Тема 9 Философия жизни.ppt
- Количество слайдов: 25
Тема 9 Неклассическая философия. Часть 2. Философия жизни Вопросы: 1. «Воля к жизни» Артура Шопенгауэра 2. «Воля к власти» Фридриха Ницше
Арту р Шопенга уэр 22 февраля 1788 21 сентября 1860 Родился в Данциге. Отец, коммерсант покончил жизнь самоубийством в 1805 г. Учился в Геттингенском университете. В Веймаре, где его мать открыла светский салон, молодой философ познакомился с Гёте и востоковедом Фридрихом Майером. Под влиянием Майера заинтересовался «Упанишадами» и восточной религией Основатель иррационализма и
Творческая биография «Мир как воля и представление» (1819) «О воле в природе» (1836), «Две основные проблемы этики» (1841), «Parerga und Paralipomena» (1851; в нее вошли знаменитые «Афоризмы житейской мудрости» ). Столкновение с Гегелем. Лишь поначалу ему удавалось выдерживать конкуренцию с мощным соперником. Только в последние годы жизни к нему пришло широкое признание.
Шопенгауэр о Гегеле • «прислужник власти» • «шарлатан тупоумный, тошнотворный, неграмотный» • «его мистифицирующие нонсенсы продажными наймитами были выданы за бессмертную мудрость» . • Гегель, «убийца истины» , сделал из философии служанку государства, уничтожив свободу мысли» .
Мир как представление • Мир есть совокупность представлений, обусловленных априорными формами сознания: • время, • пространство и • каузальность А у представления есть две существенные, необходимые и не отделимые друг от друга цели — субъект и объект. Субъект представления есть тот, кто все познает, сам не познанный никем. Никто из нас не в силах выскочить из себя, чтобы увидеть вещи сами по себе.
Мир как воля — воля к жизни Человек - не только познающий субъект, но еще и тело. Тело есть воля, ставшая ощутимой и видимой. Благодаря телу нам даны страдания и наслаждения, стремление к самосохранению. Все это не что иное, как воля к жизни. Воля к жизни проявляется «в силе, питающей растения, дающей форму кристаллу, притягивающей магнитную стрелку на север и гетерогенные металлы друг к другу. . . камень к земле, а землю — к небу» . Воля слепа, свободна, бесцельна и иррациональна. Вечно ненасытная неудовлетворенность толкает природные силы (вегетативную, животную и человеческую) на непрерывную борьбу.
Философия пессимизма Суть мира — ненасытная воля, суть воли — конфликт, боль и мучения. Воля — непрерывное напряжение, ибо действие начинается с чувства лишенности. Но любое удовлетворение недолговечно, и в этом зародыш нового страдания. Нет ни меры, ни конца мучениям. Чем изощреннее познание, тем сильнее страдания; Чем человек умнее, тем невыносимее мучения. Гений страдает больше всех. Жизнь есть непрерывная борьба за существование, с одной лишь определенностью: поражение в финале.
Пессимистическая социология Рационализм и прогресс в истории, о которых говорит Гегель, — выдумка, любая форма оптимизма необоснованна. «Люди делятся на жертв, с одной стороны, и на демонов — с другой» . Жизнь — страдание, история — слепой случай, прогресс — иллюзия. «Основное свойство мировой воли состоит в том, что она ни к чему не направлена… нет никакой конечной цели, то есть, нет никакого смысла»
Шанс на жизнь без страданий Искусство, которое создает прочную иллюзию красоты. Высшая форма искусства — трагедия. Музыка — сама воля. Этический (моральный) аскетизм: отказ от соблазнов, то есть бессмысленной траты энергии. Философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия.
Избавление от страданий посредством аскетизма Первый шаг - признание других равными себе. Следующий шаг — доброжелательность, бескорыстная любовь. Следующий шаг – АСКЕЗА. ь свободное и полное целомудрие. ь добровольная нищета, смирение. Аскеза освобождает человека от вожделений, мирских и вещных связей. Став свободным, человек вступает в то, что христиане называют благодатью.
Враги счастья Горе Внешние Обстоятельства Нужда Внутреннее свойство Восприимчивость Способ использования досуга. Средний человек озабочен тем, как ему убить время; человек талантливый стремится его использовать. Скука Внешние Обстоятельства Изобилие Внутреннее свойство Тупость
Источник любви Браки по любви заключаются в интересах рода, а не индивидов Воля к жизни хочет здесь объективироваться в совершенно определенном индивиде, который может произойти только от этого отца и от этой матери. Только дух рода один может видеть с первого же взгляда, какую цену имеет женщина для него, для его целей. Великие страсти возникают обыкновенно с первого же взгляда.
По каким критериям мужчины выбирают спутницу жизни? • "Прежде всего наш выбор и нашу склонность определяет возраст. Молодость и без красоты все еще привлекательна; красота без молодости привлекательности лишена. • Второй момент - это здоровье; хронические заболевания отталкивают, ведь они переходят на ребенка, • Третий момент - сложение, так как оно служит основой родового типа. • Четвертый момент - известная полнота тела, она обещает обильное питание плода; • Лишь в последнюю очередь принимается во внимание красота лица".
