Л 2 - П.ppt
- Количество слайдов: 16
Тема 2/1. Генезис и эволюция политической мысли Вопросы: 1. Политические идеи Древнего мира и Средневековья. 2. Политические идеи Нового времени. 3. История развития политических идей в России. 4. Основные идейно-политические доктрины современности.
Периоды становления политических знаний 1) политическая мысль Древнего мира; 2) политические идеи Средневековья; 3) политические взгляды Реформации и Возрождения; 4) политические учения Нового времени; 5) политические идеи современности.
Политические учения Древнего Востока Древний Вавилон Законы Хаммурапи Древняя Индия Сидхартха Древний Китай Конфуций Мо-цзы Лао-цзы Характерные черты: - политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знаний, выражалась в мифологизированной форме - концепция божественного происхождения государственной власти и социального устройства - политика и власть рассматривалась с позиций традиционализма и патернализма - политические взгляды носили преимущественно апологетический и прагматический характер
Политические учения Древней Греции Сократ Платон Аристотель Демокрит Эпикур Полибий Эвгемер Ямбул Характерные черты: - постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы - раскрытие взаимосвязи политики и морали - анализ государственного и общественного устройства - классификация форм государственного правления - разработка общественно-политического идеала - разработка социально-политических утопий античастнособственнического и уравнительного характера - зарождение анархических идей
Политические учения Древнего Рима Гракхи Цицерон Тит Лукреций Кар Ранее христианство Характерные черты: - развитие органической теории государства - особый интерес к правовым аспектам политики - идеи республиканизма и разделения властей - идея мирового владычества Рима - идеи о справедливости, равенстве и ненасилии в социально-политических отношениях
Политические учения Средневековья Теократические учения Августин Блаженный Фома Аквинский Ереси (богомилы, арианство, гностицизм) Характерные черты: - развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей - перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к проблемам церкви и религии - особое внимание отношениям церкви и государства - обоснование теологической теории политики и - политической власти - апелляция к идеям раннего христианства
Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения Н. Маккиавелли Ж. Боден Дж. Локк Ш. Монтескье Т. Джефферсон Т. Пейн Социалистические утопические учения Характерные черты: - идеология гуманизма - антитеология - идея народного суверенитета - разработка теории естественного права - обоснование демократии - идея просвещенной монархии - стремление создать светскую политическую теорию - развитие идей утопического социализма и коммунизма
Ведущие тенденции в развитии современных идейно-политических течений: - рост многообразия концепций, появление принципиально новых, уточнение содержания традиционный учений -происходит сближение и конвергенция политических концепций - в странах с переходными политическими режимами размытие границ неолиберализма, неоконсерватизма, социал-реформизма и неомарксизма в сторону поиска путей к политическому согласию - в странах с низким уровнем социально-экономического развития заметное влияние на политическую обстановку оказывают правый и левый радикализм
Либерализм как политическая доктрина сложился в XVII-XVIII вв. , Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант, Ф. Вольтер, А. Смит, Т. Джефферсон. - крайний индивидуализм - свобода - высшая из ценностей индивида - рационализм - формальное равенство всех людей перед законом - теория «естественных прав человека» - антитрадиционализм - унификация всех наций под знаком прогресса - антиэтатизм – ограничение функций государства - верховенство закона, только он может ограничить свободу человека - разделение властей как система сдержек и противовесов - свободная конкуренция, свобода частного предпринимательства
Неолиберализм Политические концепции – плюралистической демократии, представительной демократии, теория конвергенции, информационного общества и др. - признание разумных ограничений индивидуальной свободы - необходимость соблюдения «общественных интересов» - необходимость государственного социального и экономического управления - равенство условий дополняется равенством возможностей - государство – основной субъект решения социальных проблем - демократия – это правление политической элиты
Консерватизм как политическая доктрина сложился в конце XVIII в. , реакция на социальные изменения, вызванные французской революцией 1789 -1794 гг. - религиозность - высшая ценность – не индивид, а общество - критика рационализма - скептическое отношение к буржуазному индивидуализму и либеральному пониманию свободы - общество – сложная и хрупкая система - ориентация на поддержание традиций - единство церкви и государств, подчинение политики морали - негативное отношение к революции - умеренность и постепенность общественных реформ - незыблемость принципа частной собственности -признание социального и сословного неравенства людей - критика демократии, народные массы должны подчиняться элите
Неоконсерватизм - религиозно-идеалистическая основа философских и социальных взглядов - прагматизм в единстве с традиционными ценностями - критическое отношение к прогрессу - баланс частных интересов и общественных целей - буржуазное общество наиболее эффективно -незыблемость частной собственности и свободы предпринимательства - неравенство людей непреодолимо, оно не должно особенно сглаживаться - социальные программы должны помогать сильным, а не слабым - власть принадлежит элитам - сильное авторитарное государство с ограниченными социальными и экономическими функциями
Доктрина демократического социализма - подход к анализу политической жизни с позиций интересов трудящихся, всего народа; - идеологический плюрализм в политической жизни общества; - главное сплачивающее начало, общая цель - утверждение социализма, используя возможности плюралистической демократии; - основная социальная база и ориентация - наемные работники и их коренные интересы. - широкое распространение получила теория плюралистической демократии
Коммунистическая доктрина Основное содержание коммунистической доктрины: - переход к коммунистической формации революционным путем, используя насильственные меры, отрицание реформ; - слом буржуазной государственной машины, уничтожение буржуазной демократии, замена этих институтов системой диктатуры пролетариата; - ставка на идеологический монизм; -создание жестко организованной партии как единственной руководящей силы в обществе Современные идейно-политических течения марксизма догматический марксизм «сталинский» марксизм творческий марксизм
Радикальные идеологии Леворадикальные идеологии - христианский социализм - исламский социализм - анархизм - “новые левые” - неотроцкизм Праворадикальные идеологии - исламский фундаментализм - воинствующий национализм - расизм - “новые правые” - неофашизм Основные черты: - антибуржуазный характер - просоциалистическая направленность - неприятие либеральнодемократической идеологии - атеизм, волюнтаризм - определенный утопизм - ставка на насильственные, революционные методы Основные черты: - критическое отношение к атеизму и рационализму - культивирование традиций - имперские амбиции - авторитаризм - культивирование традиций - ставка на насильственные, революционные методы
Ведущие тенденции в развитии современных идейно-политических течений: - рост многообразия концепций, появление принципиально новых, уточнение содержания традиционный учений -происходит сближение и конвергенция политических концепций - в странах с переходными политическими режимами размытие границ неолиберализма, неоконсерватизма, социал-реформизма и неомарксизма в сторону поиска путей к политическому согласию - в странах с низким уровнем социально-экономического развития заметное влияние на политическую обстановку оказывают правый и левый радикализм