Тема 4. Русь в 13-15 веках. Часть 2.pptx
- Количество слайдов: 26
Тема 4 Русь в XIII-XV веках
Борьба за единство и независимость Руси.
В 1389 г. на московский престол вступил старший сын Дмитрия Донского Василий I Дмитриевич Уже в первые годы своего правления, продолжая политику Дмитрия Донского, Василий I присоединил к Москве Нижегородское княжество В конце XIV в. новая опасность надвинулась на Русь из глубин Азии. Владетель Самарканда Тимур (или Тамерлан) подчинил себе всю Среднюю Азию, часть Северного Кавказа и напал на Золотую Орду Василий I Дмитриевич только перед смертью отца возвращается в Москву после двух летнего плена в Орде и последующего скитания по Восточной Европе, где он сдружился с будущим литовским князем Витовтом и женился на его дочери Софье.
Тохтамыш бежал в Литву, а Тимур двинулся на Русь. Василий Дмитриевич двинул навстречу «железному хромцу» , как называли Тимура, свои полки Войска Тимура, разоряя все на своем пути, дошли до города Ельца, а потом внезапно повернули обратно В противовес Орде на Русь теперь надвигается Литва. Она окончательно присоединила к себе Полоцкое и Смоленское княжества. Значительно усилилось влияние Витовта в Рязани, других пограничных русских княжествах. Витовт предпринимает походы на Псков и Вязьму В 1406— 1408 гг. Витовт и Василий Дмитриевич трижды стояли друг против друга на пограничных рубежах. В 1408 году на Руси появилась «Едигеева рать» . Ордынцы прошли к стенам Москвы внезапно в начале декабря. Простояв месяц под стенами Москвы Едигей повернул на юг. Великий князь Василий Дмитриевич скончался в 1425 г. Его сыну, наследнику престола княжичу Василию (1415— 1462)
Однако у Василия II появился соперник — второй сын Дмитрия Донского князь Юрий Дмитриевич Звенигородский-Галицкий Василия II в конечном счете поддержали: крупные русские города во главе с Москвой (Коломна, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль и др. ) московский митрополит, епископы (кроме новгородского владыки), игумены крупных монастырей весь «дом Калиты» и даже братья Юрия Звенигородского Сразу же после восшествия на трон юного Василия II в 1425 г. Юрий Звенигородский уехал в северный Галич, и разослал по всем землям грамоты о неподчинении Василию II и сборе рати. В ответ Василий II отправляет на Галич войска После того и Василий II, и Юрий отправились в Орду, за ярлыком на великое княжение. Князья пробыли в Орде год. Москва выиграла спор Новое противостояние началось после ссоры сыновей Юрия Дмитриевича Василия по прозвищу Косой и Дмитрия по прозвищу Шемяка с Василием II во время его свадьбы в 1433 г.
Вскоре Юрий Звенигородский вместе с сыновьями нанес по Москве удар. Быстро собранные московские войска были разбиты Юрием, и Василий II вместе с семьей, казной и ближними боярами бежал из Москвы и укрылся в Костроме. Там его осадили сыновья Юрия, которым Василий II сдался Однако Василий II собрал новые силы и двинул их на владения Юрия и его сыновей. Юрий принял вызов и одержал победу в решающем сражении в 1434 г. , которое произошло на территории ростовской земли , после чего вторично занял Москву. А сам Василий II бежал в Тверь, потом в Новгород Несмотря на это Василий II сразу же становится притягательной Однако в этом же 1434 г. Юрий умер, фигурой для всех слоев русского и его старший сын Василий Косой общества. Юрий остался в провозгласил себя великим князем одиночестве. В этих условиях он принимает решение: отказывается от московского престола и уступает столицу племяннику Василий II занимает Москву и тут же возобновляет борьбу. Он отправляет московское войско за своими братьями которые бежали в Кострому, потом в родной Галич. Однако снова терпит от них поражение на берегу р. Клязьма
