Скачать презентацию ТЕМА 4 ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ПЛАН ЛЕКЦИИ Скачать презентацию ТЕМА 4 ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ПЛАН ЛЕКЦИИ

4. Средневековая философия. Возрождение.pptx

  • Количество слайдов: 26

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Специфика и принципы средневековой философии. 2. Исторические этапы развития средневековой философии. ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Специфика и принципы средневековой философии. 2. Исторические этапы развития средневековой философии. 2. 1. Апологетика, патристика. Философское учение А. Августина. 2. 2. Схоластика и философия Фомы Аквинского. 3. Дискуссионные проблемы средневековой философии: соотношение веры и разума, спор о природе универсалий. 4. Философия эпохи Возрождения: специфика и основные проблемы.

1. Специфика и принципы средневековой философии. Средневековая философия – этап развития западноевропейской философской мысли 1. Специфика и принципы средневековой философии. Средневековая философия – этап развития западноевропейской философской мысли 2 – 14 вв. – зарождается в недрах античной культуры и во многом опирается на философское наследие античных мыслителей; – определяется христианской религиозной традицией, распространившейся в 1 – 2 вв. по всему Средиземноморью.

Принципы и специфика средневекового философского мировоззрения: 1. Теоцентризм – принцип средневекового мышления, согласно которому Принципы и специфика средневекового философского мировоззрения: 1. Теоцентризм – принцип средневекового мышления, согласно которому источником и причиной всего сущего выступает Бог как абсолютное бытие, высшая ценность и конечная цель всякого существования.

2. Креационизм (от лат. creatio – творение, создание) – учение о том, что Бог 2. Креационизм (от лат. creatio – творение, создание) – учение о том, что Бог сотворил мир «из ничего» (лат. – ex nihilo) действием своей свободной воли.

3. Идея откровения заключается в том, что Бог непосредственно обращается к человеку, «открывая» себя 3. Идея откровения заключается в том, что Бог непосредственно обращается к человеку, «открывая» себя и свою волю как абсолютную истину через «слово Божие» . Для христианства высшее откровение есть Иисус Христос, в личности которого непосредственно раскрыты как абсолютное бытие, так и абсолютная истина этого бытия, его смысловая формула – Логос. Откровением является и Священное Писание – Ветхий и Новый Завет. Постижение Божественных истин Священного Писания было связано с искусством истолкования и интерпретации священных текстов – экзегетикой. «Истины откровения» непостижимы с помощью разума (ему отводится лишь служебная роль принимать и разъяснять «слово Божие» ), раскрыть их человек может только в акте веры.

4. Учение о человеке как образе и подобии Божьем. Человек – личность, обладающая бессмертной 4. Учение о человеке как образе и подобии Божьем. Человек – личность, обладающая бессмертной душой, наделенная свободной волей, разумом, способностью к творчеству, тем самым он возвышается над всем остальным миром и призван повелевать им. Однако изначальная природа человека была повреждена им в акте грехопадения. Человек, нарушив повеление Бога, стал смертен и привнес в мир зло и страдание. Сын Божий – Иисус Христос, вочеловечился, чтобы своей смертью на кресте искупить грехи человеческого рода и таким образом даровать людям спасение.

5. Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) – истолкование истории как осуществления божественного плана, 5. Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) – истолкование истории как осуществления божественного плана, промысла Бога, спасительно направляющего человечество к высшей цели – Царству Божьему.

6. Эсхатология (греч. eschatos – последний, logos – учение) – учение о конечной судьбе 6. Эсхатология (греч. eschatos – последний, logos – учение) – учение о конечной судьбе мира и человеческой истории. Согласно христианскому вероучению, предустановленный свыше конец истории будет ознаменован вторым пришествием Христа и связан с преобразованием мира в «новое небо и новую землю» и наступлением «будущего века» (вечности).

2. Исторические этапы развития средневековой философии. В развитии средневековой философии принято выделять три периода: 2. Исторические этапы развития средневековой философии. В развитии средневековой философии принято выделять три периода: апологетика (2 – 3 вв. ); патристика (4 – 8 вв. ); схоластика (9 – 14 вв. ).

2. 1. Апологетика, патристика. Философское учение А. Августина. Апологетика (от греч. apologeticos – защищающий, 2. 1. Апологетика, патристика. Философское учение А. Августина. Апологетика (от греч. apologeticos – защищающий, оправдывающий) – учение ранних христианских мыслителей, которое было направлено на защиту христианства от нападок язычников. Представители Основные темы и проблемы Тертуллиан, Юстин, Климент защита христианства от нападок Александрийский, Ориген и др. язычников; проблема соотношения христианства и греческой философии, веры и разума. Тертуллиан утверждал несовместимость веры и разума credo qiua absurdum – «Верую ибо абсурдно» .

