ВК_МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ.ppt
- Количество слайдов: 85
Тема 3. Методы познания. О теме: Методы познания. Природа человека и мира: пути и способы познания… Существует ли Абсолют или все относительно? Познай себя: - «Кто я? » Найди ответ и получишь ключ… Коллективная природа твоей сущности – источник эволюции и надежда на выживание человечества. Продолжаем тему познания.
Вл. Соловьев Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами Только отблеск, только тени От незримого очами? ! Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий Только отзвук искаженный Торжествующих созвучий? !
• Попробуйте ответить для себя на вопрос: - Кто Я? - Где это «Я» находится: в теле, мозгу, сознании, мыслях ? - Меняется ли «Я» со временем в процессе жизни? - Если «да» , то кто отождествляет себя с «Я» , например на своих фотографиях в разные периоды жизни? - - Если «нет» , то есть «Я» - не меняется в течение жизни, то возможно, что оно существовало до моего рождения и будет существовать – после? - Как я получаю Знание? - Что для меня есть Знание? Что такое «Человек» , какова его природа, какова его сущность? Кто ответит на эти вопросы? Какая наука дает ответ?
Такой науки нет. Современные проблемы науки связаны с: • Изменением субъекта познания (его активность и включенность в процесс получения знания); • Определением источника познания • С необходимостью обеспечения целостности личностного отношения к реальности (необходимо включить такие факторы познавательного процесса, как интуиция, ценности, вера); • С необходимостью учета культурно-исторических условий, в которых добывается знание.
• Фильм «Как важно полюбить себя»
Что есть ЗНАНИЕ Мы разделили все источники на два типа: • 1. Знание научное. • 2. Все остальное знание.
• Чтобы решить современные проблемы науки, и тем самым приблизиться к новому способу познания, необходимо посмотреть на «Все остальное знание» в истории культуры. • Переход от одной структуры философских оснований к другой означает пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной революцией. • Этот переход всегда обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и наука. • Для дальнейшего развития науки и познания необходимо использовать потенциал историко- культурного потенциала, заложенного в человеке его традицией и культурой, но не используемого в настоящее время
Все остальное знание Отношение «Я и Мир» изменялось сообразно эпохе. Способы и методы познания эволюционировали от эпохи к эпохе. Мы рассмотрим, как на протяжении исторического развития человека и общества добывалось знание, необходимое для воспроизводства как человека, так и общества с его культурой, традициями, социальными институтами и каковы его методы. • Знание в истории культуры • Эволюция форм Знания
Преднаука изучает те вещи и способы их изменений, с которыми человек сталкивается в своей практической деятельности в рамках мифологического мировоззрения, которое сохранилось в свернутом виде в форме архетипов К. Г. Юнга. • Мифологическое мировоззрение – наиболее древняя форма духовной культуры человечества, а миф – единая, нерасчлененная (синкретичная), универсальная форма сознания. • Человек воспринимал себя как неотъемлемую часть мира, природы, космоса. Сфера природы и сфера человека – не различаемы; человек – часть общества, а общество включено в природу и зависит от космических сил. (Тема 2). • 1. Единство духовного и материального • 2. Эмоционального и реального
Основные качества сознания этого типа отношения к реальности: • Осознание ценности и красоты окружающего мира, природы; • ценность коллективности, • причастность к коллективу. • Следующее качество – убеждение в существовании неких космических сил, превышающих человеческое бытие, поклонение им. Сохраняются в свернутом виде в современном сознании в архетипах нашего сознания
Европейская наука началась с древних греков. Греческая философия сыграла большую роль в разделении этого единства духовного и материального. • Греки разорвали связь знания и традиции, хотя истоки мифа присутствуют практически во всех трудах. Яркий пример - ПЛАТОН На заре цивилизаций, когда человек воспринимал себя как неотъемлемую часть Целого Универсума, Платон в концентрированном виде изложил отношение «Я и Мир» в «Символе Пещеры» : • Он ввёл научную метафору несовершенства познания как теней на стенах пещеры, многие века использующуюся европейцами:
• В «Символе Пещеры» он изобразил в символическом виде два мира – земной (пещера) и небесный – вне пещеры. • Мы, люди, живем в пещере иллюзий и прикованы цепями к невежеству, избавиться от которого необходимы нечеловеческие усилия. Небесный мир отождествляется со светом Истины, Добра, знания и Мышления (интеллекта). • Дальнейшее развитие этих идей привело мыслителей к идеализму, а далее – к рационализму, современной науке. • Платон, Государство / Собрание сочинений в 4 -х томах, Том 3, М. , «Мысль» , 1994 г. , с. 295 -296.
• Греки создали путь для развития рационального мышления. • Греки осознали другую сторону материального мира – невидимую, умственную, интеллектуальную и пытались ее использовать. • Осознав наличие у человека, кроме зрения физического, - «зрение» невидимое, умственное, рациональное и ощутив его силу, они создали «умозрительное видение» - как идеализм, так и логику, «умо» -зрительные построения определили все дальнейшее развитие и стройное здание европейской науки.
