ЛЕКЦИЯ 7_ Иран.pptx
- Количество слайдов: 58
ТЕМА 3: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО МЕСОПОТАМИИ ЛЕКЦИЯ № 2 (7): АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ИРАНА ЭПОХИ АХЕМЕНИДОВ
ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Истоки и особенности культуры Ирана эпохи Ахеменидов; 2. Города. Пасаргады, Персеполь: особенности планировки и архитектурных решений дворцовых комплексов; 3. Особенности персидского изобразительного искусства, основные жанры.
1. Истоки и особенности культуры Ирана эпохи Ахеменидов Иран означает "земля арийцев". Основная группа арийских племён, после распространения в различных районах Иранского плоскогорья, начала жить в регионе, который в «Авесте» назван «Иран-вич» , т. е. Иранская земля. Страна, в которой Парс являлась одной из провинций и столицей Ахеменидов, среди европейцев и , римлян получила название Персия (или Першия). Персия
Ираноязычные племена мидийцев известны в истории с начала IX века до н. э. , когда они переселились из Средней Азии (по другой версии, с Северного Кавказа вокруг Каспийского моря) в Иран. В конце IX в. — начале VIII в. до н. э. Мидия была завоёвана ассирийцами, однако около 673 до н. э. мидийцы, которых возглавил Каштарити, восстали и обрели независимость. Золотой ритон, найденный при раскопках Экбатаны Вскоре после этого Мидией стала править местная династия, основателем которой был судья Дайукку. Его сын Фравартиш смог захватить Персию, а при его внуке — Увахшатре (греч. Киаксар) — мидийцы завоевали совместно с вавилонянами огромную Ассирийскую державу.
Столицей Мидии являлся город Дайукку построил столицу Мидии - город Экбатаны, Экбатаны (ныне Хамадан). откуда власть нового государства распространилась Мидийский царь носил титул «Царя на окрестные земли. царей» , что, впрочем, отражало не царей» вселенские притязания (как это стали истолковывать позже), а только тот факт, что он изначально был «первым среди равных» вассальных царьков Раскопки города Экбатаны, современное фото Сын Увахшатры, Иштувегу (греч. Астиаг), Иштувегу попытался укрепить царскую власть, чем вызвал оппозицию вельмож. Около 550 до н. э. Мидия была завоёвана вассальным персидским царём Киром II, как говорят предания, Киром II, при активной помощи недовольных Иштувегу мидийских вельмож. Вероятно, мидийцы из-за того что они были родственны персам и говорили на одном языке, а новый языке правитель был одновременно сыном мидийского царя, воспринимали приход к власти Кира не как завоевание, а как переворот приведший к власти другую ветвь одной династии Мидия стала одной из провинций персидского государства, мидийская одежда считалась одеждой аристократии, а Экбатаны остались одной из столиц государства, никто из мидийской аристократии и правящей верхушки не пострадал.
Персы были родственны мидийцам. Однако, в течение одного поколения мидийцы были оттеснены от всех значительных постов и могли занимать лишь второстепенные должности, а сама Мидия была превращена в одну из рядовых сатрапий и платила дань персам. Впрочем, Экбатаны продолжали считаться одной из столиц персидских (а затем парфянских) царей, где они предпочитали проводить знойные летние месяцы. Барельеф на отвесной скале по дороге из Вавилона в Экбатаны Изображения мидийских городов-крепостей на ассирийских рельефах: Кишессу (слева) и Хархар (справа).
На этой территории первоначально сложилось несколько мелких государственных образований. Основные из них Элам (ХIII – ХII вв. до н. э. ) и Мидия (Х в. до н. э. ). К этой же территории на севере примыкало государство Урарту. В конце VII – начале VI вв. до н. э. мидяне в союзе с вавилонянами разгромили Ассирию и захватили территорию до Персидского залива.
Но в это время усиливаются их соседи – племена персов. В 553 г. до н. э. они во главе С ЦАРЕМ КИРОМ – ОСНОВАТЕЛЕМ ДИНАСТИИ АХЕМЕНИДОВ – сокрушили Мидию и захватили в короткий срок значительные территории от Урарту до Месопотамии и Северного Египта. Штандарт царской династии Ахеменидов с орлом. Был найден при раскопках в Персеполе
На этих территориях существовали высокоразвитые цивилизации древности, поэтому культура Персии носит заметные черты эклектизма – совмещения форм, заимствованных из разных культур.
