Тема 5: Роль методологии в периодизации истории юриспруденции

Скачать презентацию Тема 5: Роль методологии в периодизации истории юриспруденции Скачать презентацию Тема 5: Роль методологии в периодизации истории юриспруденции

tema_5-8_istor_yurisprud_4.pptx

  • Размер: 134.2 Кб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 49

Описание презентации Тема 5: Роль методологии в периодизации истории юриспруденции по слайдам

Тема 5: Роль методологии в периодизации истории юриспруденции 1) Хронологические проблемы истории юридической науки.Тема 5: Роль методологии в периодизации истории юриспруденции 1) Хронологические проблемы истории юридической науки. 2) Методологические критерии как основания для периодизации истории юриспруденции. 3) Различные культурно-исторические стили и образы юридического познания и мышления.

 1) Хронологические проблемы истории юридической науки Хронология = это раздел исторической науки, призванный 1) Хронологические проблемы истории юридической науки Хронология = это раздел исторической науки, призванный определить временные границы исторического процесса Градация (деление) исторического времени — на эпохи, периоды, этапы, стадии… Критерии хронологии ? — чтобы определить эту границу. Обычно эти критерии не совпадают с мнением современников , которые жили в тот или иной исторический период и пережили его … 1991 г. ? – многие из нас говорят: смена власти, другие деньги, другие собственники… Хотя речь идет, конечно, о более существенном — смене всей системы общественно-политической жизни страны – смене общественного строя.

В истории юриспруденции такие критерии также не очевидны и представляют значительную проблему для самихВ истории юриспруденции такие критерии также не очевидны и представляют значительную проблему для самих юристов-ученых. Смена законодательной власти, принятие новых законов и даже конституций – эти и другие сугубо юридические критерии явно недостаточны, чтобы оценить историческую значимость тех или иных событий и посвященных им научных знаний. Конечно – работают и философские критерии Вспомним: Августин «история как движение к Граду небесному» , Л. Фейрбах «история как смена религий» , Ми. Э «история как смена ОЭФ» , Н. Данилевский «история как возникновение и угасание культурно-исторических типов (обществ )» … Эти критерии носят слишком общий и отвлеченный от юриспруденции характер, поскольку они относятся – как это видно из приведенных высказываний – к той или иной сфере общества, выступающей ее сущностью и базисом перемен. Наука, несмотря на влияние этих факторов, зачастую живет своей жизнью – и ее ритмы не всегда совпадают с ходом общей истории, «привязанной» к исторической логике и хронологии, определяемой в той или иной философской системе. Пс: эффект несвоевременности.

Такая называемая общая историческая наука, будучи по сути историографией множества разнообразных фактов и мненийТакая называемая общая историческая наука, будучи по сути историографией множества разнообразных фактов и мнений о них, часто вынуждена прибегать в своих хронологических оценках опять-таки к философским критериям либо предлагать свои историко-научные критерии , которые на поверку оказывались связанными с чередой весьма случайных событий. Так, великие русские историки XVIII-XIX вв. критериями для своих хронологий считали даты жизни или правления русских правителей. Вот почему их периодизации русской истории были по сути калькой (отражением) биографических данных этих высоких лиц. Думается, что к хронологии юриспруденции эти критерии имеют очень далекое отношение.

Методология науки может предложить другие хронологические критерии, которые:  • во-первых, были бы достаточноМетодология науки может предложить другие хронологические критерии, которые: • во-первых, были бы достаточно общими, чтобы охватить развитие науки на самых разных ее исторических этапах, • во-вторых, были бы неразрывно связаны с ее сущностными характеристиками (чтобы избежать эффект несвоевременности ) и, • в третьих, в историческом плане достаточно дискретно менялись бы, позволяя тем самым выделить определенные хронологические рамки развитии юридической науки.

2) Методологические критерии как основания для периодизации истории юриспруденции Какие методологические параметры целесообразно использовать2) Методологические критерии как основания для периодизации истории юриспруденции Какие методологические параметры целесообразно использовать в хронологии истории юридической науки? 1. Д-но, уже общие признаки науки (научности) позволяют хронологически определить начало науки о праве (конечно, весьма приблизительно – но принципиально!).

