4.Тектоника.ppt
- Количество слайдов: 32
Тема 4 СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ Тектоника
• Согласованность, соразмерность частей (элементов) и целого, гармоничность объемно-пространственных форм – важнейшие не зависящие от вкуса признаки выразительной композиции. • Средства достижения этой выразительности называются средствами композиции.
• Внутренние закономерные связи архитектурного сооружения, которые сознательно используются зодчим в творческой практике, приобретают значение средств архитектурной композиции, средств построения гармоничного архитектурного произведения. • Термин «средства» в теории композиции подчеркивает целенаправленное и активное использование композиционных закономерностей как некоего инструментария в творческой деятельности архитектора. • Способ композиционного моделирования – сущностное ядро деятельности архитектора, его механизм.
Тема 4. Тектоника • Введение. Средства композиции. Основные понятия. • О понятии архитектурная тектоника. • Ранние архитектурно-тектонические системы: стоечно-балочная, стеновая, купольная, каркасная и др. • Новые материалы и конструктивные приемы. Их тектоническая выразительность. • Методы и способы выявления тектоники объемно-пространственных форм.
Понятие «тектоника» • Известный советский архитектор А. К. Буров понимал о тектонику как результат • "пластически разработанной, художественно осмысленной конструкции» .
Понятие «тектоника» • Принцип тектонического формообразования охватывает три уровня организации формы, в связи с этим в полном соответствии со спецификой этих уровней, следует ясно различать и три принципа тектонической выразительности, а именно: – – – ТОНИЧЕСКИЙ, ТЕКТОНИЧЕСКИЙ И АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЙ.
Понятие «тектоника» • ТОНИЧЕСКИЙ принцип выразительности (от греческого tonos—напряжение, ударение) основывается на законах психологии восприятия и связан с выделением и визуальной акцентировкой существенных свойств и признаков предмета с целью гармоничной организации его художественнокомпозиционной формы.
• ТЕКТОНИЧЕСКИЙ принцип выразительности основан на законах физического строения предмета и связан с выделением и акцентировкой доминирующих силовых напряжений с целью гармоничной организации его инженерно-технической формы.
• АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЙ принцип выразительности основывается на законах взаимодействия материально-технических и художественно-образных начал в области предметных искусств и связан с выделением и визуальной акцентировкой в материально-художественной форме предмета определенных социальнокультурных ценностей и смыслов с целью гармоничной организации отношений в системе «общество—предметная среда» .
• Поскольку в основе всех этих определений лежит понятие напряжения, ударения, акцентировки, то сущность трех принципов тектонической выразительности можно обобщенно определить как целенаправленное создание и визуальное выражение эмоциональных, физических, и смысловых «напряжений» в содержании предметной формы в зависимости от уровней и целей ее организации.
• Поскольку взаимодействие материала, конструкции, функции и формы осуществляется на идеальном, информационном уровне их существования, то степень гармоничности полученной образной модели будет полностью зависеть от строгости логических построений и их соответствия объективным законам тектоники, т. е. от «тектоничности» мышления архитектора, как его способности осуществлять органический синтез образного, логического и технического.
Тектоника • формировании образной модели протекает в виде многообразных и взаимообусловленных изменений в содержании материала, конструкции, функции и формы, нацеленных на достижение взаимосогласованности, взаимосоответствия и взаимосоразмерности на основе принципа тектонического формообразования. Все эти изменения, преобразования и превращения материала, конструкции, функции и формы дизайнер образно моделирует, используя метод трансформации
Тектоника • Ранние архитектурно-тектонические системы. Самой древней конструктивной системой, действующей в наши дни, является стоечно-балочная система.
3. Стоечно-балочная тектоническая система • Ордер - развитая конструктивноэстетическая система в архитектуре, как принцип и даже как мировоззрение
Греческий ордер тектоничен. • Осмысленные конструктивные закономерности построения ордера превратились в средство композиции. • Универсальность ордерной системы как средство художественной выразительности служит человеку с момента возникновения ордера и по сей день, и только коренные изменения строительного производства, переход от ручного труда к индустриальному лишил ордер его значения
• удачно выявленная тектоническая трактовка объема в целом и его ограждающих конструкций в значительной мере определяет облик здания, его пластический образ, массивность или изящество формы.
• Универсальность ордерной системы как средство художественной выразительности служит человеку с момента возникновения ордера и по сей день, и только коренные изменения строительного производства, переход от ручного труда к индустриальному лишил ордер его значения как тектонического и художественного символа
• Стена, которую мы привыкли воспринимать как преграду между высшим и внутренним пространством и опору для перекрытий, превратилась в сплошное остекление, не разделяющее, а зрительно соединяющее оба пространства. Тектонический смысл стены как преграды и несущей опоры изменился (рис. 42). Стена «дематериализуется» .
• Возможности современной техники привели к появлению сооружений, в которых нарушены веками установившиеся представления о тектонике.
Тектоника • удачно выявленная тектоническая трактовка объема в целом и его ограждающих конструкций в значительной мере определяет облик здания, его пластический образ, массивность или изящество формы.
Упражнения студентов на тектонику
Упражнения студентов на тектонику
Упражнения студентов на тектонику моста
Упражнения студентов на тектонику
Тектоническое мышление С. Калатравы
«Дематериализация» стены
Творчество С. Калатравы
Роджерс. Аэропорт в Барселоне.