Помимо могучего роста и физической развитости, персы обладали волей, закалённой в борьбе с суровым климатом и опасностями кочевой жизни в горах и степях. Они славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, силой, храбростью и сплочённостью. Простота и скромность в пище и одежде оставались одной из основных добродетелей и в пору господства персов над всем Ближним Востоком, когда они стали облачаться в роскошные Ближним Востоком мидийские наряды, носить золотые ожерелья и браслеты, когда к столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдалённых морей, фрукты из Вавилонии и Сирии. Даже тогда во время обряда коронации персидских царей вступающий на престол Ахеменид должен был надеть одежду, которую носил не будучи царём, съесть немного сушёных фиг и выпить чашу кислого молока. Древним персам разрешалось иметь много жён, а также наложниц, жениться на близких родственницах, например на племянницах и единокровных сестрах. Древнеперсидские обычаи запрещали женщинам показываться посторонним (среди многочисленных рельефов в Персеполе нет ни одного женского изображения). Античный историк Плутарх писал, что персам свойственна дикая ревность не только по отношению к жёнам. Даже рабынь и наложниц они держали взаперти, чтобы посторонние не видели их, и возили в закрытых повозках.
Бехистунская надпись – трехъязычный (древнеперсидский, эламский и вавилонский) клинописный текст на скале Бехистун (Бисутун), югозападнее Экбатан между Керманшахом и Хамаданом в Иране, высеченный по приказу царя Дария I о событиях 523– 521 гг. до н. э. Самая важная по значению из надписей ахеменидских царей и один из крупнейших эпиграфических памятников вообще. Прочтен (в основном) в 30– 40 -х гг. XIX века английским ученым Г. К. Роулинсоном, что положило начало дешифровке клинописного письма многих народов древнего Востока.
Бехистунская надпись повествует о событиях конца правления Камбиза и первых годах царствовани Дария I. Над надписью возвышается рельеф. Царь Дарий изображен в натуральную величину в царской короне. Его правая рука простерта к Ахур. Мазде, который парит над всеми фигурами, в левой он держит лук. Под Дарием стоят униженные 9 царей со связанными руками и петлей на шее, десятого Дарий попирает ногами. . .
Бехистунская летописная "страница" вместе с рельефом составляет 7, 8 м в высоту и 22 м в ширину. Она находится на скале на высоте 152 м от земли.
Расцвет государства персов приходится на VI – V вв. до н. э. , когда они создали самое большое из древневосточных государств, границы которого простирались от реки Инд до Эгейского моря и от Армении до 1 -го порога реки Нил, и царь Персии присвоил порога реки Нил, себе титул «шахин-шах» – «царь царей» .
Мощное государство ПЕРСИЯ просуществовало до 330 г. до н. э. , когда его завоевал Александр Македонский. После смерти Александра Персия вошла в состав эллинистического государства Селевкидов. В 331— 330 гг. до н. э. Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется ЭПОХОЙ ЭЛЛИНИЗМА.
Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам — грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое изменилось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э. , но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё использовался греческий язык. Храмы по-прежнему возводились с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось иранцам кощунством. Алтари бога огня Атара. Древний Иран. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона» .
2. Города. Пасаргады, Персеполь: особенности планировки и архитектурных решений дворцовых комплексов В середине VI в. до н. э. основоположник династии Ахеменидов царь Кир строит высоко в горах Персиды город-резиденцию Пасаргады по образцу мидийской столицы Экбатаны. Этот комплекс расположен в предгорьях Загроса, в долине реки Пулвар. Цитадель, окруженная мощными стенами с башнями, была расположена на платформе высотой 13 м. , выложенной из камня. Она примыкала к крутому склону холма. Терраса была сложена из плит известняка и облицована снаружи мощными каменными квадрами (4. 2 м в длину). Кир II Великий. Рисунок с барельефа.
Легендарный Персеполис. Persepolis Остатки города Пасаргады (Pasargadae). Могила Великого Кира Единственная статуя, сохранившаяся в бывшей резиденции царя Дария Панорама Персеполя. Современный вид
Дворцы (жилой и приёмный) располагались на площадке, обнесенной стеной и примыкающей к террасе. В основе дворцовых зданий лежала многоколонная конструкция. Входы во «дворец аудиенций» были фланкированы двумя глухими башнями, между которыми располагались 30 колонн, по 15 в два ряда. Стены были выложены из кирпичасырца на цоколе из отесанных квадров. Боковые помещения были выше центрального.
