление новых типов зданий, усложнение планов сооружений поставили перед архитектурой новые задачи. Классицистическая система с ее ордерной регламентацией пропорций стесняла, ограничивала дальнейшее развитие архитектуры; во многих случаях она противоречила усложнившимся требованиям функционального порядка.

 • Кроме того, в европейских странах, сбросивших с себя иго наполеоновской Франции, пробудились • Кроме того, в европейских странах, сбросивших с себя иго наполеоновской Франции, пробудились сильные националистические тенденции. Все это привело в области архитектуры к стремлению выработать иные, чем ранее, архитектурные формы, опирающиеся на местные национальные художественные традиции.

 • Стремясь создать новый стиль, архитекторы обращаются к так называемым историческим стилям, пытаются • Стремясь создать новый стиль, архитекторы обращаются к так называемым историческим стилям, пытаются использовать присущие им формы в современных сооружениях. Однако воспринятые поверхностно, готика, ренессанс, барокко и другие стили, взятые в отдельности или смешанные друг с другом, не могли послужить основой нового оригинального стиля. Они способны были лишь внешне в той или иной степени имитировать архитектуру прошлого. Характерно, что обращение к культуре минувших эпох имело место также в изобразительном искусстве и литературе того времени.

Архитектура европейских стран середины и второй половины 19 века. Эклектизм. • Эклектизм, укрепившийся в Архитектура европейских стран середины и второй половины 19 века. Эклектизм. • Эклектизм, укрепившийся в 30 -х годах, явился архитектурно-творческим методом всего 19 века. Важным фактором в развитии архитектуры рассматриваемого периода был быстрый и решительный прогресс строительной техники, обусловивший коренные изменения в применяемых материалах и конструкциях. Уже с начала 19 века в строительстве начали активно использоваться металлы — чугун, затем железо; во второй половине столетия был осуществлен переход к стали, позже начал применяться железобетон. С каждым десятилетием роль новых строительных материалов все более возрастала, однако в течение долгого времени они рассматривались как вспомогательные и скрывались под каменными оболочками или же приобретали старые, не свойственные им, декоративные формы.

 • Строительная техника в условиях 19 века значительно продвигается вперед, прогрессирует, в композиционном • Строительная техника в условиях 19 века значительно продвигается вперед, прогрессирует, в композиционном же отношении архитектура, наоборот, обращается вспять, к давно отошедшим в область истории стилям. Между технической и художественной сторонами архитектуры возникают «ножницы» , которые с течением времени расходятся все больше и больше.

 • Уже в 1830— 1840 -х годах во Франции, Германии, Англии появляются здания, • Уже в 1830— 1840 -х годах во Франции, Германии, Англии появляются здания, на облике которых отразились увлечения их авторов раннехристианской, готической, мавританской архитектурой, флорентийским ренессансом.

Ч. Бэрри и О. Пьюджин. Парламент в Лондоне. 1840— 1860. • • В 1840— Ч. Бэрри и О. Пьюджин. Парламент в Лондоне. 1840— 1860. • • В 1840— 1860 годах архитектором Чарльзом Бэрри совместно с Огастесом Пьюджином строится в Лондоне большое здание Парламента, целиком осуществленное в формах английской готики. Строители этого сооружения имели цель как можно ближе подойти к характеру подлинных сооружений готического стиля. Подобное копирование стилей прошлого отмечается и в других сооружениях этого времени.

 • С 1861 по 1875 год в Париже возводится здание Большой оперы (архитектор • С 1861 по 1875 год в Париже возводится здание Большой оперы (архитектор Шарль Гарнье), пышная отделка которого воспроизводит декоративные формы европейского барокко 17 века.

 • Фасад и интерьеры театра изобилуют лепными декоративными деталями. Особенно богато оформление парадной • Фасад и интерьеры театра изобилуют лепными декоративными деталями. Особенно богато оформление парадной лестницы и фойе, выполненных из цветных мраморов и бронзы.

