тема 3 античная философия 24.03..ppt
- Количество слайдов: 69
Тема 3. Философия Древней Греции и Древнего Рима.
• *Асмус В. Ф. Античная философия. М. , 1998. • Блинников Л. В. Великие философы. Словарьсправочник. М. , 1997. • Глядков В. А. Философское сознание (от мифа к логосу). Вып. 1 -2. М. , 1996 -1998. • Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб. , 1999. • *Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М. , 1979. • Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М. , 1991. • Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб. , 1996. • *Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М. , 1991.
Античная философия - это совокупность философских учений, развивавшихся в Древней Греции в 7 -3 веках до н. э. и в Древнем Риме со 2 в. до н. э. по 3 в. н. э.
Три периода античной философии • ранний период – период расцвета Полиса (в теории), период досократики (до Сократа). • период кризиса Полиса, начиная с Сократа – классический период. • период распада и угасания Полиса – поздняя античная философия.
I. Период досократики
Греческие философы занимались поиском первоначала всего существующего. Милетская школа этим первоначалом считала материю: Фалес – воду, Анаксимандр - апейрон ( «неопределенное» ), Анаксимен - воздух.
Фалес (624 и 546 г. до н. э. ) календарь, Теорема
Фале с (др. -греч. Θαλῆς ὁ Μιλήσιος) — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список «семи мудрецов» , заложивших основы греческой культуры и государственности.
Теорема Фалеса : • вертикальные углы равны; • имеет место равенство треугольников по одной стороне и двум прилегающим к ней углам; • углы при основании равнобедренного треугольника равны; • диаметр делит круг пополам; • вписанный угол, опирающийся на диаметр, является прямым.
Устройство космоса Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей - вода; начало и конец Вселенной — вода. Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения - дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде.
• По замечанию Гераклита-Аллегориста: «Влажное вещество, с легкостью преображаясь (собств. „перелепливаясь“) во всевозможные [тела], принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом» . • Фалес полагал, что Космос - един. Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены; Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες). Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному [строю вещей]. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом (душой, ψυχή).
Космология • Помимо положения одушевленности материи, в представлении о замкнутости мироздания (все возникает из воды и в неё превращается [снова]) Фалес придерживался воззрений, что мир возникает из первоначала и вновь в него возвращается периодически. Конкретных указаний относительно способов, которыми, по мнению Фалеса, совершается это мирообразование, мы не имеем. • Ценность философии Фалеса заключается в том, что она фиксирует начала философской рефлексии о физическом рефлексии мире; ионийские «физиологи» первые отождествили материю с движущим началом. ( «По-видимому, и Фалес, по тому, что о нём рассказывают, считал душу способной приводить в движение, ибо утверждал, что магнит имеет душу, так как движет железо… Некоторые также утверждают, что душа разлита во всем; быть может, исходя из этого и Фалес думал, что все полно богов» (Аристотель)[11]
Анаксима ндр Миле тский (610 - 547/540 до н. э. ) • представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса и учитель Анаксимена. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой ( «О природе» , 547 г. до н. э. ). Ввёл термин «закон» , применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи ( «из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению» ). • Небесные светила считал не отдельными телами, а «окошками» в непрозрачных оболочках, скрывающих огонь. Земля имеет вид части колонны - цилиндра, диаметр основания которого в три раза превышает высоту: «из двух [плоских] поверхностей по одной ходим мы, а другая ей противоположна» .
Космология Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца-торы, наполненные огнём. В самом близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия звёзды. Во втором кольце с более сильным огнём находится одно большое отверстие - Луна. Оно может частично или полностью перекрываться (так Анаксимандр объясняет смену лунных фаз и лунные затмения). В третьем, дальнем кольце, имеется самое большое отверстие, размером с Землю; сквозь него сияет самый сильный огонь — Солнце. Вселенную Анаксимандра замыкает небесный огонь.