2. Далее,  формы научного знания позволяют выстроить логический ряд - от элементарных форм2. Далее, формы научного знания позволяют выстроить логический ряд — от элементарных форм до наиболее развитых форм научного знания (т. е. фундаментальной или общей правовой теории), что имеет, по видимому, и свое последовательное воплощение в истории юриспруденции 3. Беря за основу нормы-функции из области внутринаучного потребления, мы получаем уже показатель для измерения и оценки эффективности юридического знания, связанной с развитием его содержания.

4. Важным показателем развития юриспруденции является ее методологическая оснащенность, что уже характеризует не только4. Важным показателем развития юриспруденции является ее методологическая оснащенность, что уже характеризует не только ее реальные проблемы и достижения на тех или иных исторических этапах, но и принципиальные возможности этой науки, т. е. те пределы познания, которые можно увидеть с данных методологических позиций. Рассматривая в качестве основы для хронологии юрнауки ее методологическое знание , мы, тем самым, вводим в оборот специфический показатель развития юрнауки, который связывает в единое целое — и ее познавательные достижения, и менталитет ученых, и социокультурный контекст их исследований и дискуссий.

5. Возможно также рассмотреть в качестве критерия хронологии и  внешние функции юридического знания,5. Возможно также рассмотреть в качестве критерия хронологии и внешние функции юридического знания, при условии, конечно, что их увеличение и усложнение подтверждаются историческими фактами и их определенным распределением во времени. Например: если в прошлом характерная внешняя функция правовой науки – оправдание существующего строя и сложившейся правовой системы, то затем эта функция видоизменяется и становится направленной на совершенствование наличной правовой системы; в ХХ в. функции юридической науки в этом плане еще более усложняются – она становится инструментом проведения крупных реформ по реформированию и модернизации отраслей и сфер общественной жизни целых стран.

Вывод : как показывает опыт ряда наук, в том числе,  сравнительного правоведения, логическиВывод : как показывает опыт ряда наук, в том числе, сравнительного правоведения, логически возможно применение так называемых комплексных оснований для классификаций различных видов и подвидов изучаемых объектов(предметов). Следовательно, вышеперечисленные критерии (1 -4) можно объединить в один методологический критерий и на этой основе провести достаточно детальную хронологию истории науки о праве. См. главы 6 -9.

3) Различные культурно-исторические стили и образы юридического познания и мышления Социокультурный контекст – в3) Различные культурно-исторические стили и образы юридического познания и мышления Социокультурный контекст – в виде философии, религии, искусства, литературы, науки, истории. . – непременно присутствует в истории юридической науки. Это влияние проявляется: 1) в использовании особых категорий 2) в своеобразной логике и доказательствах 3) в постановке научных или иных проблем и задач 4) в специфической методологии (см выше) 5) в языке 6) в оценке своей деятельности 7) в притязаниях

Цивилизационный подход в истории юрнауки Мировоззрение ученых является той предпосылкой и тем каналом\транслятором, Цивилизационный подход в истории юрнауки Мировоззрение ученых является той предпосылкой и тем каналом\транслятором, благодаря которому осуществляется влияние социокультурного контекста на развитие юрнауки. •

 • Действительно, гуманистические идеи и то воодушевление,  которое испытал к-н юноша, соприкоснувшись • Действительно, гуманистические идеи и то воодушевление, которое испытал к-н юноша, соприкоснувшись с великими творениями итальянских художников и поэтов XIV-XVI вв. , позволяли ему по-новому слушать лекции на юридическом факультете в старинном Болонском университете, подчас истолковывая услышанный текст совершенно иначе, нежели это было задумано лектором. • Точно также, наш современник, воспитанный на образах и метафорах великой русской литературы XIX века ( «сердце обливается кровью, глядя на голодного мальчика-оборванца» ) , будет в замешательстве, услышав репортаж об очередной бандитской разборке, в ходе которой, как будет сказано, «сердце криминального авторитета обливалось кровью, поскольку было пробито пулей киллера» .

