Скачать презентацию ТЕМА 4 АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ СОФИСТЫ СОКРАТ И Скачать презентацию ТЕМА 4 АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ СОФИСТЫ СОКРАТ И

Лекция 04 - Софисты и Сократ.ppt

  • Количество слайдов: 77

ТЕМА № 4 АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ: СОФИСТЫ, СОКРАТ И ЕГО УЧЕНИКИ ТЕМА № 4 АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ: СОФИСТЫ, СОКРАТ И ЕГО УЧЕНИКИ

Содержание • Истоки «антропологического поворота» в древнегреческой культуре • Софисты и софистика: плюсы и Содержание • Истоки «антропологического поворота» в древнегреческой культуре • Софисты и софистика: плюсы и минусы • Сократ: жизнь и смерть • Сократ: три максимы • Сократ: диалектика как метод, ее стороны и цели • От Сократа к Платону • Сократические школы: киники и киренаики

СОФИСТЫ Протагор из Абдер (480 – 410 гг. до н. э. ) • С СОФИСТЫ Протагор из Абдер (480 – 410 гг. до н. э. ) • С середины V в. до н. э. – период расцвета культуры Древней Греции, «высокой классики» – в архитектуре, скульптуре, драматургии, философии… • Начинается «гуманитаризация» духовной культуры. • Расцветает «полисная демократия» . • Наиболее популярными и престижными становятся «публичные» профессии, связанные с умением выступать перед большой аудиторией, с искусством красноречия – оратора, стратега, поэта, «судебного заседателя» . • Спрос рождает предложение – появляются школы ораторского искусства, где «учат мудрости» за деньги.

СОФИСТЫ • Этих учителей и стали называть софистами (от «софистес» – «мастер, знаток, мудрец» СОФИСТЫ • Этих учителей и стали называть софистами (от «софистес» – «мастер, знаток, мудрец» ). • Чем больше социальных благ, престижа, карьерных выгод сулили высокие посты и должности, требующие искусства переубеждать оппонентов в публичном диспуте, тем менее разборчивыми становились люди, стремящиеся к этому (платившие огромные деньги Протагор из Абдер софистам за овладение их (480 – 410 гг. до н. э. ) волшебными технологиями ведения дискуссии).

СОФИСТЫ • Главным в споре оказывалось не убедить оппонента в своей правоте, не достигнуть СОФИСТЫ • Главным в споре оказывалось не убедить оппонента в своей правоте, не достигнуть объективно приемлемого решения, а просто одержать победу, переговорить, «забить» своего собеседника. Соответственно менее разборчивыми становились сами учителя в выборе преподаваемых технологий ведения дискуссии. Протагор из Абдер (480 – 410 гг. до н. э. ) • Искусство спора ради истины окончательно уступило место искусству спора ради победы.

СОФИСТЫ • В таких спорах все средства были хороши, в том числе явно нарушающие СОФИСТЫ • В таких спорах все средства были хороши, в том числе явно нарушающие логические и методологические правила ведения дискуссии (с точки зрения современной теории аргументации, которая тогда еще не существовала). • Подобные приемы, применяемые с целью сбить собеседника с толку, запутать его, перехватить инициативу в споре, выставить его ничего не Протагор из Абдер знающим и не умеющим в глазах (480 – 410 гг. до н. э. ) зрителей-судей, стали называть софизмами.

СОФИЗМЫ РОГАТЫЙ СИДЯЩИЙ РОГАТЫЙ-2 ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ? СОФИЗМЫ РОГАТЫЙ СИДЯЩИЙ РОГАТЫЙ-2 ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

СОФИЗМЫ То, что ты не потерял, у тебя есть. Ты не терял своих рогов. СОФИЗМЫ То, что ты не потерял, у тебя есть. Ты не терял своих рогов. Поэтому ты рогат. РОГАТЫЙ-2 СИДЯЩИЙ ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

СОФИЗМЫ То, что ты не потерял, у тебя есть. Ты не терял своих рогов. СОФИЗМЫ То, что ты не потерял, у тебя есть. Ты не терял своих рогов. Поэтому ТЫ РОГАТ. Все, что принадлежит вещи, которая твоя, тоже твое. Эта корова твоя. У нее есть рога. Поэтому У ТЕБЯ ЕСТЬ РОГА. СИДЯЩИЙ ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