Патристика (от лат. pater – отец) связана с деятельностью Отцов Церкви, которая была направлена Патристика (от лат. pater – отец) связана с деятельностью Отцов Церкви, которая была направлена на борьбу с ересями, разработку и утверждение догматов (основ вероучения) христианства. Представители восточная Василий Великий, Григорий Богослов, Псевдо-Дионисий Ареопагит и др. западная Аврелий Августин Основные темы и проблемы борьба с ересями и разработка христианских догматов; систематизация христианского вероучения; интерес к философии Платона и неоплатонизма; проблема Богопознания; проблема соотношения веры и разума.

Восточная патристика. Восточные Отцы Церкви (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов; Псевдо-Дионисий Восточная патристика. Восточные Отцы Церкви (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов; Псевдо-Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин и др. ) сыграли ключевую роль в разработке тринитарного догмата (учения о Св. Троице). Они выразили смысл христианского догмата о триединстве Бога Отца, Сына и Духа в формуле: «одна сущность – три ипостаси» . Благодаря Отцам Церкви был разрешен спор и о природе Иисуса Христа. Христологический догмат, определяет, что во Христе «нераздельно и неслиянно» соединены две природы – Божественная и человеческая. Значительное место в восточной патристике занимает учение о Богопознании. Богопознание есть смысл и цель человеческого существования, ведущая его к спасению и «обожению» – соединению с Богом. Отцами Церкви были концептуализированы два пути Богопознания – катафатический (положительный) и апофатический (отрицательный). В основе катафатического богословия лежит утверждение о том, что весь мир, все существующее есть некий образ или изображение Божие. Поэтому посредством познания тварного мира через последовательное возвышение всех определений, прилагаемых к творению, возможно восхождение к Творцу. Однако высший путь Богопознания – это путь апофатического богословия, который утверждает непостижимость и невыразимость Бога, противопоставляя Его миру.

Западная патристика. Аврелий Августин Aurelius Augustinus (354 - 430) «О бессмертии души» , «Об Западная патристика. Аврелий Августин Aurelius Augustinus (354 - 430) «О бессмертии души» , «Об истинной религии» , «О свободной воле» , автобиографическое произведение «Исповедь» , «О Троице» , «О граде Божьем» . Темы творчества Августина – Бог, человек и его душа, человеческая история.

Бог. Религиозное мировоззрение Августина теоцентрично. Бытие Бога – исходная высшая реальность, характеризующаяся вечностью и Бог. Религиозное мировоззрение Августина теоцентрично. Бытие Бога – исходная высшая реальность, характеризующаяся вечностью и неизменностью (существованием вне времени); бесконечностью, нематериальностью и бестелесностью (существованием вне пространства) – есть абсолютное Благо, Истина и Любовь. Бог как личность является источником и творцом мира и человека (креационизм), через Него получает бытие все, сотворенное из ничего. Проблема времени. Ни прошедшее, ни будущее не имеют действительного существования. Есть только актуальное созерцание – настоящее, в зависимости от которого может быть осмыслено как прошедшее, так и будущее. С этой точки зрения, прошедшее обязано своим существованием человеческой памяти, а будущее – надежде. «Истина пребывает внутри человека» . В безднах души человека идет постоянная драматическая борьба божественного и греховного. Добро и зло. Августин полагает, что зла как субстанции, абсолютно противостоящей добру и от него не зависящей, не существует. Зло – лишь нехватка и недостаток добра, его отсутствие, а не нечто, существующее само по себе. Источником морального зла является человек и его свободная воля. После грехопадения, она постоянно влечет человека к тому, что он преступает божественный закон и впадает в грех. Грех же состоит в привязанности к земным, телесным благам, в самонадеянности человеческой гордыни, которая воображает, что может полностью овладеть миром и не нуждается в божественной помощи. Грех – бунт смертного тела против бессмертной души. Историю человечества – постоянная борьба двух градов: «града земного» и «града Божьего» . Существование этих двух градов является выражением двух видов любви: «град земной» (светское государство) основан «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу» , а «град Божий» (духовная общность людей) – «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе» .

