Тема 4. Функции культуры
4. 1. Понятие и основные функции культуры
Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура внутри общественной системы. Функциональный подход к изучению культуры обязательно предполагает использование и социологического подхода: функции культуры выявляются социологически. Культура в данном случае выступает как подсистема общества, выполняющая в нем ряд функций.
Интегративная функция культуры • Культура закрепляет консолидацию, объединение индивидов в устойчивые группы и коллективы посредством выработанных ими способов деятельности.
Дифференцирующая функция культуры • Культура закрепляет разделение людей на определенные группы, ранги, классы, сословия, социокультурные типы, цивилизации.
Информативная функция культуры • Это функция трансляции социального опыта, как горизонтальной (внутрипоколенной), так и вертикальной (межпоколенной). Следует отметить, что других способов передачи информации помимо культуры у человечества нет. В этой функции культура представляет собой довольно сложную прогрессирующую систему. По мере усложнения общества, во-первых, растет сам объем информации, во-вторых, усложняется механизм ее передачи. Считается, что в своей информативной функции культура есть «память» человечества. Однако эта функция неоднородна: культура выступает не только как средство передачи информации, но и как сама эта информация, заключенная в т. н. «культурных текстах» . Следовательно, в рамках информативной функции можно выделить две подфункции: семантическую и семиотическую.
Познавательная функция культуры • Все достижения культуры, накопленные человечеством, «выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использования этого знания в человеческой практике» . Иначе говоря, не будь культуры как собранной в веках информации о мире, не было бы и самого познания мира.
Регулятивная (нормативная) функция культуры • Культура регулирует отношения внутри общества посредством выработанных людьми норм, идеалов, ценностей.
Гуманистическая функция культуры • Культура как специфически человеческий способ деятельности создает для ее субъекта принципиально иной мир; она делает человека человеком и сохраняет его таковым в любых условиях.
4. 2. Сферы функционирования культуры
Функции культуры реализуются в определенных культурных сферах – образование, наука, искусство, религия, идеология. Иногда сферы культуры называют «феноменами культуры» . Сферы культуры многофункциональны, но все же в каждой можно выделить преобладающую функцию. • В сфере образования происходит процесс социализации и инкультурации личности. Это реализация информативной и отчасти регулятивной функций культуры. • Наука и искусство. Здесь осуществляется познавательная функция, причем, в первом случае речь идет об интеллектуальном освоении мира, во втором – о художественном. • Религия и идеология вырабатывают культурные нормы, традиции и ценности осуществляя, таким образом, нормативную и интегративную функции культуры.
4. 3. Культурные ценности и культурные нормы
Понятие «культурные ценности» употребляется, как правило, в двух смыслах (см. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 251). 1. Культурные ценности как «сумма наиболее выдающихся по своему качеству произведений интеллектуального, художественного, материального творчества» той или иной культуры, того или иного народа. В данной трактовке это понятие синонимично понятию «культурное наследие» . Иначе говоря, культурные ценности это все то, что является ценным для того или иного народа, причем речь в данном случае идет именно о духовных ценностях. Данное понимание используется главным образом в рамках ценностного подхода к культуре, когда последняя трактуется как сумма наиболее высоких достижений человеческого духа, и может быть противопоставлена «антикультуре» .
2. Культурные ценности как «некоторая квинтэссенция социального опыта общества, в рамках которой собраны наиболее оправдавшие себя и показавшие максимальную социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности» . Здесь ценности выступают как предельные обоснования человеческих суждений и поступков, принятых данном обществе и передаваемые при помощи культуры из поколения в поколение. Это «принципиальные нормы поведения и суждения, которые ведут к повышению социальной интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их солидарности» . Культурная ценность не является обязательной к исполнению нормой, это теоретически преследуемый идеал. Культурная ценность – это принципиальная норма, или теоретическое обоснование нормы. Данное понимание используется главным образом в рамках аксиологического подхода к культуре, когда последняя трактуется как система, образующаяся вокруг определенных ценностей.
Культурные нормы – «категория, выражающая законы и стандарты социального бытия людей» той или иной культурной системы. В современной литературе предлагаются различные подходы к анализу культурных норм. Так А. Я. Флиер выделяет следующие четыре типа культурных норм (Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 237):
Институциональные нормы • Представляют собой систему разрешений и запретов на совершение каких-либо действий, высказывание каких-либо суждений или оценок и т. д. Зафиксированы в официальных документах и поддерживаются при помощи авторитета власти. Это законы, декреты, указы, постановления правительства и др.
