ТЕМА 7. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
«Русь, куда несешься ты? » Н. В. Гоголь
ПЛАН Ø 1. Историческое определение места и роли России в мире Ø 2. Специфика российской культуры Ø 3. Особенности национального характера
1. Историческое определение места и роли России в мире Определение места и роли России в мире связано с осмыслением самобытности русской культуры. В 18 веке просветитель и публицист Н. И. Новиков писал: «Полезно знать нравы, обычаи и обряды чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях»
Попытки определения роли России в мировой истории: 1. Максим Грек, приехавший в нашу страну на рубеже 16 в, дал поразительный по глубине и верности образ России, как женщины в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге» .
2. В начале 16 в. псковский священник Филофей в послании к царю сформулировал мысль, что «два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывати» , что «все царства христианские пришли вконец и сошлись в единое царство Россейское» . Называя Москву «третьим Римом» , он писал, что к подножиюю этот третьего Рима «сойдутся все поколения земные и не будет ему конца» .
3. Мыслитель и публицист П. Я. Чаадаев поставил принципиальный вопрос о пути развития культуры России и ее своеобразии. В «Философском письме» (журнал «Телескоп» 1836 г. ) он писал, что Росси не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, а существует для того, чтобы «преподать миру какойнибудь важный урок» .
4. Славянофилы (А. Хомяков, И. и К. Аксаковы, И. и П. Киреевские, Ю. Самарин, А. Кошелев и др. ) идеализировали допетровскую Русь, видели ее самобытность в сохранении крестьянской общины, соборности, православии, как выражении национального самосознания. Западники (В. Белинский, А. Герцен, Т. Грановский, М. Катков, И. Тургенев, Н. Огарев, Б. Чичерин и др. ) исходили из приоритета общечеловеческих культурных ценностей, считали основополагающими распространявшиеся на Западе свободу личности, индивидуализм и пр.
Ø Вместе с тем славянофилов и западников объединяло стремление осмыслить своеобразие русской культуры, попытки объяснить ее своеобразие климатом и историческими причинами. Совпадало их желание видеть Россию процветающей и могучей мировой державой.
2. Специфика российской культуры Христианско-православное начало и основа культуры 1) Христианство стало историческим выбором, определившим судьбу России в мировой истории. Православие обособило Русь от католических стран Европы и мусульманских на Востоке. 2) Русь складывалась как полиэтническая общность.
Византийско-имперские амбиции. Мессианское сознание 1. На почве религиозного мировоззрения постепенно зарождалась мессианская идея о великом историческом предназначении России. В начале 16 в. игумен псковского монастыря Филофей в послании выдвинул идею православного «третьего Рима» . 2. Становление монархической власти произошло в середине 16 в. , при Иване Грозном. Византийскоимперские амбиции и мессианскую идею поддерживали русских царей в расширении границ.
Расширение границ государства: 1) Во время правления Ивана Грозного завоеваны Казанское, Астраханское, Сибирское ханство; 2) 17 век – присоединение Украины, освоение «землепроходцами» бескрайних сибирских просторов; 3) 18 век - присоединение Эстонии, Латвии; Петр 1 отвоевал у шведов побережье Балтики, построил новую столицу – Санкт-Петербург; Имперские амбиции усилились при Екатерине 2. При трех разделах Польши присоединены Литва, Белоруссия, Западная Украина, часть Польши (с Варшавой). Войны с Турцией привели к присоединению в 1783 г. Крымского ханства; 4) 19 век - присоединение Финляндии и Молдавии. Аляска являлась русской колонией в Америке (1741 -1861). В этом столетии происходило мирное присоединение или завоевание народов Кавказа и Средней Азии.
Из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой Приходившие с Запада культурные веяния отвергались, как не соответствовавшие «истинной» вере, и казались свидетельством того, что западная церковь все больше впадает в ересь (так оценивалось и появление протестантизма). Культурным контактам с Западной Европой препятствовало: А) присущие православию византийская консервативность; Б)традиции; В) неприятие западной науки и техники
М. С. Каган пишет: «В обоих случаях обширное и могучее государство, лежащее на евразийском континенте, между Востоком и Западом, волей его правителей разворачивалось лицом к Европе: первый раз – к господствовавшей там христианской религии, второй раз – к светской культуре Просвещения» .