Опять собрав войско Василий II двинул на своего противника и в решающем сражении в той же ростовской земле в 1436 г. Василий Косой был разбит московским войском, пленен и отвезен в Москву. Там его ослепили по приказу великого князя. Отсюда и прозвище Василия Юрьевича — Косой. После чего сломленный Василий Косой ушел с политической арены и умер в забвении через 12 лет В этих условиях против Василия II зреет бунт во главе с сыном Юрия Звенигородского Дмитрием Шемякой который ночью 12 февраля 1446 г. захватил Москву, послал отряд в монастырь, арестовали великого князя. Там он был ослеплен. В дальнейшем великий князь вошел в историю под именем Василия II Темного. Через несколько дней Василия II с Зимой 1444 г. ордынское войско женой сослали в Углич на Волгу, куда вновь появилось на Руси, захватило за Василием потянулась вся русская Нижний Новгород, Муром, другие верхушка. города. Василий II сам повел русскую рать навстречу врагу. В сражении у В связи с этим Василия II стен суздальского Спасо-Евфимиева отправляют в ссылку в Вологду, монастыря, несмотря на численное взяв с него клятву никогда более не превосходство русских, татары домогаться великокняжеского разгромили войско великого трона московского князя
Вологда вскоре стала центром сопротивления мятежникам. Вскоре игумен Кирилло. Белозерского монастыря освобождает Василия II от клятвы, данной Шемяке Великий князь собирает войско, получает помощь из разных городов Из войска Шемяки многие переходят на сторону Василия II Дмитрий Шемяка бежит в Углич, а Василий II торжественно въезжает в Москву Еще несколько лет длилась война. Лишь в 1453 г. Василий II окончательно взял верх. В этом же году Шемяка скончался в Новгороде
Иван III. Освобождение от ордынского ига.
В 1462 г. окончил свою жизнь многострадальный Василий II, и на московский престол вступил его старший сын Иван III Васильевич После смерти отца Иван III продолжал его дело: Во-первых, он постарался обезопасить Русь от постоянного натиска татар. Иван III нанес ряд ударов по Казанскому ханству. В 1469 г. войско под командованием его брата Юрия осадило Казань и заставило казанского правителя освободить русских пленников Во-вторых, как и при отце, Ивану III пришлось налаживать мир в своей Его восшествие на московский трон семье произошло по завещанию Василия II. В-третьих, Иван III продолжал При этом не потребовалось политику подчинения Москве одобрения Орды. независимых русских земель Большинство русских земель уже вошли в состав Московского Над Рязанским княжеством был государства. Но независимыми установлен патронат. Сложнее было с оставались еще Новгород, Тверь, Новгородом и Тверью Рязанское княжество
Новгород всегда находящийся в противоборстве с великими князьями начал переговоры с Литвой, прося о помощи против Москвы. Литва согласилась В связи с этим Иван III направил в Новгород грамоту, где называл новгородскую республику своей «прародительской отчиной» . Это вызвало взрыв возмущения в городе Иван III решил конфликт вооруженным путем. Он мобилизовал против Новгорода все силы тогдашней Руси 14 июля 1471 г. на берегу реки Шелони произошло сражение новгородской рати против авангарда русских сил. Небольшая, но хорошо организованная русская рать, разгромила численно превосходившее ее новгородское войско Итогом этого поражения стало стеснение новгородских свобод. Новгород признал себя «отчиной» Ивана III. В городе усилилась власть московского наместника и других официальных лиц, сношения с Литвой объявлялись незаконными После поражения на Шелони антимосковская партия в Новгороде не сложила оружия. Ее возглавила вдова казненного посадника Марфа Борецкая
В ответ Иван III в 1477 г. вновь направил на мятежный город общерусское войско В 1478 г. Иван III прекратил уплату дани Орде В ответ на это владыка Большой Орды хан Ахмат повел на Русь более ста тысяч воинов. Он договорился о союзных действиях с Литвой. Но и Иван III вступил в союзные отношения с Крымом Всеми силами Ахмат двинулся к устью реки Угры, где она впадает в Оку вблизи литовско-русской границы. Но сюда же несколько ранее подошел с главными силами и Иван III. По новому договору Новгород отныне становился одной из частей Русского государства