 • Мировоззрение искренне верующего мусульманина,  обучающегося юридическим дисциплинам, не позволит ему увлечься • Мировоззрение искренне верующего мусульманина, обучающегося юридическим дисциплинам, не позволит ему увлечься темой «естественные права человека» . • Атеист вряд ли станет оправдывать принятый недавно ФЗ об оскорблении чувств верующих (новая ред. ст. 148 УК РФ). • Человек, искренно преданный демократическим идеалам ( «служить народу, а не начальству» ), не сможет нормально работать в правоохранительных органах (типа ГИБДД), если там сложилась система круговой поруки и взяточничества, поощряемая единоначалием сверху.

Социокультурный контекст в истории Европы Модерн Постмодернизм Классика  Социокультурный контекст в истории Европы Модерн Постмодернизм Классика

КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ( к вопросу о влиянии социокультуры на правосознаниеКАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ( к вопросу о влиянии социокультуры на правосознание и правовое мышление в истории) В данной схеме использованы категории модерна и постмодерна, выделенные французским философом-культурологом Иахабом Хассаном

Классика (с XVII в. ) реализм (факты) натурализм (физика) универсальная форма закон интерес тоталитарностьКлассика (с XVII в. ) реализм (факты) натурализм (физика) универсальная форма закон интерес тоталитарность опыт род/вид обратимый анализ контакт/взаимодействие содержание идеи логика осознанная необходимость деятельность порядок индифферентность объяснение субъект повествование показ транцендентальное сомнение/доказательства закон общее/повторяющееся аффект/страсть Общий смысл отношение к ценностям объект познания форма объяснительная категория суть поступка оптимальная структура порождающая процедура классификация порождающий метод отношение субъекта к объекту начало познания порождающее средство порождающий метод свобода характеристика субъекта предмет познания отношение к полу понимание (текста, субъекта) язык история идентификация (вещи, понятия) предмет веры способ критики сущность явление психические аномалии

Общий смысл отношение к ценностям объект познания форма объяснительная категория суть поступка оптимальная структураОбщий смысл отношение к ценностям объект познания форма объяснительная категория суть поступка оптимальная структура порождающая процедура классификация порождающий метод отношение субъекта к объекту начало познания порождающее средство порождающий метод свобода характеристика субъекта предмет познания отношение к полу понимание (текста, субъекта) язык история идентификация (вещи, понятия) предмет веры способ критики сущность явление психические аномалии. Модерн (с XIX в. ) романтизм (ценности) символизм (язык) замкнутая форма цель замысел иерархия творчество тип синтез дистанция границы парадигма интуиция селекция процесс глубина андроцентризм/феминизм толкование означаемое большая история определенность транцендентное метафизика причина истоки паранойя

Общий смысл отношение к ценностям объект познания форма объяснительная категория суть поступка оптимальная структураОбщий смысл отношение к ценностям объект познания форма объяснительная категория суть поступка оптимальная структура порождающая процедура классификация порождающий метод отношение субъекта к объекту начало познания порождающее средство порождающий метод свобода характеристика субъекта предмет познания отношение к полу понимание (текста, субъекта) язык история идентификация (вещи, понятия) предмет веры способ критики сущность явление психические аномалии. Постмодерн (с 1970 -х гг. ) дадаизм (нигилизм) парафизика открытая антиформа случай игра анархия деконструкция мутант разлагающий анализ участие интертекст синтагма дискурс комбинация состояние поверхность полиморфность неверное толкование означающее малая истории неопределенность имманентное ирония след различия шизофрения

Выводы : 1) Тема социокультурного влияния на юрнауку – мало и слабо разработана вВыводы : 1) Тема социокультурного влияния на юрнауку – мало и слабо разработана в методологии и философии науки. 2) Особенности методологии юрнауки на различных исторических этапах ариори носят культурно-исторический характер, тем не менее этот тезис нуждается в более серьезной проработке и обобщении. 3) Сама постановка данного вопроса – своеобразное приглашение на будущее заняться этой темой

4) Социально-экономические критерии в истории юрнауки (формационный подход) Экономический базис (ПС + ПО) ПРАВО4) Социально-экономические критерии в истории юрнауки (формационный подход) Экономический базис (ПС + ПО) ПРАВО юрнаука Государство