Система мира Анаксимандра • Все небесные светила находятся на разном расстоянии от Земли. Порядок следования следующий: чем ближе оно к небесному огню и, следовательно, чем дальше от Земли, тем оно ярче. Согласно современной реконструкции, внутренний и внешний диаметры кольца Солнца составляют, по Анаксимандру, соответственно, 27 и 28 диаметров земного цилиндра, для Луны эти величины составляют 18 и 19 диаметров, для звёзд 9 и 10 диаметров. В основе Вселенной Анаксимандра лежит математический принцип: все расстояния кратны трём. • В системе мира Анаксимандра пути небесных тел являются целыми кругами. Эта точка зрения была новаторской во времена Анаксимандра (для подобного вывода требовалась неортодоксальность выводов). Эта первая в истории астрономии геоцентрическая модель Вселенной с орбитами светил вокруг Земли позволяла понять геометрию движений Солнца, Луны и звёзд. • Вселенная мыслится центрально-симметричной; отсюда у находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Тем самым Анаксимандр оказался первым, кто предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опоры.
Космогония • Анаксимандр стремился но понять происхождение и описать мир. В сочинении «О природе» Анаксимандр дает описание Космоса от момента его возникновения до происхождения живых существ и человека. • Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало апейрон (ἄπειρον) - которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как то, из чего всё возникает и во что всё превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. (Слово «апейрон» у всех античных мыслителей, включая Анаксимандра, выступало как прилагательное, то есть, атрибут некоего существительного. )
• Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. , взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре приводит к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказывается «холодное» - Земля, окруженная водой и воздухом, а снаружи - огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превращаются в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (ἀήρ, воздух) начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдерживает и раздувается ( «отрывается» , как указано в одном из источников). При этом она должна оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникает сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами становятся поры во внешней оболочке. • Анаксимандр утверждает, что вещи обретают свое бытие и состав на время, «в долг» , а затем, по закону, в определенный срок, возвращают должное породившим их началам.
• Заключительный этап возникновения мира - появление живых существ. Анаксимандр предположил, что все живые существа произошли из отложений высохшего морского дна. Все живое порождается испаряемой солнцем влагой; когда океан выкипает, обнажив сушу, живые существа возникают «из нагретой воды с землёй» и рождаются «во влаге, заключенные внутрь илистой скорлупы» . То есть, естественное развитие, по Анаксимандру, включает не только возникновение мира, но и самозарождение жизни.
Анаксиме н Миле тский (Ἀναξιμένης, 585/560 - 525/502 гг. до н. э. , Милет) - древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра
Генезис мира у Анаксимена • Анаксимен - последний представитель милетской школы, укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма - поиск естественных причин явлений и вещей. Первоосновой мира он полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное. «Анаксимен… провозглашает воздух началом сущего, ибо из него всё возникает и к нему всё возвращается» .
• Анаксимен материализует апейрон, чисто абстрактное определение своего учителя. Для описания свойств мирового первоначала он привлекает комплекс свойств воздуха. Анаксимен использует субстанциональный термин Анаксимандра, но атрибутивно. Воздух так же беспределен, то есть апейрон; но первоначало у Анаксимена понимается уже в дополнении с прочими свойствами, которые есть у воздуха. • Воздух Анаксимена одновременно отвечает идеям и Фалеса (абстрактное первоначало, мыслимое как конкретная природная стихия) и Анаксимандра (абстрактное первоначало, мыслимое как таковое, бескачественно). Воздух - самая бескачественная из всех материальных стихий; прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно/невозможно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. При этом воздух - это качественное первоначало, хотя во многом является образом всеобщей стихийности, наполненным обобщенноабстрактным, универсальным содержанием.
• Мир возникает из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) — ветер, облака, вода, земля и камни. Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект - сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные, но равнофункциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. • Выбор воздуха в качестве космогонического первопринципа и актуальной жизненной основы космоса стоит на принципе параллелизма микрокосма и макрокосма: «подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю» . Беспредельный воздух объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ.
