![Скачать презентацию Тема 4 Классическая немецкая философия Философия марксизма Учебные Скачать презентацию Тема 4 Классическая немецкая философия Философия марксизма Учебные](https://present5.com/wp-content/plugins/kama-clic-counter/icons/ppt.jpg)
Т. 4. Классич.нем.фил.Марксизм.ppt
- Количество слайдов: 45
Тема 4 Классическая немецкая философия. Философия марксизма Учебные вопросы 1. Философские позиции И. Канта. 2. Диалектика Г. Гегеля. 3. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 4. Разработка материалистической диалектики в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса. 5. Социально-философская теория марксизма
n n Немецкая классическая философия И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах (конец 18 - сер. 19 вв. ) Достижения: создание идеалистической диалектики, исследование процесса развития; разработка категориального аппарата философии; понимание истории как целостного процесса, обоснование принципа историзма; гипотеза естественного происхождения Солнечной системы;
Немецкая классическая философия n n n решение проблемы тождества субъекта и объекта (единства мира и человека); обнаружение гносеологических и психологических корней религии; идея «вечного мира» и будущего запрета войн; идея о границах познавательной способности человека.
Иммануил Кант Дата рождения: 22 апреля 1724 Место рождения: Кёнигсберг, Пруссия Дата смерти: 12 февраля 1804 (79 лет) Место смерти: Кёнигсберг, Пруссия
И. Кант (1724 -1804) n n Попытки примирить материализм и идеализм, веру и науку; Агностическая теория познания – внутренняя сущность вещей в себе и границы самого разума – препятствия для познания; Признание объективного существования предметов и их воздействия на органы чувств – явлений, « вещей для нас» ; Признание непознаваемости сущности явлений, « вещей в себе» ;
n n познание человека проходит три ступени: чувственное созерцание, рассудок и 2 разум; ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер познаются только явления, сущность (вещи как они есть, сами по себе) непознаваема, т. к. мы знаем о вещи только то, что дано нашему сознанию
Попытки рассудка выйти за пределы 3 опыта ведут к неразрешимым противоречиям –антиномиям разума: 1. мир имеет начало во времени и пространстве; мир во времени и пространстве безграничен. 2. все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно. 3. в мире существует свобода; никакой свободы нет, так как все совершается по законам природы. 4. Бог есть необходимость, безусловная сущность мира; Бога в мире нет. n
И. Кант о морали n «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их пред собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования» .
Категорический императив n -высший принцип нравственности. -благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. безусловный принц Только , т. е. не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона -нравственный закон, независящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным. -человек должен стремиться в бесконечном прогрессе своих максим к идее нравственно совершенного закона. В этом состоит добродетельсамое высшее, чего может – достичь конечный практический разум.
. «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» n «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» . n n На практике осуществить это невозможно (эгоизм). Как же разрешить это противоречи
Условия осуществления категорического императива - 3 постулата чистого практического разума: n 1 -й – постулат свободы воли, т. е. автономии человеческой воли. Не может быть разговора о нравственности, если нет свободной воли, которая подчиняется только нравственным законам. n 2 -й постулат практического разума – предполагает существование духовного мира. Это постулат бессмертия души. n 3 -й постулат: достижение счастья в бесконечной перспективе возможно лишь при условии бытия Бога.
n n n Георг 3 Вильгельм Фридрих Гегель Дата рождения: 27 августа 1770 Место рождения: Штутгарт, Вюртембе рг Дата смерти: 14 ноября 1831 (61 год) Место смерти: Берлин, Пруссия
n n ГЕГЕЛЬ (1770 -1831) Учение названо им «абсолютный идеализм» Первична «Абсолютная идея» (сознание, дух), вторично все материальное; "Абсолютная идея" - субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей. Она существует вечно и содержит в скрытом, "свернутом" виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений.