СОФИЗМЫ То, что ты не потерял, у тебя есть. Ты не терял своих рогов. СОФИЗМЫ То, что ты не потерял, у тебя есть. Ты не терял своих рогов. Поэтому ТЫ РОГАТ. Все, что принадлежит вещи, которая твоя, тоже твое. Эта корова твоя. У нее есть рога. Поэтому У ТЕБЯ ЕСТЬ РОГА. Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Поэтому сидящий стоит. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

СОФИЗМЫ То, что ты не потерял, у тебя есть. Ты не терял своих рогов. СОФИЗМЫ То, что ты не потерял, у тебя есть. Ты не терял своих рогов. Поэтому ТЫ РОГАТ. Все, что принадлежит вещи, которая твоя, тоже твое. Эта корова твоя. У нее есть рога. Поэтому У ТЕБЯ ЕСТЬ РОГА. Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Поэтому сидящий стоит. Знаешь ли ты, о чем я хочу тебя спросить? – Нет. – Разве ты не знаешь, что лгать нехорошо? – Знаю. – Так вот об этом я и хотел тебя спросить, а ты сказал, что не знаешь. Выходит, ты не знаешь того, что знаешь.

СОФИЗМЫ ТЕЛЕГА ОГРАБЛЕНИЕ ПОКРЫТЫЙ ВОПРОСЫ КАРЛСОНА СОФИЗМЫ ТЕЛЕГА ОГРАБЛЕНИЕ ПОКРЫТЫЙ ВОПРОСЫ КАРЛСОНА

СОФИЗМЫ Все, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: «телега» . Поэтому СОФИЗМЫ Все, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: «телега» . Поэтому телега проходит через твой рот. ПОКРЫТЫЙ ОГРАБЛЕНИЕ ВОПРОСЫ КАРЛСОНА

СОФИЗМЫ Все, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: «телега» . Поэтому СОФИЗМЫ Все, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: «телега» . Поэтому телега проходит через твой рот. Брат накинул на себя покрывало и подошел к сестре. Она одновременно знает его (как своего брата) и не знает его (так как не знает, кто под покрывалом) ОГРАБЛЕНИЕ ВОПРОСЫ КАРЛСОНА

СОФИЗМЫ Все, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: «телега» . Поэтому СОФИЗМЫ Все, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: «телега» . Поэтому телега проходит через твой рот. Брат накинул на себя покрывало и подошел к сестре. Она одновременно знает его (как своего брата) и не знает его (так как не знает, кто под покрывалом) Риск – благородное дело. Ограбить банк – риск. Поэтому ограбить банк – благородное дело. ВОПРОСЫ КАРЛСОНА

СОФИЗМЫ Все, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: «телега» . Поэтому СОФИЗМЫ Все, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: «телега» . Поэтому телега проходит через твой рот. Брат накинул на себя покрывало и подошел к сестре. Она одновременно знает его (как своего брата) и не знает его (так как не знает, кто под покрывалом) Риск – благородное дело. Ограбить банк – риск. Поэтому ограбить банк – благородное дело. Давно ли ты перестала пить коньяк по утрам?

СОФИЗМЫ Все, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: «телега» . Поэтому СОФИЗМЫ Все, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: «телега» . Поэтому телега проходит через твой рот. Брат накинул на себя покрывало и подошел к сестре. Она одновременно знает его (как своего брата) и не знает его (так как не знает, кто под покрывалом) Риск – благородное дело. Ограбить банк – риск. Поэтому ограбить банк – благородное дело. Давно ли ты вышел из тюрьмы?

СОФИЗМЫ Все, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: «телега» . Поэтому СОФИЗМЫ Все, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: «телега» . Поэтому телега проходит через твой рот. Брат накинул на себя покрывало и подошел к сестре. Она одновременно знает его (как своего брата) и не знает его (так как не знает, кто под покрывалом) Риск – благородное дело. Ограбить банк – риск. Поэтому ограбить банк – благородное дело. СОФИЗМ «ДВИЖЕНИЕ»

СОФИЗМЫ Все, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: «телега» . Поэтому СОФИЗМЫ Все, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: «телега» . Поэтому телега проходит через твой рот. Брат накинул на себя покрывало и подошел к сестре. Она одновременно знает его (как своего брата) и не знает его (так как не знает, кто под покрывалом) Риск – благородное дело. Ограбить банк – риск. Поэтому ограбить банк – благородное дело. Движение вечно. хождение в институт – движение. Поэтому хождение в институт вечно.