В «ученой дружине» Петра 1 были Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантимир. В петровское время появляются типографии, периодическая печать, издания практически нужных книг. Создается система школьного образования, светские учебные заведения, Академия наук.
l Культурная «почва» России смогла принять плоды западной культуры. Открытость, готовность к диалогу, способность впитывать и развивать культурные достижения других стали с петровских времен характерными чертами российской культуры.
Разрыв между национальной и этнической культурами П. А. Сорокин о быте крестьян Вологодской губернии нач. 20 в. писал: «Валенки, русская печь, водка, лыжи, посиделки молодежи. Ни один из этих элементов не требует другого – ни логически, ни функционально: водка не требует лыж, ни валенок; валенки не требуют печи или посиделок. Эти элементы связаны с климатическими условиями края с его холодной и долгой зимой» . Такие особенности народно-бытовой культуры можно назвать интегрированной культурной системой.
Ø При этом возник большой разрыв между этнической и национальной культурой: в различии образов жизни и поведения, французской речи верхов и простонародной речи низов, отношении к науке и искусству, церковной, государственной и общественной жизни. Г. В. Плеханов называл это трагическим разрывом между народом и «просвещенным обществом» . Такова цена, заплаченная Россией за крутой исторический поворот и выход из культурной изоляции.
ØВ советское время культурный разрыв был в значительной мере преодолен введением всеобщего школьного обучения, развития техники и экономики, созданием «прослойки» интеллигентовспециалистов.
3. Особенности национального характера Коллективизм российского менталитета формировался в условиях крестьянской общины и патриархального быта. Это отразилось и в поговорках: «Один ум хорошо, а два лучше» , «Один в поле не воин» , «На миру и смерть красна» . 1)
2)Склонность к гиперболизму складывалась в сознании масс столетиями и рождена просторами России, природными богатствами, многочисленностью населения.
3) Экстремизм воспринимается как норма. Вспомним стихотворение А. Толстого: Ø Коль любить, так без рассудку. Ø Коль грозить, так не на шутку, Ø Коль ругнуть, так сгоряча. Ø Коль рубить, так уж с плеча. Ø Коли спорить, так уж смело, Ø Коль карать, так уж за дело, Ø Коль простить, так всей душой, Ø Коли пир, так пир горой!
4) Фетишизация государственной власти. В сознании народных масс за века прочно укрепилось преданность царю-батюшке, облеченному Богом властью казнить и миловать, вера в то, что царь хоть и грозен, но справедлив. Октябрьская революция 1917 г. изменила тип власти, но не ее фетишизацию массами. С культом власти связан и характер патриотизма. Русский солдат воевал «за веру, царя и отечество» .
Ø 6) Мессианские идеи предполагают особую историческую судьбу России, ее особые отношения со всем человечеством. Братская помощь другим странам была нелегким, но почетным бременем ввиду признания исключительной роли СССР в мировой истории.
Культура Древней Руси Крещение способствовало развитию страны и культуры: Ø строительству каменных зданий и храмов; Ø организации школ и распространению грамотности; Ø совершенствованию летописания; Ø появлению новых видов монументальной живописи: мозаики и фрески; Ø появлению иконописи.
К началу 13 в. в Древней Руси сложилась высокоразвитая христианская культура. Появляется общность древнерусского народа, выражающаяся в: Ø 1) выработке литературного языка; Ø 2) национальном самоощущении единства; Ø 3) формирование общих культурных форм.
Культура Московского государства 14 -17 вв. Ø Ø Ø В конце 14 в. начинается возрождение русской культуры. После победы на Куликовом поле определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель. Возрождение Московского Кремля; Идея устремленности вверх отразилась в возникновении нового архитектурного стиля – шатровый стиль (храм Вознесения, село Коломенское); «Золотой век стенной живописи» - вт. пол. 14 – нач. 15 вв. – работы Феофана Грека, Андрея Рублева; 17 в. – развитие портретной живописи, появление первых придворных и школьных театров; В литературе – появляются новые жанры (демократическая сатира, бытовая повесть); Развивается книгопечатание;
Русская культура 18 века Ø Признаки петровского времени: Ø утверждение нового взгляда на человеческую жизнь; Ø «спрессованность» культурного процесса; Ø Развитие «обмирщения» .