• Такое умо-зрение (философия, математика, логика и т. д. ) существовали благодаря уникальной богатой культуре, оказавшейся возможной на протяжении не очень длительного исторического периода. • Разрыв в целостности восприятия мирв проявился в том, что греческая наука и философия слабо использовались практикой, жизнью. • Доказательство: греческая цивилизация оказалась недолговечной и не использовала свои умозрительные концепции для самовыживания и прогресса. • Таким образом, созданный метод познания пока не получил полного воплощения, сохранив свой потенциал для будущего.
Средние века • Дальнейшее развитие способа познания связано с эпохой Средних веков. • Происходит дальнейшее размежевание видимого и невидимого миров: материального и духовного, а интеллектуальное (умозрительное) познание оттачивает свою форму в диспутах, университетах, монастырях и, в основном, в интерпретациях Священных Писаний. Схоластика. • Целостность жизни человека определяется верой, знание интеллектуальное и все другое объединено церковью и служит идеалам того времени – достижению Царства Божия посредством праведной жизни.
• Основная особенность – такой же отрыв рационального знания от практической стороны жизни. • Насколько рациональное знание слабо использовалось в практической жизни, доказывают многочисленные свидетельства историков о том, что в математических расчетах в церковных документах того времени допускалось от 40 до 60% ошибок. • Логика и умственные построения, «доказательства» использовались , в основном, в целях вычисления дат церковных праздников и интерпретации священных писаний.
Пример Знание • Религия и наука. Каким образом существует знание в Средние века. • Н. Сперанский «Очерк по истории церкви и школы в Западной Европе» . • Москва, 1906 г. стр. 119 • Ведьмы и ведовство (из речи Герсона Д. , канцлера парижского университета перед лиценциатами медицинского факультета)
• «В естественной философии является правдоподобным, согласно же истинам веры является несомненным, что демоны существуют. Такого взгляда держались самые возвышенные из философов: Гермес Трижды Великий, Платон, Апулей, Порфирий и другие. Это нам ясно показывают собственно их труды, равно как труд Августина «О граде Божием» . Тезис что демоны существуют, на философской почве гораздо легче защищать, нежели противоположный, ибо при этом остаются неприкосновенными рассказы о чудесных происшествиях, которые передаются достоверными историками у всех решительно народов. . Им всем противопоставлять упорное отрицание — значит переходить в дерзости всякие границы и колебать основы человеческого общежития и гражданского союза, так как той силы, которая людей соединяет, скрепляет и сливает в одно целое, служат взаимное доверие и готовность друга слушать» .
• У христиан же отрицание демонов и того, что они могут творить в природе очень многое представляет учение, которое осуждено как ошибочное, нечестивое и противное Святому Писанию. Итак, смеха достойны, но достойны и суровой кары те, кто издевается над богословами лишь только они заводят речь о демонах и действиями демонов объясняют различные явления, как будто бы это было вещью баснословной. • Проистекает же подобное заблуждение у некоторых образованных людей частью от недостатка веры, частью же от слабости и порчи рассудка. Душа их настолько занята чувствами, занята телом и заботами о нём или же ум их настолько погружён в изыскания частных осязательных причин, что они оказываются совершенно не в состоянии разуметь вопросы об универсальном, о первых сущностях и о духовном и теряют способность к тонкому возвышенному мышлению» .
• Из этих примеров видно, что • методы и способы доказательств очень отличаются от современных. А именно: • 1. ссылка на авторитеты, • 2. ссылка на традиции и народные суждения, • 3. обращение к не подвергаемым сомнению ценностям, • 4. отсутствие логики.
Истоки современной науки • Современная наука берет начало в Новое время 17 в. , когда Ф. Бэкон сформулировал условия существования объективного знания, и наука победоносно шествует до нашего времени. • Условия ее возникновения: - Новые ценности: общество не могло довольствоваться ошибочными методами; - Изменения в культуре (географические открытия и культурные связи разных стран, континентов; торговля; развитие промышленности); - Религиозная революция – Реформация, уничтожившая приоритет церкви в сфере интеллектуального знания; - Соединение греческого интеллектуализма (рационализма), математических методов и ЭКСПЕРИМЕНТА
• Культурные инновации, оказавшие влияние на познание– это: • Реформация, в 16 -18 в. в, • Становление классической науки. • Первый фактор оказал основное влияние на развитие новых капиталистических отношений, базирующихся на рациональном отношении к действительности. • Анализ Реформации важен в аспекте ее отношения к фундаментальным ценностям личности, как одни ценности заменялись другими и каким образом они повлияли на науку, познание, образование и культуру в целом.