Классы = большие группы людей, занимающие определенное место в системе общественного производства Классовая борьбаКлассы = большие группы людей, занимающие определенное место в системе общественного производства Классовая борьба – противоречие между классовыми интересами Классовая борьба происходит в формах А) экономической Б) политической В) идеологической

Основные исторические этапы в развитии юр науки (маркизм) Рабовлад. этап Феодальн. этап Капитал. этапОсновные исторические этапы в развитии юр науки (маркизм) Рабовлад. этап Феодальн. этап Капитал. этап Посткапит. этап

Тема 7: Становление юридической науки и ее методологии на ранних этапах истории А. Тема 7: Становление юридической науки и ее методологии на ранних этапах истории А. Древняя Греция – пропедевтика юридической науки. Несмотря на то, что она дала множество философов, поэтов и ученых, оставивших после себя серьезные эмпирические наблюдения и отвлеченные рассуждения о праве (Гесиод, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель…). «Теория прекрасного государства» Платона и его классификация форм правления (эмпиризм).

Формы правления, по Платону Хорошие формы Плохие формы Царство Тирания Аристократия Олигархия Демократия ОхлократияФормы правления, по Платону Хорошие формы Плохие формы Царство Тирания Аристократия Олигархия Демократия Охлократия

Б.  Древний Рим , особенно в период I-V вв.  НЭ. – становлениеБ. Древний Рим , особенно в период I-V вв. НЭ. – становление юридической науки. Унаследовал многое от греков. Главное отличие — известнейшие школы юристов в Риме, Константинополе, Афинах, Бейруте, Цезарее. Первая – создана в I в. Сабианом. Роль юридической науки ярко проявилась в III-IV вв. НЭ в период написания Свода Юстиниана – в работе комиссии приняли участие многие адвокаты и профессора школ, том числе, двух наиболее знаменитых юридических школ классической юриспруденции — сабинианцы и прокульянцы.

Дигесты, или Пандекты (Digestae, Pandectae) были самой объемной частью Свода Юстиниана*. Они представляли систематическуюДигесты, или Пандекты (Digestae, Pandectae) были самой объемной частью Свода Юстиниана*. Они представляли систематическую компиляцию цитат — в сокращении или даже в изложении — из работ классических римских юристов. Всего в Дигестах насчитывается 9. 142 фрагмента из почти двух тысяч произведений, принадлежавших перу 39 римских правоведов I — V вв. (Флорентин, Марсиан, Помпоний, Папирий Юст, Юлиан, Папиниан, Гай, Ульпиан, Павел, Модестин, Гермогениан, Григориан… Трибониан).

Методологические особенности: 1. Попытки сочетать теоретические принципы * с  юридическим творчеством 2. ДелениеМетодологические особенности: 1. Попытки сочетать теоретические принципы * с юридическим творчеством 2. Деление права на естественное – право народов – государственное – гражданское 3. Соединили право с критериями высшей морали: «Предписания права суть следующие: честно жить, ближнего не обижать, воздавать каждому его должное» (Ульпиан) —— * «Никто не может другому передать более прав, чем имеет сам» или «Невозможное не должно содержать в себе представления о некоей обязанности» .

В.  Средневековая юридическая наука в Европе Господство христианской религии в Европе,  мусульманскойВ. Средневековая юридическая наука в Европе Господство христианской религии в Европе, мусульманской веры – в арабском мире. ХII в. = «юридический век» в Европе (юг Франции, север Италии) – открылся ряд школ, в которых стали изучать сохранившиеся фрагменты Свода Юстиниана * и давать им толкования ( глоссы – краткие замечания на полях). Ирнерий – Болонский университет (с 1085 г. ) – Аккурсий ( «Полная глосса» , 1250 г. ) ———- * Свод Юстинина вновь был открыт в Италии в XII в. и получил лат. название Corpus juris civilis ( «корпус гражданских прав» )

Методологические особенности: 1) Традиция толкования юр. текстов ( «глоссаторы – постглоссаторы» ) доминировала вплотьМетодологические особенности: 1) Традиция толкования юр. текстов ( «глоссаторы – постглоссаторы» ) доминировала вплоть до XVI в. 2) «Юридическое искусство» толкования – схоластический метод: -) Сравнение всех текстов -) Снятие противоречий -) Выявление общих понятий и принципов -) Подразделение на основные и второстепенные понятия и нормы 3) Постглоссаторы делали выводы и обобщения, которых не было в классических текстах (дали определение собственности, обязательства, ЮЛ. . ) 4) Роль: возрождение общественного интереса к древнеримскому праву (противостояло партикулярному вассалитету); использование глосс в судебных процессах и договорной практике. .