Ø Ø Ø Реформа школьного образования положила начало светскому образованию; Появляются профессиональные школы (артиллерийская, горная, медицинская, инженерная); Открытие Академии наук (1725 г. ); Открытие Московского университета (1775 г. ); Введены формы светского досуга, правила поведения; В литературе – преобладание жанра истории-повести; Для зодчества характерны объемно-пространственные композиции; Российский классицизм вывел русскую культуру на общеевропейскую арену; Фундамент русской словесности заложили М. Ломоносов, А. Кантимир, В. Тредиаковский; Идеи просветительства (деятельность издателя и журналиста Н. И. Новикова, писателя-публициста А. Н. Радищева); Формирование национальной композиторской школы. Ведущим жанром была опера;
Золотой век культуры Культура России 19 в. – это невиданный взлет в вершинах своего достижения. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины Ø Вспомним имена: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. И. Глинка, И. С. Тургенев, К. П. Брюллов, Н. В. Гоголь, Н. Н. Некрасов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, М. П. Мусоргский, Н. С. Лесков и др.
Серебряный век русской культуры Ø Серебряный век – период развития русской культуры конца 19 -нач. 20 в. , это, по словам Н. Бердяева, «русский культурный Ренессанс» . Ø
Выделяются две тенденции: Ø первая связана с прошлым художественным наследием, традициями реализма (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, В. Короленко); Ø другая тенденция связана с разочарованием творческой интеллигенции в социальном устройстве, преобладании утилитаризма, нарастании духовного кризиса. Появились разнообразные модернистские (авангардистские) течения, интенсивный творческий поиск, экспериментирование, разрыв с традициями прошлого, а порой и полное отрицание. Поэтому иначе эту эпоху называют декадансом (лат. -упадок) – понятие, характеризующее кризисные, упадочные явления в русской философии, эстетике, искусстве конца 19 -нач. 20 в.
литература Ø Ø Модернизм провозглашал новаторство, свободу творчества, культ красоты, экзотики, звучность выражений, неожиданность рифм и образов. Символизм (В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт), основное внимание сосредотачивал на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных утонченных чувств и видений. Акмеизм (высшая степень чего-либо) – (С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам). Характерен отказ от символических стремлений к идеальному, возврат к точному значению слова, поэтизация земного бытия человека, его чувств. Футуризм (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин) отражал эстетику урбанизма, динамику современной цивилизации, языковое экспериментирование.
живопись Ø Ø Ø Создание объединения «Мир искусства» (А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, М. Дружинский, Н. Рерих, З. Серебряков, Б. Кустдиев, И. Билибин). Художники, опираясь на поэтику символизма, графике присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. «Голубая роза» (П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, М. Сарьян и др. ). Характерны плоскостные изображения и декоративная стилизация формы, иногда мистико-символические искания. «Бубновый бунт» (П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк). Обращаясь к приемам русской иконописи, народной игрушки, для них также характерны эксперименты с формой и цветом в духе кубизма. «Ослиный хвост» (М. Ларионов, Н. Гончарова). Они сочетали анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных экспериментов с обращением к примитивизму. Др. авангардисты (М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин) проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они заложили основы абстракционизма (В. Кандинский), его разновидностей – супрематизма (К. Малевич), конструктивизма (В. Татлин). М. Врубель сочетал русские художественные традиции с новейшими изобразительными формами в духе модерна. Новые традиции проявились и в скульптуре – А. Голубкина и С. Коненков, например, использовали новые пластические формы и светотеневые контрасты.
Архитектура. В начале 20 в. в русской архитектуре сформировалось три стиля. Модерн использовал новые технико -конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий – гостиница «Метрополь» (В. Валькот), здание Ярославского вокзала в Москве (Ф. Шехтель). Ø Неорусский стиль характерен обильным использованием мотивов деревенского зодчества – здание Казанского вокзала (А. Щусев). Ø Неоклассический стиль возрождал основные принципы архитектурной классики: строгая симметрия, монументальность, использование элементов античной архитектуры – здания Музея изобразительных искусств, Киевский вокзал (И. Рерберг). Ø
театр Возникает идея художественного синтеза, искусства как единого целого, взаимопроникновения различных видов творчества. Воплощением идеала слияния искусств был расцвет театрального искусства. Ø В московском Малом театре играли М. Ермолова, А. Сумбатов-Южин. К. Станиславский и В. Немирович. Данченко в 1898 г. открыли Московский художественный театр (позднее МХАТ). В нем играли В. Качалов, И. Москвин, О. Книппер-Чехова и др. В Петербурге был открыт театр В. Комиссаржевской. Режиссер В. Мейерхольд был увлечен поисками новых форм сценического искусства. Ø
музыка Ø Развитие традиций русской музыки и поиски новых средств выразительности отразились в творчестве С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского. Центрами музыкальной жизни были Петербургская, Московская, Киевская, Одесская, Саратовская консерватория, Большой императорский театр в Москве и Мариинский императорский театр в Петербурге, Московская частная опера С. Мамонтова. Плеяда оперных певцов – Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, выдающихся артистов балета – А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нежинский.