Распространение рационализма на все сферы жизни общества и культуры. • Эпоха после средневековья, включая Возрождение, Новое время, Просвещение, характеризуется отходом от чисто религиозного отношения к жизни. Это - эпоха формирования новых взглядов на человека, природу, общество. • Достижения рационального разума (открытия в технике, науке, великие географические открытия, успехи в военном деле и мореплавании) вызывали всеобщую эйфорию, что способствовало экстраполяции его возможностей – в возможности, ничем неограниченные, могущие состязаться с самим Создателем.
В протестантизме призыв Лютера убрать посредников между человеком и Богом в виде священников накладывал неведомую ранее ответственность на самого человека за свою жизнь, работу, поведение. Опора на внутреннего контролера - совесть - обеспечивала личности формальную возможность выбора. Религиозные установки оказывались в большей мере во власти индивида. Возникновение новых культурных ценностей и идеалов может занять место религиозных устремлений искателя. так, ими могут стать ценности научного познания, научной истины, поиски счастья человечества не по Откровению, а пользуясь Наукой и ее методами и т. д.
• В эпоху Просвещения Разум уже вполне осознанно был поставлен в Центр Вселенной. Просвещение (распространение рационализма, познание мира при помощи разума) провозглашалось как цель и основа жизни отдельного гражданина и общества в целом. По этой идеологии общественное устройство всего человечества должно было основываться на открытых разумом законах, достаточно лишь рационально обосновать их, найти всеобщую «правильную» религию, мораль, нравственность, способы воспитания, экономическую систему и т. д.
• Французская революция явилась поворотным пунктом в этом апофеозном шествии Разума. Казалось бы, что обоснованное рационально, разумно построенное общество (на этих идеях стояли реформаторы Вселенной) должно быть самым совершенным, гармоничным, идеальным. • Великая Французская Революция 1789 – 1794. • Все старые ценности были подвергнуты критике, вплоть до религиозных. Вера в безграничные способности разума личности и социально-культурная обстановка, - все это привело Францию к революции в 1789 г.
• Была принята «Декларация прав человека и гражданина» после взятия Бастилии, которая взяла за образец «Декларацию независимости Соединенных Штатов» 1776 г. • «Свобода, равенство, братство» - провозглашалось равенство всех перед законом, право выбирать правительство, свободу личности. Провозглашалась нерушимость и священный характер собственности. Например. пункт. 1 Декларации гласил: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия не могут быть основаны ни на чем ином, кроме общей пользы» .
• Даже вера определялась РАЗУМНО! • Во времена Фр. революции в качестве основ общежития принимались такие установления как: «существование всемогущего, разумного, благодетельного Божества, будущая жизнь, наказание злых, святость общественного договора и законов» . «Вы свободны не верить в них, но если вы не верите – будете изгнаны, как нечестивец, неспособный к общежитию» .
• По докладу Робеспьера был принят Декрет учреждения Верховного Существа: «Французский народ признает существование Верховного Существа и бессмертие души… Он признает, что культ, достойный Верховного Существа, заключается в выполнении человеком его обязанностей» . • Дальнейшие пункты уточняли эти обязанности: • Первейшая обязанность – ненавидеть нечестность и тиранию. Далее- помогать несчастным, уважать слабых, защищать угнетенных. • (По своему разумению определить Бога… )
• Проявление рационализма – РАЗУМ и есть то ВЫСШЕЕ, что управляет всем – природой, космосом, людьми, обществом! С помощью РАЗУМА можно установить ВЕРУ! • Из декрета Фр. Рев. : «С целью напоминать людям о Божестве и их собственном достоинстве будут учреждены празднества. Их названия будут заимствованы у славных событий нашей революции, у наиболее дорогих и полезных человеку добродетелей …В честь Истины, …. В честь Республики, …. В честь Свободы, …Целомудрия, …Славы, Бессмертия, Любви к Отечеству. Материнской нежности, Сыновней почтительности, в честь Юности, Зрелого возраста, В честь Промышленности, Потомства, Бескорыстия, Добросовестности, Воздержания и т. д. » .
• Кутон предложил: «Я требую, чтобы доклад Робеспьера и проект Декрета были переведены на все языки и распространены по всей Вселенной» . • М. Робеспьер. Революционная законность и правосудие. , М. , 1959. • Олар А. Культ Разума и культ Верховного существа во время Великой французской революции // Олар А. Политическая история Французской революции. В 4 -х ч. М. , 1938.
• Общеизвестны последствия «разумного» переустройства общества: Со дня основания революционного трибунала 17 апреля 1793 г. за 14 месяцев было казнено 2607 человек, а с введением нового закона Робеспьера «О подозрительных» за 46 дней было казнено 1351 человек: по 150 человек в день приговаривали к смертной казни. • 9 термидора (27 июля) Робеспьер был арестован во время заседания Конвента и наутро следующего дня гильотирован. • На могиле Максимельена Робеспьера помещена следующая эпитафия: «Прохожий! Не печалься над моей судьбой. Ты был бы мёртв, когда б я был живой» .
