Философия_Т_2_Индия_Китай.ppt
- Количество слайдов: 39
Тема 2. Восточные традиции философствования (Индия и Китай) 1. Особенности индийской философии 2. Философия веданты
Особенности индийской философии 1. Неразрывная связь с религией, существование в форме религиознофилософского учения; 2. Подчиненность сотериологии (учению о спасении); 3. Интравертивность - обращенность на внутренний мир человека, а не на внешний, природный мир;
(Продолжение) 4. Включение в число методов философии йогической практики; 5. Включение в число познавательных процедур сверхрациональных методов телепатии, всеведения, йогической интуиции и т. п. ; 6. Отсутствие идеи истории как прогресса.
Ведическая литература: 4 веды: «Ригведа» (веда гимнов) «Самаведа» (веда песнопений) «Яджурведа» (веда жертвенных изречений) «Атхарваведа» (веда Атхарванов и Ангирасов) брахманы (толкования жреца текстов вед) араньяки (лесные книги) упанишады (от «упа-ни-сад» - «сидение у ног учителя) пураны, итихасы (псевдоисторические сочинения) эпос ( «Махабхарата» и «Рамаяна» ) шастры ( «Манавадхармашастра» - «Законы Ману» ) сутры (сочинения по специальным дисциплинам)
V в. до н. э. ― появление философии в Индии Первые философы: шрáманы (странствующие проповедники) и брáхманы (жрецы религии брахманизма, выросшей из ведической религии в VII в. до н. э. )
В древнеиндийских религиях нет единого Бога-творца. В ведической религии (IIIтыс. до х. э. ― VII в. до х. э. ) богов 3 333 (политеизм). В брахманизме (VII в. до х. э. – V в. х. э. ) есть единый Абсолют Брахман (Атман), который творит множество богов. Главные из них Брахма, Вишну и Шива образуют Тримурти (триобраз). В джайнизме и буддизме боги не всемогущи и уступают даже человеку.
Шраманы: адживики (эпатирующие своим образом жизни) – создали Образец (парадигму) философствования, джайны (последователи Джины Махавиры 30 марта 599 ― 527 гг. до н. э. ), буддисты (последователи Будды Гаутамы, 480― 400 гг. до н. э. ) паривраджаки ― пилигримы
Философы-брахманы: локаятики (спорщики ― Поккхасаради и Паччаника ) догматики (основоположники 6 систем астика) скептики (Санджая Белаттхипутта) грамматисты (Панини, Патанджали)
Главные даршаны ( «вúдение» ) (оформляются к IV в. ; термин появляется в VIII в. ) Астика (признающие авторитет вед): санкхья йога вайшешика ньяя миманса веданта Настика (не признающие авторитета вед): чарвака-локáята джайнизм буддизм
Основные проблемы индийской философии 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) Проблема бытия-в-мире (сансара) как страдания (духкха); Проблема спасения (мокша, нирвана); Проблема отношения Абсолюта (Атман, Брахман) и мира (лока); Проблема души (атман, джива); Проблема дхармы (нравственный и социальный закон); Проблема закона воздаяния за деяния (закона кармы); Проблема устройства мира (лока); Проблема источников познания (прамана)
Чарвака-локáята Основоположник ― Брихаспати / Брахманаспати VI в. до н. э. Главный текст: «Локаята-сутры» (не сохранился) Источник изучения: «Сарва-даршана-самграха» ведантиста Мадхвы (ХIV в. ). Онтология: все состоит из 4 -х физических элементов ― земли, воды, огня и ветра (воздуха). Теория познания: знания получаются только через восприятия. Кармы и дхармы нет; человек живет для удовольствий.
Джайнизм шветамбары ( «одетые в белое» ) и дигамбары ( «одетые пространством» , нагие) ― разделились в I в. до х. э. Онтология: мир существует благодаря субстанциям ― живое (джива), вещество (пудгала); условия движения (дхарма), условия покоя (адхарма) и время (кала). Вещество атомарно. Теория познания: знание получают из восприятия, умозаключения, авторитетного свидетельства, телепатии и ясновидения. Всякая душа изначально всеведуща, но ее знание затемняется кармическим веществом.
Буддизм 3 течения: тхеравада /хинаяна (ранний, «учение старейшин» / «малая колесница» ) махаяна ( «широкая колесница» , ок. I в. н. э. ) ваджраяна / тантраяна ( «колесница-молния» / «колесница тантр» ок. III-V вв. )
Главные концепции буддизма: 1. Четыре благородные истины; 2. Восьмеричный путь. Священное писание: «Трипитака» ― «Три корзины» : 1. «Сутрапитака» (Корзина поучений) 2. «Винаяпитака» (Корзина устава) 3. «Абхидхармапитака» (корзина разъяснений Учения)
Вайшешика Основоположник ― Канада. Главный текст ― «Вайшешика-сутры» с комментарием Прашастапады. Главные проблемы: освобождение, устройство мира, соотношение субстанций, их качеств и действий, атомарность субстанций; роль в устройстве мира и в познании категорий «общее» , «особенное» и «присущность» .