ФИЛОСОФСКАЯ БАЗА СОФИСТИКИ O’ S’ O • Софисты: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт. • ФИЛОСОФСКАЯ БАЗА СОФИСТИКИ O’ S’ O • Софисты: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт. • «Человек есть мера всех вещей – существующих в их существовании и несуществующих в их несуществовании» (Протагор). • Как кому кажется, так оно и есть, все субъективно и относительно (релятивизм, в том числе этический, и «субъективный идеализм» софистов). • Все истинно (Протагор), ибо нельзя онтологически и гносеологически обосновать преимущество одного мнения перед другим. O’ vs. O ? ? ?

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ В СОФИСТИКЕ • Софисты стали «просветителями» Греции, стояли у истоков «антропологического поворота» в ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ В СОФИСТИКЕ • Софисты стали «просветителями» Греции, стояли у истоков «антропологического поворота» в культуре Древней Греции. • Софисты разбудили мысль, учили людей думать, сравнивать, обсуждать сложные вопросы, обосновывать свою позицию; показали, что в большинстве гуманитарных проблем альтернативные позиции могут Протагор из Абдер опираться на разумные и сильные (480 – 410 гг. до н. э. ) аргументы.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ В СОФИСТИКЕ • Софисты внесли большой вклад в становление риторики и теории аргументации, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ В СОФИСТИКЕ • Софисты внесли большой вклад в становление риторики и теории аргументации, в том числе «вклад от противного» : нарушая еще не открытые законы логики, они способствовали рождению логики как строгой теории правил аргументации. Фактически разработали очень сильный методический прием в риторике – «вызываю огонь на себя» , учили видеть сильные стороны любой Протагор из Абдер позиции. (480 – 410 гг. до н. э. )

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ В СОФИСТИКЕ • Впервые ввели разделение фюсей и тесей – существующего по природе ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ В СОФИСТИКЕ • Впервые ввели разделение фюсей и тесей – существующего по природе (естественные законы) и по установлению (культура, гражданские законы, язык, мораль и т. д. ). Антифонта можно назвать родоначальником договорной теории возникновения государства. • Однако релятивизм софистов, критика ими теории объективной истины и морали не Протагор из Абдер соответствовали духу греческой (480 – 410 гг. до н. э. ) культуры.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СОФИСТИКИ: ОТ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО РЕЛЯТИВИЗМА К АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЪЕКТИВИЗМУ Сократ • Поэтому реакция на «софистический ПРЕОДОЛЕНИЕ СОФИСТИКИ: ОТ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО РЕЛЯТИВИЗМА К АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЪЕКТИВИЗМУ Сократ • Поэтому реакция на «софистический вызов» была неизбежной и фактически мгновенной. • Сохранив самое положительное в софистике – «антропологический пафос» , с резкой критикой философских позиций софистов выступил СОКРАТ.

ЖИЗНЬ СОКРАТА СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Первый афинский философ. • Его ЖИЗНЬ СОКРАТА СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Первый афинский философ. • Его жизнь, философское учение и смерть – единое целое, поэтому Карл Маркс назвал Сократа «воплощенной философией» . • «Философ улицы» : бродил по Афинам, окруженный толпой восхищенной молодежи – своими учениками, – и вел с ними (а также с другими гражданами – в качестве примера для учеников) философские диалоги.

СОКРАТ И ЕГО УЧЕНИКИ СОКРАТ И ЕГО УЧЕНИКИ

ЖИЗНЬ СОКРАТА • Всегда уклонялся от «общественной нагрузки» , прекрасно понимая, что ему никогда ЖИЗНЬ СОКРАТА • Всегда уклонялся от «общественной нагрузки» , прекрасно понимая, что ему никогда не дадут сделать того, что он считает нужным (см. «Апология Сократа» Платона), втянут его в интриги и в конечном счете найдут повод и расправятся с ним. Сократ никогда не стремился сделать политическую карьеру, хотя имел для этого возможности. Всему предпочитал беседы с СОКРАТ с учениками (на первом плане – Парменид) учениками.

