Скачать презентацию Тема 2 Типология фонологических систем Сравнительная типология английского Скачать презентацию Тема 2 Типология фонологических систем Сравнительная типология английского

Тема 2 ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.pptx

  • Количество слайдов: 34

Тема 2. Типология фонологических систем Сравнительная типология английского и русского языков. Составитель: преподаватель кафедры Тема 2. Типология фонологических систем Сравнительная типология английского и русского языков. Составитель: преподаватель кафедры ТПАЯ Романович О. В. Бар. ГУ 2012 1

Вопросы для обсуждения 1. Фонетика и фонология. Главные единицы и понятия фонологии. 2. Система Вопросы для обсуждения 1. Фонетика и фонология. Главные единицы и понятия фонологии. 2. Система гласных. Общие черты и отличия. 3. Система согласных. Общие черты и отличия. 4. Типология образования слога. Типы слогов. Слогоделение. Словесное ударение. 5. Типология просодических средств. Тон. Ударение. Ритм. Темп. 6. Фонетическая интерференция и пути ее преодоления. Виды и формы интерференции. Прогнозирование интерферентных явлений 2

1. Фонетика и фонология. Главные единицы и понятия фонологии 3 1. Фонетика и фонология. Главные единицы и понятия фонологии 3

Фонематика или фонология -раздел языкознания, изучающий фонемы Фонетика -- наука, изучающая план выражения языка, Фонематика или фонология -раздел языкознания, изучающий фонемы Фонетика -- наука, изучающая план выражения языка, его форму и субстанцию — включает как свой элемент и фонологию или функциональную фонетику.

Единицы этой подсистемы: • сегментные языковые единицы (материальные единицы, непосредственно образующие речевые цепочки) – Единицы этой подсистемы: • сегментные языковые единицы (материальные единицы, непосредственно образующие речевые цепочки) – фонема и слог; (изучает фонетико-фонологическая типология) • суперсегментные (не имеющие собственной материальной формы и реализуемые одновременно с сегментными единицами в звуковой цепи) – словесное ударение, интонация; (изучает просодическая типология)

Фонема -- (главная единица фонологии) это абстрактная психологическая единица (образ звука в нашем сознании), Фонема -- (главная единица фонологии) это абстрактная психологическая единица (образ звука в нашем сознании), которая реализуется в речи в виде вариантов (аллофонов), различающихся по звучанию, но сохраняющих общую смыслоразличительную функцию. Функции фонем : 1) конститутивная; 2) дистинктивная.

Консонантические языки или языки консонантического типа характеризуются разнообразием согласных фонем и относительно небольшим числом Консонантические языки или языки консонантического типа характеризуются разнообразием согласных фонем и относительно небольшим числом гласных фонем. Вокалические языки или языки вокалического типа характеризуются разнообразной системой гласных звуков при ограниченном числе согласных.

Фонологическая оппозиция – противопоставление двух и более фонем с целью выявления наличия или отсутствия Фонологическая оппозиция – противопоставление двух и более фонем с целью выявления наличия или отсутствия какого-либо признака(бинарные, тернарные, групповые) Фонологическая корреляция – наличие в фонологической системе двух фонем, попарно противопоставляемых другу по одному признаку при совпадении всех других признаков Нейтрализация – снятие признака, отличающего одну фонему от другой в бинарной оппозиции

Фонологически определяющие показатели 1. Количество и качество инвентаря фонем 2. Количество и качество оппозиций Фонологически определяющие показатели 1. Количество и качество инвентаря фонем 2. Количество и качество оппозиций и кореляций 3. Случаи нейтрализации 4. Сила оппозиций 5. Дистрибуция фонем и их частота 6. Функция фонем в слове

2. Система гласных. Общие черты и отличия. 10 2. Система гласных. Общие черты и отличия. 10

Ядерный вокализм вокалический минимум с необходимостью присутствующий во всех языках мира (i-а-u) Ядерный вокализм вокалический минимум с необходимостью присутствующий во всех языках мира (i-а-u)

Гласные в английском языке имеют различную позиционную долготу: 1. В открытом ударном слоге гласные Гласные в английском языке имеют различную позиционную долготу: 1. В открытом ударном слоге гласные имеют наибольшую длительность, если слог является конечным в слове (в этой позиции могут встречаться лишь долгие гласные и дифтонги). Напр. : [si: ], [pi: ], [ni: ]. 2. В открытом ударном слоге, за которым следует неударный слог, долгие гласные и дифтонги значительно короче, чем в конечном открытом ударном слоге. Напр. : [pi: ] — [`pi: t. J], [ni: ] — [`ni: t. J], [mi: ] − [`mi: t. J]. 3. В закрытом ударном слоге гласные имеют наибольшую длительность особенно перед звонкими щелевыми и наименьшую перед глухими смычными. Эти различия существенны для долгих гласных и дифтонгов. Ср. , напр. : [ni: z — ni: d — ni: s — ni: t. ] 4. Безударные гласные в большинстве случаев короче ударных. При этом длительность гласного в заударном слоге больше длительности предударного гласного. Ср. , напр. : [b. I`g. In] – [`v. Iz. It]

Редукция -- изменения артикуляторных, акустических и перцептивных свойств вокалического элемента в слабой позиции. Три Редукция -- изменения артикуляторных, акустических и перцептивных свойств вокалического элемента в слабой позиции. Три типа редукции служебных слов: • количественная (сокращение безударного гласного): for [f. O. ]; to [tu. ]; be [b. I. ]; are [a. ]; her [h 3. ]; or [O. ]; your [j. O. ]; who [hu. ]. • качественная (замена безударных гласных нейтральным): for [f. J]; to [t. J]; are [J]; her [h. J]; your [j. J]; of [Jv]. • Полная редукция (сокращение количества гласного до нуля): can [kn]; shall [Sl]; could [kd]; should [Sd]; am [m]; is [z]; some [sm].