Наконец 8 октября 1480 г. татары предприняли попытки форсировать Угру и обрушиться на русский лагерь три дня шла перестрелка между войсками. Но никто не смог взять верх. Два войска стояли друг против друга на противоположных берегах реки. Наступил декабрь, Угра покрылась льдом. Ахмат пытался начать с Иваном III переговоры о возврате Руси к прежней зависимости. Но Иван III, не отказываясь от переговоров, тянул время, усиливал армию Ахмат не выдержал и дал приказ отступать. Скоро отход татар превратился в бегство. Они разорили попавшиеся им на пути литовские земли в отместку своему несостоявшемуся союзнику Но русское войско, преследуя ордынцев, пресекало все попытки таких грабежей. Назад в Орду вернулись лишь остатки монгольской рати, а вскоре Ахмат был убит в Орде. Союзник же Ивана III крымский хан Менгли. Гирей нанес удар по литовским владениям
Тверской князь Михаил Борисович, брат уже умершей первой жены Ивана III, попытался избежать участи Новгорода. От дружеских отношений с Москвой он перешел к союзу с Литвой И тогда Иван III в 1485 г. двинул на Тверь московское войско. Силы были неравны. Тверь не могла оказать сопротивления победителю Новгорода и Большой Орды. Московское войско осадило Тверь, но тверской князь сумел бежать в Литву Несколько позднее Иван III предпринял поход на Вятку, и весь Вятский край был присоединен к Московской Руси За 30 лет правления Ивана III изменилась политическая карта Руси: вместо различных княжеств появилось крупное единое самостоятельное государство, которое уже стали называть Россия, во главе с сильным монархом, который начал именовать себя «Государь всея Руси» . Гербом нового государства стал заимствованный из Византии двуглавый орел
Во главе Русского государства стоял великий князь Рядом с князем встал новый центральный орган управления — Боярская дума В Боярскую думу входили представители элиты: князья, А во время русско-литовской ставшие из самостоятельных войны 1500— 1503 гг. московские владетелей служилыми войска добыли для Руси помощниками великого князя, но Чернигов, Брянск, Мценск, сохранившие свои вотчинные Рыльск, Гомель и другие русские владения в бывших княжествах, города. В 1514 г. Москва родовитые бояре — крупные овладела Смоленском землевладельцы, воеводы В ведении Боярской думы находилось В 1510 г. к Московскому государству был присоединен рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики Псков, а в 1521 г. — Рязанское страны. Члены Боярской думы княжество выполняли постоянные или временные поручения великого князя — Таким образом вся Северокомандовали войсками, были Восточная и Северо-Западная наместниками в городах, управляли Русь оказались под властью отдельными отраслями Москвы государственного хозяйства. С 80 -х гг. XV в. русские отряды все чаще появляются в принадлежавших Литве Смоленском, Черниговском, Полоцком княжествах
Зарождается великокняжеская канцелярия в виде специальных учреждений: Казны и Дворца Это органы, которые контролировали поступления налогов, обороты земель, несение помещиками-дворянами военной службы Появляются первые приказы Учреждения, ведавшие различными областями управления страной. Их возглавляли бояре и дьяки Поместный церковный собор — широкое совещание виднейших представителей Русской православной церкви Собор не только обсуждал церковные вопросы, избирал и назначал московских митрополитов и епископов в русских городах, но и являлся совещательным органом при государе по общим важным вопросам жизни страны Введена новая система местного управления На местах от имени великого князя различными районами страны — уездами управляли «кормленщики» т. е. представители знати, для которых платой за их службу были «кормления» — сборы в свою пользу с населения Более мелкими территориальными единицами — волостями управляли волостели, которые также подчинялись центру Новой стала русская армия. Упраздняются дружины, их место занимает великокняжеская армия, состоявшая из дворян-помещиков. Они должны были являться на службу к великому князю «конно, людно и оружно» , т. е. самому быть хорошо вооруженным конным воином да еще приводить с собой вооруженных крестьян или холопов для пехотных полков.