Статистические (этнографические) нормы • Складываются стихийно в виде массового обычая поступать так, а не иначе. Оформляются в виде традиций и носят неофициальный характер. Но, как замечает автор, последнее обстоятельство отнюдь не гарантирует мягкого отношения общества к их нарушителю.
Конвенциональные нормы • Рождены в процессе общежития индивидов, силы закона не имеют. Это, к примеру, нормы соседского поведения, любовных, дружеских отношений. Их соблюдение не подвержено жесткой регламентации и является личным делом каждого человека.
Эталонные нормы • Созданы специально в качестве образца поведения. Их создает общество посредством власти, идеологии, искусства, религии. Примеры таких норм можно увидеть в любом обществе, на любом этапе исторического развития. Они формируются при помощи разных средств, но, по всей видимости, необходимость создания таких норм существует всегда, независимо от степени культурной модернизации. Эталоны поведения существуют в архаических обществах (первобытная героика), в аграрных обществах (жития святых, сунна). Без них не обходится ни тоталитарная, ни демократическая культура, хотя принципы формирования эталонных норм в таких обществах различны (государственная идеология или свободное искусство).
• С точки зрения аксиологического подхода культурные ценности и культурные нормы являются ядром социокультурной системы общества. При этом ценности выступают как нечто первичное и определяющее по отношению к нормам. Иначе говоря, ценности формируют нормы. Однако открытым остается вопрос о происхождении ценностей. • В рамках конвенционально-исторического подхода ценности трактуются как результат адаптации человеческих коллективов к определенным естественным и историческим условиям существования. Считается, что люди «договорились» и «выработали» принципы осуществления жизнедеятельности и совместного существования.
4. 4. Культурные традиции
Культурные традиции играют ключевую роль в осуществлении информативной и регулятивной, и косвенную – в интегративной функции культуры. Это «основные накопители и трансляторы стандартизированного социального опыта сообщества» , регуляторы межличностных и межгрупповых отношений (Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 242).
• Традиции – универсальная составляющая культуры, в той или иной мере имеющая место у всех народов. Однако значение их меняется в ходе исторического развития. В традиционном обществе они играют важнейшую роль в регулировании общественных отношений и трансляции социального опыта. И сегодня на планете существуют социумы, где отношения не регулируются ничем иным кроме традиций. Однако по мере модернизации их значение снижается. В ходе исторического развития традиции постепенно уходят из важнейших отраслей общественной жизни – экономики, права, политики – но остаются в приватной (домашней, семейной, корпоративной) среде.
• В целом, в важнейших областях жизни, индустриальное и постиндустриальное общество руководствуется в своей жизнедеятельности уже не традициями, а логикой, разумом, соображениями практической целесообразности. Но даже в рамках развитого индустриального общества традиции имеют огромную социальную, культурную, историческую значимость, находятся в сфере заботы общества, являются объектом изучения многочисленных наук. Сохранение этой значимости обусловлено выступающей на первый план интегративной функцией традиции. • Передавая регулятивную и информативную функцию системам права и образования, традиция сохраняет за собой функцию консолидации обществ, что особенно важно в процессе модернизации.
• Возникает традиция из прецедента – частного случая чьей-либо жизни (Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 243). Затем происходит неизбежный процесс селекции с отбраковкой социально малозначимых казусов, не сохраняется подлинная информация о прецеденте, породившем ту или иную традицию, напротив, она обрастает легендой. • Легендарный характер подробностей наполняет традицию значимостью, но значимостью фиктивной, повышающей ее актуальность в религиозно-мифологическом сознании членов традиционного общества.
• Традиция не требует рационального обоснования. Всякая рационализация традиции в связи с этим может рассматриваться как преодоление, изживание традиции и переход к рациональным формам освоения действительности и регулирования социальных отношений. Благодаря исследованиям немецкого социолога Макса Вебера данный процесс получил название «рационализации» .
4. 5. Культурная картина мира
• Итогом осуществления познавательной функции культуры является культурная картина мира. Это «объединенная характеристика всей системы миропредставлений, свойственных исследуемому обществу и включающая в себя совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических представлений, нравов, ментальностей, морали, ценностных установок, политической идеологии и т. п. » (Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 252). Иначе говоря, культурная картина мира есть самовыражение определенной культурной системы или конфигурации, это то, каким видит мир та или иная культура.