В архитектурной отделке дворцов применялось декоративное сочетание черного и белого камня, позаимствованное из архитектуры Урарту. Обнаружены остатки облицовочных плит -ортостатов, украшавших стены и дверные проемы дворцов. По стилистике и тематике изображений они очень близки к месопотамской – ассирийской и эламской традиции. Анализ памятников Пасаргад обнаруживает в них явный эклектизм: совмещение египетских, ионийских, лидийских, урартских, месопотамских приемов.
В 520 г. до н. э. царь Дарий I начинает строительство новой укрепленной резиденции – более грандиозной и роскошной, чем Пасаргады. Этот город известен под греческим названием Персеполь. Комплекс возводился по единому замыслу и должен был воплощать в своих формах идею богатства и мощи персидского царства. Строительство комплекса продолжалось более 50 лет, ежегодно в нем участвовало не менее 3000 человек.
Крепость была возведена на искусственно подготовленной террасе размером 450 на 300 м. , высотой 12 м. , вырубленной на склоне скалы и укрепленной высокой подпорной стеной из огромных каменных блоков. Со всех сторон терраса была окружена крепостной стеной. Все постройки возводились из великолепного светлого песчаника, они расположены по строгой геометрической системе, их оси параллельны.
В крепость вела большая симметричная двухмаршевая лестница, по оси которой на террасе были поставлены пропилеи с 4 -мя колоннами. Пройдя через пропилеи, ось композиции поворачивает направо, где расположено самое большое здание комплекса – Ападана. Это приёмный зал, расположенный перед территорией, которую занимают дворцы царя Дария и его сына Ксеркса. Персеполь. Графическая реконструкция.
ЗАЛ АПАДАНЫ был предназначен для ежегодной церемонии приношения дани из подчинённых Персии стран персидскому царю в честь праздника Нового года (Ноуруза). Помещение должно было вмещать одновременно несколько тысяч человек, поэтому оно было построено по типу многоколонного зала с размерами 62, 5 на 62, 6 м 36 колонн Ападаны имеют пропорции диаметра к высоте 1: 12, расстояние между осями – 8, 74 м. таким образом, они занимают лишь 5% площади зала, создавая высокий и просторный интерьер. Высота колонн – около 20 м. С трех сторон зал окружён портиками из двух рядов по 6 колонн. Антаблемент из мощных брусьев кедра был отделан листовым золотом, парапет крыши – облицован цветной керамикой. По всем четырем углам здания возвышались массивные четырехугольные башни. На стенах лестниц сохранились ортостаты – облицовочные каменные плиты по типу ассирийских, покрытые рельефными изображениями процессий иноземцев, приносящих дань.
Восточнее Ападаны параллельно ей стоял «зал ста колонн» , предназначенный для хранения сокровищ. Он имел глухие стены, лишь центральная часть освещалась через перепад кровли очень маленькими квадратными окошечками. Рядом с этим залом были расположены несколько мелких сокровищниц. Зал ста колонн. Персеполис — современный вид Зал ста колонн. Персеполис — реконструкция Перед входом был устроен широкий навес, опирающийся на два ряда колонн. Торцовые стены навеса были украшены изображениями месопотамских крылатых быков – шеду.
Многоколонный зал был основной “ячейкой” архитектуры Древнего Ирана. Кроме того, здесь был выработан новый тип колонн. Интерьеры украшались яркой раской по штукатурке, поливной керамикой, металлическими накладками, цветными занавесами. Жилые помещения имели северную или северо-восточную ориентацию. Их высота достигала 18 – 20 м. Более тонких по пропорциям колонн в то время не было нигде в мире. База колонны представляла собой как бы опрокинутую чашечку многолепесткового цветка с валом над ней. Ствол был гладким или каннелированным узкими каннелюрами. Колонна увенчивалась чрезвычайно сложными капителями: на пальмовидную капителями чашечку ставится форма в виде вертикального бруса квадратного сечения, украшенного снизу и сверху встречными парными завитками волют. На этот брус кладутся сдвоенные протомы – скульптурные полутуловища быков, львов или лошадей.
3. Особенности персидского изобразительного искусства, основные жанры В Иране, в отличие от соседних государств, сложилась собственная религиознофилософская система – ЗОРОАСТРИЗМ. Согласно учению Зороастризма, мир представляет собой арену борьбы добрых сил, которые олицетворяет божество Ахура Мазда и «злого помысла» , который воплощается в образе Ангхра Манью. Долг последователя Заратуштры – помогать добру, в результате чего он попадает в рай (Гаро-дмана).