Г.  Основные этапы и формы законоведения в мусульманстве Исторические формы Методологические особенности ФИКХАГ. Основные этапы и формы законоведения в мусульманстве Исторические формы Методологические особенности ФИКХА — первоначальная форма (VII-VIII вв. ) * Богословие и правоведение слиты воедино * Редакция священных книг ( Коран, Сунна) на основе таких методов, как: а) отмена “неистинных” положений (при обнаружении противоречий в канонических книгах) б) рациональное истолкование имеющихся в них “туманных” мест (как аллегорических и тд. ) “ ДОКТРИНА “ ( фукаха ) — идеология и правовые новации известных исламских законоведов (VIII-IX вв. ) * Отделение правоведения от ортодоксального (“чистого”) ислама — калама * Творчество видных мусульманских юристов-богословов (имамов, факидов) * Создание авторитетных юридических книг “Кыяс” и “Иджма” на основе метода толкования ортодоксального богословия — калама * Толкование ( тафсир , или экзегетика ) сводится к следующим методикам: а) “рай” — индивидуальное толкование калама (если Коран “молчит”) б) “иджма” — согласованное мнение многих/всех авторитетов данного времени в) “кыяс/киас” — заключение по аналогии г) “истислах/истихсан”- изменения, вносимые в Сунну и Хадит (если это признано за благо) * Создание сборников (“фикха”) — сводов и кодексов исламских законов, разработанных различными правовыми школами ( масхабами , или толками ) * Выделение “общей части”, или “доктрины” – те. единых и неизменных принципов — из учений и сборников законов различных правовых школ “ ТРАДИЦИЯ” ( таклид ) — формирование системы мусульманского права (прежде всего — суннитского и шиитского) — шариата (с XI по XV вв. ) * Шариат (“намеченный путь”) — система правил и правовых идей, созданных основными школами мусульманского права и объединенных общей “доктриной” * Дальнейшая разработка (конкретизация) мусульманского законодательства на основе толкования Корана , Сунны, высказываний авторитетных богословов, “доктрины” с учетом обычного права ( адата ) и этнокультурных традиций * Запрещены “абсолютный иджтихад” и “фукаха” (единодушное мнение юристов) * Правовой плюрализм, те. разные нормы, выработанные различными школами, имеют одинаковую юридическую силу и авторитет * Огромная роль в законодательной и правоприменительной деятельности специалистов мусульманского (шариатского) права данного исторического периода — муджтахидов ( мутакаллимов ) * Оценка поведения “правоверных” с точки зрения учета их намерений и интересов

Основные школы шариата: Родоначальник или автор учения  Название учения, источники Вид (тип)учения, егоОсновные школы шариата: Родоначальник или автор учения Название учения, источники Вид (тип)учения, его особенности Ключевые понятия — термины Абу-Ханиф / 699? -767/ — родоначальник одной из школ шариата Ханифизм: Законодательство в Османской империи (пример) Метод толкования Корана и Сунны с учетом обычного права ( адита ) Истислах (критика отдельных положений Хадита ). Рай , те. свободное нормотворчество (“когда Коран молчит”) Малик бен Анас /? -795/ — родоначальник одной из школ шариата Маликизм: Законодательство стран Магриба Метод толкования священных книг и мнений мусульманских юристов Ограниченность разума в понимании и следовании праву. Истихсан (критика хадисов Сунны ). Иджма (единомнение юристов и богословов). Рай Аш-Шафий /? -820/ — родоначальник одной из школ Шафиизм: Законодательство Сирии, Индонезии Метод толкования священных книг — Корана и Сунны Принцип жестокости в праве. Отказ от спекуляций (в виде — истсана, рая ) в праве Бен Ибн-Ханбал / 780? -855/ — родоначальник одной из школ шариата Ханбализм: Законодательство на юге Аравии Метод толкования священных книг (в основном, Хадита) Пуританская этика. Борьба за “чистоту” первоначального ислама. Начетничество (формализм) в праве