Культура Советского государства. Специфика культуры в России послереволюционного периода Культура нового государства была призвана служить народу и прежде всего пролетариату. Ø 20 -30 -е гг. ознаменованы функционированием Пролеткульта. Ø В программе компартии оговаривались меры по демократизации культуры (1917 г. в собственность и распоряжении народа перешли Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и др. ) Ø
Ø Ø Ø Негативные черты этого времени: разрушение и уничтожение культурных памятников прошлого; разделение русской культуры на непосредственно советскую и культуру русского зарубежья; гибель множества людей. Позитивными явления: развитие просвещения; электрификация и индустриализация; активная правительственная поддержка развития «новой» культуры.
Важнейшие задачи «культурной революции» : Ø ликвидация неграмотности в масштабах всей страны; Ø приобщение народа к выработанному человечеством духовному богатству; Ø создание новой советской интеллигенции из трудящихся.
Ø Ø Ø Революционные потрясения нанесли урон отечественной культуре, выраженный в: массовом переименовании городов, улиц, площадей и т д. , имевших богатую историю; разрушении памятников, якобы символизировавших власть старого режима; разрушении православных храмов, монастырей, сжигании икон, церковных рукописных книг, организованном вскрытии святых мощей; изъятии церковного достояния; упразднении старинных кладбищ.
В то же время нельзя говорить о падении уровня произведений культуры. Художественные символы новой эпохи: Ø первая советская поэма о революции «Двенадцать» А. Блока; Ø первый спектакль на советскую тему «Мистерия-буфф» В. Маяковского; Ø картина Б. Кустодиева «Большевик» ; Ø плакат Мора «Ты записался добровольцем? » и т д.
Люди, изначально не принявшие русскую революцию, были вынуждены эмигрировать. Почти весь цвет русской интеллигенции оказался за границей. Среди них литераторы И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев, М. Цветаева, . И. Северянин, К. Бальмонт и др. , композиторы И. Стравинский, П. Прокофьев, С. Рахманинов и др. , художники Л. Бекст, К. Сомов, Н. Рерих, А. Бенуа и др. , выдающиеся деятели театра. Славу русской культуры они преумножали уже за рубежом. Ø
Культура СССР в 1930 -1950 -е гг. Начало этого периода ознаменовано массовыми репрессиями 1930 -х гг. Их жертвами стали поэты О. Мандельштам, Н. Клюев, писатель Б. Пильяк, философ П. Флоренский, селекционер Н. Вавилов и мн. другие деятели культуры. Ø В то же время этот период характеризуется успехами в области образования, достижениями в фундаментальных отраслях знания, развитием авиации. Ø
Несмотря на строгую цензуру, появляются интереснейшие литературные произведения М. А. Булгакова, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Б. Л. Пастернака, Т. А. Твардовского, И. Ильфа и Е. Петрова, Ю. Олеши и др. Ø Музыка 1930 -50 -х гг. представлена именами С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, И. О. Дунаевского, Г. В. Свиридова, А. И. Хачатуряна и пр. Ø
Подъем испытывает оперное и балетное искусство: выступают певцы Л. Собинов, И. Козловский, Н. Озеров и др. ; танцовщицы и танцовщики О. Лепишинская, Г. Уланова, Л. Лавровский и др. Ø С именами выдающихся режиссеров и актеров связан драматический театр этого времени. Среди них В. Мейерхольд, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, И. Москвин, В. Качалов. Ø
Во время войны появились многие произведения К. Симонова, Л. Леонова, поэма «Василий Теркин» А. Твардовского, седьмая симфония Д. Шостаковича, повесть «Наука ненависти» М. Шолохова, песни композиторов А. Александрова, М. Блантера, М. Фрадкина и др. Ø Полными веры в побед были художественные фильмы «Небесный тихоход» , «Воздушный извозчик» и др. Ø
После войны в связи с необходимостью восстановления отечественной промышленности широкое развитие получила наука. 4 октября 1957 г. был осуществлен первый запуск искусственного спутника Земли, а 5 декабря 1957 г. на воду был спущен первый в мире атомный ледоход «Ленин» . Ø Все это предопределило дальнейшее развитие науки в 1960 -х гг. , результатом чего прежде всего был прорыв в области космонавтики. Ø
Культура Советского государства в 60 -80 -е гг. 20 в. Ø Начало этого периода ознаменовано первым в истории человечества полетом человека в космос. Полет состоялся 12 апреля 1961 г. Первым космонавтом стал Ю. А. Гагарин. В 1956 г. был осужден культ личности Сталина, но в обществе сохранялся авторитарно-бюрократический режим. Существенно снизились темпы экономического производства. Наступившие 1970 -е гг. носят название «эпоха застоя» . Признав отставание СССР от западных стран, власть в 1980 -х гг. взяла курс на перестройку. Тем не менее это время нельзя назвать потерянным для культуры страны. В литературе 6080 -х гг. 20 в. выделяются несколько главных направлений.
