Тема 4. Новое время.ppt
- Количество слайдов: 25
Тема 4 Философия Нового времени
«…два человеческих стремления – к знанию и могуществу – поистине совпадают…» Ф. Бэкон «Новый Органон»
План 1. Формирование науки Нового времени 2. Учения о методе познания: v Эмпиризм Ф. Бэкона v Рационализм Р. Декарта v Сенсуализм Дж. Локка 3. Учения о субстанции.
Новое время – XVII-сер. XIX вв. • XVII в. – заложены основы новоевропейской философии, осн. концепции и направления; • XVIII в. – эп. Просвещения – идеи стали достоянием всего общества; • XVIII - сер. XIX вв. – немецкая классическая философия – особый теоретический уровень; • В. п. XIX в. – философия К. Маркса и Ф. Энгельса – переосмысление немецкой классической философии.
Основная черта эпохи – рационализм (вера в разум) • Десакрализация культуры, секуляризация (началось еще в эпоху Возрождения) • Бурное развитие науки: происходит научная революция:
Научная революция – качественный скачок в развитии науки Она проявляется в том, что 1. появляется Научная картина мира – целостная система представлений о мире, возникающая в науке: МЕХАНИСТИЧ. КМ 2. главный признак научного отношения к миру – объективность: «Наука говорит с человеком от имени самого бытия» М. Хайдеггер.
3. Выделяется объект изучения - природа 4. начинают формироваться отдельные науки 5. разрабатываются учения о методах научного познания 6. появляются массово университеты, Академии Наук 7. начинают выходить научные периодические издания (газеты, журналы).
Наиболее значительный вклад в становление науки внесли • Г. Галилей • Р. Декарт • И. Ньютон.
Галилео Галилей (1564 – 1642) v Первым обращается к изучению законов природы v Первым использовал телескоп v Первым использовал математику – язык «книги природы» v Использует логический метод, т. е. выводит законы чисто умозрительно.
Рене Декарт (1596 -1650) v Первым стал использовать математическое обоснование научных истин v Идея создания единого научного метода – «универсальной математики» .
Исаак Ньютон (1642 -1727) v Создал классическую механику: v Изложил 3 закона движения и Закон всемирного тяготения.
Основные черты науки Нового времени ü Переход науки с эмпирического уровня на теоретический ü Математизация естествознания ü Новая методология – экспериментальное, опытное обоснование знаний ü Научные знания применяются на практике – машинное производство ü Наука стала социальным институтом.
Учения о методе познания: Эмпиризм Рационализм Сенсуализм Метод - способ, путь познания.
Эмпиризм Ф. Бэкона (1561 -1626) ü «Новый Органон» 1620 г. ( «новое средство» ) üЭмпиризм – признает основой познания и критерием истины опыт.
Цель науки – познание природы для увеличения благосостояния человека Для ее решения: • Критическая работа: - Критика схоластики; - Учение об идолах познания. • Позитивная работа: - Учение о методе; - Индукция – от частного к общему.
Рационализм Р. Декарта (1596 -1650) ü «Размышление о методе» 1637 г. üРационализм – признает основой познания и критерием истины разум.
В основе познания: Ø Интеллектуальная интуиция – признание за истину только того, что предельно ясно, очевидно, не требует док-в Ø Принцип сомнения Ø Дедукция – от общего к частному, от простого к сложному.
Учение о «врожденных идеях» «Врожденные понятия» : • Бог • Число • Воля • Тело • Структура. «Врожденные суждения» : • Целое больше части • Из ничего не бывает • Нельзя одновременно быть и не быть.
Сенсуализм Дж. Локка (1632 -1704) § «Опыты о человеческом разуме» 1690 г. §Сенсуализм - признает основой познания и критерием истины чувства.
o Отрицает наличие «врожденных идей» o Сознание – «чистая доска» o «Нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в чувствах» .
Учения о субстанции Субстанция – 1. то, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя (Декарт) 2. «причина самой себя» (Спиноза).
Дуализм Р. Декарта Материальная субстанция Атрибуты: Протяженность, делимость Модусы: Фигура, движение, расстояние Человек как сотворенная субстанции Духовная субстанция Атрибуты: Непротяженность, неделимость (мышление) Модусы: Воображение, чувства, желания
Монизм Б. Спинозы Субстанция Природа-Бог Атрибут: Мышление Атрибут: Протяженность Модусы: Движение Человек как модус субстанции Модусы: Разум
Плюрализм Г. Лейбница ( «Монадология» 1714 г. ) Монады – простые, неделимые субстанции, «элементы вещей» v. Монады вечны, идеальны, замкнуты v. Существует иерархия монад – «единая лестница живых существ» – от минералов до Бога – Верховной монады v. Атрибут всех монад – деятельность, саморазвитие.