тема 3 средние века.ppt
- Количество слайдов: 23
Тема 3 Философия Средневековья и Возрождения.
Учебные вопросы Специфические черты, периодизация и основные проблемы средневековой философии. 2) Философия Ф. Аквинского как образец схоластики. 3) Философия эпохи Возрождения ее специфика, основные направления и представители. 1)
Вопрос 1 Основные черты, периодизация и проблемы средневековой философии.
Специфические черты и особенности философии Средневековья: 1) философия неразрывно связана с религией, с христианством; 2)философия строится по принципу креационизма, т. е. творение Богом мира из ничего; 3) философии присущ традиционализм, следование религиозным традициям; 4)ретроспективность, обращение к прошлому, чем древнее источник, тем он значимее; 5)основной формой философствования в Средние века является монолог.
Этапы развития философии в средние века: 1) Патристика (4 -8 вв. ) – раннехристианская философия «отцов католической церкви» . (Аврелий Августин, Григорий Нисский, Григорий Назианзин) 2) Схоластика - философия (9 – 13 в. в. ). Философии есть «служанка богословия» , ее цель - обоснование догматов католичества рациональными средствами. (Ф. Аквинский) 3) Поздняя схоластика (14 -15 вв. Иоанн Дунс Скотт, Роджер Бэкон, Уильям Оккам)
Основные проблемы средневековья: 1)Проблема бытия а)бытие творящее, Бог; б)бытие сотворенное, мир. 2)Проблема познания имеет 3 точки решения: а) истина находится только в вере, б) существует 2 истины и они диаметрально противоположны: истина - знания, истина – веры, в) истина – синтез знания и веры. (Томмазо Аквинато)
3)Проблема универсалий, логики ( соотношение реальных вещей и общих понятий) решается двояко; а) реализм (И. Росцелин) реально существуют только общие понятия. б) номинализм (П. Абеляр) реально существуют только единичные вещи. 4)Проблема человека и государства. Человек понимается как творение Бога, соединяющее в себе душу и тело, причем душе отдается предпочтение. Человек наделен в процессе творения Богом свободой воли и несет ответственность за свои действия и поступки.
ВОПРОС 2 Философия Ф. Аквинского как образец схоластики.
Концепция Фомы Аквинского Основные работы: «Суммы теологии» , «Суммы против язычников» , «О сущности и существовании» , «Книга о причинах» , «К божественным именам» , «Спорные вопросы» и т. д.
Онтология Ф. Аквинского 1. Бог – первоначало всего, есть единство сущности и существования, актуальность, действительность, источник всякого оформления, то есть бытие творящее. 2. Сотворенный мир есть бытие, которое представляет собой производное от Бога. Создание мира начинается с создания Богом первой материи из ничего. Затем материя соединяется с формой и творится весь многообразный мир. Мир управляется Богом. Мир един и гармоничен.
Доказательства бытия Бога. 1) Бог – это перводвигатель. 2) Бог – это первая причина. 3) Бог – это основа совершенства. 4) Бог – это основа целесообразности. 5) Бог – это необходимость.
Гносеология: существует 3 вида познания: 1 - божественное, сверхразумное, 2 - ангельское, интуитивное, 3 - человеческое, единство разума и веры. Человеческое познание включает в себя: чувственное и разумное познание. Человеку присуще знание-откровение, ниспосланное ему Богом, это знание избранных. Истина представляет собой синтез веры и знания.
Человек, право и государство. Человек представляет собой единство души и тела, причем душа создается Богом индивидуально для каждого тела. Человек наделен Богом во время творения свободой воли и несет ответственность в мире за злое, совершенное им. Выделяет три формы права: 1. Вечное право – совокупность правил, которые использует Бог для руководства миром. 2. Естественное право - частный вид вечного права, которому подчинены все живые существа. 3. Человеческое право – вид права, утвержденного государством. Основная форма государственного правления – монархия, как Бог на небе един, так и государь должен быть един.
Вопрос 3 Философия Эпохи Возрождения, ее специфика, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, СУЩНОСТЬ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ.
Специфические черты эпохи Возрождения 1) пантеизм – взаимная растворенность Бога и мира, 2) антропоцентризм – человек как центр мира, 3) гуманизм - человеколюбие, 4) скептицизм, основа познания – сомнение, 5) связь с естествознанием, 6) антифеодальная направленность, 7) философствование в форме диалога.
Направления в философии эпохи Возрождения: 1) гуманистическое (Данте Алигъери) 2) натурфилософское (Б. Телезио, Д. Бруно) 3) пантеистическое (Н. Кузанский) 4) социально – утопическое (Т. Мор, Т. Кампанелла) 5) философско – правовое ( Н. Макиавелли) 6) естественнонаучное (Н. Коперник, И. Кеплер, Д. Бруно, Г. Галилей)
Гуманистическое направление Данте Алигъери в работе «Божественная комедия» осмысливает земное предназначение человека, о возможности получить все по заслугам в земной жизни, а потом уже в небесной. Франческо Петрарка в работе «О своем и чужом невежестве» разрабатывает учение о земном предназначении человека и концепцию творческого совершенствования на основе долга и героического существования.
Пантеистическое направление Н. Кузанский осмысливает проблему происхождения мира как эманации, истечения мира из Бога, развертывание из единого начала многого. Бог есть единство, абсолютный максимум и предел всего.
Натурфилософское направление Дж. Бруно утверждал, что Единое представляет собой единство сущности и существования, материи и формы, единство творца и сотворенного. Материя обладает внутренней способностью, духовностью к образованию многообразия мира. Разработал теорию бесконечной материальной Вселенной, состоящей из множества миров, способной сужаться и расширяться (дышащая Вселенная, одухотворенная, живая).
Естественнонаучное направление. Леонардо да Винчи считает основой мира Единое, содержащее в себе небесное и земное. Человек – вершина развертывания. Законы механики – законы природы. Коперник в работах «Очерки нового механизма мира» и «Об обращении небесных сфер» выдвигает идею гелиоцентрической системы мира.
И. Кеплер в работе « «Механика земных и небесных тел» разрабатывает концепцию движения планет вокруг своей оси и вокруг Солнца по элипсообразной траектории и определяет зависимость скорости движения планет от расстояния их от Солнца. Галилео Галилей в работе «О движении» разрабатывает принципы механики, открывает млечный путь, пятна на Солнце и т. д. Наука о мире должна быть экпериментальной. Формулирует понятие физического закона как объективного.
Социально-утопическое направление Т. Мор в работе «Утопия» выдвигает идею развития общества на основе справедливости, равного физического труда и материального обеспечения всех граждан государства. Достижения счастья и добра для всех – главная цель его этики. Т. Кампанелла в работе «Город Солнца» выдвигает идею устройства общества на основе общественной собственности и обязательности физического труда для всех граждан. Движущей силой развития общества считает интерес. Высказывает идею революционного преобразования общества.
Философско-правовое направление Никколо Макиавелли в работах «Государь» , «История Флоренции» осмысливает природу человека как неизменной сущности. Движущей силой развития общества считает интерес. Выдвигает идею создания централизованного государства в Италии. Главные свойства нового государя – сила льва и хитрость лисицы. Утверждает, что в развитии истории человечества важную роль играет Фортуна, но ее действия не фатальны, возможны случайности.
тема 3 средние века.ppt