Они не могли отказаться от духовности вообще. Во все времена какое бы ни было общество, происходит обращение к высшим ценностям теми словами и в тех терминах, которые характерны для данной эпохи. • Духовность находит свое выражение, например, в вере в незыблемые законы природы. Успех разума в открытии этих законов и распространение их за пределы их применимости послужил уроком Великой Французской революции.
• Но последовательное проведение в жизнь идеи рациональности обернулось жесточайшим террором, что даже приверженцы демократических реформ с отвращением отвернулись от разумного «идеала» . Это заставило мыслящих людей Запада со всей серьезностью искать причины неудач. Слишком очевидно разум показал свои границы. • Общеизвестны последствия «разумного» переустройства общества: Со дня основания революционного трибунала 17 апреля 1793 г. за 14 месяцев было казнено 2607 человек, а с введением нового закона Робеспьера «О подозрительных» за 46 дней было казнено 1351 человек: по 150 человек в день приговаривали к смертной казни.
• Потрясенная Европа пыталась осмыслить шокирующее противоречие между «благородными» целями всем доставить счастье и трагическим исходом событий. • В результате ослабевает вера в рациональное (доказательное) знание: жизнь не исчерпывается рациональными формами освоения действительности. Целостность ее в том, что в ней участвуют другие формы: бессознательное, иррациональное, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. • Возникают такие течения философии, как нигилизм, философия жизни, экзистенциализм, марксизм и др. К. Маркс, ввел в философ. исследование практику как активнопреобразующую деятельность, и предложил с новые критерии истины в сфере наук об обществе. • До сих пор существует полемика в этом вопросе, что считать за критерий истины в познании, здесь можно назвать такие течения как позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм и т. д.
• Дальнейшее развитие общества обозначено как состояние культуры – постмодерн, важнейшие черты которого, следующие: • 1) сомнение в возможности исторически нового; • 2) отказ от любых проектов преобразования мира; • 3) сомнения в действенной силе науки, теоретической рациональности; • 4)нет оппозиции часть-целое, субъект – объект.
• Однако в истории культуры существует пример другого отношения к реальности.
В современной культуре Запада не случайно уделяется пристальное внимание к Востоку, ценностные ориентации и менталитет которого сохраняется в практически неизменном виде тысячелетия. • В восточной философии изначально признается ограниченность человеческого разума. • Два типа менталитета условно можно обозначить как менталитет, ориентированный на дуовные ценности и менталитет, ориентированный на демократические ценности, свободу, рациональность, разум, сознание. Так же условно можно назвать их восточным и западным, ибо традиционно первый в большей мере развивался и сохранился в странах Востока, а второй – в традиционно получил развитие в западной Европе и распространился далее через Америку на другие страны.
Специфическа восточного мировоззрения является: • а) признание ограниченности человеческой рациональности (ума, интеллекта, разума), • б) идея о существовании Абсолютного Начала, которое существует вне разума. Отсюда следует: • представление о мире человека Востока, • понимание божественности, • и способов связи с божественным. По словам С. Радхакришнана (11), мы не можем познать Абсолют при помощи мысли, которая сама является частью «относительного мира» . Ограниченное не может выражать и обнаруживать неограниченное (т. е. ум не может познать Абсолют). Абсолютное никогда не может стать объектом рационального познания.
• Однако, хотя абсолютное бытие непознаваемо разумом, но оно постижимо каждым, кто стремится познать Истину другим способом, отсюда метод – выход в измененное состояние сознания (медитация). • «Изменение неизменного человека при таинственном священном прикосновении духовного знания к яркому огню божественности и составляет искусство медитации» . • Важная роль медитации обусловливает практику йоги – союз соединения с Абсолютом. В медитации йог получает высшие знания, которые способствуют достижению конечной цели – союзу с Богом. Всем известны отшельники, святые, монахи, пользующиеся глубочайшим уважением людей Востока.
• Этот тип постижения Истины (реальности) обусловливает и специфику восточного мировоззрения: • а) близость религии, философии и художественного творчества, • б) система категорий с трудом поддаётся переводу на любой западноевропейский язык (нет прямых аналогов западноевропейским категориям субъект-объект, нет аналогов понятий «атман» , «брахман» , и т. д. ); • в) отсутствует точная хронология; • г) анонимные авторы священных текстов, известны только комментаторы; • д) различие в системе доказательств Истины в западноевропейской системе и восточной – в одной системе рациональность, логическое построение, работа ума, непротиворечивость, полнота, признание авторитетов мысли прошлого, а в другой – личностное проявление свойств, приобретённых в процессе медитации (экзистенциальная практика).