2. Система согласных. Общие черты и отличия. 15 2. Система согласных. Общие черты и отличия. 15

 • • Ядерную систему консонантизма, представляющую собой необходимую основу системы согласных любого языка, • • Ядерную систему консонантизма, представляющую собой необходимую основу системы согласных любого языка, составляют: р t k (губной, переднеязычный и заднеязычный глухие взрывные), носовые согласные [m] — [n] не менее одной щелевой (чаще всего это [s]) и один плавный, реализуемый как [r] или [l].

4. Типология образования слога. Типы слогов. Слогоделение. Словесное ударение. 4. Типология образования слога. Типы слогов. Слогоделение. Словесное ударение.

Слог — минимальная произносительная единица, реализуемая единым артикуляционным усилием. Слог —звук или сочетание звуков, Слог — минимальная произносительная единица, реализуемая единым артикуляционным усилием. Слог —звук или сочетание звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

Силлабические языки— языки, где слог соотносится с морфемой и является смыслоразличительной единицей. Несиллабические языки Силлабические языки— языки, где слог соотносится с морфемой и является смыслоразличительной единицей. Несиллабические языки – языки, где слог не совпадает с морфемой; слогоделение не связано со смыслом.

Структура слога Согласные в препозиции к вершине слога Вершина слога( гласный, сонант) Согласные в Структура слога Согласные в препозиции к вершине слога Вершина слога( гласный, сонант) Согласные в постпозиции к вершине слога

Типы слогов закрытые открытые Абсолютно закрытые Абсолютно открытые CC CVC V Неприкрытые закрытые Прикрытые Типы слогов закрытые открытые Абсолютно закрытые Абсолютно открытые CC CVC V Неприкрытые закрытые Прикрытые открытые VC CV

v. В чём заключаются типологические различия между английским и русским языками с точки зрения v. В чём заключаются типологические различия между английским и русским языками с точки зрения звуков, формирующих вершину слога? (needle, pencil; зонтик, голова) v. К каким ошибкам в русскоязычной аудитории приводит этот межъязыковой алломорфизм? v. Как отличаются русский и английский языки в зависимости от количества согласных в пост- и препозиции к вершине слога? (scrape, scream, splendid; скрип, сплести, взвод, вслух, вздрогнуть, вскружить); (lobsters, minstrels; тоскливо, подход) v. Каковы правила слогоделения в английском, русском и белорусском языках?

Типологические характеристики слоговых структур в английском и русском язках 1) Наличие в английском языке Типологические характеристики слоговых структур в английском и русском язках 1) Наличие в английском языке слоговых структур со слогообразующим сонантом; отсутствие таких типов слоговых структур в русском языке; 2) Большее скопление согласных в препозиции к вершине слога и их разнообразие в русском языке; ограниченный характер согласных в препозиции и по числу и по составу в английском языке. 3) Большее скопление согласных в постпозиции к вершине слога в английском языке при количественном ограничении согласных в этой позиции в русском языке. 4) Преобладание слогов со структурой CCVC, CVCC в русском языке и слогов со структурой CVC, CV в английском языке.

Словесное ударение (акцент) является средством объединения звуков и слогов в единицы, обладающие семантическим значением Словесное ударение (акцент) является средством объединения звуков и слогов в единицы, обладающие семантическим значением — слова. Словесное ударение – выделение различными фонетическими средствами одного из слогов в слове (большей силой, длительностью, высотой тона).

Тип ударения – устойчивая совокупность структурно-аккустических признаков, характеризующих данное ударение как суперсегментное фонологическое средство. Тип ударения – устойчивая совокупность структурно-аккустических признаков, характеризующих данное ударение как суперсегментное фонологическое средство. 1. природа ударения(силовое /динамическое, музыкальное, количественное) 2. место в слове( фиксированное / свободное, подвижное / неподвижное) 3. качество ударения( главное / второстепенное ) 4. функция ударения(словоразличительная / форморазличительная)

v. Какому языку свойственны рецессивная, ретентивная и ритмическая тенденции? В чём они заключаются? v. v. Какому языку свойственны рецессивная, ретентивная и ритмическая тенденции? В чём они заключаются? v. Какое свойство английского ударения служит источником постоянных ошибок студентов?

5. Типология просодических средств. Тон. Фразовое ударение. Ритм. Темп. 5. Типология просодических средств. Тон. Фразовое ударение. Ритм. Темп.

Интонация 1)мелодика, или различные формы движения тона в звучащем предложении; 2) различные виды ударения; Интонация 1)мелодика, или различные формы движения тона в звучащем предложении; 2) различные виды ударения; 3) паузы; 4)тембровые варианты;

Единицы типологического сопоставления на уровне интонации Синтагма -- единица измерения интонации, объединяет группу слов, Единицы типологического сопоставления на уровне интонации Синтагма -- единица измерения интонации, объединяет группу слов, имеющих единое смысловое целое, то есть представляющих собой смысловую группу. Состоит из трех компонентов: • безударной части, с которой начинается движение тона; • шкалы, составляющей основную часть синтагмы, содержащей комплекс ударных и безударных слогов, объединенных интонационным рисунком; • завершения, замыкающегося обычно, но не всегда паузой.

Типы интонации по характеру движения тона (по мелодике) Нисходящий тон Восходящий тон Ровный тон Типы интонации по характеру движения тона (по мелодике) Нисходящий тон Восходящий тон Ровный тон