Боги у Анаксимена Завершая построение единой картины мира, Анаксимен находит в беспредельном воздухе начало и те ла, и души; боги также происходят из воздуха; душа воздушна, жизнь есть дыхание. Августин сообщает, что «Анаксимен богов не отрицал и не обошел их молчанием… Анаксимен… говорил, что началом является неограниченный воздух, и что из него возникает все что есть, что было, что будет; [все] божьи и божественные вещи; и что все последующее возникнет из потомства воздуха» . Анаксимен, сообщает Августин, был убежден, что «не богами создан воздух, а что они сами из воздуха» . Боги Анаксимена - модификация материальной субстанции (в представлении ортодоксальной теологии, божественен - не материальный воздух, как он характеризовался в то время).
Гераклит из Эфеса (ок. 530— 470 гг. до н. э. ) Первооснова сущего огонь. Открыл диалектику (взаимосвязанность и изменчивость всех предметов и явлений в мире), тождество противоположностей и их борьбу.
Философия Гераклита (540 – 480 гг. до н. э. ) • Гераклит критиковал мифопоэтическую традицию (сочинения Гомера и Гесиода) и научный рационализм ионийской натурфилософии (Ксенофан), упрекая их в стремлении к «многознанию» , хотя количество накопленных сведений не приводит к усмотрению истины. • По учению Гераклита, божественное единство (разум, Зевс, Логос, космос) превыше текучего изменчивого мира множества. Космос вечно существует в размеренных циклах, меру которым задает он сам, в том аспекте, в котором он тождествен богу; космос есть «вечно живой огонь» , и эта физическая сторона его существа позволяет ему каждый раз совершать нисхождение от чистого состояния (мировой пожар) к состоянию связанности с другими элементами (природная чувственная жизнь).
• Чувственный мир подобен текущей реке, воды которой каждый раз в своем движении обновляются (не принадлежащая Герклиту, но за ним закрепленная формулировка «в одну реку нельзя войти дважды» ). Все находится в состоянии постоянного изменения и борьбы (войны), одно возникает за счет уничтожения другого и существует как напряженная гармоническая взаимосвязь различных противоположностей. Мир вечен, существует циклически. Основу его составляет огонь. Остывание огня порождает другие «элементы» и многообразие вещей. Изменяющийся мир изменяется по законам и им правит единое божественное мудрое начало, творящее правосудие. По некоторым признакам учение о едином начале Гераклита сходно с учением о едином бытии Парменида: Парменид логически выводит единство бытия из понятия о бытии, а феноменальный мир попросту отрицает, Гераклит идет к понятию о едином начале, не отрицая множественности чувственного космоса, усматривая в циклах его существования проявление вечного закона.
• Человек, по Гераклиту состоит из огненного начала, души, и тела. «Наилучшей и мудрейшей» душа становится когда она – «суха, светообразна» , не отягощена пресыщением и опьянением, делающими душу «влажной» , слабой. • Мудрость в том, чтобы узреть за многообразием единое начало, «знать все как одно» , жить здравым рассудком, общим для всех. Погруженность в отдельное, частное сознание препятствует постижению целого и единого, такие люди «присутствуя, отсутствуют» , подобно спящим, они живут своим умом, пребывая в мечтаниях. Гераклит критиковал многознание, не научающее уму, современные ему религиозные обычаи, принципы демократии. • Демократия в политике воспроизводит чувственный хаос чувственного мира, являясь воплощение принципа множественности на уровне социума. И как наилучшим и разумным в природе вещей является божественное разумное единство, так и в социальной жизни следовало бы по возможности придерживаться единства, что соответствует монархии как наилучшей форме правления. Формальной стороной единства и стержневым моментом построения любой формы государственности является закон, так что даже и при демократической форме правления соблюдение законов должно быть главнейшим принципом управления.