• Яркое подтверждение действенности этого типа отношения к реальности является победа индийского народа в борьбе за освобождение страны от английского колониального владычества. • Лидером и духовным идеологом всей борьбы был М. Ганди
• Маха тма Га нди родился 2 октября (1869 г. ) • Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен. Его имя окружено в Индии таким же почитанием, с каким произносятся имена святых. Духовный лидер нации, Махатма Ганди всю свою жизнь боролся против раздирающих его страну религиозных распрей, против насилия, но на склоне лет пал его жертвой. Основательница Сахаджа--Йоги госпожа Нирмала Шривастава говорила, что даже его прикосновение к человеку делало того похожим на золото. В детстве Нирмала Шривастава часто приезжала в ашрам Махатма Ганди. Именно он обнаружил ее выдающиеся способности и, несмотря на ее юный возраст, часто советовался с ней по многим духовным вопросам.
• В этом маленьком, физически слабом человеке, было что-то твердое, как сталь, несокрушимое, как скала, что-то такое, с чем не могла совладать никакая физическая сила, как бы велика она ни была… Он обладал каким-то царственным величием, внушавшим окружающим невольное почтение… Он говорил всегда просто и по существу, без лишних слов. На слушателей действовала абсолютная искренность этого человека, сама его личность; казалось, в ней сокрыты неисчерпаемые источники внутренней силы… Обретя внутренний мир, он излучал его на окружающих и шел по извилистым путям жизни неустрашимо, твердым шагом. Пока на свете существуют угнетение и деградация человеческого духа, люди всегда будут обращаться к Махатме Ганди, чтобы утвердить свое достоинство. Оружие ненасильственного сопротивления, которое он дал человечеству, сейчас применяется в других странах и в другой обстановке
- - Я хочу свободу моей стране, чтобы другие страны могли чему-то поучиться у моей свободной страны. - Умение прощать — свойство сильных. Слабые не прощают. - Богатый должен жить проще, чтоб бедный мог просто выжить. - Каждый, кто желает этого, может слушать свой внутренний голос. Он есть внутри каждого из нас. Если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением. - В вопросах совести закон большинства не действует. - Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории. - Любовь никогда не требует, она всегда дает. Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя. - Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести. - Победа, достигнутая насилием — равносильна поражению, ибо краткосрочна.
• Ценность идеала в том, что он удаляется, по мере того как мы приближаемся к нему. - Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. - Не будь у меня чувства юмора, я давно бы покончил с собой. - Принцип «око за око» сделает весь мир слепым. - Человек — хозяин собственной судьбы в том смысле, что у него есть свобода распоряжаться своей свободой. Но к чему это приведет — человеку неизвестно.
• Отрывки из фильма «Ганди» • «Мы будем бороться» ; • «…но не убивать…» ;
• Современность
• Победу Индии обеспечил приоритет духовных ценностей. • Необходимо признать, что человечество вступило на новый эволюционный этап развития, когда необходимо найти адекватный ответ глобальному вызову. • В настоящее время в условиях глобализма существует одна самая важная задача: как найти взаимопонимание, обеспечить единство всех народов, в том, чтобы выжить. Преодолеть глобальные проблемы можно будет, только если будет найден адекватный ответ – фактор, который поможет обрести единство всему человечеству: то, что сможет объединить всех людей в единое целое, что сможет обеспечить коллективное осознание, обеспечивающее мир, благополучие, благосостояние всей планете, а не отдельному государству. И этот фактор – приоритет духовных ценностей, признание духовного фактора определяющим в политике взаимодействия между государствами.
• Обычно под духовностью понимают веру в Бога, которая определяется как религиозная духовность. «Религиозное направление понимания духовности (исторически оно является первым) имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная это есть жизнь с Богом и в Боге» .
• В определение «светской духовности» попадают общечеловеческие, такие высоко ценимые нравственные качества, с которыми согласны все люди, какими бы индивидуальными особенностями они ни обладали; это такие взаимоотношения между людьми, которые ценимы в любом обществе и испокон веков проявляются в милосердии, сострадании, взаимопомощи, уважении, любви к ближнему: «Светское же понимание духовности в самом общем виде связывает ее со сферой высших потребностей познания и альтруизма без присутствия Бога. Духовность в этом контексте связана с заботой о других, с потребностью познания, с субъективным бескорыстием» .
• При этом религиозная духовность связывается с верой, а светская – с удовлетворением высших человеческих потребностей в познании, бескорыстии и т. д. «…религиозная духовность отличается от светской прежде всего тем, что ее первая основа не знание, а вера» . • Более широкое толкование духовности определено как признание человеком существования высшего начала: «Специфика религиозной духовности состоит в том, что только она раскрывает духовную призванность человека к Вечности…» . Это определение духовности можно отнесли не только к религиозной духовности, но к духовности вообще, как это было продемонстрировано в Теме 1 и Теме 2, где было показано, что в истории эволюции человеческого сознания сохраняются все важнейшие его приобретения в освоении действительности, в том числе вера в существование высших смыслов и ценностей. •
• Вера в Высшее начало, раскрывающая «духовную призванность человека к Вечности» , может существовать, но проявляться поразному. Эта вера может быть осознанной, когда человек говорит: «я верю в Добро» , «я верю в Истину» , «я верю в Космический Разум» . Эта вера может быть неосознанной. Человек говорит: «Я ни во что не верю» . Но в своей жизни, своими поступками доказывает, что в нем живет вера в то, что превышает ценность человеческой жизни, когда он спасает другого человека, жертвуя собой, когда идет на эшафот за идею, когда демонстрирует такое поведение, что не может причинить вред другим, поступить против своей совести. О таком говорят как о духовном человеке. Поэтому, когда мы говорим о духовности, мы можем судить о ней только по ее проявлению, либо - о тех качествах личности, которые ее проявляют, с которыми она связана.
