Скачать презентацию Тема 6 Европейская философия ХУI-ХУIII веков Новое Скачать презентацию Тема 6 Европейская философия ХУI-ХУIII веков Новое

тема 6 Новое время.ppt

  • Количество слайдов: 27

Тема № 6. Европейская философия ХУI-ХУIII веков: Новое Время. Становление науки. Тема № 6. Европейская философия ХУI-ХУIII веков: Новое Время. Становление науки.

Тема № 6. Европейская философия ХУI-ХУIII веков: Новое Время. Cтановление науки. Литература: n n Тема № 6. Европейская философия ХУI-ХУIII веков: Новое Время. Cтановление науки. Литература: n n n n Блинников Л. В. Великие философы. Словарь. М. , 1997. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М. , 1986. Ильин В. В. Философия Нового времени. СПб. , 1993. Койре А. Очерки истории философской мысли. М. , 1988. Кузнецов В. Н. , Грязнов А. А. , Мееровский Б. К. Западноевропейская философия ХVIII века. М. , 1986. Соколов В. В. Европейская философия ХV - ХVII веков. М. , 1999. Хёсле В. Гении философии Нового времени. М. , 1992. *Человек. Хрестоматия. Кн. 1. М. , 1991.

Вопросы лекции: 1. Предпосылки нового мировоззрения. 2. Наука как социальный институт. 3. Первые теоретики Вопросы лекции: 1. Предпосылки нового мировоззрения. 2. Наука как социальный институт. 3. Первые теоретики научного мировоззрения. 4. Английская философия XVII в. 5. Рационализм европейской философии XVII в. 6. Субъективно-идеалистическая философия.

1 вопрос. Предпосылки нового мировоззрения. Новое время – период в истории человечества, который начинается 1 вопрос. Предпосылки нового мировоззрения. Новое время – период в истории человечества, который начинается с великих географических открытий и связан со становлением мирового рынка, со складыванием буржуазно-рыночных, капиталистических отношений.

Универсализация и концентрация коллективного опыта. Становление автономии индивида. Деизм. Универсализация и концентрация коллективного опыта. Становление автономии индивида. Деизм.

ДЕИЗМ первоначально употреблялся в том же смысле, что и термин ДЕИЗМ первоначально употреблялся в том же смысле, что и термин "теизм", и обозначал веру в единого верховного Бога. В конце XVII в. приобрел самостоятельное значение и использовался для обозначения такой веры в Бога, которая может быть обоснована только разумом.

2 вопрос. Наука как социальный институт. Наука — это область профессиональной человеческой деятельности, где 2 вопрос. Наука как социальный институт. Наука — это область профессиональной человеческой деятельности, где основной целью является получение самого научного знания.

В традиционном обществе существуют отдельные группы теоретиков. В эпоху Нового времени возникает особый социальный В традиционном обществе существуют отдельные группы теоретиков. В эпоху Нового времени возникает особый социальный слой ученых. Формирование академических наук и университетов завершает формирование социального института наук.

Формирование социального института наук. n n n Систематическое исследование природы; Теоретическая надстройка над коллективным Формирование социального института наук. n n n Систематическое исследование природы; Теоретическая надстройка над коллективным опытом; качественные преобразования способов трансляции культуры и теоретического моделирования ; Целый слой людей (ученые) работает с теоретическими моделями ; они включаются в практику опосредованно. Формирование академических наук и университетов

3 вопрос. Первые теоретики научного мировоззрения. n Главное философское направление при становлении науки - 3 вопрос. Первые теоретики научного мировоззрения. n Главное философское направление при становлении науки - учение о методе. n Наука и ее теория возникают в наиболее передовых странах того времени - Англии и Франции.

Формирование философского мышления Нового Времени n n Во 2 -й половине 16 и нач. Формирование философского мышления Нового Времени n n Во 2 -й половине 16 и нач. 17 в. на сцену выходит особая философская область философия природы (натурфилософия). (Джордано Бруно) Появляется эмпиризм - направление, которое основывает познание преимущественно на чувственном опыте. (основатель – Фрэнсис Бэкон, 1561 -1626)

Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) подверг критике старые методы научного познания, определил значение эмпирии, чувственного Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) подверг критике старые методы научного познания, определил значение эмпирии, чувственного познания, эксперимента, которые игнорировались схоластической философией.

Учение Бэкона об идолах. n n «Идолы» пещеры связаны с различными субъективными, присущими человеку. Учение Бэкона об идолах. n n «Идолы» пещеры связаны с различными субъективными, присущими человеку. «Идолы» театра, то есть некритическая вера в научные авторитеты. «Идолы» площади (толпы), то есть неправильное употребление терминов. «Идолы» рода, то есть присущий людям недостаток истолковывать все по своему образу и подобию.