Создание централизованного управления страной было завершено принятием в 1497 г. нового Судебника. Он стал первым кодексом законов единой России Он устанавливал новую систему управления страной, обозначал роль монарха, Боярской думы, местного управления, определил порядок судопроизводства, но и вводил нормы, касающиеся жизни и имущества всех жителей страны, жестоко наказывал за преступления против личности и собственности Суд должен быть объективным и справедливым. Судьям — боярам и дьякам — запрещалось брать «посулы» (взятки) и руководствоваться при вынесении судебных решений чувством дружбы или мести. За совершение тяжких преступлений против личности и собственности — «татьбу» (воровство), разбой, «душегубство» (преднамеренное убийство) предусматривалась смертная казнь. Такое же наказание полагалось за воровство в церкви, поджог и другие «лихие дела» . Наместникам-кормленщикам и волостелям, вменялась в обязанность проводить судебное разбирательство только в присутствии местных «лучших людей» Судебник 1497 года ввел ограничения для крестьян. Это выражалось в стеснении их права перехода от одного землевладельца к другому или ухода на свободные земли. Отныне крестьяне имели право выхода только раз в году — в течение двух недель: неделю до Юрьева дня (24 ноября) и неделю после. При этом они должны были платить землевладельцу «пожилое» — деньги за двор, постройки и проч. , которые были возведены при помощи хозяина. И чем дольше они жили на данных землях, тем «пожилое» было выше.
Культура и быт XIII-XV вв.
Летописи Жития, сказания, «хождения» Новые летописные своды стали создаваться при дворах отдельных крупных князей — во Владимире, Ростове Великом, Рязани, Твери; позднее в Москве Жития — это церковные сочинения о выдающихся русских людях — князьях, деятелях церкви. Их героями становились только личности, чья деятельность являлась действительно эпохой в истории Руси, или те, чей жизненный подвиг стал примером для многих поколений русских людей. Церковь их объявляла святыми. Не прерывалось летописание в Новгороде и Пскове. Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании и создании других историко-литературных памятников переходит к Москве. Они пишутся в Троице-Сергиевом монастыре, в московских монастырях Наиболее известным летописным сводом этого периода стал московский «Русский хронограф» Житие святого Александра Невского Повесть о жизни и трагическом конце Тверского великого князя Михаила Ярославича, растерзанного в Орде «Житие Сергия Радонежского» , написанное его учеником Епифанием Премудрым в 1417— 1418 гг
Особенно популярны в это время Зодчество становятся сказания. Это истории, посвященные знаменательным В конце XIII в. начинается событиям в жизни страны. строительство первых каменных храмов в послемонгольское время. Таким сказанием стала «Задонщина» (написана в 80 -е гг. Они возводятся в Новгороде и Твери. А затем строится Троицкий собор в XIV в. ), рассказывающая о обители Сергия Радонежского, Куликовской битве. Ее автор церкви в московских монастырях Софроний Рязанец Специальное сказание было Строятся каменные крепости в создано о нашествии хана Изборске, Копорье, Орешке. В 60 -е гг. Тохтамыша на Москву в Москве Дмитрий Донской строит В XIV—XV вв. вновь появляются на белокаменный Кремль Руси «Хождения» — сочинения, описывающие дальние путешествия русских людей. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, в котором рассказывается о его многолетнем путешествии по странам Востока и о жизни в Индии. Начало датировано 1466 г. , а последние строки написаны в 1472 г.
Иван III строит краснокирпичный Московский Кремль с 18 башнями. Почти одновременно возносят свои гордые главы три замечательных кремлевских собора пятиглавый Успенский собор — главный храм страны (1475— 1479), построенный по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти Его архитекторами и инженерами были приглашенные на службу в Россию итальянцы, а исполнителями — русские мастера каменных дел
Благовещенский храм , домовая церковь великокняжеской семьи (1484— 1489 гг. ), был спроектирован и построен русскими умельцами В начале XVI в. уже после смерти Ивана III был воздвигнут Архангельский собор (1505— 1508), ставший усыпальницей династии Рюриковичей. Его построил итальянец Алоизо де Каркано или Алевиз, как его звали на Руси