Главное качество Абсолютной идеи 2 внутренняя противоречивость, способность стать иной, превратиться во что-то другое, р а з в и в а т ь с я; n в саморазвитии Абсолютной идеи - три ступени: 1)становление и развитие в идеальной форме понятий и категорий; 2) инобытие, «отчуждение» себя в форме природы; 3) идея порождает человеческий разум и общество. Все сущее – ступени развития идеи. n
Решение проблемы тождества субъекта и объекта: n n обыденное сознание признает противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно путём развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит путь, который прошло человечество в течение своей истории. В результате человек оказывается в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, «мирового духа» , для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, «сознания» и «предмета» , а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия. (Природа и человек – инобытие Идеи).
Структура философии: n n n Логика: учение о бытии, о сущности, о понятии Философия природы: три науки – механика, физика, органика Философия духа: антропология, феноменология, психология Философия права – проявление свободного духа – право собственности, договора, наказания. Дух освобождается в действительной нравственности – семейство, гражданское общество, государство. Смысл истории - прогресс в сознании свободы. Европейское государство – совершенное государство. В нем искусство, религия, философия – проявления абсолютного духа. «Все действительное разумно, все разумное действительно» .
2 n n n Им разработан новый диалектический метод на идеалистической основе, он относит его только к мышлению (только оно - истинно сущее); Разработана система законов и категорий диалектики (главный – закон единства и борьбы противоположностей); разработаны основные принципы диалектической логики – через «триады» строятся все доказательства.
n 2 Смысл философии, по Гегелю, - в раскрытии исторического пути самодвижения «абсолютного разума» как единственной активной, реально существующей силы: « Абсолютная идея имеет содержанием себя самое как бесконечную форму, ибо она вечно полагает себя как другое и опять снимает различие в тождестве полагающего и полагаемого» .
Об отношении к материализму: n «всякая философия есть по существу идеализм или по крайней мере имеет его своим принципом, и вопрос затем заключается лишь в том, насколько этот принцип действительно проведен… Противоположение идеалистической и реалистической философии не имеет поэтому никакого значения. Философия, которая приписывала бы конечному существованию как таковому истинное, последнее, абсолютное бытие, не заслуживала бы названия философии»
Людвиг Фейербах Имя при рождении: Людвиг Андреас Фейербах Дата рождения: 28 июля 1804 Место рождения: Ландсхут, Бавария Дата смерти: 13 сентября 1872 (68 лет) Место смерти: Нюрнберг, Бавария, Герман ская империя
Основные идеи: n n n «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней. Субъект божества — разум, а субъект разума — человек» «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли — и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения» сущность нравственности заключается в блаженстве, но не в блаженстве одиночном, а в многостороннем, распространяющемся на других, ибо «я» неотделимо от «ты» : «тумаки его братьев и щипки его сестёр научат его тому, что и чужое стремление к счастью вполне законно» .
Л. ФЕЙЕРБАХ ( 1804 -1872) n n n отстаивал материалистический взгляд на природу, отрицал гегелевскую диалектику; в теории познания – сенсуалист, знания – из чувственных данных. характерная черта - антропологизм – человек и природа едины; в человеке выделял природно - биологическую сторону без учета социальной; человек действует на основе любви к другому человеку, это рождает новую мораль - альтруизм; для человека бог – другой человек
n 2 вскрыл связь идеализма с религией, их корень заключается в отрыве мышления от бытия и превращении идей в самостоятельные сущности; сущности Они возникают в результате отчуждения, наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, сущности наиболее общих свойств человеческого рода (свои мечты о недостижимых качествах человек воплощает в идее Бога, наделяет ими его).
Предпосылки возникновения философии марксизма 1. Теоретические А. Философские идеи Г. Гегеля и Л. Фейербаха « У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» . n Б. Политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо (роль производства, теория трудовой стоимости) В. Утопический социализм (Ш. Фурье, А. Сен. Симон, Р. Оуэн) с обоснованием идей коммунизма.
Предпосылки возникновения философии марксизма 2. Естественно-научные открытия: = закон сохранения и превращения энергии (М. Ломоносов, Майер); = клеточная теория строения организмов ( М. Шлейден, Т. Шванн); = эволюционная теория Ч. Дарвина. 3. Социологические: = история (Гизо, Минье, Тьерри открыли классы и классовую борьбу); = археология – открыла формы первобытного строя; = антропология – доказала единство исторического происхождения человеческих рас.