Элейская школа завершила формирование древнегреческой философии. Ксенофан – открыл единство мира (Он считал, что мир - это бог). Парменид – сформулировал понятие «бытие» . Первым применил доказательство. Зенон - разграничил знания и обыденные представления, сформулировав апории. Применение доказательства.
Ксенофа н Колофо нский (580/577 - 485/490 до н. э. ) - древнегреческий странствующий поэт и философ. Считается основателем Элейской школы и учителем Парменида ( «первый среди элеатов цельный ум» , в отличие от элеатов интересовался не онтологией, но преимущественно теологией и космологией). Отдавал предпочтение «мудрости» , свободной прежде всего от чувственных образов.
Учение Ксенофан - представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Подверг критике господствующие представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. Мифология - продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения.
Положения • Истинный бог един, всевидящ, всеслышащ, всемогущ. Правит миром силой мысли без физического усилия. Не подобен смертным ни внутренне, ни внешне. • Бог внутренне присущ миру, который обожествляется. • В чувственно-физическом мире начало — земля, корни которой простираются в бесконечность. • Небесные светила — сгустившиеся и воспламенившиеся испарения. • Солнце каждый день новое и для каждой местности свое. • Подлинная истина людям недоступна, удел всех и каждого — [только] субъективное мнение. • Земля появилась из моря.
Парменид (ок. 540 г. до н. э. ) Парменид в большей степени был связан с кругом пифагорейцев и разделял положения орфиков, резко выступил он против Гераклита и Анаксимена, т. е. против ионийских материалистов. Парменид разработал оригинальное философское учение.
• Кем был сам Парменид: материалистом или идеалистом. Логика развития элейской школы в целом вела от материализма к идеализму. У Парменида мы найдем в теории познания резкое противопоставление разумного знания знанию чувственному. Противопоставление не доказательство идеализма, но оно, могло содействовать идеалистическому крену в философии элейцев. • С утверждением будто Парменид был идеалист, плохо согласуется космология Парменида. Бытие, как оно существует Парменид представляет в виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в центре мира. Вряд ли можно сомневаться в том, что это представление о мире как о бытии вещественном.
• С другой стороны, одно из основных положений Парменида - утверждение, что мысль и предмет мысли - одно и то же. Парменид утверждает: мысль - это всегда мысль о предмете. Мысль не может быть отделена от своего предмета, от бытия. Мысль - всегда бытие. Даже когда мы пытаемся мыслить небытие, оно все же в каком-то смысле существует. Оно существует, оно имеет бытие, по крайней мере в качестве мысли о небытии. Мысль о небытии во всяком случае существует. • Но это значит, другими словами, что никакого небытия, в строгом смысле этого слова, нет. Существует одно только бытие.
• Согласно Пармениду, «небытие» — то же самое, что пустота, пустое пространство. Когда Парменид утверждает, что небытия нет, это означает в его устах, что в мире нигде нет пустоты, нет ничем не заполненного пространства, нет пространства, отделенного от вещества. • Парменид говорит: «Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит» , - это утверждение необходимо понимать в его физическом и космологическом смысле: неверно думать, будто в природе может существовать пустота; мир — сплошная масса вещества, или шаровидное тело. Существует только бытие как лишь сплошь заполненное веществом пространство, и это бытие сферично, имеет форму шара ( «сфайра» по-гречески — шар).
• Из невозможности пустоты и из совершенной сплошной заполненности пространства веществом получался вывод: мир един, в нем нет и не может быть никакого множества отдельных вещей. По истине существует только единство, множества нет. В природе нет никаких пустых промежутков между вещами, никаких щелей или пустот, отделяющих вещи одну от другой, а следовательно, никаких отдельных вещей. • Учение это было направлено против пифагорейцев. Пифагор и его ученики утверждали существование пустоты. Правда, пустота пифагорейцев еще не была абсолютной пустотой атомистов, она скорее походила на воздух. Пифагорейцы утверждали реальное существование этой воздухообразной пустоты, со всех сторон обнимающей мир. Живое шаровидное тело мира дышит, втягивает в себя пустоту извне. В результате мир разделяется на обособленные вещи, которые и отделяет одну от другой пустота. Именно против этого представления и направлено элейское отрицание пустоты и множества. • Если мир един, если в нем нет никакого множества и никаких отдельных частей, то отсюда вытекало, что множество, как будто удостоверяемое нашими чувствами, есть на самом деле только обман чувств. Картина мира, внушаемая нам чувствами, не истинная, иллюзорная.