Тема 8. Методология и история правовой науки в Новое время Тема 8. Методология и история правовой науки в Новое время

Классическая методология Возникает со становлением современной юридической науки – в XVII-XVIII вв. (отчасти дажеКлассическая методология Возникает со становлением современной юридической науки – в XVII-XVIII вв. (отчасти даже предшествует ей) Классическая культура как новая социокультурная основа и цель НПД. Субъект науки: отдельный ученый, вооруженный всеобщим методом познания мира Исходный пункт НПД – объект (наивный реализм) Коммулятивизм в понимании соотношения «старое знание — новое знание» (см далее) Источник м/д знания: философия (философская методология) Стадии научного познания– одна (собственно научное познание выбранного объекта).

Классическая методология (продолжение 1) Примеры м/д знаний :  a) рационалистический метод Р. ДекартаКлассическая методология (продолжение 1) Примеры м/д знаний : a) рационалистический метод Р. Декарта (интуиция и логическая дедукция), b) эмпирический метод Ф. Бэкона (индуктивная переработка опытных данных, в XIX в. в худ. л-ре «метод индукции и дедукции» Шерлока Холмса), c) диалектический метод Гегеля (его метод философского познания права представлен в книге «Философия права» )… Идеал НЗ: всеобъемлющая философско-теоретическая дедуктивная система правового знания (с XVIII в. в России преподают курсы под названием «Энциклопедия права» ). Критерий истины — в самом методе научного познания (творчества). Иное – лишь дидактиктическая иллюстрация нового научного знания (Гегель: исторический процесс как действительность развития права).

Классическая методология (продолжение 2) Истина одна!!! Разумность ученых и их чувственная  «нормальность» Классическая методология (продолжение 2) Истина одна!!! Разумность ученых и их чувственная «нормальность» (одинаковые мыслительные и чувственные способности) – гарантия. Достижения классической юриспруденции: a) систематизация права (М. М. Сперанский ПСЗ РИ и СЗ РИ), b) перенос логических форм и схематизмов из философии в юридическую науку (пандектная система в изложении законов в Германии в 1810 -е гг. , М. М. Сперанский о статье для наследника «Методы построения системы законов» : конституция, те. «коренные законы» , из которых дедуктивно выводятся и доказываются «текущие» законы» . . ), c) рационализация смысла юридических категорий и принципов (принципы общего права, применяемые в королевских судах, и развитие системы законодательства в Англии — с XIX в. ) d) эвристическое использование отдельных философских категорий в познании и конструировании на этой основе новых юридических понятий, норм и институтов (В. Соловьев «право на достойную жизнь» ) e) …

Тема 8: Методология и история юридической науки в Новейшее время. Тема 8: Методология и история юридической науки в Новейшее время.

1. Неклассическая методология Кризис натурфилософии и классической методологии в середине ХIX в. (наука как1. Неклассическая методология Кризис натурфилософии и классической методологии в середине ХIX в. (наука как институциированный рациональный метод познания – но иная практика) Прогрессивная роль науки в развитии промышленности и коммуникации (химия, радио. . ) – «наука становится новой производительной силой общества» (К. Маркс). Новые социокультурные основания – позитивизм как новая философия, иррационализм и психологизм, модернизм (эволюционизм, прогрессизм. . ). Субъект науки – ученый, способный к научному творчеству Исходный пункт НПД – предмет (конвенциально определяемый научным сообществом). Коммуллятивизм в понимании соотношения «старое знание — новое знание» (см далее)