Схоластика (греч. schola – ученая беседа, школа и лат. scholastica – ученый) – этап Схоластика (греч. schola – ученая беседа, школа и лат. scholastica – ученый) – этап в развитии средневековой философии, формирование которого было обусловлено возникновением средневековой системы образования – монастырских и городских школ, а с 12 в. и первых университетов (Болонский, Парижский, Оксфордский и др. ) Представители Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин, Петр Абеляр, Фома Аквинский, Уильям Оккам и др. Основные темы и проблемы рациональное обоснование и систематизация западнохристианского вероучения; интерес к философии Аристотеля; интерес к логике как инструменту мыслительной деятельности; проблема соотношения веры и разума, теологии и философии; проблема универсалий.

2. 2. Схоластика и философия Фомы Аквинского. Фома Аквинский Thomas Aquinas (1225/26 – 1274). 2. 2. Схоластика и философия Фомы Аквинского. Фома Аквинский Thomas Aquinas (1225/26 – 1274). «Сумма истины католической веры против язычников» , «Сумма теологии» .

Богословское учение Фомы Аквинского во многом базируется на переработанном в соответствие с христианским мировоззрением Богословское учение Фомы Аквинского во многом базируется на переработанном в соответствие с христианским мировоззрением наследии Аристотеля. Высшим бытием, источником и Творцом всего сущего у Аквината выступает Бог, универсальными качествами которого (трансценденталиями) являются Единство, Истина и Благо. В Боге существование и сущность совпадают, а сотворенные вещи приобретают существование лишь благодаря своей причастности Творцу. Бог есть «форма всех форм» , «чистая актуальность» и совершенство. Для тварного же мира характерна своеобразная иерархия, согласно которой, чем ближе сущее к Творцу, тем более актуально, самостоятельно и совершенно его бытие. Иерархическая лестница Фомы Аквинского выглядит следующим образом: 1. неорганические стихии и минералы, 2. растения, 3. животные, 4. дух или разумная душа, присущая человеку. Душа человека связана с материей – телом, однако разумная ее часть, будучи формой самой по себе, способна мыслить и желать независимо от тела, поэтому и не погибает с его смертью. Душа бессмертна и есть самое благородное и возвышенное в сотворенной природе.

Принцип гармонии веры и разума. Теология исходит из истин, данных в Откровении – это Принцип гармонии веры и разума. Теология исходит из истин, данных в Откровении – это путь веры, а философское познание восходит от тварного мира к божественному с помощью разума. Путь веры короткий и непосредственный имеет приоритет перед разумом, который идет более длинным и сложным путем, требующим многих доказательств, однако противоречий между этими двумя путями нет, так как философия в конечном итоге приводит человека к истинам веры.

Доказательства бытия Бога. Первое доказательство исходит из понимания сущности движения. «Все, что движется должно Доказательства бытия Бога. Первое доказательство исходит из понимания сущности движения. «Все, что движется должно иметь источником своего движения нечто иное» . Следовательно, «необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным; а под ним все разумеют Бога» . Второе доказательство базируется на принципе производящей причины. Если у каждой вещи есть некая производящая причина, то должна быть и конечная производящая причина всего. Таковой конечной причиной может быть только Бог. Третье доказательство вытекает из понимания категорий необходимого и случайного. Среди сущностей есть такие, которые могут быть и могут не быть, т. е. они случайны. Однако в мире не могут быть сущности только случайные, должно быть нечто необходимое. И так как невозможно, чтобы ряд необходимых сущностей уходил в бесконечность, следовательно, есть некая сущность, необходимая сама по себе. Эта необходимая сущность есть Бог. Четвертое доказательство связано с признанием возрастающих степеней совершенства, характерных для сущностей всех вещей. По мнению Фомы Аквинского, должно быть нечто, обладающее совершенством и благородством в предельной степени. «Есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства… И ее мы именуем Богом» . Пятое доказательство Аквинат приводит, опираясь на определение целесообразности. Все предметы бытия направлены в своем существовании к какой-то цели. При этом «они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей» . Поскольку сами предметы «лишены разумения» , следовательно, «есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе» . Подобным разумным существом может быть только Бог.

В период расцвета схоластики философия интенсивно развивалась и на Ближнем Востоке. Наиболее известные представители В период расцвета схоластики философия интенсивно развивалась и на Ближнем Востоке. Наиболее известные представители арабоязычной мысли – Ибн Сина (Авиценна), создавший не только оригинальное философское учение, но и написавший знаменитое сочинение энциклопедического характера в области медицины – «Канон врачебной науки» ; Ибн Рушд (Аверроэс); Аль-Фараби.