• Разделение на духовность религиозную и светскую проблематично еще и по тем причинам, что существуют поступки, оценки, действия, не совместимые с духовностью как в проявлении религиозной духовности, так и в проявлении светской. Вера в Бога, вера в Высшее Начало – основа духовности, однако судить о том, какими качествами обладает Бог, как он связан с человеком – это человеческое разумение, меняющееся от эпохи к эпохе. Именно по этому человеческому разумению возникают человеческие разногласия из-за различных интерпретаций одних и тех же Откровений, Посланий, Священных Текстов.
• Плюрализм ценностей и свобода выбора как определяющие характеристики современного общества, делают возможным огромное разнообразие в проявлении духовности. • Она может проявляться в ценности любого вида творчества (науки, культуры, искусства и др. ), в защищаемых идеалах, в неутомимой деятельности ради ближнего и в реальном выражении всегда ценимых духовных качеств милосердия, сострадания, любви, в патриотизме, чести, достоинстве, правдивости, праведности и др.
• В настоящее время мир пришел к тому, чтобы явно признать невозможность насилия и в отношении духовности. • В странах, где политика ориентирована на религиозные или идеологические идеалы, возникает другая крайность – фундаментализм и нетерпимость к другим конфессиям или идеологиям, что также исключает взаимопонимание, диалог, мирное разрешение разногласий. • Однако существуют международные документы, продолжающие действие устаревших ценностей. • Так, например, продолжает действовать Всеобщая Декларация прав человека.
• Всеобщая декларация прав человека. (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года) www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr. shtml • В ней находят осуждение данные факторы и провозглашаются такие ценности, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст. 3); право на свободу убеждений и выражение их; на свободу мысли, совести и религии; на равенство всех людей перед законом (ст. 1); недопустимость тирании и угнетения (ст. 19); право на труд, социальное обеспечение и т. д. . Все эти ценности идут от главной идеи – предотвратить все виды насилия. • Однако в ней отсутствуют статьи, защищающие духовные ценности. Мысль, слово, убеждение - могут влиять как позитивно, так и негативно.
• По нашему мнению, два разных представленных отношения к общественному устройству приходят в тупик по продолжающемуся приоритету рационального отношения к действительности, что выражается в разном подходе к законам и к защищаемым ценностям, а именно: • В странах, ориентированных на демократические ценности, не учитывается то, что в современном мире духовный фактор сильнее воздействует на личность, чем все остальные. • Страны, ориентированные на демократические ценности, должны осознать единство всех высших ценностей и признать приоритет духовности.
Духовные ценности Проявление духовных ценностей современности находит выражение в следующих факторах: • Во-первых, все религии в своей основе содержат духовные ценности: они проповедуют любовь к ближнему, милосердие, терпимость, всепрощение; все религии проповедуют нравственные ценности человека, помогают ему искоренить зло в самом себе; для сохранения мира и взаимопонимания человек ориентируется на выполнение простых нравственных правил общежития – в основе одинаковых, аналогичных 10 заповедям Моисея; никакая религия не проповедует насилие.
• Во-вторых, атеисты также имеют высшие ценности. Ганди говорил: «Бог есть все, Он даже атеизм атеистов, если атеист верен истине» . Для них так же существуют священные идеалы: семья, научная истина, патриотизм, и т. д. • Таким образом, под духовными ценностями мы будем понимать ценности, обладающие следующими характеристиками: • 1. Они основаны на древних, испытанных и проверенных веками традициях. Они не могут возникнуть недавно и сиюминутно. Они должны быть проверены на прочность временем. • 2. Они способствуют приобщению к высшим ценностям данной культуры, народа, страны, конфессии.
• 3. Они способствуют объединению людей, стран, народов, всего человечества, а не разъединению, конфликтам и разногласиям. Единство – важнейшая их характеристика. • 4. Они способствуют миру, согласию, решению всех противоречий и конфликтов на принципах гармонии, мира, взаимопонимания, толерантности. • 5. Они раскрывают все возвышенное и нравственное в человеке.