СОКРАТ – ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК ЮНОШЕСТВА Сократ уводит Алкивиада из дома Аспазии СОКРАТ – ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК ЮНОШЕСТВА Сократ уводит Алкивиада из дома Аспазии

СОКРАТ – ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК ЮНОШЕСТВА Сократ уводит Алкивиада из дома Аспазии СОКРАТ – ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК ЮНОШЕСТВА Сократ уводит Алкивиада из дома Аспазии

По рассказам, внешне Сократ был очень некрасив, напоминал сатира. Комедиограф Аристофан высмеял Сократа в По рассказам, внешне Сократ был очень некрасив, напоминал сатира. Комедиограф Аристофан высмеял Сократа в своей комедии «Облака» . Аристофан Сократ и Аспазия (карикатура) СОКРАТ

ЖИЗНЬ СОКРАТА • Однако, когда это требовалось, проявлял себя истинным гражданином и мудрым политиком ЖИЗНЬ СОКРАТА • Однако, когда это требовалось, проявлял себя истинным гражданином и мудрым политиком (хотя его и не слушались) – например, в боевых действиях и эпизоде с казнью стратегов. Сократ спасает Алкивиада в битве при Потидее (Канова) СОКРАТ (469 – 399 гг. )

ЖИЗНЬ СОКРАТА • Прослыл самым мудрым, что и было «официально» подтверждено пифией в Дельфийском ЖИЗНЬ СОКРАТА • Прослыл самым мудрым, что и было «официально» подтверждено пифией в Дельфийском оракуле по запросу одного из друзей Сократа (Херефонта). • Сократ очень этому удивился – ведь он никогда не считал себя мудрым. Дельфы Афины

ЖИЗНЬ СОКРАТА • Чтобы честно показать ошибочность слов пифии, Сократ обратился к тем, кого ЖИЗНЬ СОКРАТА • Чтобы честно показать ошибочность слов пифии, Сократ обратился к тем, кого считал умнее себя – к профессионалам в различных родах общественно-политической деятельности СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Однако попытка обнаружить у них глубокие познания даже в их собственных предметных областях не увенчалась успехом (пример – диалог с Лахесом о мужестве)

ЖИЗНЬ СОКРАТА СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Тогда-то Сократ и понял, что ЖИЗНЬ СОКРАТА СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Тогда-то Сократ и понял, что имела в виду пифия: он мудрее всех в том, что ясно сознает меру всего своего незнания, а другим только кажется, что они что-то знают – «Я знаю, что я ничего не знаю, а другие не знают даже этого» . Сократ владеет в отличие от других самым необходимым знанием для желающего интеллектуально расти человека – знанием о текущей ограниченности, недостаточности и несовершенстве имеющегося знания. • В этом выражается универсальный принцип самокритичности для любого настоящего философа. Скромность в претензиях возносит Сократа неизмеримо выше всех остальных.

ЖИЗНЬ СОКРАТА СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Философское учение Сократа принято называть ЖИЗНЬ СОКРАТА СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Философское учение Сократа принято называть этическим антропологизмом. • Главный (и фактически единственный) предмет философии – человек. «Сократ свел философию с неба на землю» . Онтологические изыскания досократиков – бледная тень по сравнению с подлинными задачами философии. • Главная максима такой философии – «Познай самого себя» (надпись над храмом Аполлона в Дельфах, где и делались все прорицания оракула). • Человек трактуется как интеллектуально-нравственное существо. Сократ стоит у истоков философской аксиологии.

ЖИЗНЬ СОКРАТА • Понимание Сократом человека и места ценностных отношений в общей структуре его ЖИЗНЬ СОКРАТА • Понимание Сократом человека и места ценностных отношений в общей структуре его бытия нашло отражение в третьей максиме – «Добродетель – это знание (о нейеё)» . • ТРИ МАКСИМЫ СОКРАТА СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Познай самого себя • Я знаю, что я ничего не знаю • Добродетель – это знание

ЖИЗНЬ СОКРАТА СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Все беды человека – от ЖИЗНЬ СОКРАТА СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Все беды человека – от незнания добродетели. Если человек знает, что такое мужество – он мужественен, если знает, что такое честность – честен и т. д. Причем эти знания объективны. • Сознательно творить зло нельзя, это можно делать только по незнанию (истинной добродетели). • Поэтому этика Сократа квалифицируется как этический рационализм – поведение управляется прежде всего разумом, знанием моральных принципов. • Поэтому и был Сократ беспощадным обвинителем и критиком псевдознания, бахвальства глупцов, самонадеянности дилетантов – ибо в этом источник мирового зла.