Учение Бэкона о путях познания. n n n Путь паука, то есть выведение истины Учение Бэкона о путях познания. n n n Путь паука, то есть выведение истины с чистого сознания. Путь паука – это абстрактные схоластические рассуждения. Путь муравья – бессистемный набор фактов. Путь пчелы – продукт объединения теории и практики.

Рене Декарт (1596 -1650) n n n Французский естествоиспытатель, математик, философ. Самые лучшие его Рене Декарт (1596 -1650) n n n Французский естествоиспытатель, математик, философ. Самые лучшие его работы посвящены методологии научного познания. При этом Бэкон выстраивал свой метод индуктивно, а Декарт – дедуктивно

Положения философии Декарта n n n Первое требование в познании - во всем должно Положения философии Декарта n n n Первое требование в познании - во всем должно сомневаться. Сомнение не цель, а средстводля нахождения "первичной достоверности". Достоверность должна быть исходной и не должна опираться на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем «Я» внутренней очевидности сознания. Можно сомневаться в существовании чего угодно, но нельзя сказать, что не существует то, что мыслит. Самый достоверный факт: "Я мыслю, следовательно существую".

Метод Декарта n n начинать с простого и очевидного; исследование делится на простейшие этапы Метод Декарта n n начинать с простого и очевидного; исследование делится на простейшие этапы задачи. в процессе исследования постепенный переход от известного к неизвестному, от недоказанного к доказанному. сохранять непрерывность умозаключений, не допуская логических пропусков, интервалов.

4. Английская философия XVII в. Томас Гоббс (1588 -1679) создал учение о государстве. n 4. Английская философия XVII в. Томас Гоббс (1588 -1679) создал учение о государстве. n Требование сильной государственной власти n

Джон Локк (1632 -1704) n Джон Локк представитель эмпиризма в английской философии. Развил и Джон Локк (1632 -1704) n Джон Локк представитель эмпиризма в английской философии. Развил и разработал сенсуалистическую теорию познания.

5. Рационализм европейской философии XVII в. Бенедикт Спиноза (1632 -1677) голландский философ. В основу 5. Рационализм европейской философии XVII в. Бенедикт Спиноза (1632 -1677) голландский философ. В основу своей философской системы положил учение о единой субстанции. С субстанцией отождествляет бога. Впервые формулирует монистический принцип мировоззрения

3 ступени познания по Спинозе n n n Истина постигается непосредственно разумом и не 3 ступени познания по Спинозе n n n Истина постигается непосредственно разумом и не зависит от опыта, высшая ступень познания; Рассуждения разума, истина требует доказательства, поверхностное знание; Знания основываются на чувственном восприятии мира, неполное познание.

Г. Лейбниц (1646 -1716) Г. В. Лейбниц – немецкий философ, создал систему объективного идеализма Г. Лейбниц (1646 -1716) Г. В. Лейбниц – немецкий философ, создал систему объективного идеализма - монадологию. 3 аслуга - в подготовке диалектики немецкой классической философии, в обозначенных догадках о диалектике природы.

Лейбниц различает по степени развития: n n n Простые монады (обладают пассивной способностью и Лейбниц различает по степени развития: n n n Простые монады (обладают пассивной способностью и восприятиями). Физические тела. Монады – души (обладают ощущениями и представлениями). Биологические объекты. Монады – духи (наделены сознанием). Человек.

6. Субъективноидеалистическая философия Джордж Беркли (1684 -1753). Поставил задачей жизни опровержение материализма. Главная мишень 6. Субъективноидеалистическая философия Джордж Беркли (1684 -1753). Поставил задачей жизни опровержение материализма. Главная мишень учение о материи.

Д. Юм (1711 -1776 ). Дэвид Юм Не признает внешнего материального мира, независимого от Д. Юм (1711 -1776 ). Дэвид Юм Не признает внешнего материального мира, независимого от сознания отдельного человека.

Выводы по лекции: Философия Нового времени ориентируется, главным образом, на науку. В центр философских Выводы по лекции: Философия Нового времени ориентируется, главным образом, на науку. В центр философских исканий выдвигаются вопросы познания и разработки методологии познавательного процесса.

Тема нашей следующей лекции будет посвящена французскому Просвещению XVII - XVIII вв. Спасибо за Тема нашей следующей лекции будет посвящена французскому Просвещению XVII - XVIII вв. Спасибо за внимание.