• Интерпретация культурной картины мира того или иного общества – задача исторической культурологии. Однако в полной мере это невозможно даже по отношению к обществу, имеющему высокоразвитую культуру – письменность, изобразительное искусство, литературу, музыку и даже информационные технологии. Для архаических обществ, культурная картина которых восстанавливается лишь по археологическим находкам и отрывочным историографическим сведениям – это тем более сложная задача. Полная интерпретация культурной картины мира того или иного общества невозможна.
• Причина состоит в том, что культурная картина мира двойственна. Она включает в себя два компонента: объективный – сам мир – и субъективный – его образ в культуре. Эта двойственность обуславливает и трудности интерпретации культурной картины мира и трудности межкультурной коммуникации и межкультурного взаимодействия. • Если мир, познаваемый и осваиваемый той или иной культурой, един, то субъекты познания и освоения различны: их различия обусловлены разными естественными, социальными, историческими условиями их становления и развития. Именно это различие делает неизбежным различие культурных картин мира.
• Результатом различного видения мира как следствия принадлежности разным культурным системам и субъективного характера трактовки культурной картины мира становится несовпадение (или неполное совпадение) смысловых полей. Для полной интерпретации культурной картины мира того или иного народа необходима полная интеграция в его культуру. Но даже в этом случает полная интерпретация недостижима, т. к. интеграция не приводит к утрате первичных культурных смыслов. В результате этой интеграции исследователь обретает не картину мира изучаемого общества, а нечто новое – синтез собственной культурной картины мира исследуемого общества.
4. 6. Культурная самоидентификация
Одним из важнейших условий осуществления интегративной функции культуры является культурная самоидентификация. Это отнесение индивидом самого себя к определенной культурной системе.
• В основе культурной самоидентификации лежит явление, изучаемое социальной психологией – явление самоидентификации, т. е. самоотождествления себя с группой. Психологами было установлено, что человек нуждается в самоидентификации, что выражено в его стремлении отождествить себя с группой, в ощущении себя неотъемлемой частью коллектива, номинальным совладельцем коллективной собственности, а главное, лицом социально востребованным и одобряемым коллективом (Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 201).
• Существует немало теорий, объясняющих это явление на уровне психологии, но все они, по-видимому, констатируют факт, установленный исторически: человек изначально есть существо социальное, коллективное. Именно коллективу человек «обязан» своим происхождением, эволюция семейства гоминид и процесс антропогенеза происходили не в одиночку, а в группе. Таким образом, именно в процессе антропогенеза следует искать истоки явления самоидентификации.
• Однако отождествить себя с определенной группой, коллективом, означает отождествить себя с его способом деятельности, т. е. культурой. Принятие норм и образцов поведения данного общества есть суть процесса культурной самоидентификации. Внешним проявлением этого процесса является способ маркировки идентичности: набор знаков, эмблем той или иной культурной группы (Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 203).
• • • В этнической группе это могут быть: предметы быта и орудия труда одежда украшения обряды, ритуалы язык, диалект В конфессиональной группе: наборы одежды ритуалы и церемонии культовые действия соблюдение обрядов и праздников элементы сакральной утвари, носимые на теле и хранящиеся в доме • бритье головы, татуировки, прокалывания и обрезание и т. п. • • •
Группы социального и политического типа также обладают своей атрибутикой: • гербы • гимны • флаги • униформа • манеры поведения • названия групп Следует отметить, что маркировка может быть чисто внешней и не означать внутренней принадлежности индивида к данной культурной группе.
4. 7. Социализация и инкультурация личности
Это основные составляющие процесса трансляции социального опыта и социального воспроизводства общества. • Социализация – это «процесс введения человека в систему социального функционирования общества: в разделение труда и функций, в нормы политической лояльности существующему общественному порядку и социальной адекватности как члена социума, в систему разделения и исполнения различных социальных ролей, в коды и языки социальной коммуникации, в знания, умения и навыки какой-либо специальности» (Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 212).