Неклассическая методология (продолжение 1) Источник МД-знания – методологический опыт самих ученых и история ихНеклассическая методология (продолжение 1) Источник МД-знания – методологический опыт самих ученых и история их науки (научной дисциплины). Стадии научного познания — два последующих этапа ( «контекст открытия и контекст обоснования» ) Примеры МД-знаний: a) методологический анализ науки и научного знания (Венская школа), b) социологические теории права (Иеринг, Эрлих, Коркунов) c) теории «чистого права» в духе юридического позитивизма (Кельзен, Муромцев) … Идеал НЗ: общая теория права как индуктивное обобщение систем норм права и юридических практик. Критерий истины: опыт (эмпирические факты не зависят от теории, они подтверждают или опровергают теоретические выводы). Истина – одна, даже если она допускает различные формализмы (терминологические или математические описания).

Неклассическая методология (продолжение 2) Достижения неклассической юриспруденции: a) Аналитические (отраслевые) теории права b) КлассификацииНеклассическая методология (продолжение 2) Достижения неклассической юриспруденции: a) Аналитические (отраслевые) теории права b) Классификации различных правовых явлений c) Кодификация права (Германское гражданское уложение, Германское уголовное уложение, советские кодексы 1918 г. и посл. годов) d) Развитие юридической техники (методы толкования …). e) ….

2. Постнеклассическая методология и проблемы современной юриспруденции 1) Вернуть философию в МДЮН 2) Разграничить2. Постнеклассическая методология и проблемы современной юриспруденции 1) Вернуть философию в МДЮН 2) Разграничить теорию и философию права 3) Преодоление позитивизм 4) Структура научной теории в юриспруденции 5) Методологический плюрализм 6) Критерии научного прогресса (эффективности) 7) Критический метод

Постнеклассическая методология (с середины ХХ в. ) Кризис неклассической методологии (эмпирические факты «теоретически нагружены»Постнеклассическая методология (с середины ХХ в. ) Кризис неклассической методологии (эмпирические факты «теоретически нагружены» , практика и опыт как критерии истины зачастую невозможны, несоизмеримость теорий из-за разных МД-оснований, социокультурный контекст в науке не устраним …). Новый социокультурный контекст ( «пределы роста» , «революции» , постмодерн как игра слов и смыслов, . . ). Противоречивая роль науки – с одной стороны, прогресс (в частности, информационный), а с другой – регресс как угроза миру (ОМП), природе (химизация), человеку (спид…). Субъект науки – группа ( «формальный институт» и «неформальный колледж» ) ученых и иных специалистов. Исходный пункт НПД – проблема (задача), актуализированная в научных спорах и прогнозах. Некоммуллятивизм (квазикоммуллятивизм) в понимании соотношения «старое знание — новое знание» (см далее) Стадии научного познания — два взаимосвязанных этапа (внутринаучное производство и потребление знаний)

Постнеклассическая методология (продолжение 1) Источник МД-знания:  комплексный (и философия права, и история науки,Постнеклассическая методология (продолжение 1) Источник МД-знания: комплексный (и философия права, и история науки, и методологическая рефлексия /опыт, творчество самих ученых. . – в МД-концепциях). Примеры МД-знаний: a) философско-методологические концепции развития знания (постпозитивисты Поппер-Кун-Лакатош, диалектики Бранский-Степин) b) Методологические принципы, выдвинутые в лидирующих науках (принцип дополнительности, принцип мысленного эксперимента, принцип теоретической реконструкции в исторической науке…) Идеал НЗ: фундаментальная научная теория (теории) Критерий истины: комплексный (и опытно-практическая проверка, и «логическая стройность» , и мысленный эксперимент, и философское оправдание/обоснование, и методологические законы отношений «старое-новое» , и экспертные оценки…).