3. Дискуссионные проблемы средневековой философии: соотношение веры и разума, спор о природе универсалий. Проблема 3. Дискуссионные проблемы средневековой философии: соотношение веры и разума, спор о природе универсалий. Проблема соотношения веры и разума. 1. Несовместимость веры и разума провозглашает апологет Тертуллиан в своей знаменитой формуле – «Верую, ибо абсурдно» . Истины Божественного откровения непостижимы рациональным путем, они алогичны и парадоксальны, поэтому между Афинами (философией) и Иерусалимом (христианством) нет ничего общего. 2. В патристике попытка совместить веру и разум, религию и философию выражена в утверждении «верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский). Вера предлагает разуму аксиомы, не подлежащие ни доказательству, ни критике. Они в свою очередь служат отправной точкой для философских рассуждений, которые призваны укрепить человека в вере; 3. Принцип гармонии веры и разума, выдвинутый схоластом Фомой Аквинским, означал то, что истины разума и истины веры не могут противоречить другу, так как и те, и другие направляют человеческое познание к Богу. 4. Формула поздней схоластики «понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр) выражает идею автономии разума и философии, необходимость рационального осмысления религиозных догматов и удостоверения разумом авторитета Священного Предания, вплоть до выявления противоречий в рассуждениях Отцов Церкви.

Проблема универсалий. Одной из наиболее острых дискуссий в схоластической философии Средневековья был спор о Проблема универсалий. Одной из наиболее острых дискуссий в схоластической философии Средневековья был спор о природе универсалий – общих понятий (например: человек, стол) и их отношения к единичным вещам. Реализм (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) – общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными, существуют реально, сами по себе, до вещей (universalia ante rem) и представляют собой идеи в Божественном Разуме. Умеренный реалист Фома Аквинский, выражая официальную позицию Церкви по проблеме универсалий, утверждал, что общие понятия существуют «до вещей» в божественном интеллекте как предвечные мысли Бога, в соответствии с которыми и был сотворен мир; «в вещах» как «формы» этих вещей; и «после вещей» – в человеческом интеллекте как его понятия, как результат абстрагирующей деятельности человека в ходе познания вещей природного мира. Номинализм (от лат. nomen – имя) (Иоанн Росцелин) – общие понятия всего лишь понятиями нашего ума, существующими после вещей (universalia post rem). Концептуализм (Пьер Абеляр) – универсалии существуют в самих вещах (universalia ax rem) как их концепты, которые образуются нашим умом путем абстрагирования общих для целого ряда вещей признаков.

4. Философия эпохи Возрождения: специфика и основные проблемы. Философия эпохи Возрождения (или Ренессанса – 4. Философия эпохи Возрождения: специфика и основные проблемы. Философия эпохи Возрождения (или Ренессанса – от лат. renaissance – возрождение) – этап в развитии западноевропейской философской мысли 14 – 16 вв. , который берет свое начало в Италии, а затем в той или иной степени охватывает все регионы Европы. Представители: Ф. Петрарка, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Дж. Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Парацельс, Дж. Бруно, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Т. Мор, Т. Компанелла.

Черты философского мировоззрения эпохи Возрождения: 1. Гуманизм (от лат. «homo» – человек, «humanus» – Черты философского мировоззрения эпохи Возрождения: 1. Гуманизм (от лат. «homo» – человек, «humanus» – человеческий, человечный, «humanitas» – человеческая природа) – мировоззренческий принцип, признающий высшей ценностью человеческую личность и ее земное предназначение – право на счастье, свободу и достоинство, гармоничное развитие, проявление личных способностей, творчество. 2. Антропоцентризм – принцип философского мышления эпохи Возрождения, согласно которому центром мироздания является Человек рассматривается как свободное существо, способное творить самого себя, придавать себе ту природу, которую он сам пожелает.

3. Пантеизм – (от греч. pan – все и theos – Бог) – философское 3. Пантеизм – (от греч. pan – все и theos – Бог) – философское учение, отождествляющее Бога и мир. В пантеизме Бог не трансцендентен миру, т. е. находится не вне, за пределами природы, а растворяется в ней. Бог (Творец) и мир (творение) суть одно. 4. Интерес к натурфилософии – исследованию природы. Гелиоцентрическая система Н. Коперника, идеи бесконечной Вселенной и множественности миров Дж. Бруно, теории закономерности движения планет Г. Галилея и И. Кеплера. 5. Развитие социально-политической мысли. Принципы идеального общественного устройства, идеалы свободы, равенства и братства были концептуализированы в социальных утопиях Т. Мора и Т. Кампанелла.