• Общество заинтересовано в том, чтобы социализированный индивид превратился в социально конкурентоспособную и мобильную личность, проявляющую необходимую инициативу и достигающую успеха на общесоциальном рынке разделения труда; занял определенную социальную нишу, удовлетворяющую его социальные притязания, материальные потребности и психические амбиции, но не противоречащие интересам общества. Во-первых, такая личность является творцом и движет вперед общественное развитие. Во-вторых, личность обратного склада представляет собой потенциальную опасность для общества – она принадлежит либо криминальной, либо маргинальной социальной среде.
Средства социализации подразделяют на: • специальные, предполагающие профессиональное взаимодействие • обыденные, т. е. все непрофессиональные акты социального взаимодействия индивида с его окружением
• Считается, однако, что термин «социализация» не охватывал процессов усвоения когнитивноценностных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т. п. ). К середине XX в. обнаруживается настойчивая необходимость введения нового термина, отражающего все аспекты трансляции социального опыта и социального воспроизводства общества. • Этот новый термин – инкультурация – появился в рамках американской культурной антропологии, которая, в отличие от английской социальной антропологии, ставила в центр изучения «культуру» , а не «общество» и термин «инкультурация» был для нее более органичен.
• Понятие «инкультурация» как «процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре» вводит в научный оборот американский антрополог М. Дж. Херсковиц в 1848 г. Примерно в то же время другой американский антропологи – К. Клакхон – ввел аналогичный по смыслу термин «культурализация» . • Первоначально термин «инкультурация» имел тот же смысл, что и понятие «социализация» . Достаточно четкого разделения между ними не проводилось. Инкультурация обозначала и процесс приобщения к культуре. В узком смысле – усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле – процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя усвоение культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае данный термин применялся и по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям.
• Понятие «инкультурация» не получило широкого распространения в мировой науке и использовалось почти исключительно в американской антропологической традиции. Оно подвергалось критике в силу неопределенности его значения. Кроме того, с точки зрения английской социальной антропологии, оно дублировало более широко использовавшийся термин «социализация» , а его происхождение было напрямую связано с вполне обоснованной попыткой противопоставления общества и культуры.
Отечественные авторы предлагают следующую трактовку понятия. • Инкультурация – это «процесс придания личности общей культурной компетентности по отношению к установлениям того общества, в котором она живет» (Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002. – С. 212). Считается, что «быть культурным» – значит «уметь действовать способом, принятым в данной культуре» . Прежде всего инкультурация предполагает усвоение системы ценностных ориентаций и норм поведения, принятых в данном обществе.
Кроме того, к инкультурации относят: • • • Познания в области: национальных и сословных традиций морали нравственности мировоззрения обычаев и обрядов • • Знакомство с: господствующей модой стилями символами регалиями интеллектуальными и эстетическими течениями политической и культурной историей народа символами национального достоинства
• • • Средства инкультурации – те же, что и средства социализации, но с преобладанием обыденных контактов. В рамках специальных средств инкультурации большую роль играют не институты образования, а институты досуга музеи библиотеки театры выставки концерты Это связано с повышенным влиянием средств массовой информации, кино, литературы, обыденного общения. Эти средства по своей интенсивности намного превышают возможности специального воздействия.
• Важно отметить, что человек не может впитать в себя информацию обо всех культурах данного социума. Он усваивает лишь ближайшее к себе, поэтому инкультурация происходит в ту культуру, которой принадлежит его ближайшее окружение, а это, как правило, семья. • Одно лишь приобретение знания о той или иной культуре не означает инкультурации в нее. Процесс инкультурации означает усвоение, интериоризацию этой информации, и, прежде всего, – ценностей и норм. Иначе говоря, ценности и нормы данной культуры должны получить для индивида личностно значимый смысл, они должны стать его собственными ценностями и нормами. • Понятия «социализация» и «инкультурация» соотносятся как общество и культура. Инкультурация есть средство социализации, любой индивид входит в общество посредством усвоения его культуры.
Список источников, использованных при составлении лекции • Кармин А. С. , Новикова Е. С. Культурология. – СПб. : Питер, 2007. • Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебн. пособ. для студ. гуманит. и эконом. фак-тов. 2 -е изд. – Волгоград: Комитет по печати, 1995. • Культурология: Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 6 -е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. • Культурология XX век. Энциклопедия: http: //www. philosophy. ru/edu/ref/enc/ • Соловьев В. М. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М. : Академический проект, 2006. • Торосян В. Г. Культурология. – М. ВЛАДОС, 2005. • Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический проект, 2002.