Тема 6. Динамика культуры
6. 1. Понятие и виды культурной динамики
Культурная динамика – это: 1. «раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения» (Культурология XX век: Энциклопедия www. philosophy. ru/edu/ref/enc/) 2. «изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами» (Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 260).
Несмотря на наши представления о культуре как о нечто традиционном и устоявшемся, культуре присущ определенный динамизм. Культурная динамика проявляется в «культурных процессах» . • Культурные процессы – это «типические, универсальные по масштабам распространения в различных культурах и устойчивые в своей повторяемости функциональные процедуры, поддающиеся классификации на основании общих признаков» (Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 260).
Эмпирически культурные процессы обнаруживаются в «культурных событиях» . Эти понятия не тождественны. • Культурные события есть «конкретно исторические, частные случаи осуществления культурных процессов» (Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 260). • Культурные процессы и культурные события соотносятся как культурные формы и артефакты этих форм.
Культурная динамика делится на социальную микродинамику и историческую макродинамику. • Первая предполагает культурные изменения в течение жизни 1 – 2 поколений, вторая – в течение больших временных отрезков, вплоть до всей истории человечества. • При этом следует иметь в виду, что временное различие не всегда существенно. В истории есть примеры кратковременных, но при этом исторически весьма значимых трансформаций.
Кроме того, динамика может быть внутренней и внешней, в зависимости от принадлежности влияющих факторов. • Внутренняя динамика предполагает взаимодействие между элементами и субъектами локальной культуры и ее адаптацию к условиям вмещающего ландшафта. • Внешняя динамика является следствием взаимодействия локальной культуры с окружающим социокультурным миром.
Отечественная теория культуры предлагает следующую классификацию видов культурной динамики:
Культурогенез - процесс порождения новых культурных форм и интеграция их в социальную практику, а также формирование новых культурных систем и конфигураций, протекающий постоянно на протяжении всей истории человечества и отражающий адаптивную пластичность культуры. • Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры как посредством трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, так и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез – не однократное событие происхождения культуры в эпоху первобытного общества, а процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. • С позиций эволюционизма основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих коллективов к изменяющимся условиям существования путем выработки новых способов деятельности и социального взаимодействия.
Трансформация культурных форм • Это процесс изменения культурных форм либо в сторону культурной модернизации и прогрессивного развития, либо в сторону деградации с последующим исчезновением из практики.
Системная трансформация культуры • Процесс изменения самих культурных систем, также либо в сторону прогрессивного развития – поступательного (эволюция) или волнового (революция) – либо в обратную сторону (соответственно, регресс или деволюция).
Реинтерпретация культурных форм • Изменение смысловых и символических характеристик культурных форм и связей между ними, происходящее в течение истории их существования.
Культурная диффузия • Процесс пространственно-временного распространения культурных форм за пределы культурной системы, их заимствование и внедрение в новые культурные системы.
Аккультурация • Процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Близкими к нему по значению являются такие термины, как «культурный контакт» и «транскультурация» .
С явлением культурной динамики тесно связаны такие проблемы, как соотношение традиций и новаций в культуре, развитие культуры, а также проблема социокультурного прогресса.
6. 2. Развитие культуры и проблема социокультурного прогресса
Развитие есть «происходящее во времени качественное направленное и необратимое изменение системы» . По проблеме развития культуры существуют крайние точки зрения: • Развития культуры не существует. Культура статична и не подвержена изменениям. Любое изменение есть распад старой культуры и возникновение новой. • Культура находится в постоянном развитии, рассматривать ее как нечто статично неправомерно, так культура – это процесс. Данные две точки зрения являются крайностями, поскольку каждая из них абсолютизирует два неотъемлемых свойства культуры – статику и динамику. Поэтому следует остановиться на «диалектической» позиции, в соответствии с которой «культуре присуще и развитие и определенная статичность, поэтому необходимо рассматривать ее и в статике, и в динамике» .
