тема 9 отечественная философия.ppt
- Количество слайдов: 32
Тема 9 Отечественная философия Литература к теме: § § § § Алексеев П. В. , Панин А. В. Философия. М. 2007. Гл X, XI, С. 133 -165. Блинников Л. В. Великие философы. Словарь-справочник. М. , 1997. Галактионов А. А. , Никандров П. Ф. История русской философии. - М. : Соцэкгиз, 1961; 1989. *Данилевский Н. А. Россия и Европа. М. , 1991. Емельянов Б. В. Три века русской философии (18 -20 вв. ). Екатеринбург, 1995. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. М. , 1996. Зеньковский В. В. История русской философии Т. 1 -2. СПб. , 1991. Лосский Н. О. История русской философии (любое издание). Мень А. Мировая духовная культура. Н. Новгород, 1997. Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати // Альманах библиофила. Вып. 26. – М. : Книга, 1989. – С. 154 -194. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М. , 1995. Русская философия: конец ХIX - начало ХХ века. Антология. СПб, 1993. *Суханов К. Н. , Чупров А. С. Знаменитые философы ХIX-XX веков: очерки идей и биографий. Челябинск, 2001.
Вопросы лекции: 1. Возникновение и основные черты философии России. Философия в древней и средневековой Руси. 2. Развитие философии в России в XVIII – начале XX веков. 3. Развитие отечественной философии в послереволюционный период (19172000 гг. ).
I. Возникновение и основные черты философии России. Философия в древней и средневековой Руси Специфика отечественной философии • относительно позднее историческое формирование. • воплощение философских идей в образной, синтетической форме. • социальная и практическая направленность: • революционно–практическое направление. • идеально–духовное направление
Основные исторические этапы развития отечественной философии. 1. Языческий период (X в. до н. э. - X в. н. э. ).
Предфилософией Руси было языческое мировоззрение. Оно подготовило появление философии и её своеобразие
2. Период Киевской (домонгольской) Руси (XI-XIII вв. ).
Феодосий Пече рский(1008 - 1074) одним из первых в русской религиозной мысли формулирует концепцию "богоугодного властелина": основной долг княжеской власти состоит в защите православия и исполнении его заветов
Нестор -летописец • обосновывает концепцию "богоугодного властелина"; • показывает противоборство добра и зла; • отстаивает идею единства Руси
Митрополит Иларион "Слово о законе и благодати" • история Руси начинается с деятельности ее великих князей • сохранение "чистоты" христианства не мыслимо без упрочения единодержавства великокняжеской власти • осуждение Иларионом "византиизации" носило принципиальный характер • Иларион протестует против низведения "благодати" до уровня ветхозаветного "закона", превращения христианства в средство порабощения народов
Отличительные особенности русской философии: • связь философско-исторических построений русских философов с их исследованиями и оценками исторической судьбы России; • неприятие отвлеченности от жизни, от ее острых общественных проблем; • изучение человека, гуманистический, нравственный характер; • живое слияние философской и художественной культуры; • религиозный характер; • направленность на созидание будущего; • акцент на интуитивизм в отличие от логизма и рационализма западной философии
"Поучение" Владимира Мономаха Центральную роль в рассуждениях князя играет понятие "правды".
«Моление» Даниила Заточника § высоко оценивается человеческий ум, ведущий к мудрости, которая неотделима от нравственного начала § формулируется идеал единства Истины, Добра и Красоты § идея "умного", просвещенного единовластия § мудрость предполагает религиозно-нравственное основание § философская мысль оказывается захваченной чувством величия человеческого разума, безграничностью его возможностей
3. Период государства Московского (XIV-XVII вв. ). § Спор иосифлян и нестяжателей § Филофей Псковский, идея «Москва - третий Рим» § Религиозный раскол XVII века (Никон и Аввакум).
II вопрос. Развитие философии в России в XVIII – начале XX веков. Русская философия в период империи
“Ученая дружина" Петра I. Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Антиох Кантемир
Михаил Васильевич Ломоносов • Разработал материалистическую атомно-молекулярную теорию "корпускулярную философию". • Открыл закон сохранения вещества и движения. • Считал необходимым искать причины явлений в действительности, а не твердить, что "все от бога". • Сторонник абсолютизма и государственности
Специфика отечественной философии • Относительно позднее историческое формирование. • Воплощение философских идей в образной, синтетической форме. • Социальная и практическая направленность: • Революционно–практическое направление. • Идеально–духовное направление
Славянофилы • Направление общественной мысли, отстаивавшее необходимость развития России путём усвоения достижений Запада на основе своих собственных культурных традиций. • Киреевский И. В. , Хомяков А С, Аксаков К. С. , Самарин Ю. Ф. • почвенники
«Западники» • направление русской общественной мысли 40 -х гг. XIX в. , выступавшее за развитие страны по пути западноевропейских государств. • Представители: Герцен А. И. , Белинский В. Г. , (Чаадаев П. Я. , ) Грановский Т. Н. , Боткин В. П. , и др.
Русские революционные демократы – материалисты 60 -х гг. XIX века. • Бакунин М. А. (1814— 1876 гг. ). • Чернышевский Н. Г. (1828— 1889 гг. ) • Писарев Д. И. (1840— 1868 гг. )
Русская религиозная философия 2 -й половины XIX века • Федоров Н. Ф. (1828— 1903 гг. ) • Соловьев В. С. (1853— 1900 гг. )
Марксизм в России. • Д. Благоев • Г. В. Плеханов • В. И. Ленин (1870 - 1924)
Философия русского зарубежья • • • С. Трубецкой Л. Савицкий Н. А. Бердяев Л. Шестов П. Сорокин
Экзистенциализм Льва Шестова (1866 — 1938) §ограниченность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; § недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям; §выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с её трагизмом; § неприятие «нормативной» , формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм
Философия в СССР • И. В. Сталин • А. М. Деборин, Я. Э. Стэн, Н. А. Карев; • М. Б. Митин, А. Д. Александров, И. Т. Фролов • Э. В. Ильенков • А. Ф. Лосев
Вывод по лекции: Важнейшие особенности отечественной философской традиции: интерес к роли человека в истории, стремление осмыслить судьбу России. Отечественная философия не стояла в стороне от мирового философского процесса, а нередко находилась непосредственно в его бурном центре, как это было в ХХ веке.
Вывод по разделу истории философской мысли в целом: Таким образом, история развития философской мысли — закономерный исторический процесс смены различных философских систем и школ, тесно связанных между собой, сложный и противоречивый процесс отражения природного и общественного бытия в сознании представителей разных классов и социальных групп.