 • Во второй половине века в Берлине и Будапеште были возведены крупные общественные • Во второй половине века в Берлине и Будапеште были возведены крупные общественные сооружения. Здание Парламента в Будапеште было построено архитектором И. Штейндлем (1855— 1870). Заостренная форма купола, башенки и пинакли, стрельчатые арки, контрфорсы придают этому вполне современному зданию «средневековый» , «готический» характер.

 • • • Рейхстаг в Берлине был создан по проекту архитектора Пауля-Валло (1884— • • • Рейхстаг в Берлине был создан по проекту архитектора Пауля-Валло (1884— 1894). Вся декорировка сооружения выполнена в «ренессансно-барочном» стиле.

Главный фасад Берлинского собора • Одновременно с Рейхстагом на площади Лустгартен архитектором Юлиусом Рашдорфом Главный фасад Берлинского собора • Одновременно с Рейхстагом на площади Лустгартен архитектором Юлиусом Рашдорфом был возведен главный берлинский собор (1893), также решенный в формах барочной архитектуры.

 • Все эти здания обладают вполне современными планами, в них применены металлические и • Все эти здания обладают вполне современными планами, в них применены металлические и иные новые конструкции, но архитектурно-декоративные формы основаны исключительно на копировании и смешении мотивов старых, «исторических» стилей.

 • Для расширения представлений художественных кругов о средневековой архитектуре, интерес к которой в • Для расширения представлений художественных кругов о средневековой архитектуре, интерес к которой в это время был особенно велик, большое значение имела деятельность видного французского архитектора, ученого археолога Виолле ле Дюка (1814— 1879), реставрировавшего научными методами капеллу Сен-Шапель, собор Парижской богоматери и замок Пьерфон.

замок Пьерфон замок Пьерфон

Сен-Шапель Сен-Шапель

 • Помимо названных выше крупных зданий 19 века, оформленных «в разных стилях» , • Помимо названных выше крупных зданий 19 века, оформленных «в разных стилях» , можно выделить ряд современных им сооружений, в которых давалось иное, принципиально новое архитектурное решение.

 • Интерес к использованию новых материалов, чугунных и железных конструкций проявляется раньше всего • Интерес к использованию новых материалов, чугунных и железных конструкций проявляется раньше всего в строительстве мостов и утилитарных промышленных и складских сооружений. (Заметим, что применение чугуна в строительных целях в больших масштабах стало возможным после изобретения доменных печей. )

 • В Англии еще в 1779 году был построен чугунный мост через реку • В Англии еще в 1779 году был построен чугунный мост через реку Северн. В начале 19 века число чугунных мостов множится во всех странах, и с каждым последующим десятилетием они все более и более вытесняют каменные и кирпичные. Увеличиваются постепенно и пролеты этих мостов.

 • В 1811 году архитектором Белланже и инженером Брюне был построен Хлебный рынок • В 1811 году архитектором Белланже и инженером Брюне был построен Хлебный рынок в Париже с куполом, диаметром в 40 метров, основанным на - чугунных ребрах. В 1829— 1830 годах в Париже по проекту архитектора Фонтана была сооружена Орлеанская галерея с необычайно легкой стеклянной крышей полуциркульных сводчатых очертаний. Она явилась образцом для многочисленных выставочных и вокзальных зданий позднейшего времени. Орлеанская галерея была разобрана в 1935 году.

 • Для внедрения в строительство новых материалов и конструкций имело большое значение развитие • Для внедрения в строительство новых материалов и конструкций имело большое значение развитие математики и механики. Труды крупных ученых — Навье, Кремона, Кульмана и других, относящиеся к 1830— 1860 годам, позволили широко применять в строительстве статический расчет конструкций, точно определять усилия, возникающие в конструкциях, и необходимые размеры частей зданий.

 • Первым случаем широкого применения в архитектуре металлического каркаса здания был построенный в • Первым случаем широкого применения в архитектуре металлического каркаса здания был построенный в 1843— 1850 годах французским архитектором Анри Лабрустом читальный зал библиотеки св. Женевьевы в Париже.

 • Его перекрытие образуется системой плоских куполов, покоящихся на тонких чугунных колонках. Каждый • Его перекрытие образуется системой плоских куполов, покоящихся на тонких чугунных колонках. Каждый куполок имеет в верхней своей части круглое остекленное отверстие для пропуска света.