По каким признакам женщины выбирают спутника жизни? «Женщины отдают предпочтение мужчинам в возрасте 30 -35 лет. Причина заключается в том, что в этом возрасте производительная сила [мужчины] достигает своей кульминации. Женщины обращают мало внимания на красоту, на красоту лица. Их привлекает главным образом сила и храбрость мужчины; широкие плечи, узкие бедра, прямые ноги, сила, мужество, Второй вид мотивов, лежащих в основе половой любви, относятся к психическим свойствам. Это прежде всего сила воли, решительность и смелость, правдивость и сердечная доброта. Браки по любви часто заключаются между совершенно различными в духовном отношении людьми: например, он - грубый, сильный и ограниченный, она - нежная, чуткая, тонко мыслящая, образованная, эстетически восприимчивая, или он - гениален и образован, она – дуреха» . Причина в том, что здесь действует не интеллект, а инстинкт. Бог любви Амур в древности изображался слепым.
Формула супружеской совместимости Для возникновения страстного влечения необходимо нечто такое, что можно выразить только посредством химической метафоры: оба любовника должны нейтрализовать друга, как нейтрализуются кислота и щелочь в среднюю соль, чтобы восполнить тип человечества в новом, имеющем родиться индивиде. Для взаимной нейтрализации двух индивидуальностей необходимо, чтобы определенная степень его мужественности точно соответствовала ее женственности; при таком условии обе односторонности взаимно сгладятся. И оттого самый мужественный мужчина будет искать
Влияние Шопенгауэра на мировую культуру Витгенштейн и Хоркхаймер, Толстой, Мопассан, Золя, Франс, Кафка, Томас Манн Рихард Вагнер посвящает Шопенгауэру свой оперный цикл «Кольцо нибелунгов»
Фридрих Вильгельм Ницше • (1844— 1900) Родился в маленькой деревушке В 24 года его приглашают на кафедру классической филологии Базельского университета. С 1879 г. Ницше прекращает преподавать, начинаются годы странствий по Швейцарии, Италии, Франции. «Так говорил Заратустра» (1885 г. ), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия морали» (1887), «Сумерки идолов» , «Антихрист» , «Ессе homo» , «Ницше против Вагнера» (1888). Увлекшись творчеством Достоевского, начал свою последнюю работу — «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» , не закончил. 3 января 1889 г. философ утратил душевное равновесие. Последние восемь месяцев жизни он оставался невменяемым. Умер Ницше в Веймаре 25 августа 1900 г. ,
Фотография, сделанная около 1875 года
Великий ниспровергатель мифов • Моё ремесло скорее - низвергать идолов - так называю я "идеалы". Ecce Homo, как становятся самим собой • Он противостоит позитивизму и его вере в факт, потому что факт глуп и туп, он скорее телок, чем Бог. • Ницше противостоит идеализму и историцизму, поскольку «прогресс — всего лишь новомодная идея, к тому же ложная» . • Претензии точных наук на обладание истиной не имеют под собой почвы. • В пику спиритуалистам всех мастей он провозглашает смерть Бога. Ничего нет более нездорового, чем христианство и христианское сострадание.
Ступень вверх от Шопенгауэра Пессимизм Шопенгауэра — бегство от жизни, наследство христианства. Пессимизм Ницше — «воля к трагизму» . (Из предисловия к «Весёлой науке» : Она словно написана на языке весеннего ветра: в ней есть заносчивость, беспокойство, противоречивость, мартовская погода, нечто постоянно напоминающее как о близости зимы, так и о победе над зимой, победе, которая будет одержана, должна быть одержана, уже, быть может, одержана… Жить – значит для нас постоянно превращать все, что нас составляет, в свет и пламя. Великое страдание есть последний освободитель духа.
«По ту сторону добра и зла» “Существование есть зло” «Весёлая наука» . Инстинкт есть сущность нашей породы и нашего стада. Греческая древность -–мир, лишенный чувства греха. (Мораль сильных и удачливых). Мораль сильных — отвага, щедрость и индивидуализм, В традиционной морали Ницше видит «мораль рабов и побежденных слабаков, восставших против всего благородно красивого и аристократического» . Мораль неудачников и филистеров — демократия и социализм. Сказать «да» самому себе — в этом триумф аристократической морали.
Бог умер! Теперь всё дозволено. «Все боги мертвы; так восславим сверхчеловека» . Чувство долга сверхчеловек заменяет собственной свободной волей. Рычанию дракона: «Ты должен!» дух льва ответствует: «Я хочу!» . Не должны ли мы сами обратиться в богов, чтобы оказаться достойными его? «Весёлая наука» . Нам снова открыт горизонт; наконец, наши корабли снова могут пуститься в плавание, готовые ко всякой опасности; Снова дозволен всякий риск познающего;
• Среди худших из зол, от которых должно избавиться человечество, — поклонение государству. • «Самое холодное из чудовищ — государство» • «Культура и государство — антагонисты» • Только там, где кончается государство, начинается небесполезный человек.
ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ Все вещи возвращаются, и мы вместе с ними, мы повторялись бесконечное множество раз, и все вместе с нами. Всякая боль и радость, каждая мысль и вздох, всякая вещь, большая и маленькая, непременно возвратятся. И эта тонкая паутина, и блик луны средь деревьев, и даже этот миг и я в нем — все будет снова.
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей Мое имя будут вспоминать в связи с кризисом, какого никогда не было на земле, глубочайшим конфликтом сознания, разрывом со всем, во что раньше свято верили. Грядут войны, каких еще земля не видала. Я не человек, я динамит. Я опровергаю все, и все же я — антитезис негативного духа. С меня начинается на земле великая политика» . •