• Таким образом, изменения, происходящие в современной цивилизации, должны найти свое место в документах, на которые ориентируются передовые страны мира: • а) международные организации (ООН, ЮНЕСКО и др. ) должны отразить приоритет духовных ценностей как ведущее направление во взаимоотношениях между странами и закрепить это в принятии соответствующих документов (возможно, отредактировать Всеобщую Декларацию в соответствии с этим направлением); • б) на международном уровне призвать страны, ориентированные на фундаментализм, вступить в диалог с другими конфессиями и найти точки согласия , а не разногласия во взаимоотношениях; • в) программы образования и воспитания подрастающего поколения должны ориентироваться на приоритет духовных ценностей.
Развенчание рационализма в современной культуре Пути выхода Выход за пределы рациональности Открытия в истории науки доказывают, что источник познания находится вне рационального ума. Обращение к другим ресурсам личности , которые участвуют в познании и дают результат в реальной жизни: эмоции, интуиция, вдохновение, вера, ценностные ориентации, опыт • Примеры – Дж. Серл, Тесла, Менделеев, Эйнштейн, Пуанкаре и др.
• Открытия в истории науки доказывают, что источник познания находится вне рационального ума. • Примеры – Дж. Серл, Тесла, Менделеев, Эйнштейн, Пуанкаре и др. • «…важность веры в то, что чувствуешь внутри себя. Даже, если все твои друзья и братья по духу, будут говорить, что ты должен сделать так или иначе, надо верить в подсказки, которые тебе дают - через сны и осознания, и идти до конца именно своим, предназначенным тебе путем. Реальность дает подсказки, чтобы тебе помочь, и остается только пользоваться ими как заженным фонарем в темноте или знаком, куда идти дальше, если не чувствуешь направления. . . » . Дж. Серл • Возможно сейчас необходимо использовать те способности, которые сохранены в человеке в процессе эволюции, но не используются
• Отрывок из фильма • «Властелин Вселенной (Тесла)»
Будущее планеты находится в сердце каждого человека. Речь Клауса Нобеля в Альберт-Холле, 3 июля 1997 года, Лондон. • Альфред Нобель думал, что в основе мира лежит отсутствие войны. • Но я уверяю вас, что мир - это гораздо больше, чем отсутствие войны. Я вижу, что мир существует в четырёх сферах. Первая - мир внутри человека, как мы обходимся с нашим умом, нашими эмоциями и чувствами, как мы обращаемся с нашим телом, являемся ли мы рабами других господ или мы сами себе господа. • Пока у нас нет мира внутри нас, у нас никогда не будет мира на Земле. И самый безопасный и самый лучший путь установления мира во всём мире, это основать массовое движение, которое будет включать в себя все религиозные и философские течения, все организации, политические или научные в своей основе
• Премьер-министр Индии Нарендра Моди предложил ООН учредить Международный день йоги. Выступая сегодня на 69 -й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, он описал чудодейственные свойства йоги и заявил, что она может помочь в решении мировых проблем. «Йога - бесценный дар нашей древней традиции. Она олицетворяет единство духа и тела, мыслей и поступков, гармонию людей с природой. Она помогает человеку ощутить единство с самим собой, окружающими и с природой» , - приводит ИТАР-ТАСС слова Моди. Он уверен, что йога может изменить к лучшему образ жизни людей, пробудить в них чувство ответственности и, таким образом, помочь в борьбе с глобальным потеплением. Моди пользуется репутацией аскета. Сейчас он соблюдает девятидневный пост в честь богини Дурги - одной из основных богинь в индуизме. Оригинал статьи: http: //russian. rt. com/article/51938#ixzz 3 Ea. To. M 4 PC •
• Медитация • Чень Цзижу ● Посиди спокойно, и ты поймёшь, сколь суетны повседневные заботы. ● Помолчи немного и ты поймёшь, сколь пусты повседневные речи. ● Откажись от обыденных хлопот, и ты поймёшь, как много сил люди растрачивают зря. ● Затвори свои ворота, и ты поймёшь, как обременительны узы знакомств. ● Имей мало желаний, и ты поймёшь, почему столь многочисленны болезни рода человеческого. ● Будь человечнее, и ты поймёшь, как бездушны обыкновенные люди.
Как показано в лекциях1, 2, научные исследования коррелируют с восточными представлениями о том, что в теле человека существуют определенные центры, проявляющиеся на его нервной системе, и отвечающие за определенные аспекты жизни человека. Они называются чакрами. 71
Шри Матаджи Нирмала Деви (1923 – 2011) «Вы не сможете понять смысл своей жизни, пока не соединены с источником – силой, создавшей вас» Шри Матаджи Нирмала Деви.