СОКРАТ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Сократ учил людей СОКРАТ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Сократ учил людей подлинной нравственности, причем, в отличие от софистов, никогда не брал денег за свой труд духовного наставника, несмотря на то, что был очень беден и должен был содержать семью – жену и троих малолетних детей. Жена Сократа – Ксантиппа – отличалась чрезвычайно сварливым характером (что неудивительно – по такой-то жизни). • Сократ никогда ничего не писал, ибо считал, что истина может родиться только в живом диалоге – с мертвым записанным словом не поспоришь и его не уточнишь. Поэтому о самом Сократе мы знаем из биографических сочинений его учеников – Платона и Ксенофонта, прежде всего.

ТУЧИ СГУЩАЮТСЯ НАД СОКРАТОМ СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Вызывающее для обывателей ТУЧИ СГУЩАЮТСЯ НАД СОКРАТОМ СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Вызывающее для обывателей и вульгарных карьеристов поведение Сократа порождало ненависть к нему со стороны тех, кого он беспристрастно обличал, «выводил на чистую воду» . • Тогда трагический поэт Мелет, богатый кожевенник Анит и оратор Ликон написали на Сократа донос, где обвинили его в неуважении к богам (он то ли отрицает старых богов, то ли выдумывает новых) и в развращении юношей (Сократ якобы отвлекает их от важных общественных и государственных дел). Сократ предстал перед судом.

СУД НАД СОКРАТОМ СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Подробности судебного заседания наиболее СУД НАД СОКРАТОМ СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Подробности судебного заседания наиболее ярко изложены Платоном в произведении «Апология Сократа» . • Сократ с присущей ему иронией и самоуважением отбивает все нападки обвинителей, демонстрируя порой их внутреннюю противоречивость и содержательную несостоятельность. Однако твердость духа Сократа играет против него – он вызывает в судьях еще большее раздражение. Судьба Сократа решена, и он сам это быстро понимает. • Выясняется, что «новый (выдуманный) бог» – это всего-навсего «даймон» , внутренний голос Сократа, который в трудных ситуациях предостерегает Сократа от неверного шага.

СУД НАД СОКРАТОМ СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • На суде Сократ произносит СУД НАД СОКРАТОМ СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • На суде Сократ произносит три речи: первую, когда защищается, вторую, когда, будучи признан виновным, должен предложить самому себе наказание, и третью – после вынесения смертного приговора. • Сократ сравнивает себя с духовным пастырем, который призван приглядывать за жителями Афин и направлять их на путь истинный. • Поэтому Сократ считает, что по совести он заслуживает бесплатного обеда в Пританее или, в крайнем случае, символического штрафа в одну мину (его друзья, понимая, что его надо спасать, предлагают тридцать).

СУД НАД СОКРАТОМ • Сократ не боится смертного приговора (Дж. Бруно скажет много позже: СУД НАД СОКРАТОМ • Сократ не боится смертного приговора (Дж. Бруно скажет много позже: «Вы с бóльшим страхом выносите мне смертный приговор, чем я его выслушиваю» ), ему жаль афинян, которых обманули и которые из-за сведения сиюминутных карьерных счетов теряют великого учителя. Суд над Сократом (Канова) СОКРАТ (469 – 399 гг. )

СОКРАТ В ТЮРЬМЕ СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Однако, привести смертный приговор СОКРАТ В ТЮРЬМЕ СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Однако, привести смертный приговор в исполнение немедленно было невозможно – накануне на остров Делос отправилась для участия в празднестве в память победы Тесея над Минотавром ежегодная религиозная миссия. По афинским законам на период ее отсутствия действовал мораторий на смертную казнь. Последние 30 дней своей жизни Сократ провел в тюрьме. • Накануне казни к Сократу пришел его ученик Критон с сообщением, что друзьями подготовлен побег Сократа, и он может немедленно обрести свободу. Однако Сократ отказывается бежать.

СОКРАТ В ТЮРЬМЕ СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Сократ отказывается бежать, мотивируя СОКРАТ В ТЮРЬМЕ СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Сократ отказывается бежать, мотивируя это тем (см. диалог Платона «Критон» ), что законы государства нельзя нарушать – это было бы предательством всех тех идеалов гражданственности, которые Сократ проповедовал всю жизнь, то есть было бы предательством всей его жизни, зачеркнувшим весь его прошлый духовный труд. • Последний день своей жизни Сократ проводит с учениками, успокаивая их и приводя различные аргументы, почему смерть – это благо (см. «Федон» Платона). Например, доказывая бессмертие души и возможность для душ философов различных эпох общаться друг с другом.

