Тема 3. Философия Средних веков (V – ХVI вв. ) Зарождается еще в Римской империи в I – V вв. н. э. (раннее христианство, ереси и античная философия) Этапы: ¢ Апологетика (II – III вв. ) – философское обоснование и защита христианства ¢ Патристика – совокупность теологических и философских доктрин христианских мыслителей III – VIII вв. (отцы церкви) ¢ Схоластика (IX – XIV вв. ) – христианская философия, господствовавшая в школьном преподавании. Ее задача – обоснование и защита религиозных догматов логическим путем
Философия Средних веков: представители Тертуллиан Карфагенский (160– 220 гг. ) Августин Блаженный (354– 430 гг. ) Боэций (480– 524 гг. ) Альберт Великий (1193– 1280 гг. ) Фома Аквинский (1225– 1274 гг. ) Ансельм Кентерберийский (1033– 1109 гг. ) Пьер Абеляр (1079– 1142 гг. ) Уильям Оккам (1285– 1349 гг. )
Философия Средних веков: характерные черты ¢ ¢ ¢ ¢ Монотеизм Теоцентризм Креационизм Догматизм Провиденциализм Символизм Дидактизм
Философия Средних веков: догмат творения ¢ ¢ ¢ ¢ Бог сотворил окружающий мир из ничто; творение мира есть результат Божественной воли; единственным творческим началом во Вселенной является Бог, природа не может творить сама себя; Бог вечен, постоянен всемогущ и вездесущ; подлинным бытием является только Бог; сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен; нет четкой границы между Богом и Его творением.
Философия Средних веков: догмат откровения ¢ ¢ ¢ мир можно познать, только познав Бога; Бог недоступен для познания; несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию; единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии; Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.
Философия Средних веков: проблема теодицеи Как совместить существование зла в мире и идею всемогущества Бога? ¢ Окружающий мир сотворен Богом + Бог есть добро = мир изначально наполнен добром ¢ Зло в мир приносит дьявол (падший ангел), восставший против Бога ¢ Человек обладает свободой и потому сам способен стать злым (поддаться искушению) ¢ В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге победит ¢ В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.
Философия Средних веков При характеристике бытия в философии средневековья выделяли два принципиально различных аспекта: Существование – экзистенция показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует) ¢ Сущность – эссенция (для чего она существует? ) ¢
Философия Средних веков ¢ ¢ ¢ Сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность (признаки) должна быть сотворена Богом: бестелесная сущность в сознании Бога только актом его воли становится материальным бытием. Существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), Сущность познается (признаки бытия, Божественный замысел) только разумом. Только в Боге сущность и существование совпадают.
Философия Средних веков Спор об универсалиях (о природе общих понятий): реализм и номинализм ¢ Реализм – подлинно существуют не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо).
Философия Средних веков ¢ Номинализм – реально существуют лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) – только имена вещей. Универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом (Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот).
Тема 4. Философия эпохи Возрождения Основные направления: ¢ Гуманистическое (XIV – XV в. ) Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др. В центре внимания – человек, его достоинство, величие и могущество ¢ Неоплатоническое (сер. XV – XVI вв. ) Представители: Николай Кузанский, Парацельс и др. Развивали учение Платона, пытались объяснить природу, Космос и человека с позиций идеализма
Философия эпохи Возрождения: основные направления Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв. ) Представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др. Построение адекватной модели Вселенной, Космосе на основе научных открытий ¢ Реформационное (XVI – XVII вв. ) Представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин и др. Пересмотр церковной идеологии и способов взаимодействия верующих и Церкви ¢
Философия эпохи Возрождения: основные направления Политическое (XV – XVI вв. ) Представитель Николо Макиавелли Изучение проблемы управления государством, поведение правителей, проблема светской власти ¢ Утопическое (XV – XVII вв. ) Представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др. ) Поиск идеально-фантастических форм общества и государства, отказ от частной собственности, всеобщее равенство, тотальное государственное регулирование ¢
Философия эпохи Возрождения: характерные черты ¢ ¢ ¢ Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство Оппозиционность к Церкви и ее идеологии (отрицание не Бога, а церковной организации) Перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию Научно-материалистическое понимание окружающего мира Интерес к социальным проблемам, обществу и государству Возникновение индивидуализма