4 Фил-я Средних веков.ppt
- Количество слайдов: 21
ТЕМА 3 Средневековая философия
План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм в средневековой философии. 4. Арабская средневековая философия
Основные этапы развития средневековой философии Средневековая философия V – XV вв. н. э. Период патристики V-VII вв. Период схоластики VIII-XVвв. ? Об универсалиях Реализм Номинализм
Вопрос 1. Основные черты средневековой философии. Теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальность ю, основным предметом философских исследований являлся Бог) Догматизм Господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом себе в Библии) Креационизм Человек и природа объявлялись творением Бога, стоящим над ними (подчеркивалась божественная сущность человека)
Провиденциализм Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения Эсхатология Учение о конце света. Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении Теодицея Признание права бога на существование зла в мире. Зло – это результат проявления свободной воли человека, отход от божественных заповедей Превосходство веры над знанием Мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога
Вопрос 2. Средневековая патристика. Патристика – учение «отцов церкви» . Цель-формулировка основных догматов Гностицизм Васелид, Валентин Апологетика Юстин Мученик, Тертуллиан Манихейство Мани Догматика Василий Великий, Аврелий Августин
Гностицизм Основные идеи: Переосмысление мифологических представлений и религиозных, философских Делили людей на 3 категории: «плотские» люди, «душевные» люди, «духовные» люди Противопоставление духа и материи
Апологетика Основные идеи: Главная идея – оправдания, защиты религиозного мировоззрения «Верю потому, что абсурдно» Откровение – обнаружение Бога посредством деятельности сердца как органа религиозных переживаний
Манихейство Основные идеи: Мир рассматривали как арену борьбы добра и зла (Божественного и дьявольского) Путь спасения человека - аскетический образ жизни
Догматика Основные идеи: Аврелий Августин Блаженный ( «Исповедь» , «О троице» , «О граде Божьем» ) Цель и смысл жизни человека – познание Бога и презрение к себе Бог не только сотворил весь мир, но и продолжает творить его дальше Божественные свет – сила, способная высвечивать подлинную сущность вещей Источники знаний человека: опыт и вера (абсолютное превосходство веры над знанием)
Бессмертная душа обладает следующими свойствами: разум, воля и память. Тело – лошадь, душа – наездница Зло – результат человека свободной воли Субординация между институтами общественной жизни предопределена свыше: «град земной» и «град Божий» . Теократический характер государства.
Вопрос 3. Средневековая схоластика «школьная философия» Распространение среди широких слоев населения Вопрос об универсалиях – общих понятиях (человек, лошадь) Реализм Номинализм
Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях» , воплощением которых являются реальные вещи). Ансельм Кентерберийский Фома Аквинский Гильом из Шампо
Номинализм – (от лат. номен – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимала как имена вещей. (По смыслу номинализм близок к учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Иоанн Росцелин, Уильям Оккам
Философия Фомы Аквинского. Крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики В 1878 г. учение Фомы Аквинского – томизм – решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма (сегодня неотомизм) Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии» , «Сумма философии» ( «Против язычников» ), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля
Доказательства существования Бога Фомы Аквинского: Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог Причина: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д. ) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему – Бог
Исследование проблемы познания Фомой Аквинским: Откровение и разум (вера и знание) – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия Вера и разум одновременно участвуют в процессе познания Вера и разум дают истинное значение Если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание Все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо
Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души Не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение Философия и теология – разные науки Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом Все остальное (Божественное откровение) может познать только теология
Пьер Абеляр Основные идеи: Подчеркивал преимущества перед слепой верой разума Сформулировал теорию «двух истин» , достигаемых с помощью веры и разума Считал, что универсалии – это понятия, возникающие в ходе познания вещей при помощи абстрагирующей деятельности ума
Уильям Оккам Основные идеи: Отделил философию от теологии Сформулировал принцип «бритвы Оккама» : Сущностей не следует умножать без необходимости
Вопрос 4. Арабская средневековая философия Аль-Кинди Аль-Фараби Ибн-Сина (Авиценна) Аль-Газали Ибн-Рушд (Аверроэс)