ПРОЩАНИЕ СОКРАТА С СЕМЬЕЙ СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Когда пришло время, ПРОЩАНИЕ СОКРАТА С СЕМЬЕЙ СОКРАТ (469 – 399 гг. ) • Когда пришло время, с Сократом пришли проститься жена и дети. • Сократ не захотел, чтобы они присутствовали при его смерти.

ПРОЩАНИЕ СОКРАТА С УЧЕНИКАМИ СМЕРТЬ СОКРАТА (399 г. до н. э. ) • Раб ПРОЩАНИЕ СОКРАТА С УЧЕНИКАМИ СМЕРТЬ СОКРАТА (399 г. до н. э. ) • Раб принес Сократу чашу с ядом субтропического растения цикуты (яд паралитического и не мгновенного действия).

ПРОЩАНИЕ СОКРАТА С УЧЕНИКАМИ СМЕРТЬ СОКРАТА (399 г. до н. э. ) • «Критий, ПРОЩАНИЕ СОКРАТА С УЧЕНИКАМИ СМЕРТЬ СОКРАТА (399 г. до н. э. ) • «Критий, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же его за меня, не забудьте» , – таковы, согласно легенде, были последние слова великого учителя человечества, Сократа Афинского.

ПРОЩАНИЕ СОКРАТА С УЧЕНИКАМИ Асклепий • Согласно принятому в те времена обычаю, богу врачевания ПРОЩАНИЕ СОКРАТА С УЧЕНИКАМИ Асклепий • Согласно принятому в те времена обычаю, богу врачевания Асклепию приносил в жертву петуха выздоравливающий после долгой и тяжелой болезни. Для Сократа смерть – выздоровление души, освобождение ее из гробницы тела.

ПРОЩАНИЕ СОКРАТА С УЧЕНИКАМИ Асклепий • Согласно принятому в те времена обычаю, богу врачевания ПРОЩАНИЕ СОКРАТА С УЧЕНИКАМИ Асклепий • Согласно принятому в те времена обычаю, богу врачевания Асклепию приносил в жертву петуха выздоравливающий после долгой и тяжелой болезни. Для Сократа смерть – выздоровление души, освобождение ее из гробницы тела.

СМЕРТЬ СОКРАТА Асклепий Ученики у тела усопшего Сократа Критон закрывает глаза умершему Сократу СМЕРТЬ СОКРАТА Асклепий Ученики у тела усопшего Сократа Критон закрывает глаза умершему Сократу

СМЕРТЬ СОКРАТА Таким он и остался в нашей памяти – нетерпимый к косности и СМЕРТЬ СОКРАТА Таким он и остался в нашей памяти – нетерпимый к косности и самодовольству и не признававший нравственных компромиссов

СМЕРТЬ СОКРАТА В древнегреческой культуре смерть считалась фактом жизни (в отличие от современных представлений). СМЕРТЬ СОКРАТА В древнегреческой культуре смерть считалась фактом жизни (в отличие от современных представлений). Пока человек не умер, нельзя было сказать, как он жил. Недостойная смерть могла зачеркнуть достойную предыдущую жизнь.

СОКРАТ УМЕР, НО ДЕЛО ЕГО ПЕРЕЖИВЕТ ВЕКА Равнодушие не убивает, но только с его СОКРАТ УМЕР, НО ДЕЛО ЕГО ПЕРЕЖИВЕТ ВЕКА Равнодушие не убивает, но только с его молчаливого согласия совершаются самые страшные преступления на Земле Юлиус Фучик Если бы мог, Сократ наверняка подписался бы под этой крылатой фразой из «Репортажа с петлей на шее»

ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА ДИАЛЕКТИКА (сократическая) – искусство вести эффективный спор (диалог), направленный на достижение истины ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА ДИАЛЕКТИКА (сократическая) – искусство вести эффективный спор (диалог), направленный на достижение истины путем взаимозаинтересованного рассмотрения различных точек зрения по обсуждаемому вопросу. • Сократ первым из философов создал собственный философский метод, который назвал диалектикой. • ТРИ СТОРОНЫ ДИАЛЕКТИКИ СОКРАТА • Ирония • Акушерство (майевтика) • Индукция (эпагоге)

ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА ДИАЛЕКТИКА (сократическая) – искусство вести эффективный спор (диалог), направленный на достижение истины ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА ДИАЛЕКТИКА (сократическая) – искусство вести эффективный спор (диалог), направленный на достижение истины путем взаимозаинтересованного рассмотрения различных точек зрения по обсуждаемому вопросу. • Маейевтика, искусство принятия родов души (которая производит на свет истину), самим своим существованием свидетельствует о принятии Сократом постулата объективности истины. • В этом и выражается главная антисофистическая составляющая, или направленность, философии Сократа.

ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА ДИАЛЕКТИКА (сократическая) – искусство вести эффективный спор (диалог), направленный на достижение истины ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА ДИАЛЕКТИКА (сократическая) – искусство вести эффективный спор (диалог), направленный на достижение истины путем взаимозаинтересованного рассмотрения различных точек зрения по обсуждаемому вопросу. • Индукция (от лат. «наведение» ) – в логике тип рассуждений, которые основаны на переходе от частного знания к общему, от фактов – к общим законам или положениям. М 1 М 5 Мужество М 2 М 6 М 3 М 4

ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА ДИАЛЕКТИКА (сократическая) – искусство вести эффективный спор (диалог), направленный на достижение истины ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА ДИАЛЕКТИКА (сократическая) – искусство вести эффективный спор (диалог), направленный на достижение истины путем взаимозаинтересованного рассмотрения различных точек зрения по обсуждаемому вопросу. • Таким образом, становится очевидной цель сократической диалектики – обретение общего понятия. Знать = знать, что это такое. Так в греческой философии зарождалось осмысление проблемы соотношения общего и единичного. М 1 М 5 Мужество М 4 М 2 М 6 М 3

ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА • Цель сократической диалектики – обретение общего понятия. Знать = знать, что ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА • Цель сократической диалектики – обретение общего понятия. Знать = знать, что это такое. П 3 П 1 Прекрасное П 2 — Что такое прекрасное, Гиппий? — Разве ты сам не понимаешь, Сократ? Во видишь: прекрасная девушка, прекрасная кобылица, прекрасный горшок – вот это и есть прекрасное! — Ты не понял вопроса, Гиппий. Я спрашивал тебя не о прекрасных вещах, но о прекрасном самом по себе!

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ © Схема Н. Бирюкова СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ © Схема Н. Бирюкова

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ о. Крит Антисфен Аристипп © Карта Н. Бирюкова СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ о. Крит Антисфен Аристипп © Карта Н. Бирюкова

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ У Черного моря Стамбул Антисфен © Карта Н. Бирюкова ТУРЦИЯ о. Крит СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ У Черного моря Стамбул Антисфен © Карта Н. Бирюкова ТУРЦИЯ о. Крит Аристипп Диоген

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ Киники Киренаики • Основатель Аристипп из Кирены – • Аскетизм – отказ СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ Киники Киренаики • Основатель Аристипп из Кирены – • Аскетизм – отказ от • Гедонизм стремление к удовольствий ради удовольствию достижения как к высшему духовной свободы благу © Элементы текста и оформления – В. В. Горбатов • Основатель Антисфен

КИНИКИ – «ФИЛОСОФЫ-СОБАКИ» Антисфен Диоген Синопский Кратет Менипп Просто киники КИНИКИ – «ФИЛОСОФЫ-СОБАКИ» Антисфен Диоген Синопский Кратет Менипп Просто киники

АНТИСФЕН • Ученик Сократа • Основоположник кинизма • Проповедь аскетизма и антигедонизма • Называл АНТИСФЕН • Ученик Сократа • Основоположник кинизма • Проповедь аскетизма и антигедонизма • Называл себя «истинным псом» • Был учителем Диогена Синопского © Элементы текста и оформления – В. В. Горбатов Антисфен (435 – 376 гг. )

ИЗРЕЧЕНИЯ АНТИСФЕНА • «Человеку нужен разум, чтобы познавать, или веревка, чтобы повеситься» • «Я ИЗРЕЧЕНИЯ АНТИСФЕНА • «Человеку нужен разум, чтобы познавать, или веревка, чтобы повеситься» • «Я скорее сойду с ума, чем испытаю удовольствие» © Элементы текста и оформления – В. В. Горбатов

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ • Ученик Антисфена • Получил прозвище «спятивший Сократ» • Критиковал: – Роскошь ДИОГЕН СИНОПСКИЙ • Ученик Антисфена • Получил прозвище «спятивший Сократ» • Критиковал: – Роскошь – Лицемерие – Излишнюю ученость и красноречие © Элементы текста и оформления – В. В. Горбатов

МУДРЕЦ ДИОГЕН ПРОСЛАВИЛСЯ ТЕМ… …ЧТО ЖИЛ В БОЧКЕ! МУДРЕЦ ДИОГЕН ПРОСЛАВИЛСЯ ТЕМ… …ЧТО ЖИЛ В БОЧКЕ!