Ø Теме Великой Отечественной войны посвящены произведения О. Бондарева, А. Чаковского, К. Симонова, В. Распутина. Ø Важной становится проблема сохранения культурного наследия, бережного отношения к культурным отечественным традициям.
Показательны в этом плане работы академика Д. С. Лихачева, В. А. Золотухина, Д. А. Гранина. В это время раскрылся талант В. М. Шукшина, в 1960 -1970 -е гг. возникает театр Вампилова. Ø Советский кинематограф также обращается к теме «человек и война» ( «Они сражались за Родину» , «А зори здесь тихие» , «Двенадцать дней без войны» и т. д. ). Ø
Ø Развивается театральное искусство. Преодолевая препятствия, ставили спектакли Ю. Любимов, О. Ефремов, В. Плучек, А. Эфрос, И. Владимиров и др. В балетном искусстве событием стала постановка балета «Спартак» А. И. Хачатуряна в Большом театре. С большим успехом в 1975 г. прошла премьера балета И. Григоровича «Иван Грозный» .
Ø Несмотря на все идеологические издержки советской цензуры и строгий партийный контроль, культура советского периода встретила 1990 -е гг. в целостном и гармоничном состоянии.
Проблемы современной российской культуры Ø Укрепляется убеждение в том, что любой народ или нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, при этом не отгораживаются от других наций, взаимодействуют с ними, обмениваются культурными традициями и ценностями.
Перед современной культурой стоит задача выработки своего стратегического курса на будущее в быстро меняющемся мире. Ø В конце 20 в. Россия вновь оказалась перед выбором. Сегодня культура, как и страна, вновь вступила в межвременье, таящее в себе различные перспективы. Материальная база культуры находится в состоянии глубокого кризиса. Разрушаются и горят библиотеки, имеется недостаток концертных и театральных залов, отсутствуют ассигнования, направленные на поддержку и распространение ценностей народной классической культуры. Ø
Ø Сложная проблема настоящего времени – это взаимодействие культуры и рынка. Происходит некая коммерциализация культуры, когда так называемые некоммерческие произведения художественной культуры остаются незамеченными, страдает возможность освоения классического наследия. При огромном потенциале, накопленном предыдущими поколениями, происходит духовное обнищание народа, массовое бескультурье.
Ø Одна из главных проблем в экономике – экологические катастрофы. На почве бездуховности растут преступность и насилие, происходит упадок морали. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.
Определение путей дальнейшего культурного развития стало предметом острых дискуссий в обществе. Ø Одна из точек зрения заключается в том, что государство не должно вмешиваться в дела культуры, а культура сама найдет средства для выражения. Ø Более обоснованной представляется другая точка зрения, суть которой состоит в том, что, обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Государство должно осознавать, что культура не может быть отдана на откуп бизнесменам.
Ø Академик Д. С. Лихачев считает, что сохранение культурной среды является не менее существенной задачей, чем сохранение окружающей природы. Культурная среда так же необходима для духовной, нравственной жизни, как и природа необходима человеку для его биологической жизни.
Ø Культура – это явление целостное и органическое. Нам необходимо усвоить, что искусственно она не контролируется и не трансформируется, подобные эксперименты ведут только к ее повреждению и разрушению. С большим трудом в сознании многих людей утверждается идея специфичности и многообразия развития разных культур, каждая из которых по-своему развивается и встраивается в общемировой процесс. Человеческий мир многоцветен и интересен именно потому, что основу культуры каждого из народов составляют свои культурные святыни. Они не подлежат никакому логическому обоснованию и не переводятся на язык иной культуры.
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить, У ней особенная стать, В Россию можно только верить. Ф. Тютчев