Шри Матаджи Нирмала Шри Вастава подарила человечеству уникальное открытие: способ познания себя и мира посредством йоги – Сахаджа йоги, показав человечеству качества его духовности и пути его дальнейшей эволюции. В наше время происходит процесс дальнейшей эволюции: от человека разумного к человеку духовному. Пробуждение духовной силы – самореализация
• Фильм о чакрах
• Достижения Шри Матаджи были признаны учеными, психологами, политиками и главами государств во всем мире. Она была удостоена многих престижных наград, в том числе и награды ООН за миротворчество. Известными организациями (UNICEF и UNIFEM) Она была приглашена с докладом на Четвертую Международную Женскую Конференцию в Бейджинг. Она является Почетным членом Петровской Академии Искусств и Наук (всего 12 человек в мире были удостоены этого звания, одним из них является Альберт Эйнштейн). В Британии Шри Матаджи присвоили титул «Женщины тысячелетия» . А в юности Она была советником Ганди по вопросам духовности.
• ПОЛЬЗА САХАДЖ МЕДИТАЦИИ ДОКАЗАН НАУКОЙ • Научное подтверждение существования «прохладного ветерка» (вибраций, возникающих при Сахадж медитации и несущих информацию о состоянии наших чакр) опубликовано в научном журнале Journal of the International Society of Life Sciences, Япония
• Результаты исследования показали, что «безмысленное осознание» и по результатам эксперимента и физиологически отличается от простого расслабления. Интересно, что в подобных известных исследования температуры поверхности кожи рук при всех других видах медитации (не-Сахаджа-Йога-медитации), температура кожи либо возрастала (т. е. ладони становились теплее) либо не менялась во время сеанса медитации. Поэтому, ученые обычно считают, что медитация – это то же самое, что и релаксация, поскольку и одно и другое приводит к повышению температуры кожи. Таким образом, данное исследование не только показывает как Сахаджа Йога отличается от остальных видов медитации, но также подтверждает то, что сахадж-медитацию более правильно определять как состояние безмыслия и внутренней тишины, а не как простое расслабление. Такое определение может быть лучшим способом отличить медитацию по методу Сахаджа Йоги от релаксации, гипноза, сна, рейки, чи-гонг, трансцендентальной медитации и других практик. Вы можете найти полный текст статьи здесь: http: //www. researchingmeditation. org/meditation_resea. . •
• • • Основные качества этой силы Духовность - вне рационального мышления. Она дает радость, гармонию, равновесие. Она дает связь с источником высшего знания. Она возможна, если нет мыслей, так как она выше обычного человеческого разума. Все великие открытия совершались в состоянии без мысли (когда разум спит, работает вдохновение, есть связь с источником. Необходимо особое состояние, которое достигается медитацией.
Духовность • Итак, мы видим, что духовность человека – не абстракция и выдумка, а самая конкретная реальность. Она не только свидетельствует о высшей природе человека, но и сама жизнь человека как ступень в эволюции живого возможна лишь благодаря ей. Кроме того, каждый аспект духовности неразрывно связан со всеми другими: мудрость – с действием, действие – с радостью, удовлетворением. По словам И. Хана, любовь - само существо Бога, которое в выражении является волей (действием), в отклике – сознанием. В действии это – воля, в покое – сознание. Их невозможно разделить, природа Духа – едина, и хотя ее проявления в разных обстоятельствах и ситуациях мы называем по-разному, в каждом случае мы имеем дело с самой конкретной реальностью. И реальность эта такова, что бессмертное начало, совершенная красота, вечный источник жизни находятся в нас самих, мы, можем прикоснуться к нему, осознать свой Дух, постигать его качества и свойства, получая глубокое удовлетворение и войти в новое измерение эволюции Вселенной
Это духовное движение имеет центры и последователей во всем мире, включая Европу и США. Шри Матаджи открыла школы для детей младшего возраста в Риме, Индии и Франции, так же создала начальную школу для детей возле Олбани, штат Нью-Йорк. Школа полностью признана департаментом образования штата Нью-Йорк. Движение обладает имуществом, которые включают дома и земли, с 2006 года оно было передано Международному фонду, названному в честь Шри Матаджи. "Она хочет быть уверенной, что фонд, со всеми своими знаниями, будет продолжать распространять учение Шри Матаджи" "Духовные знания, которые Она оставила, безмерны. Сейчас мы более чем когда-либо полны решимости ясно показать Ее учение и распространить его по всему миру".
• • • Когда действует ДУХ Вы не можете ошибиться; Вы не можете попасть под влияние ложных учений или пагубных практик, вы сам себе хозяин и учитель; Вы испытываете самоудовлетворение , находитесь в балансе; Вы становитесь умнее: решаются «автоматически» те задачи, которые вы долго не могли решить; Вас чаще посещает состояние вдохновения и вы становитесь истинным творцом своей жизни.
• Татьяна Соколовская. Сердце – свидетель. ****** Глаз не спуская с Вечных Истин, Молитву сердцем сотворяя, В блаженстве радости Пречистой Мы познаем себя, играя. В надежде отыскать сравненье Божественности Несравненной, Мы постигаем суть смиренья – Став частью смысла для Вселенной. • Вглядись в себя! Ты хочешь счастья добра и мира, и Любви! И лишь тогда мы в Божьей Власти, Когда совпали – там внутри…