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА (VI—IV вв. до н э). • Пифагорейцы первоэлементами всех вещей считали числа. • Перешли от нагляднообразного к понятийноаналитическому стилю мышления.
Пифагор Самосский (570 - 490 гг. до н. э. ) - древнегреческий философ и математик, создатель религиознофилософской школы пифагорейцев; получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия» ;
Философское учение • Учение Пифагора представляет две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиознооккультный образ жизни, проповедуемый Пифагором. • Деятельность Пифагора как религиозного новатора VI в. до н. э. заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели, но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). Вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.
• В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали. Более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для "посвящённых", то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием. Научная составляющая учения Пифагора развивалась в V в. до н. э. усилиями его последователей (Архит из Тарента, Филолай из Кротона, Гиппас из Метапонта), но сошла на нет в IV в. до н. э. , в то время как мистическо-религиозная составляющая получила своё развитие и второе рождение в виде неопифагореизма во времена Римской империи. • Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, познать мир - значит познать управляющие им числа. Изучая числа, они разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние
Философия пифагорейцев • Пифагор первым назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком» . Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа. • Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём» . • Пифагорейцами была составлена таблица 10 противоположностей
• • • предел — беспредельное нечетное — четное одно — многое правое — левое мужское — женское покой — движение прямое — кривое свет — тьма добро — зло квадрат — вытянутый прямоугольник
Мировая гармония • Мировая гармония, в которой заключается закон мироздания, есть единство во множестве и множество в единстве. Как мыслить эту истину? Ответом на это является число: в нём объединяется множество, оно есть начало всякой меры. Опыты показывают, что число есть принцип звуковой гармонии, которая определяется математическими законами. Не есть ли звуковая гармония частный случай всеобщей гармонии, как бы её музыкальное выражение? Астрономические наблюдения показывают, что небесные явления наступают с математической правильностью, повторяясь в точно определённые циклы. • Пифагорейские числа имеют не простое количественное значение: для пифагорейцев оно есть, скорее, та сила, которая суммирует данные единицы в определённое целое и сообщает ему определённые свойства. Единица есть причина единения, два — причина раздвоения, разделения, четыре — корень и источник всего числа (1 + 2 + 3 + 4 = 10). В основании учения о числе усматривалась коренная противоположность чётного и нечётного: чётные числа суть кратные двух, и потому «чёт» есть начало делимости, раздвоения, разлада; «нечёт» знаменует противоположные свойства. Отсюда понятно, что числа могут обладать и нравственными силами: 4 и 7, например, как средние пропорциональные между 1 и 10, являются числами, или началами, пропорциональности, а следовательно, и гармонии, здоровья, разумности.
Материализм и идеализм были впервые достаточно систематизированы Демокритом и Платоном, которые дальше развили понятие бытия как вечного и неделимого, но объясняли его по-разному. Поэтому материализм получил название «линии Демокрита» , а идеализм - «линии Платона» .
Демокрит (ок. 460 -370 гг. до н. э. ) создал: - атомистическую теорию (всё в мире состоит из неделимых разнокачественных частиц - атомов); - учение о причинности.
II. Классический период
Кризис полисной системы • Ограниченность производственноэкономической основы полиса приводит к кризису, одновременно стимулируя мыслительный процесс. • Первыми теоретиками, которые выразили эту тенденцию в области философии, стали софисты.
ГОРГИЙ из Леонтии (ок 480 -380 до. н. э. ) в философии нет общих знаний, есть только множество мнений, и прав тот, кто может навязать свое мнение.