МУДРЕЦ ДИОГЕН ПРОСЛАВИЛСЯ ТЕМ… …ЧТО ЖИЛ В БОЧКЕ! МУДРЕЦ ДИОГЕН ПРОСЛАВИЛСЯ ТЕМ… …ЧТО ЖИЛ В БОЧКЕ!

ДИОГЕН ХОДИЛ ПО УЛИЦАМ ДНЕМ С ФОНАРЕМ. НА УДИВЛЕННЫЙ ВОПРОС, ЗАЧЕМ ЕМУ ПРИ СВЕТЕ ДИОГЕН ХОДИЛ ПО УЛИЦАМ ДНЕМ С ФОНАРЕМ. НА УДИВЛЕННЫЙ ВОПРОС, ЗАЧЕМ ЕМУ ПРИ СВЕТЕ СОЛНЦА ЕЩЕ И СВЕТ ЛАМПЫ, ДИОГЕН ОТВЕТИЛ: …ИЩУ НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА!!!

ЛАМПА ДИОГЕНА ИЩУ ЧЕЛОВЕКА!!! ЛАМПА ДИОГЕНА ИЩУ ЧЕЛОВЕКА!!!

ЧТОБЫ УПРАЖНЯТЬСЯ В АСКЕЗЕ… …ДИОГЕН ПРОСИЛ МИЛОСТЫНЮ У СТАТУЙ, ДАБЫ ПРИУЧИТЬ СЕБЯ К ОТКАЗАМ ЧТОБЫ УПРАЖНЯТЬСЯ В АСКЕЗЕ… …ДИОГЕН ПРОСИЛ МИЛОСТЫНЮ У СТАТУЙ, ДАБЫ ПРИУЧИТЬ СЕБЯ К ОТКАЗАМ

В СВОЕМ АСКЕТИЗМЕ ДИОГЕН БЫЛ ИСТИННЫМ МАКСИМАЛИСТОМ ОДНАЖДЫ ОН ПОДОШЕЛ К РУЧЬЮ С ЧАШКОЙ, В СВОЕМ АСКЕТИЗМЕ ДИОГЕН БЫЛ ИСТИННЫМ МАКСИМАЛИСТОМ ОДНАЖДЫ ОН ПОДОШЕЛ К РУЧЬЮ С ЧАШКОЙ, ЧТОБЫ НАБРАТЬ ВОДЫ – И УВИДЕЛ ЗДЕСЬ ЖЕ МАЛЬЧИКА, КОТОРЫЙ ПИЛ ИЗ СЛОЖЕННОЙ ЛАДОНИ ТОГДА ДИОГЕН ВЫБРОСИЛ СВОЮ ЧАШКУ, ПОБЛАГОДАРИВ РЕБЕНКА ЗА НАУКУ

ОДНАЖДЫ ДИОГЕНА НАВЕСТИЛ В ЕГО СКРОМНОМ ЖИЛИЩЕ АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ. ОН БЫЛ ВОСХИЩЕН СИЛОЙ ДУХА ОДНАЖДЫ ДИОГЕНА НАВЕСТИЛ В ЕГО СКРОМНОМ ЖИЛИЩЕ АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ. ОН БЫЛ ВОСХИЩЕН СИЛОЙ ДУХА ФИЛОСОФА ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТЕБЯ, МУДРЕЦ?

ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТЕБЯ, МУДРЕЦ? ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТЕБЯ, МУДРЕЦ?

ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТЕБЯ, МУДРЕЦ? «ОТОЙДИ, ТЫ ЗАСЛОНЯЕШЬ МНЕ СОЛНЦЕ!» ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТЕБЯ, МУДРЕЦ? «ОТОЙДИ, ТЫ ЗАСЛОНЯЕШЬ МНЕ СОЛНЦЕ!»

АРИСТИПП • Первым из учеников Сократа стал брать деньги за обучение • Презирал нравственные АРИСТИПП • Первым из учеников Сократа стал брать деньги за обучение • Презирал нравственные условности и превыше всего ставил наслаждение • «Главное, чтобы человек обладал удовольствиями, а не удовольствия – человеком» © Элементы текста и оформления – В. В. Горбатов