Экономические, социальные и политические предпосылки а) утверждение капиталистического способа производства; кризисы перепроизводства бурное развитие производительных сил; б) пролетаризация населения; в) развитие классовой борьбы пролетариата, буржуазные и буржуазно-демократические революции в Европе
Карл Ге нрих Маркс нрих n 5 мая 1818, Трир, Пруссия — 14 марта 1883, Лондон, Великобритания) — немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм» .
Фри дрих Э нгельс дрих нгельс n Фри дрих Э нгельс (нем. Friedrich Engels; 28 дрих нгельс ноября 1820, Бармен (ныне район Вупперталя) — 5 августа 1895, Лондон) — немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.
Заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса в развитии философии Определили задачу философии - объяснение и и з м е н и е мира; n Сформулировали основной вопрос философии – об отношении мышления к бытию, духа к природе; n Открыли материалистическую диалектику; n Определили сущность идеального: идеальное - это отражение материального в сознании человека и общества n создали социальную философию, материалистическое понимание истории. n
.
ОСНОВНЫЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ n Материалистическое понимание мира: материя (бытие) первична, бытие определяет сознание n Сознание – свойство материи отражать самое себя, а не особая сущность, нет никакой сверхъестественной силы К. Маркс: «Религия – опиум для народа» .
Ф. Энгельс: n ". . . У нас есть уверенность в том, что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время"
ОСНОВНЫЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ n Материя вечна, бесконечна, постоянно движется и развивается в новые формы существования n Развитие материального мира и сознания подчинено основным законам – единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА Человек и общество – часть материального мира, подчинены общим законам, действующим в особой форме n Они имеют естественно-историческую природу, их развитие – антропосоциогенез n Основа бытия общества – материальное производство: каково производство, таково и общество, способ производства определяет тип общества n
Ф. Энгельс о проблемах естествознания и антропосоциогенезе
Социально-философская теория марксизма n n Идеи связаны с обществом, они – отражение потребностей общества на современном этапе Социальные преобразования могут быть осуществлены только реальными действиями масс; народные массы играют решающую роль в истории Выдающиеся личности становятся таковыми, если – и когда - выступают выразителями назревших общественных потребностей. Действия личности могут ускорить или замедлить развитие общества, но никакая личность – и даже все общество - не могут отменить объективные законы развития.
К. Маркс: n «История делает ничего не , она „не обладает никаким необъятным богатством“, она „не сражается ни в каких битвах“! Не „история“, а именно человек , действительный, живой человек — вот кто делает все это, всем обладает и за все берется. „История“ не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное деятельность преследующего свои как цели человека» .
Социально-философская теория марксизма n n n Типы общества – общественно-экономические формации – сменяют друга, когда старый способ производства становится неэффективным Капитализм не вечен, он сменится очередным этапом – коммунизмом. «Могильщик капитализма» - пролетариат, рабочий класс Смена обществ идет через классовую борьбу, социальную революцию. Путь к коммунизму – «последняя политическая революция коммунистическая» . К. Маркс: «После этого социальные эволюции перестанут быть политическими революциями»
.
Главный труд К. Маркса – «Капитал» «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» …
К. Маркс о своей теории: n «. . . Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства ; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата 3) что эта диктатура сама составляет ; лишь переход к уничтожению всяких классов обществу без классов и » .
Социально-философская теория марксизма n Цель – «общество, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» . n Основа – преодоление отчуждения труда, превращение его в первую жизненную потребность. Основной принцип такого общества – «от каждого - по способности, каждому – по потребности» . n К. Маркс: «Только с коммунизма начнется подлинная история человечества» .
Социально-философская теория марксизма n Новое понимание сущности человека как общественно-исторической, предметно-практической: «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» . К. Маркс.
Т. 4. Классич.нем.фил.Марксизм.ppt