Ньяя ― Гаутама-Акшапада. Главный текст ― «Ньяя-сутры» с комментарием Ватсьяяны. Главные проблемы: проблемы познания и логики, решение о которых с позиций ньяи приведет к освобождению. Основоположник
Санкхья ― Капила, Ишваракришна. Главные тексты ― «Санкхья-правачана-сутра» (не сохранилась). «Санкхья-карика» Главные проблемы: Отношение духа (Пуруши) и материи (Пракрити) в процессе освобождения. Основоположники
Йога ― Патанджали. Главный текст ― «Йога-сутры» с комментарием Вьясы. Главные проблемы ― достижение освобождения души через психофизические практики, составляющие восьмеричный путь йоги. Основоположник
Миманса ― Джаймини. Главный текст ― «Миманса-сутры» с комментарием Шабары. Главные проблемы ― достижение освобождения через выполнение ритуалов, истолкование ритуалов. Сыграли выдающуюся роль в объединении всех местных религий в индуизм. Основоположник
Веданта Основоположник ― Бадарáяна. ― «Брахма-сутры» . Главные проблемы ― отношения Абсолюта (Брахман) и мира (лока), Брахмана и индивидуальной души (атман); познаваемость Брахмана. Идеи: Брахман - подлинная реальность; мир иллюзорен; личное подлинное «я» (атман) тождественно Брахману, а их раздельность порождена мировой иллюзией (майей). Главный текст
Три главные течения веданты: 1) адвайта-веданта Шанкары (788 -820 гг. ) ― мир иллюзорен, душа тоже; ч. б. освободиться, нужно это узнать и перестроить установки души; способ перестройки ― джняна-марга (путь знания); 2) вишишта-адвайта Рамануджи (1017 -1137 гг. ) ― Брахман творит мир из себя, мир реален; путь освобождения ― бхакти-марга (путь любви); 3) двайта-веданта Мадхвы (1238 -1317 гг. ). ― Брахман и мир различны, Брахман – движущая причина мира, но не материальная; душа должна достичь Неба Брахмы, но не растворяется в Брахмане.
Базовые категории китайской культуры • ханьжэнь – китайский суперэтнос; • вэнь – письменная культура (вэньянь – письменный язык, отличается от разговорного байхуа); • жу – интеллектуалы.
Главные проблемы китайской философии: • «правильное управление» Поднебесной • отношение человека к «Небу /Природе» . Обозначения китайской философии: лунь – рассуждение, «рассуждениеисследование» , «наука» ; бянь - «рассуждение-исследование» .
«У цзин» ( «Пять канонов» , «Пятикнижие» ) • Ши цзин» ( «Книга песен» ), • «Шу цзин» ( «Книга истории» ), • «Чжоу и» (или «И цзин» — «Книга перемен» ), • «Ли цзин» ( «Книга ритуалов» ) • «Люй ши чунь цю» ( «Весны и осени господина Люя» )
Особенности китайской философии: 1. Антропоцентризм; 2. Ориентация на традицию; 3. Главный метод изложения учений – экзегетика (истолкования смысла канонических текстов); 4. Использование форм художественной литературы; 5. Использование нумерологии как средства анализа действительности.
Нумерология – букв. наука о сосчитывании. Китайская нумерология упорядочивала мир посредством 3 групп символов: 1) геометрических форм – 8 триграмм и 64 гексаграмм; 2) чисел – цифр; 3) сил (инь/ян – темное/светлое) и 5 элементов (вода, огонь, металл, дерево, почва).
Символ ян-инь в окружении триграмм
Гексаграмма
Различные сочетания триграмм, гексограмм, сил и элементов описывают положение дел в мире природы, в человеческом теле, в обществе и т. д. посредством количественного упорядочивания объектов и выделения главного объекта на основе его роли в данном ряду, а не посредством обобщающих понятий, как в западноевропейской философии.
Главные школы китайской мысли (по Сыма Тань, II в. до х. э. ) • 1) школа инь и ян; • 2) конфуцианство (школа ученых); • 3) моизм; • 4) школа имен; • 5) легизм (школа законов); • 6) даосизм
Кун Фу-цзы (551— 479 гг. до х. э. ) • • учил четырем вещам: вэнь (письменным памятникам), ин (действиям в жизни), чжун (преданности учению), синь (правдивости).
«Лунь юй» ( «Суждения и беседы» ) Люди делятся на: • цзюнь-цзы ( «благородных мýжей» ), • жэнь ( «обычных людей» ), • сяо жень ( «низких мýжей» ).
Пять простых великих добродетелей (дэ): • мудрость, • • гуманность (жэнь), верность (чжун), почитание старших (сяо), мужество.
Благородного мужа отличает Следование принципу хэ – «единение через разномыслие» , а низкого мужа – следование тун – единению через послушание.
Социальные доктрины Конфуция: • «малого благоденствия» (сяокан), • «великого единения» (датун) Конфуцианский канон - «Сы шу» , XII век
Лаоцзы • «Дао-дэ-цзин» ( «Канон Дао и дэ» , «Трактат о пути и морали» ) (IV— III вв. до х. э. ). увэй - недеяние
«Дао» означает: путь звезд, путь добродетелей, закон Вселенной, моральный закон, учение, теория, правда, мораль, подход, метод, Абсолют, путь.
Буддизм в Китае ― с I в. х. э. ; C V в. х. э. чань-буддизм (от «чань» — медитация), основатель — Бодхидхарма V― VI вв. х. э.