Средневековая Философия .pptx
- Количество слайдов: 9
Тема 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 -14 века)
Основные этапы и представители Апологетика (расцвет - 2 -3 вв. ) Патристика (расцвет - 4 -5 вв. ) Схоластика (расцвет – 11 -13 вв. ) • Юстиниан Мученик, Тертуллиан и др. • Аврелий Августин, Амвросий, Иероним, и др. • Фома (Том) Аквинский, Р. Бэкон, Оккам, Буридан и др.
Основные проблемы и их решение
ПЕРИОД АПОЛОГЕТИКИ Апологетика –предвзятая защита, восхваление чего-либо В данном случае христианского вероучения Основные проблемы: Защита христианства от нападок: 1)государства, 2)язычников, 3)античных философов. Проблема познания истины: разум или вера в Священное писание. Основные выводы: Пришли к отрицанию не только философии, но и разума вообще, противопоставив его вере. Утверждается лозунг «Верую, потому что абсурдно» . Основным источником знаний (отсюда и до конца эпохи) считается вера.
ПЕРИОД ПАТРИСТИКИ Патристика (от греч. pater –отец) – учение христианских теологов (отцов церкви) 2 -8 веков Основные проблемы: Доработка самых спорных моментов христианского вероучения. Проблема познания истины: разум или вера Проблемы человеческой истории Основные выводы: Разум не отрицается, но противопоставляется и подчиняется вере. Утверждается лозунг «Понимать, во что веришь» . Философия превращается в теологию (учение о Боге). Идея о будущем духовном возрождении общества через христианство. Особая роль отводится католической церкви. Она рассматривается как посредник между людьми и Богом, как представитель Бога на Земле.
Схоластика ПЕРИОД СХОЛАСТИКИ (лат. scholasticos – ученый, школьный) средневековая религиозная философия, соединившая религиозные догмы и формальную логику. Основные проблемы: Проблема познания истины: разум или вера; Проблема общих понятий (универсалий) Основные выводы: Разум хоть и ставится ниже веры, подчиняется вере, но не противопоставляется ей. Утверждается лозунг «Знать, чтобы верить» Различают истины веры и истины разума. Признается право на существование не только теологического, но и научного знания, но только в том случае, если второе не противоречит первому. Формируются номинализм и реализм
Номинализм и реализм Реализм (лат. realis – вещественный) направление в средневековой философии, признающее объективное существование общих понятий, независимо от вещей. Представители: А. Августин; А. Кентерберийский; Ф. Аквинский и др. Номинализм (лат. nomina – название, имя) – направление в средневековой философии, признающее общие понятия лишь именами единичных предметов, а не реальными сущностями. Представители: Росцелин; Абеляр; У. Оккам; Буридан; Д. Скот и др.
Основные черты средневековой философии Философия была превращена в служанку богословия, подчинена теологии и религии. Средневековая философия усилила платоновское противопоставление духа и материи, дополнив его учением о первородном грехе, и сделала природу греховной. Человек понимается как существо более низкое, чем Бог. Его задача -- подчинятся божьей воле.
Основные черты средневековой философии (продолжение) Отрицается способность человека самостоятельно познать мир. Только церковь и Священное писание имеют монополию на истину. Принижается ценность чувственного и рационального познания, знание подчиняется вере. Идея провиденциализма: признание божественной предопределенности существующих на Земле порядков. Борьба с инакомыслием.