Тема 8 Симметрия
Тема 8. Симметрия • Введение. Основные понятия. • Виды симметрии в архитектуре. • Операции симметричных преобразований. Элементы симметрии. • Особенности винтовой симметрии, симметрии решеток и сеток. • Понятие асимметрии в архитектуре. • Понятие дисимметрии и антисимметрии. • Методы и способы построения асимметричных композиций объемно пространственных форм.
Понятие симметрии в архитектуре • Симметрия — одно из самых сильных средств, обеспечивающих целостность объемно пространственной формы. • Понятие симметрия (от греч. вутте. Ъпа — соразмерность) восходит к истокам человеческой цивилизации, отражает фундаментальное свойство материального мира и в настоящее время используется многими науками, изучающими законы построения и организации мертвой и живой природы.
• Понятие симметрии смыкается с понятием закономерности как таковой, так как характеризует сохранение, постоянство определенных свойств объекта или явления относительно каких-либо изменений.
Понятие симметрии в архитектуре • Симметрией мы будем называть закономерное расположение равных частей объемнопространственной формы относительно друга. (при этом под равными подразумеваются как совместимо, так и зеркально равные части).
Симметричные преобразования • Закономерность расположения частей симметричной фигуры заключается в том, что они могут обмениваться местами и совмещаться между собой с помощью операций или симметричных преобразваний. • Основными преобразованиями являются отражение, поворот (вращение) и параллельный перенос.
• Вспомогательные геометрические элементы (точки, линии и плоскости), с помощью которых осуществляются симметрические преобразования, называются элементами симметрии • Вид симметрии объемно пространственной формы определяется полной совокупностью ее элементов симметрии.
Виды симметрии • Наиболее известным и широко распространенным в архитектуре видом симметрии является зеркальная симметрия, симметрия левого и правого • ). Симметрия здесь состоит в том, что две отраженно равные части фигуры расположены одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такие фигуры на две зеркально равные части, называется плоскостью симметрии.
• Не менее известен и такой вид симметрии, как осевая, или симметрия вращения (рис. 142). Линия, при полном обороте вокруг которой форма несколько раз совмещается сама собой, называется осью симметрии, а число таких совмещений называется порядком оси симметрии.
• Кроме этих видов симметрии существуют и другие, не менее распространенные в архитектуре, однако формы, построенные на их основе, далеко не всегда осознаются как симметричные. К таким "неосознанно симметричным" формам относятся, например, формы, симметрия которых состоит в совмещении формы с самой собой путем ее перемещения вдоль оси переноса на определенное расстояние, которое называется периодом переноса.
Виды симметрии • Элементарным примером симметрии переносов является простой метрический ряд (рис. 143). Комбинация оси переносов с осями и плоскостями симметрии дает более сложные виды симметрии
• Когда ось переноса совпадает с осью симметрии поворота (вращения), говорят о винтовой симметрии, наиболее распространенным примером которой в архитектуре является винтовая лестница • Объемно пространственные формы могут быть построены на основе нескольких непараллельных осей переносов, лежащих или не лежащих в одной плоскости. В первом случае в основе построения формы лежит прямоугольная или полигональная плоская сетка (рис. 146), а во втором — пространственная сетка или решетка
Виды симметрии • Сетки и решетки широко используются в архитектуре для получения целостной структуры объемно пространственных форм. • Формы, построенные на основе переносов, представляют собой область, в которой пересекается содержание таких понятий теории объемно пространственной композиции, как симметрия и ритм, так как симметрия переносов — частный случай симметрии — может быть проиллюстрирована теми же формами, что и частный случай ритма — метр
Понятие асимметрии • Асимметрия — понятие, противоположное понятию симметрии. В асимметричных формах элементы симметрии отсутствуют (рис. 149).
Дисимметрия • Дисимметрия - это нюансное отклонение от симметрии. Дисимметрия, как правило, проявляется в асимметричности деталей или их расположения в форме, которая в целом симметрична (рис. 150).
Антисимметрия • Антисимметрия — это симметрия с полярными или контрастными свойствами. • Так, если одну половину квадрата выкрасить в черный цвет, а другую оставить белой, то мы получим антисимметричную форму; в том же отношении находятся, например, два куба, один из которых представлен только ребрами (рис. ).
Проявление симметрии и асимметрии в композиции объемно-пространственных форм. • . Легкость восприятия симметрии (особенно зеркальной), как уже говорилось, в значительной степени вызвана симметричностью органов нашего зрения и зависит от того, насколько сильно выражена симметрия в той или иной форме.
• Целостность форм, обладающих зеркальной и осевой симметрией, достигается выявлением плоскостей или осей симметрии путем простановки на них тех или иных акцентов. • Обычно роль таких акцентов играют элементы, доминирующие как по форме, так и по содержанию.
Иллюстрации • • Таковы, например, купол над главным пространством в Вилле Ротонде архит. А. Палладио, главный вход в здание Адмиралтейства в Санкт Петербурге, вход в средний неф готических и романских соборов и т. д. При этом, доминирующим элементом может быть как объемный элемент, так и пространство; таково, например, центральное пространство в композиции комплекса "Храм памяти" в селе Мухрани (рис. 154) .
• Целостность, композиционная завершенность форм, обладающих винтовой симметрией и симметрией переноса (рядов, сеток, решеток), не может быть достигнута лишь выявлением элементов симметрии, поскольку в том и другом случае мы имеем дело с симметрией бесконечных форм. Для достижения их завершенности применяются сред ства, ограничивающие равномерное распространение формы вдоль осей переноса. Эти средства аналогичны тем, которые используются для остановки метрических рядов: нарушение периода переноса, использование взаимодействия рядов с разными периодами, введение в ряд ритмических закономерностей и т. д. (см. гл. 5, разд. 5. 3).
• Целостность диссимметричных форм обеспечивается симметричностью их основы. Асимметричное расположение деталей в дисимметричных формах вносит элемент неожиданности в жесткое симметричное построение целого и делает композицию более живой и интересной (рис. 15, 15
• Асимметричные композиции лишены элементов симметрии, их целостность и завершенность достигается созданием зрительного равновесия между различными фрагментами формы. Асимметричная композиция воспринимается как равновесная в том случае, если зрительный центр находится в средней части общего абриса формы (рис. 157).
• В симметричных и асимметричных архитектурных композициях по разному проявляются как художественно образная, так и функциональная стороны архитектуры. • Симметричным композициям свойственна строгая однозначность размещения деталей формы и их безусловное подчинение целому.
• Свобода и гибкость асимметричных композиций, более самостоятельное существование равноправных элементов, составляющих эти композиции, во все времена вызывали у людей представления о демократичности, раскрепощении человеческих творческих сил, и не случайно именно асимметрия лежала в основе формообразования современной архитектуры, поставившей во главу угла жизнеутверждающие, хотя и утопические, идеи совершенствования общества только средствами архитектуры.
• Применяя симметрию, асимметрию и производные от них — дисимметрию и антисимметрию в архитектуре, следует помнить, что, несмотря на упомянутые в данном разделе закономерности их использования, успех или неудача в их применении зависят в конечном счете от творческого архитектурного замысла, реализованного в конкретных условиях места и времени.