Арабский-халифат-презентация.ppt
- Количество слайдов: 27
Тема: «Арабский халифат и мусульманское право» Автор : Панина Екатерина студентка 4 группы Воронеж 2013 г.
План работы: Арабский халифат: история возникновения; 1. 1 Общественный и государственный строй арабского халифата; 1. 2 Местное управление, суд, армия халифата; 2. Мусульманское право: особенности становления и развития, источники права; 2. 1 Право собственности, обязательное право, договорное право; 2. 2 Семейное право, наследственное право; 2. 4 Уголовное право; 2. 5 Преступления и наказания 1.
ЦЕЛЬ: Раскрыть причинно-следственные связи появления новой религии ислама и объединения арабов в государство Арабский халифат ; n Познакомить с основами мусульманского права, через отрасли права. n
Задачи: n n n ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОДНОЙ ИЗ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ; - СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ УВАЖЕНИЯ КО ВСЕМ РЕЛИГИОЗНЫМ ВЕРОУЧЕНИЯМ; - ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ: СОСТАВЛЯТЬ ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ; - СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ, ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЕМИНАРАХ И ДИСПУТАХ; - СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА, НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ В VII – IX v
Арабские города
Общественный строй халифата Мусульманская знать, потомки членов семьи Мухаммеда Не мусульмане (зиммии) Крестьянство Рабы
Общественное устройство арабских племен Бедуины делились на племена и роды, которые враждовали изза пастбищ. Каждое племя поклонялось своим богам. Племена возглавлялись вождями. В случае голода вожди кормили бедняков которые считали племя своей семьей. Вожди владели большими пастбищами. Усобицы их только разоряли.
Государственный строй Халиф Имамат Эмират (духовная власть) (светская власть) Главный визирь Диваны Начальник телохранителей
Судебная власть Верховный судья - халиф • Единоличный судья • Не подчиняется и не отчитывается в своих решениях Кади – коллегия богословов - правоведов • Рассматривали дела всех категорий • Ведали исполнением судебных решений Местное духовенство • Судило не мусульманское население • Приговоры обжалованию не подлежали
Халифат при Харуне ар. Рашиде
Армия халифата во постоянное войско добровольцы
Арабы - мусульмане
Мухаммед- основатель Ислама. В к. 6 в. Аравия потеряла ряд территорий- торговля была нарушена. Объединение стало необходимо. Объединению арабов помогла новая религия ислам. Его основатель-Мухаммед род. ок. 570 года в бедном роде. Он женился на бывшей своей хозяйке и стал торговцем. Пророк Мухаммед. Французская гравюра 17 в.
Законы Ислама. - запрет вина, азартных игр. - ежедневные молитвы. -глава семьи-мужчина, он может иметь до 4 жен. -за жену нужно платить калым. Изучение Корана в медресе.
Мусульманское право – шариат (араб. –установленный путь) включает в себя правовые установления, религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль. В нормативных предписаниях шариата предусматривается 5 видов действий, которым придается правовой смысл: n 1) Обязательные предписания (участвовать в джихаде) n 2) Рекомендуемые предписания n 3) Дозволенные предписания n 4) Предосудительные ( но не влекут применения наказания) n 5) Запрещенные действия. (пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством, колдовством.
Пить Аллах не велит не умеющим пить, С кем попало, без памяти смеющим пить, Но не мудрым мужам, соблюдающим меру, Безусловное право имеющим пить!
Особенности арабского искусства Храм «Купол Скалы» в Иерусалиме
Арабская архитектура
Задача Мухаммеда аль Хорезми Письмо « Я, султан Шарр- Кан, прошу найти людей, которые смогут расчетать площадь для моего дворца. За это я обещаю им дать столько золота , сколь сможет увезти один мул» . Чертеж прилагается. S 1 S 2
Источники мусульманского права Коран, Сунна, Тефсир, Иджма, Кияс, Канун. n n n Коран – содержит 80 стихов, исполнение Корана является особой формой богослужения, а личное благочестие должно гарантировать соблюдение норм. Сунна – сборник рассказов о деяниях , поступках, изречениях Мухаммеда, много норм брачного, наследственного, доказательного и судебного права. Тефсир – толкование Корана и Сунны знатоками и судьями. Иджма – консультации отдельных теологов и юристов, одобренных мусульманской общиной; иджма позволяла создавать новые правовые нормы. Кияс – решение дел по аналогии (появилось позже, когда арабы познакомились с техникой Греко-римского права). Канун – законы и постановления государственной власти (появилось позже).
Ибн Сина (980 – 1037 г. ) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина – таково полное имя одного из крупнейших ученых средневековья Востока Ибн Сины ( в Европе – Авиценна). Родился в 980 г. в селение Афшану. Близь Бухары. Изучал астрономию, историю, философию, геометрию. Но наибольший интерес проявил к изучению медицины. « Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах» . Наибольшую известность ему принес многотомный труд « Канон врачебной науки» . В котором он рассматривал вопросы: как сохранить здоровье и лечить заболевания, причины заболеваний, лекарственные средства и др. Умер в 1037 г. , прожив неполные пятьдесят лет.
Мухаммед аль-Хорезми (787 - 850 г. ) Мухаммед Бен Мусса аль – Хорезми - среднеазиатский ученый. Родился в 787 г. Автор основополагающего труда по арифметике и алгебре « Книга о восстановлении и противопоставлении» , оказавшей большое влияние на развитие математики в Западной Европе. Так же известны его труды по астрономии и географии. Умер ок. 850 г.
Аль Бируни (973 – 1048 г. ) – Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни среднеазиатский ученый –энциклопедист. Родился в г. Хорезме в 973 г. Его труды по истории Индии, математике, астрономии, географии, физике, медицины, геологии, высказал мысль о том, что Земля Впервые минералогии были широко известны. вокруг Солнца. движется Писал на арабском языке. Умер ок. 1048 г.
Влияние культуры халифата на мировую культуру. Арабы стояли у истоков картографии, ввели глобус. Арабская архитектура стала образцом для создания в современных мусульманских странах. Мусульмане собрали библиотеки и благодаря им до нас дошли многие труды греческих мыслителей.
Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Антология мировой правовой мысли. В пяти томах. Том 5\ Антология //Букинистическое издание Издательство: Мысль, 1999 г Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов (под ред. проф. Батыра К. И. ) Изд. 4 -е, перераб. , доп. Издатель: Проспект, ПБОЮЛ Гриженко Е. М. , Всеобщая история государства и права (история государства и права зарубежных стран): учебник / Черниловский З. М. — 2 -е изд. , перераб. и доп. — М. : Высш. шк. , 1983. — 656 с. Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. // М. , 1966. Большаков О. Г. История Халифата, I , // Ислам в Аравии// 570 - 633, М. , "Наука", ГРВЛ, 1989. История государства и права зарубежных стран. Часть 1 / Под ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А. - М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2001. - 624 с. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие /Под ред. проф. З. М. Черниловского - М. Фирма Гардарика, 1996. - 413 с. Хайдарова М. С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право (структура и основные институты). М. , 1984. Федоров К. Г. , Лисневский Э. В. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособ. для вузов. 4. 1. - Ростов на/Д. : Изд-во Ростовского университета, 1994. -272 с
Арабский-халифат-презентация.ppt