Сократ (ок. 469 г. до н. э. — 399 г. до н. э. ) • радикальный противник софистов. • пытается в мышлении человека отыскать некий общий принцип. • заставить людей вспомнить это знание - осуществить анамнезис (воспоминание). • Категории – понятия, общие для мышления людей, которые усваиваются через культуру
Распад Полиса зашел так далеко, что стремление доказать общие истины оказались смертельно опасным.
Платон (427 -347 гг. до н. э. ) • был объективным идеалистом. • Создал учение об идеях. • (Мир = идея + материя + мировая душа) • Работал над созданием логики.
Первым понял, что история философии – это история борьбы двух видов философов, которые позднее стали называться материалистами и идеалистами.
Идея – мысль о предмете: -существует самостоятельно; -может соединяться с материей и из материи и создавать предметы окружающего мира; -предметов и явлений в мире столько, столько существует идей.
Материя — второе после идей начало мироздания: - мертва и непознаваема; - отражает идеи и превращается в четыре стихии.
Мировая душа - третье начало, душа космоса. - заставляет вещи подражать идеям, а идеи — присутствовать в вещах.
Аристотель (384322 гг. до н. э. ) - Наиболее выдающийся мыслитель античности, ученик и критик Платона.
Пришел к выводу, что реально существуют не понятия ( «идеи» ), а отдельные предметы. Образование понятий - это операция, выполняемая человеческим сознанием. Создал науку о правильном мышлении и его законах - формальную логику, науку о морали - этику. Был дуалистом.
В отличие от Сократа и Платона Аристотель считал философию способом мироописания: «Философия – наука о причинах и началах» .
Аристотель усовершенствовал Платоновскую концепцию идей, наделив конкретные вещи четырьмя видами идей (причин): 1. материальная причина. 2. формальная причина. 3. целевая причина. 4. активная причина. В результате Аристотель создает предпосылки современного научного мировоззрения.
III. Поздняя античная философия. носит адаптивный характер: она обосновывает не человеческую активность, но покой души и личное спасение
Скептицизм (Пиррон, Тимон). человеческий разум нужен для освобождения человека, счастье которого заключается: - в полной свободе от страстей - в достижении полного равнодушия по отношению, как к благам, так и к ударам судьбы - атараксии (абсолютной невозмутимости).
• Во II в до н. э в Рим начинается проникновение греческой культуры. Римские походы образуют широкие рамки для формирования мышления. • Римская культура обогащается лучшим из того, с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству. • Римская философия формируется под решающим влиянием греческого эллинистического философского мышления.
Эпикур и его школа. • Стремился создать философское учение, дающее человеку ощущение счастья. • Счастье достигается через ощущение наслаждения. Три группы наслаждений: Естественные и необходимые; Естественные, но не необходимые; Неестественное и не необходимое. Наиболее прочно счастье достигает человек, довольствующийся наслаждением первой группы.
Стоицизм (Диоген из Селевкии, Панэтий, Луций Анней Сенека) Принципы стоицизма: • Согласие с природой • Подчиненность судьбе • Достижение абсолютного душевного спокойствия
Проблема человека впервые поставлена как самостоятельная - софистами. «Человек - мера всех вещей» . Сократ, Платон, Аристотель считали главным условием развития личности - включенность в общество. Обществу принадлежит приоритет над личностью.
Выводы • Древнегреческая философия составила основу европейской философии. • Греческими философами были высказаны гениальные догадки об атомистическом строении вещества, об изменчивости и взаимосвязанности всех явлений мира – диалектике. • В античной философии появились существующие до наших дней науки – логика, этика, эстетика. • Античные философы впервые сформулировали проблемы экономической науки и отделили понятие об экономике как эффективном ведении хозяйства от стремления к наживе. • Греческие философы поставили почти все главные мировоззренческие проблемы, над которыми человечество размышляет до сих пор