Тема 5 - философия.ppt
- Количество слайдов: 20
Тема 5. Движущие силы и субъекты социального развития. Человек и исторический процесс.
«Движущие силы» социального развития n Способность быть движущей силой общества составляет универсальное качество всякой человеческой деятельности. n Движущими силами общества является деятельность всех «участников» исторического процесса.
«Субъекты» социального развития n Субъектами исторического процесса становятся те индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально значимыми целями и участвуют в их осуществлении. n Формирование социального субъекта происходит в ходе развития истории.
Интересы – детерминанты деятельности n Реальной причиной, стимулирующей деятельность людей, являются интересы. n Интересы побуждают людей к определенным действиям, диктуют цели и средства этих действий, выступают их внутренним мотивом. n Интерес существует объективно.
Народ как социальная общность, его роль в социальном развитии n Народ – это исторически изменяющаяся, внутренне неоднородная общность людей, включающая ту часть населения, те классы, слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития страны на определенном этапе.
Основные черты народа: n Народ составляет главную производительную силу, создает все материальные блага. n Народ является субъектом социальных преобразований, движущей силой прогрессивных движений – за мир, демократические свободы, национальное освобождение, против войны, охрану окружающей среды и т. д. n Народу принадлежит важнейшая роль и в развитии духовной культуры. n Язык является продуктом творчества народа.
Исторические тенденции возрастания роли народа n Народ – сложная, динамичная и противоречивая общность, т. е. общность статистическая, вероятностная. n Народ может выступать как активная сила, от которой зависит весь дальнейший ход событий, но может и безмолвствовать. n В философско-социологическом знании широкое распространение получила концепция, рассматривающая народ инертной толпой и, как правило, разрушительной силой. Эта концепция наиболее полно представлена народнической идеологией (Н. Михайловский), а также в работах социологов Г. Тарда и Г. Лебона, которые неправомерно отождествляют толпу и народ.
Михайловский Николай Константинович (1842 -1904) n Русский социолог, публицист, теоретик «народничества» . n Один из основателей субъективного метода в социологии. n Мерилом прогресса является личность, ее развитие. n «Теория Дарвина и общественная наука» , «Аналогический метод в общественной науке» , «Что такое прогресс? » , «Борьба за индивидуальность» , «Герои и толпа» и др.
n Толпа – это более или менее ограниченная группа лиц или скопление людей по любому поводу, для которых характерны такие черты, как легкая возбудимость, непредсказуемость и неустойчивость действий, шараханье в крайности, иррациональность поведения.
Роль элит и исторических личностей в социальном процессе n Характеристика народа как субъекта истории не означает отрицания или умаления значения деятельности конкретных личностей. n Для определения роли личности в истории и понимания ее сущности необходимо, прежде всего, отделить это понятие от близких к нему по значению понятий «человек» , «индивидуальность» .
Личность как субъект и движущая сила общественного развития n Человек – родовое понятие, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поэтому человек – существо биосоциальное, т. е. включает как общесоциальные черты, так и биологические. n Индивид – отдельный, единичный человек. n Личность фиксирует социальный аспект жизнедеятельности человека.
n Личность – это общественно развитый человек, который обладает самосознанием, волей, определенными чертами мировоззрения. n Личность характеризует свобода выбора (возможность поступать по собственной воле, а не по принуждению извне) и свободный выбор (т. е. действия отвечают потребностям развития личности и общества).
n Свобода человека есть осуществление выбора не в ущерб себе и другим людям. Высшая степень свободы человека – совпадение его стремления, воли и объективной необходимости. n Свобода и ответственность – две стороны одного целого – сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, а ответственность «сопровождает» свободу.
n Нужно различать понятия «историческая личность» и «выдающаяся личность» . n Общим для них является большая степень влияния на ход истории. Но не всякую историческую личность можно назвать выдающейся. n Таковой она является в том случае, если ее деятельность связана с прогрессивными преобразованиями общества.
Роль исторических личностей в социальном процессе n Исторические личности могут как ускорять (если деятельность личности прогрессивна), так и замедлять его (если ее деятельность противоречит прогрессивной тенденции), либо оказывать противоречивое влияние. n Появление исторической личности определено объективными обстоятельствами, социальными условиями, которые дают ей возможность проявить свои способности. n Новые подходы в оценке роли случайности в социальном процессе раскрывает синергетика.
Синергетика - это n междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 1970 -х годов и ставящее основной задачей познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в открытых системах. n Синергетика раскрывает конструктивную роль случайности.
n На роль лидера в применении к современным условиям развития общества представляют интерес взгляды немецкого философа М. Вебера. n Рамки деятельности, влияния политического лидера на ход общественных процессов, по М. Веберу, должны ограничиваться конституционными (правовыми) формами организации общественной жизни.
Вебер Макс (1864 -1920) n Немецкий социолог, историк, экономист, социальный философ. n Основоположник понимающей социологии и теории социального действия. n Главная идея социальной философии – это идея экономической рациональности. n Основные сочинения: «Протестантская этика и дух капитализма» , «О категориях понимающей социологии» , «Хозяйство и общество» , «Объективность ученого-обществоведа и социально-политическое познание» .
n В правовом государстве лидер не может по своему произволу осуществлять руководство общественной жизнью, так как его функции строго регламентированы. n Особо нетерпимым, с точки зрения М. Вебера, является тщеславие, когда стремление к власти становится предметом собственного «самоопьянения» . n Для сильного политического лидера важны стойкость, нравственная уверенность и последовательность.
n В условиях развития демократических обществ прослеживается общая тенденция возрастания значения коллективного субъекта в истории. n В то время как роль личности лидера (речь, прежде всего, идет о политике) по мере становления правового общества все более будет ограничиваться профессиональной сферой деятельности, уровнем профессионализма.
Тема 5 - философия.ppt