Персонифицированные качества главных богов постепенно становятся самостоятельными богами: Праведность, Благомыслие, Добровластие, Здравие, Бессмертие, Святая набожность. Также почитаются священные стихии: земля, вода и, в особенности, огонь – символ Ахура Мазды, а также — души предков и праведников, в особенности, предков царского рода. Боги изображались не в виде антропоморфных существ, а в виде перевоплощений (ипостасей) – зверей и птиц. Подходящая для их изображений иконография была найдена среди ранее существовавших образов Древнего Востока, которые часто не соответствовали им по смыслу. Персидский крылатый бык
Традиции искусства Ирана восходят ещё к доахеменидскому периоду (ХIII – VII вв. до н. э. ). В многочисленных могильниках, относящихся к этому периоду, найдена так называемая «серая керамика» – горшкичайники с декоративным и носиками в виде птичьего клюва, бокаловидные сосуды, чаши на 3 -х ножках.
Позже появляются изделия из красной глины. Этот керамический стиль аспространился по обширному региону иранского нагорья. Декоративные изделия из металла – торевтика — с ХI в. до н. э. также появляются в захоронениях в качестве ритуальных сосудов: золотые кубки, блюда, мечи, кинжалы, наконечники копий, топоры. По форме эти предметы тесно связаны с закавказскими. Широко были распространены сосуды зооморфных и антропоморфных форм. Жезл древнеиранского царя из династии Ахеменидов. 6 в. до н. э.
Наиболее ранние образцы иранского искусства VIII – VII вв. до н. э. найдены в курганах Зивие: парадное оружие, рукояти и ножны которого украшены рельефами из золотого листа с изображениями животных и орнаментикой, в стилистике которых видны урартские, Ассирийские и скифские черты. На рукоятях мечей изображено «древо жизни» , по бокам которого стоят крылатые гении – мотив, заимствованный из Урарту и Ассирии. Западноиранский меч Акинак
Особую группу среди изделий торевтики составляют так называемые Луристанские бронзы: детали сбруи, вотивные (ритуально-культовые) предметы в «зверином стиле» . В разнообразных замысловатых композициях этого стиля встречаются различные животные: пантеры, олени с крыльями, козы и животные-химеры, сочетающие в своем облике элементы, взятые от разных животных (льва, орла, быка, рыбы).
Наивысшего развития «звериный стиль» достиг в Х – VII вв. до н. э. , когда в Луристане развивалась металлургия. В стилистике изображений происходит смешение иконографических образов различных культур этого региона: ассирийских, эламитских, урартских. Распространены «идолы» – навершия вотивных штандартов с изображением антропоморфных божеств, богинь с головами рыб, птиц, часто встречаются изображения Зервана – мифического существа, соединяющего в себе черты юноши и старца. Изображения животных иногда напоминают более поздние скифские: олень с поджатыми ногами, прыгающие пантеры и головы грифа. Золотой кубок. Могильник Марлик. IX-VIII вв. до н. э. Частная коллекция. Золотой кубок. Из района Калардашта. X в. до н. э. Археологический музей. Тегеран.
В период VIII – VI вв. до н. э. создаются первые иранские государственные образования, население которых составляют мидяне и персы. В искусстве появляются собственные иранские черты. В VI в. до н. э. Мидия сокрушила Ассирию и Урарту. К этому времени относится найденный в иранском Курдистане клад в резиденции правителя. Этот клад состоял из сокровищ, награбленных в ассирийском походе: костяных пластинок (украшений мебели), шкатулок, украшений сбруи, нагрудников вельмож, серебряных сосудов, деталей украшения колесницы из Урарту.
Интересная находка – серебряное блюдо с золотыми аппликациями в виде звериных фигур: пантер, голов грифов, зайцев. В орнаментике присутствуют урартские элементы (розетки, иероглифы). Найдена также золотая пектораль (нагрудное украшение) с изображениями фантастических существ. В центре композиции – дерево жизни, по бокам расположены фигуры козлов и крылатых быков, ряд фантастических животных: сфинкс, крылатый баран, лев с птичьим хвостом и бычьими рогами.
Парадный выход персидского царя. По древнеиранско му барельефу.
Рельеф с изображением льва, кусающего быка. Персеполь