• Такое понимание проблемы развития актуализирует совершенно конкретную исследовательскую задачу: анализ культурной системы с тем, чтобы выявить ее сохраняющиеся компоненты и изменяющиеся. Первые будут отвечать за преемственность, вторые – за развитие. • История показывает, что любая локальная культура находится в постоянном изменении. Это дает нам право выделять исторические периоды, этапы ее развития, качественно отличающиеся друг от друга. Но, с другой стороны, эти периоды демонстрируют и некоторую целостность культурной системы. Несмотря на развитие, локальная культура продолжает существовать как нечто целое и постоянное на фоне всего мирового культурного пространства и времени.
• Из проблемы направленности развития вытекает проблема социокультурного прогресса. Проблема эта имеет философский и мировоззренческий характер, и заключается в следующем вопросе: существует ли прогресс, если да, то каковы его критерии? • Исходя из двух генеральных линий философии культуры – культурный полицентризм (полилинейная концепция мировой истории культуры) и культурный моноцентризм (монолинейная концепция мировой истории культуры) – существует две точки зрения:
1. Эволюционизм (Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Г. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Дюркгейм, Л. Э. Уайт, А. Радклиф-Браун, Б. Малиновский, Р. Мертон, Т. Парсонс, Д. Стюарт, М. Саллинс, М. Харрис). Прогресс существует, его критериями могут быть: • рост производительных сил, экономических возможностей общества • нравственность, мораль • эстетика, искусство • степень свободы личности • усложнение, дифференциация при одновременном росте эффективности социокультурной системы
Если обобщить аргументы эволюционистов и обнаружить, несомненно, имеющиеся критерии прогрессивного развития культуры (1, 4 и 5 пункты), то можно дать следующее определение социокультурного прогресса: • Прогресс – это «последовательное усложнение социокультурной системы с усилением дифференцированности и специализированности ее подсистем и элементов, с ростом автономности субъектов и увеличением эффективности ее функционирования» .
2. Антиэволюционизм. Это – сторонники различных теорий цивилизаций, отрицающих общую историю и эволюцию культуры (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Н. Трубецкой, Л. Гумилев, Ф. Боас, А. Кребер, Р. Бенедикт). Прогресса нет. Нет никаких оснований рассматривать культуры и цивилизации как различные с точки зрения уровня их развития, с точки зрения прогресса. Поздние цивилизации не есть более прогрессивные, чем ранние. Критерия для их сравнения с точки зрения прогресса не существует.
• Философский и мировоззренческий характер проблемы прогресса не делает возможным дать какой-то окончательный ответ на данный вопрос. Аргументы сторон носят одинаково обоснованный характер, их мнения одинаково весомы в мировой науке и философии. • Однако, даже принимая во внимание первую точку зрения, необходимо учитывать неклассическое понимание прогресса. В рамках неклассического эволюционизма – прогресс не предопределен, а только возможен.
6. 4. Деструкция культуры и социокультурный регресс
• Деструкция культуры (социокультурная деструкция) – это «процесс нарушения функциональной целостности и сбалансированности культурной системы, ее дисфункция, ведущая понижению возможности эффективного регулирования социальной жизни людей» (Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 278). • Данное определение дано на основе функционального подхода; в качестве основополагающей представляется регулятивная функции культуры.
Признаки деструкции: • нарастающая маргинализация населения • затяжная фрустрация • деградация социокультурных ценностей, моральных норм, нравственности • снижение эффективности процедур социализации и инкультурации личности • снижение авторитета легитимных и социально приемлемых средств достижения целей при одновременном росте популярности криминальных.
• Причинами деструкции являются социальноэкономические и социально-политические потрясения, резкое изменение социально-экономической и социальнополитической системы общества. • Деструкция культуры не всегда имеет негативный смысл. Она может быть порождена жесткой, коренной, но необходимой ломкой своей системы в целях дальнейшего развития общества (буржуазные революции в Европе и Америке, распад СССР). Но такая деструкция может завершиться и полной дезинтеграцией и гибелью общественной системы (падение Западного Рима). • Таким образом, культурная деструкция – это процесс, либо распада культуры, либо ее коренной трансформации на пути совершенствования. Она может либо обеспечить дальнейшее развитие социума по пути прогресса, либо уничтожить его.
• Социокультурный регресс (деградация). Это процесс, обратный прогрессивному развитию. С точки зрения системного подхода это снижение уровня системной структурированности, сложности и функциональности культурного комплекса. С точки зрения оценочного подхода – понижение уровня развития культуры.
