Философия Тема 9.ppt
- Количество слайдов: 14
Тема 9. Ценности и их виды. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
• Це нность — значимость (польза, полезность) некоторого множества объектов для множества живых существ. Употребляется в нескольких смыслах: • Ценность — как характеристика предмета, обозначающее признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности» . Известно понятие «Вечные ценности» . • Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений. • Ценность — в экономике — используется как синоним понятию «потребительная стоимость» , т. е. значимость, полезность предмета для потребителя. • Психологическое понятие Система ценностей подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация.
Аксиология – философское учение о ценностях • Для того, чтобы появилась ценность, необходим субъект, его деятельность, направленность на объект. • Субъект – свободная, активно действующая сила, может выступать не только как отдельно взятый человек, но и группа людей, класс, нация, человечество в целом.
Виды ценностей групповые материальные корпоративные духовные национальные политические общечеловеческие правовые
норма ценность Рациональный и формализованный регулятор поведения людей, полученный ими извне внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности Люди должны подчиняться Норме даже не понимая её смысла, целесообразности, соответствия собственным интересам воспринимается человеком как его собственная духовная интенция
оценка ценность может не носить ценностного характера есть значение объекта для субъекта эмоционально-интеллектуальное выявление ценностного значения субъектом Субъектно-объектные отношения
Системы ценностей • Гедонизм: «…нет лучшего для человека под солнцем как есть, пить и веселиться» • Аскетизм - добровольное отречение от наслаждений и желаний, культу страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий • Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу
Нравственные ценности • Добро и зло, справедливое и несправедливое, эгоизм и альтруизм • Эти ценности относятся к миру людей • Играют ведущее значение в процессе социализации • человек черпает представление о них из окружающей социальной среды
Нравственные и эстетические ценности • выражают отношения к миру индивидуального субъекта, т. е. выносятся индивидом от своего имени, на основании испытанного им чувства • Все этические ценности – Добро, Благородство, Справедливость, Самоотверженность, Бескорыстие, Альтруизм и т. п. – проявляются в поступках человека, совершенных по отношению к другому человеку, характеризуют не проявление, не внешний облик этого поступка, а его внутренний импульс, его духовную мотивацию • нравственную оценку тому или иному событию можно вынести, не наблюдая непосредственно за ним
Религиозные ценности • Э. Дюркгейм: «Религия ценностно осмысляет все сущее, связывая таким образом природу, общество, человека, бытие и небытие, реальное и воображаемое, конкретное и абстрактное, – она может сделать «священными вещами» все, от куска камня, поставленного на могилу, до ритуальных речений, обращенных к мифическому Божеству» • религия овладевает иррациональным уровнем человеческого сознания, объединяя людей не знаниями и рассуждениями, а верой и переживанием, недоступного познанию.
Эстетические ценности • Ф. Достоевский: «красота спасёт мир» . • Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое душевное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.
Эстетическая ценность Объективное содержание Природные пейзажи Субъективное содержание Человек Духовные и материальные объекты
Справедивость и право • шесть основных категорий прав человека: естественные, гражданские, политические, экономические, социальные, культурные • справедливость – выработка принципов, регулирующих распределение благ и обязанностей граждан, соответствие между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием
Типы справедливости Уравнивающая. Относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов ( «равным — за равное» ). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и его цены, вреда и его возмещения. Требует участия двух людей. Распределительная. требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию ( «равное — равным, неравное — неравным» , «каждому свое» ). Требует участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником» .