Постклассическая методология (продолжение 2) Истина – одна или несколько, поскольку теории могут иметь разныеПостклассическая методология (продолжение 2) Истина – одна или несколько, поскольку теории могут иметь разные методологические основания и возникнуть/функционировать в различном социокультурном контексте Достижения постнеклассической юриспруденции: a) представление о различных типах правовых систем и типах юридического мышления (Рене Давид) b) концепция научных революций в праве и юриспруденции — (Т. Кун) c) пересмотр основополагающих принципов и категорий права в новом политическом и социокультурном контексте ( «неолиберализм» и «неоконсерватизм» их принцип защиты прав меньшинств, идеология «зеленых» , идеология ЛГБТ/LGBT и легализация нетрадиционных браков…) d) «критические исследования» в США и др. странах (гендерные, расовые. . ) e) Теория «открытого общества» (К. Поппер) f) «Историческое направление» в концепции естественного права g) Теоретическая и методологическая критика тоталитаризма h) Историческое направление (Роулс)

СПОР МЕЖДУ Д ж. РОУЛСОМ И Р. НОЗИКОМ /США/ ( неолиберализм против либерализма )СПОР МЕЖДУ Д ж. РОУЛСОМ И Р. НОЗИКОМ /США/ ( неолиберализм против либерализма ) Напомним, что классический либерализм признает естественные права человека и рассматривает общественный договор в качестве рациональной основы человеческого общежития Суть спора: что следует понимать под справедливостью и можно ли ее свести (редуцировать) к естественным правам человека?

Вопрос Дж. Роулс Р. Н озик Что такое “справедливость” и каковы границы применения этогоВопрос Дж. Роулс Р. Н озик Что такое “справедливость” и каковы границы применения этого понятия? ——————- В чем состоит справедливость общества? ——————- В чем заключается справедливость государства и его законов? Справедливость — дополнительное понятие к “правам человека” — обозначает определенное состояние общества и его институтов. (“Справедливость есть первая необходимость социальных институтов, как истина — для научной системы”) —————————- Общество справедливо, если оно основано на признании и осуществлением 2 -х принципов: 1) “каждый имеет равное право на свободу” и 2) “отношения неравенства должны или приносить общую пользу, или не ухудшать положение незащищенных членов общества” ————————— Государство справедливо, если оно гарантируют эффективное использование свободы и минимизирует неравенство Справедливость имманентна правам человека — она указывает на особое качество отношений и институтов в обществе, которые соответствуют духу и букве естественных прав ———————— Общество справедливо, если отношения собственности в нем урегулированы “историческими” аргументами: а) фактом приобретения вещи, б) фактом добровольности в передаче вещи, в) давностью форм общественного признания факта владения и использования вещи ———————— Государство справедливо, если оно охраняет права человека и не ограничивает их для защиты собственных интересов

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКИХ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В США (тезисы против либерализма) Тезис Аргументация Либерализм дуалистическиСОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКИХ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В США (тезисы против либерализма) Тезис Аргументация Либерализм дуалистически разделяет мир — на субъективное и объективное, свободу и необходимость, права и обязанности и тд. ———————————— Либерализм порождает иллюзивное (обманутое) сознание ———————————- Либерализм формирует индивидуалистическое сознание ———————————— Фундаментальное противоречие либерализма — призыв к индивидуальной свободе, который в то же время предполагает необходимость ограничения этой свободы (в обществе) “ Для обоснования этого дуализма не существует никакой нормативной теории, и поэтому он позволяет лицам, принимающим решения, рационализировать любой исход дела ———————————— Он легитимизирует капитализм и маскирует эксплуатацию — утверждениями о свободе людей и равенстве их прав ———————————— Тем самым он способствует изоляции человека от общества и противопоставлению своих интересов интересам других ———————————— Это противоречие лежит в основе различных социальных противоречий современного капитализма — между надеждой на справедливость и судебными процедурами, между правилами и искусством “ускользать” от них, между активными правами на свободу и пассивными правами на защиту и тд.

  тезис -------------------------------- Либерализм институциируется в создании современного государства  -------------------------------- Либерализм ошибается, тезис ——————————— Либерализм институциируется в создании современного государства ——————————— Либерализм ошибается, утверждая что право имеет объективное (“естественное”) и познаваемое происхождение и содержание аргументация ———————————Т е. либерализм легитимизирует существующую государственную практику, оправдывает насилие власти, ее бюрократические методы и огромные налоговые затраты, придавая им характер вечных (“естественных”) институтов ——————————— Интерпретация права (например, деятельность судьи) не является ценностно нейтральной или аполитичной процедурой

Спасибо за внимание ! Спасибо за внимание !