6. 5. Культура как фактор национальной безопасности
Анализ функций культуры в общественной системе с точки зрения выживания общества позволяет постулировать ее как один из важнейших факторов национальной безопасности.
• Интегративная функция культуры является залогом сохранения социума в условиях острой социально-экономической и политической нестабильности, предохраняет общество от распада, когда ослаблены политические и идеологические факторы его консолидации. Культура в данной функции позволяет не только избежать окончательного распада раздираемого на части социальными противоречиями общества, но и защитить его от внешней агрессии. Только идентификация себя как представителя своей культуры заставляет индивида встать на защиту отечества.
• Регулятивная, или нормативная функция культуры выступает на первое место в условиях кризиса политико-правовой системы общества, распада его органов правопорядка, или их фактического бездействия. Национальная культура, веками вырабатывавшая высшие духовные ценности, нормы морали и нравственности становится важнейшим фактором гармонизации и гуманизации межчеловеческих отношений, особенно в период социальной реконструкции. Обеспечение правопорядка одними лишь органами правосудия невозможно и в периоды социальной стабильности.
• Гуманистическая функция. Даже в условиях жесточайших социальных потрясений, таких как война, голод, геноцид и репрессии культура, как специфически человеческий способ деятельности позволяет человеку остаться на человеческом (не биологическом) уровне существования.
Таким образом, культура, являющаяся фактором национальной безопасности, должна находиться в сфере внимания общества, государства, но, прежде всего, каждого отдельного человека
• Культурная политика – это «направление политики государства, связанное с планированием, прогнозированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества» (Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 215). • Анализируя мировой опыт культурной политики, можно выделить ее активную и пассивную формы.
• Активная форма культурной политики характерна для «закрытых» несвободных обществ, испытывающих тенденцию к формированию тоталитарной системы либо уже являющихся такой сложившейся системой. Смысл культурной политики в таких обществах сводится к укреплению режима, к закреплению сложившегося социального порядка, когда существует реальная угроза для его расшатывания и ликвидации. Культура здесь подменяется идеологией, что почти полностью исключает свободу культурного творчества. В таких обществах, как правило, имеются государственные органы, контролирующие сферу культуры или осуществляющие над ней прямое руководство. • Примеры: Идеологический отдел при ЦК КПСС, Министерство культуры СССР, Министерство народного просвещения и пропаганды Имперского государственного управления Третьего рейха, Отдел пропаганды НСДАП, Отдел идеологии и внешней политики НСДАП.
• Пассивная форма культурной политики осуществляется в «открытых» свободных обществах, в странах устойчивой демократии, либо тяготеющих к ней. Главная черта – не осуществляется прямой государственный контроль или руководство культуросферой, что предполагает свободное воспроизводство культурных образцов. Главными органами культуротворчества здесь становятся свободные деидеологизированные творческие союзы, центры и объединения. • Наиболее яркий пример: Голливуд в США.
Культурная политика осуществляется государством посредством власти и социальных институтов культуры. • Социальный институт культуры – это некая «конкретная организация (структура или учреждение), выполняющая функции создания, хранения, трансляции и обслуживания культурно значимой продукции» (Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 219).
! • Социальный институт культуры как понятие социологии культуры следует отличать от «культурного института» в культурноисторическом смысле. Культурный институт в культурноисторическом смысле – это «стихийно сложившийся порядок осуществления какой-либо культурной функции» (например, институт инициации, богослужения, похорон, бракосочетания и т. п. ).
Социальные институты культуры многофункциональны, поэтому их классификация достаточно условна: • институты сбора и хранения культурной информации: архивы, библиотеки, музеи, историкокультурные заповедники и т. д. • институты организационного профиля: министерства и комитеты, творческие союзы и объединения • институты обслуживания: архитектурные, художественные, реставрационные мастерские • институты производства культурных ценностей: мастерские, художественные и киностудии, музыкальные студии, театры, книжные издательства • институты досуга: кружки, туристические организации, клубы • институты трансляции: театры, музеи, выставки, концертные залы, телевидение и радиовещание и т. п.
Список источников, использованных при составлении лекции: • Культурология: Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 6 -е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. • Культурология XX век. Энциклопедия. http: //www. philosophy. ru/edu/ref/enc/ • Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002.