Одновременно с Кремлевской стеной и соборами во времена Ивана III создаются знаменитая Грановитая палата — место торжественных «выходов государя всея Руси» , приема иностранных послов Живопись. В Новгороде во второй половине XIV в. расписывал храмы и создавал иконы византиец Феофан Грек Младшим современником Феофана был Андрей Рублев — монах сначала Троице-Сергиева, а потом московского Спасо-Андронникова монастыря. Некоторое время Рублев работал в Москве вместе с Феофаном Греком. Они расписывали в начале XV в. фресками еще деревянный московский Благовещенский собор В дальнейшем Андрей Рублев становится наиболее известным русским живописцем. Его вместе с другом Даниилом Черным пригласили расписывать Успенский собор во Владимире, который послужил позднее моделью для Успенского собора в Кремле
Самым знаменитым произведением живописи этого периода является икона «Троица» Андрея Рублева, созданной в 10 -е гг. XV в. для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре Быт народа В богатых княжеских и боярских домах, обнесенных высокими и плотными заборами и состоящих из многоярусных теремов со множеством парадных жилых палат, светлиц, сеней, переходов, для украшения и удобств использовались восточные ковры, дорогая металлическая посуда. Здесь имелись рукописные книги религиозного и светского содержания. Их наличие в доме говорило не только о культурном уровне его обитателей, но и об их силе и богатстве. Такие хоромы освещались свечами, которые стояли в металлических подсвечниках. На ней воплощают в себе святую Троицу — справа стоит Святой Дух, слева Бог Отец, а в центре Бог Сын — Иисус Христос, который будет послан людям, чтобы своими страданиями направить их на путь спасения. Знатные люди выезжали либо в карете, либо верхом на снаряженных дорогой сбруей лошадях, в сопровождении слуг, богатый владелец двора. Ходить пешком богатому человеку в это время уже считалось зазорным
Знатные люди, как правило, носили длинные до пят одежды — кафтаны, шубы; они украшались драгоценными камнями, дорогим серебряным и золотым шитьем, вышивкой. Эти одежды часто шились из «заморских» дорогих тканей — сукна, бархата, атласа, камки Считалось, что чем богаче, тяжелее, длиннее была шуба, тем больше достоинства придавала она ее владельцу, хотя двигаться в ней было неудобно Русские женщины в XIV—XV вв. без меры белили лица и красили свеклой щеки, «чернили» глаза, выщипывали брови и на их место приклеивали другие Мужчины и женщины носили украшения — перстни и монисты, цепи и пояса с пряжками из золота и серебра. На ногах были сапоги из тонко выделанной кожи — сафьяна — разных цветов Питание богатых людей включало мясо, птицу, рыбу разных сортов, в том числе дорогую красную, всевозможные молочные продукты. На столах в княжеских, боярских хоромах можно было увидеть не только домашние меды и пиво, но и «заморские» вина Русские люди всех сословий, как и прежде, ценили хорошую баню В сельской местности строились деревянные рубленые избы с двускатной тесовой или соломенной крышей. Скот содержался в подклети — нижнем помещении такой избы. Глинобитные печи топились почерному, т. е. дым уходил на волю через верхнее оконце. Иногда избы зажиточных крестьян имели клети с подклетями — летними неотапливаемыми помещениями
Бедные селяне и горожане продолжали сооружать себе избы-полуземлянки (низ, вырытый в земле с деревянной надстройкой) с вековыми глинобитными печами И в рубленых избах, и в полуземлянках мебель была самодельной Еда в простых семьях — самая неприхотливая: ржаной хлеб, квас, каша, кисели из овсяной или гороховой муки, капуста во всех видах, репа, редька, свекла, лук, чеснок — вот был обычный стол простолюдина. Из молочных продуктов обычно употребляли масло, молоко, сыр, творог. Все это было собственного производства. Мясо подавалось на стол только по праздникам. Освещалась такая изба лучиной, которую вставляли для безопасности в печную щель. При ее свете женщины пряли, шили, мужчины чинили конскую сбрую, делали другую работу В сельской местности на праздники Люди труда и одевались устраивались мирские складчины — соответственно: рубахи из пиры, когда вся община садилась за домотканного холста или сукна общие столы под открытым небом. А (зимой), стянутые в талии поясами, такие же домотканые порты, на ногах потом начинались песни и пляски под гусли, свирели, бубны. В таких крестьяне носили лапти, сплетенные праздниках участвовали и скоморохи. В из лыка, а городские жители — городах, в том числе в Москве, кожаную обувь. Зимой поверх рубахи праздники часто сопровождались надевали меховые овчинные тулупы, а таким видом развлечения, как кулачные на ноги — валяную обувь, которая бои выручала в сильные морозы.
Тема 4. Русь в 13-15 веках. Часть 2.pptx