 • Несмотря на новизну и рациональность конструкции, отдельным ее элементам архитектор счел необходимым • Несмотря на новизну и рациональность конструкции, отдельным ее элементам архитектор счел необходимым придать архаичную форму, в частности тонкие чугунные столбы обработаны им в виде античных колонн с коринфскими капителями. Позже, в 1850— 1860 -х годах, та же система была использована Лабрустом в здании Национальной библиотеки в Париже. В обоих случаях металлические конструкции колонн и арок вложены еще в «футляр» наружных кирпичных стен.

 • К Всемирной выставке 1851 года в Лондоне Джозефом Пэкстоном менее чем за • К Всемирной выставке 1851 года в Лондоне Джозефом Пэкстоном менее чем за 4 месяца был построен колоссальных размеров Хрустальный дворец.

 • Площадь его составляла почти 72 тысячи квадратных метров, что примерно в 12 • Площадь его составляла почти 72 тысячи квадратных метров, что примерно в 12 раз превышает размеры собора св. Петра в Риме. Каркас этого сооружения, состоящий из чугунных стандартных секций и деревянных арок, был почти полностью покрыт стеклом. Внутри Хрустального дворца находились театр, концертный зал и выставки.

 • Смелая идея Пэкстона, садовника по профессии, одержала верх над 233 проектами архитекторов • Смелая идея Пэкстона, садовника по профессии, одержала верх над 233 проектами архитекторов различных стран, представленными на специально организованный конкурс. Реализация замысла Пэкстона имела большое значение для дальнейшего прогресса архитектуры.

 • Хрустальный дворец был, по существу, первым примером применения в строительстве в больших • Хрустальный дворец был, по существу, первым примером применения в строительстве в больших масштабах сборной конструкции. Последняя совершенно не была замаскирована, а служила так же, как и огромные поверхности стекла, основным средством эстетического воздействия.

 • С 1853 года архитектор Виктор Бальтард возводит в Париже комплекс Центрального рынка, • С 1853 года архитектор Виктор Бальтард возводит в Париже комплекс Центрального рынка, состоящий из ряда торговых корпусов с железной остекленной конструкцией. Возводятся и другие смело и оригинально задуманные в архитектурноконструктивном отношении сооружения — вокзалы, магазины, музейно-выставочные залы.

 • В 1852 году архитектор Льюис Кьюбитт строит лондонский вокзал Кинге Кросс с • В 1852 году архитектор Льюис Кьюбитт строит лондонский вокзал Кинге Кросс с двумя гигантскими цилиндрическими остекленными сводами, каркас которых составляют изогнутые металлические балки.

 • Вся сила выразительности заключена здесь в этих сводах, легких и ажурных, охватывающих • Вся сила выразительности заключена здесь в этих сводах, легких и ажурных, охватывающих собой огромное пространство. В 1850 -х и 1860 -х годах строятся и другие крупные лондонские и парижские вокзалы.

 • К 1850 -м годам относится и Читальный зал Британского музея в Лондоне, • К 1850 -м годам относится и Читальный зал Британского музея в Лондоне, имеющий круглую форму и перекрытый огромным куполом (диаметром 42, 6 м), конструкция которого образуется радиально расположенными металлическими ребрами, сходящимися со всех сторон к круглому остекленному отверстию.

 • В Париже во второй половине века складывается тип большого многоэтажного универсального магазина. • В Париже во второй половине века складывается тип большого многоэтажного универсального магазина. Интереснейшим образцом подобного здания является построенный в 1876 году Г. Эйфелем и Л. Буало универсальный магазин «О бон марше» , в основе решения которого — обнаженная металлическая конструкция опор и перекрытий.

 • И все же, несмотря на очевидные успехи строительной техники и на появление • И все же, несмотря на очевидные успехи строительной техники и на появление ряда прогрессивных сооружений, эклектический метод пользовался большим распространением, и основная масса зданий продолжала оформляться в традиционных архитектруных формах.